Напоминание

Статья: Коммуникативное воспитание детей в условиях детского центра.


Автор: Сахарова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: Статья
Тема: Статья: Коммуникативное воспитание детей в условиях детского центра.
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение Центр содействия

семейному воспитанию «Берег надежды» Департамента труда

и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ

«Берег надежды»).

Статья: Коммуникативное воспитание детей в условиях

детского центра.

Автор-составитель:

Сахарова Лидия Ивановна

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Москва

2020

Особенность нашего времени – плюрализм мнений. Как разобраться в таком

разнообразии различных жизненных установок? Что принять за веру, а что

отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы,

а что происходит в душе ребенка в детском центре? Поэтому ведущим

направлением моей работы является «этика и основы коммуникации».

Разными путями дети попадают в детский центр, но у всех одна примета: они

из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском центре дети имеют

хорошие условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь они

получают опыт перехода к самостоятельной жизни.

Я изучила диагностику представления детей о межличностных отношениях в

группе, представлениях о себе и о своих сверстниках. На основание ребёнком

своих отношений со сверстниками влияет опыт общения, контактность

ребёнка и уровень развития интеллекта.

Рассказы детей о себе представляют перечисление тех качеств и поступков,

за которые их хвалят окружающие, а не ценных для них. Дети, имеющие

сложность в общении и новички выбирают либо «звезд», отличающихся

физической привлекательностью, либо таких же неудачников, как они сами

или детей младшего возраста.

Среди качеств, вызывающих симпатию на первое место выходит внешность

и доброта. Дети, имеющие сложность в общении и «новички» выбирают в

качестве симпатии взрослых. Однако, таких выборов немного. Одной из

причин небольшого количества выбора взрослых в качестве симпатии может

служить отсутствие способности соотносить себя настоящего с собой

будущим.

Рассказы о симпатиях сопровождаются эмоциональным оживлением и

интересом. Среди рассказов о людях, на которых дети не хотят быть

похожими, основное количество антипатий приходится на одногруппников.

Аргументами таких отношений выступают агрессивное поведение в

отношении окружающих «дерется, обзывается», непривлекательная

внешность, неудачи в учебе.

Высокое оценивание себя является проявлением не завышенной самооценки,

а неспособности оценивать себя самостоятельно. Дети воспроизводят в своих

оценках оценки взрослого, что образно можно назвать «эффектом зеркала».

Древнегреческий философ Аристотель считал, что «труднее всего познать

самого себя».

Я проводила организацию экспериментальных ситуаций, в которых каждый

ребенок должен был осуществлять выбор по принципу предпочтения в

следующих заданиях:

1.

Подарить открытку.

2.

Выбор соседа по столу.

3.

С кем бы ты хотел дежурить

4.

Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку

5.

Как ты думаешь

- кто захочет с тобой дружить?

- подарить открытку тебе?

В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, мини-конкурсов, обсуждений,

литературных произведений, конференций, викторин, диспутов, тестовых

занятий, дети усваивают понятие «хорошо-плохо», «добро-зло», «правда-

ложь», «друг-дружба», учатся понимать значения слов, знакомятся с

правилами общения и поведения, учатся находить решения в конфликтных

ситуациях.

Использую технологии: арт-терапию, проектное обучение, коммуникативно-

диалоговое обучение в сотрудничестве (команде), учебные игры.

В завершении занятия обсуждаем с детьми процесс и итоги работы,

групповые и личностные достижения (рефлексия).

Перед воспитателем детского центра стоит социально – культурная

миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор

воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое

подтверждение в словах великого педагога В. А. Сухомлинского: «Быть

воспитателем — значит быть человековедом, значит видеть, как ребенок

познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю,

воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».



В раздел образования