Автор: Зидиханова Рида Рашитовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование
ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ
(для детей 3-4 лет)
СЕНТЯБРЬ
«Спящий котенок» (для детей 3 — 4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно
поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
.
«Мы за Шариком идем» (для детей 3-4 лет).
Игра способствующая успокоению и организации.
Ходьба змейкой, взявшись за руки.
Шарик сядет-посидит
И на вас он поглядит.
Спокойная ходьба друг за другом по кругу, в центре которого сидит игрушечная собачка.
Дети подходят к ведущему, который предлагает им поиграть: «Сегодня все будут собачками».
«Собачка прислушивается» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение внимания и сосредоточения
Собачка услышала шорох, остановилась и прислушивается.
Выразительные движения: голова слегка наклонена в сторону, взгляд сосредоточенный.
Поза: собака стоит на четвереньках, застыв в напряжении, только меняется положение головы
(наклон головы то в одну, то в другую сторону, как будто собака не может понять, откуда
слышится шорох).
«Кто пришел?» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение радости
Не пришлось собачке долго прислушиваться. Появился мальчик. Собака рада ему.
Выразительные движения: Собака подпрыгивает (стоя на двух ногах), виляет хвостом,
прижимая передние лапы к полу (стоя на четвереньках и предплечьях), взвизгивает от радости.
Мальчик тоже рад.
Выразительные движения: Мальчик улыбается, протягивает к собаке широко расставленные
руки, треплет собаку по голове, приседает к ней.
ОКТЯБРЬ
«Запомни своё место» (для детей 3-4 лет).
Игра на развитие памяти
Дети стоят в кругу или разных углах помещения. Под музыку все
разбегаются в разные стороны, с её окончанием все должны вернуться на свои
места.
«Вот так поза» (для детей 3-4 лет).
Игра на развитие памяти
Ведущий принимает
любую позу. Играющие, посмотрев на неё, должны
запомнить и затем воспроизвести её.
«Воздушный шарик» (для детей 3-4 лет).
Игра способствующая успокоению и организации.
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос,
до отказа заполни шарик воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как воздух
выходит из шарика. Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик
наполняется воздухом и становиться всё больше и больше.
«Позови ласково» (для детей 3-4 лет).
Цепь: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику
(по желанию), ласково назвав его по имени.
Этюды на расслабление мышц
«Лисичка подслушивает (для детей 3-4 лет)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и
подслушивает, о чем они говорят.
Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя
ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
«Сосулька» (для детей 3-4 лет).
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет - гвоздь упадет. (В. Селивестров)
Во время произнесения первой строчеки дети держат руки над головой, во
время второй - роняют расслабленные руки и приседают.
НОЯБРЬ
«Тише!» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на
носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к
сжатым губам, брови «идут вверх».
«Ваське стыдно» (для детей 3-4 лет)
Этюд на выражение вины и стыда.
Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её,
спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу
на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську:
«Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
«Уходи!» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Ребёнок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
«Иди ко мне» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Этюды на тренировку отдельных групп мышц:
«Спящий котёнок» (для детей 3-4 лет).
Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно
поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
«Кукушонок кланяется» (для детей 3-4 лет).
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребёнок наклоняет
корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
ДЕКАБРЬ
«Лисёнок боится» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение страха.
Лисёнок увидел на другом берегу свою маму, но он не решается войти в воду. Вода
такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на
место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно
имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
«Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения.
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о
чём они говорят.
Выразительные движения: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо),
взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт.
Поза: Нога выставлена вперёд, корпус тела слегка наклонён вперед.
«Кузнечик» (3-4 лет)
Этюд на выражение внимания, интереса и сосредоточения.
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему
подкрадываться. Только протянула руки* чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот
уже стрекочет в другом месте.
Выразительные движения: Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд» туловище
слегка наклонено вперёд, ступать на кончики пальцев.
Этюды на тренировку отдельных групп мышц:
«Шалтай-Болтай» (для детей 3-4 лет).
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне. (С.Маршак)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у
тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед.
«Сосулька» (для детей 3-4 лет).
У нас под крышей белый гвоздь висит.
Солнце взойдет - гвоздь упадет. (В. Селивестров)
Во время произнесения первой и второй строчек дети держат руки над головой, во время
третьей и четвертой - роняют расслабленные руки и приседают.
ЯНВАРЬ
«Молчок» (для детей 3-4 лет).
Воспитатель читает стихотворение А. Бродского «Новичок».
В детский сад пришел Молчок-
Очень робкий новичок.
Он сначала был не смел,
С нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык:
Словно зайка – скок да прыг.
До чего же осмелел:
Даже песенку запел.
Ребёнок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем
согласно тексту преображается в смелого: прыгает вокруг стула, поёт какую – нибудь
знакомую песенку.
«Что слышно?» (для детей 3-4 лет).
Игра на развитие внимания.
Предлагается детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просят
рассказать, что они слышали.
«Доброе животное» (для детей 3-4 лет).
Этюд на отображение положительных черт характера. Участники встают в круг и
берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы - большое, доброе животное. Давайте
послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А
теперь подышим вместе». Вдох - все делают шаг вперёд. Выдох - все делают шаг назад. Вдох -
все делают 2 шага вперёд. Выдох - все делают 2 шага назад.
Этюды на расслабление мышц
«Качели»
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес
тела перенесен на одну из ног. Тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.
«Петрушка прыгает»
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах
одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
ФЕВРАЛЬ
«Новая кукла» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение удовольствия и радости
Девочка подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружит, играет с куклой.
Звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».
«Волшебный стул» (3-4 лет).
