Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный климат"
Раздел: дополнительное образование
Семейный климат.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут
конкретного
ответа
на
этот
вопрос:
воспитывать
строго
или
снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно
или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные
вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее
время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме
того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что
воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже
неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на
воспитании детей.
Воспитание в широком смысле этого слова - это не только
умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем,
делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно
больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние
могут
и
не
осознавать.
Несколько
слов,
которыми
машинально
перебросятся
между
собой
родители,
могут
оставить
в
ребенке
значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не
вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие
может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.
Результаты исследований показали, что между детьми, которых
воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися
более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой
разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только
ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то
более существенном.
Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже
стали
взрослыми,
когда
уже
забываются
отдельные
случаи,
происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то,
что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного
дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями,
или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для
нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная,
полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка,
на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его
последующее развитие.
Сегодня
мы
знаем,
что
характер
этой
семейной
атмосферы
определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом.
Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех,
кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера
эмоционального
тепла,
здесь
делятся
друг
с
другом
мыслями
и
переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а
пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что
говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться
и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных
переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех
и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения
всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не
очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что
важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих
переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в
котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с
помощью всех членов семьи.
Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем
отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все
время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети
подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе,
например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день
может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может
разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании
определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и
составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное,
социальное и другие виды развития ребенка.