Напоминание

"Семейный климат"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Семейный климат"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Семейный климат.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут

конкретного

ответа

на

этот

вопрос:

воспитывать

строго

или

снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно

или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные

вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее

время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме

того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что

воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже

неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на

воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова - это не только

умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем,

делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно

больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние

могут

и

не

осознавать.

Несколько

слов,

которыми

машинально

перебросятся

между

собой

родители,

могут

оставить

в

ребенке

значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не

вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие

может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых

воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися

более мягко (без наказаний) - если не брать крайние случаи - нет большой

разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только

ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то

более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже

стали

взрослыми,

когда

уже

забываются

отдельные

случаи,

происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то,

что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного

дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями,

или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для

нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная,

полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка,

на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его

последующее развитие.

Сегодня

мы

знаем,

что

характер

этой

семейной

атмосферы

определяется прежде всего тем, как члены семьи общаются друг с другом.

Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех,

кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера

эмоционального

тепла,

здесь

делятся

друг

с

другом

мыслями

и

переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а

пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что

говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться

и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных

переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех

и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения

всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не

очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что

важно - в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих

переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в

котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с

помощью всех членов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем

отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все

время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети

подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе,

например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день

может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может

разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании

определенного климата, характерного для той или иной семьи, он и

составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное,

социальное и другие виды развития ребенка.



В раздел образования