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные
ласковые слова.
Ход: один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые
ласковые слова, комплементы. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Вкусные конфеты» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение удовольствия и радости
У девочки в руках воображаемый кулёк (коробка) с конфетами. Она протягивает его по
очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают
бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
«До свидания!» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на
палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!».
Этюды на расслабление мышц
«Спящий котёнок» (для детей 3-4 лет).
Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно
поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
«Кукушонок кланяется» (для детей 3-4 лет).
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон. Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время
этюда ребёнок наклоняет корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его,
затем выпрямляет корпус
.
МАРТ
«Тише!» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на
носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к
сжатым губам, брови «идут вверх».
«Ваське стыдно» (для детей 3-4 лет)
Этюд на выражение вины и стыда.
Жила была девочка Галя. У неё была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила её,
спать укладывала.
Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался тут кот Васька и уронил куклу
на пол.
Пришла Галя домой, увидела, что её кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську:
«Зачем ты Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське.
«Уходи!» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Ребёнок отталкивает обидчика.
Выразительные движения: Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу.
«Иди ко мне» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выразительность жеста.
Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.
Выразительные движения: Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.
Этюды на тренировку отдельных групп мышц:
«Спящий котёнок» (для детей 3-4 лет).
Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно
поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).
«Кукушонок кланяется» (для детей 3-4 лет).
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Кукушкин кукушонок
В капюшоне смешон.
Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребёнок наклоняет
корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
АПРЕЛЬ
Этюд «Жадный пес» (для детей 3-4 лет).
Коррекция настроения и отдельных черт характера
Ведущий говорит детям: "А еще бывают жадные собаки, послушайте об одной такой".
Читает стихотворение В.Квитка:
Жадный пес
Дров принес,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напек,
Спрятал в уголок
И съел сам -
Гам-гам-гам!
Дети имитируют действия, о которых говорится в стихотворении.
Ведущий говорит:
- Ой, как плохо быть жадным. А вот девочка не жадная, она принесла деткам в детский сад
конфетки.
Этюд «Вкусные конфеты» (для детей 3-4 лет).
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по
очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают
бумажки и берут конфеты в рот. По лицам детей видно, что угощение вкусное.
Мимика: Жевательные движения, улыбка.
«Лохматый нес» (для детей 3-4 лет).
Подвижная игра (с бегом).
Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед
руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стишка:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свои уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит:
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в
ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается
схватить кого-нибудь. Когда все дети разбегутся, пес опять ложится на землю, и игра
возобновляется. Играют 2-3 раза.
МАЙ
«Ласка» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение удовольствия
Мальчик сидит на стуле (или на корточках) и гладит собаку по голове.
Выразительные движения: Мальчик улыбается, а собака
прикрывает глаза от удовольствия и все ближе и ближе придвигает голову к мальчику.
Беседа «Какие бывают собаки» (для детей 3-4 лет).
Выражение отдельных качеств характера и эмоций
Ведущий говорит:
- Какая хорошая у мальчика собака, добрая, ласкается...
А какие еще бывают собаки?
Дети отвечают:
- Злые, сердитые, кусачие...
«Собака лает и хватает за пятки» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение отдельных качеств характера и эмоций Мальчик гуляет. На дороге
сидит собака. Увидев мальчика, она начинает лаять и бросаться на него, пытаясь достать до ног и
укусить.
Выразительные движения: Собака лает, припадая на передние лапы и пятясь назад.
Мальчик боится, что она его укусит, и, повернувшись к ней лицом, начинает медленно
пятиться назад, на лице у мальчика испуг, глаза большие, брови приподняты. Мальчик изредка
произносит "фу", пытаясь отогнать собаку, машет на нее рукой.
«Минута шалости» (для детей 3-4 лет).
Этюд на выражение отдельных качеств характера и эмоций
Дети предоставлены сами себе, прыгают, кружатся, танцуют и др., По сигналу ведущего
дети приступают к занятию. Сигналом может быть включение света, удар в бубен и т.д.
Психомышечная тренировка.
Этюд «Спящий щенок» (для детей 3-4 лет).
Дети исполняют роль щенят, которые лежат на коврике и засыпают. У щенка мерно
поднимается и опускается животик, изредка вздрагивают лапки. Этюд можно сопровождать
музыкой Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная)
.
Цель курса психогимнастики :
Обучение детей выразительным движениям.
Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам.
Формирование у детей моральных представлений.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Снижение эмоционального напряжения.
Тренировка психомоторных функций.
Обучение ауторелаксации.
Принципы работы
Отношение к детям, к их потребностям уважительное, доброжелательное. Не
допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность,
значимость, уникальность.
Принцип добровольности, не допускается навязывать свое мнение ребенку,
ребенок может свободно высказывать свои мысли и чувства.
Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная
эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
У детей создается на занятиях чувство безопасности дозволенности в системе
отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я»,
безопасно проявлять свои эмоции и чувства.
Структура и содержание занятий
Курс занятий рассчитан на весь учебный год, занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю.
Каждое занятие включает в себя этюды, игры, упражнения. Они коротки, разнообразны,
доступны детям по содержанию.
Занятие длится от 10 до 25 минут. Продолжительность его зависит от качества
внимания, возраста, поведения детей. Процесс проведения занятий предполагает гибкость
и творчество.
Каждое занятие строятся по определенной схеме и состоят из 3-х частей.
Литература:
1.
Е.А. Алябъева. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в
помощь психологам и педагогам. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2003.
2.
М.И. Чистякова. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение,
1990.
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Подготовила педагог-психолог
ЗИДИХАНОВА Р.Р.