Автор: Сахарова Лидия Ивановна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ «Берег надежды»
Населённый пункт: г. Москва.
Наименование материала: Статья
Тема: Статья: Коммуникативное воспитание детей в условиях детского центра.
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное учреждение Центр содействия
семейному воспитанию «Берег надежды» Департамента труда
и социальной защиты населения города Москвы (ГБУ ЦССВ
«Берег надежды»).
Статья: Коммуникативное воспитание детей в условиях
детского центра.
Автор-составитель:
Сахарова Лидия Ивановна
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Москва
2020
Особенность нашего времени – плюрализм мнений. Как разобраться в таком
разнообразии различных жизненных установок? Что принять за веру, а что
отвергнуть? Не всякий взрослый человек может найти ответ на эти вопросы,
а что происходит в душе ребенка в детском центре? Поэтому ведущим
направлением моей работы является «этика и основы коммуникации».
Разными путями дети попадают в детский центр, но у всех одна примета: они
из трудных, неблагополучных семей. В нашем детском центре дети имеют
хорошие условия для учебы, отдыха, полноценного развития. Здесь они
получают опыт перехода к самостоятельной жизни.
Я изучила диагностику представления детей о межличностных отношениях в
группе, представлениях о себе и о своих сверстниках. На основание ребёнком
своих отношений со сверстниками влияет опыт общения, контактность
ребёнка и уровень развития интеллекта.
Рассказы детей о себе представляют перечисление тех качеств и поступков,
за которые их хвалят окружающие, а не ценных для них. Дети, имеющие
сложность в общении и новички выбирают либо «звезд», отличающихся
физической привлекательностью, либо таких же неудачников, как они сами
или детей младшего возраста.
Среди качеств, вызывающих симпатию на первое место выходит внешность
и доброта. Дети, имеющие сложность в общении и «новички» выбирают в
качестве симпатии взрослых. Однако, таких выборов немного. Одной из
причин небольшого количества выбора взрослых в качестве симпатии может
служить отсутствие способности соотносить себя настоящего с собой
будущим.
Рассказы о симпатиях сопровождаются эмоциональным оживлением и
интересом. Среди рассказов о людях, на которых дети не хотят быть
похожими, основное количество антипатий приходится на одногруппников.
Аргументами таких отношений выступают агрессивное поведение в
отношении окружающих «дерется, обзывается», непривлекательная
внешность, неудачи в учебе.
Высокое оценивание себя является проявлением не завышенной самооценки,
а неспособности оценивать себя самостоятельно. Дети воспроизводят в своих
оценках оценки взрослого, что образно можно назвать «эффектом зеркала».
Древнегреческий философ Аристотель считал, что «труднее всего познать
самого себя».
Я проводила организацию экспериментальных ситуаций, в которых каждый
ребенок должен был осуществлять выбор по принципу предпочтения в
следующих заданиях:
1.
Подарить открытку.
2.
Выбор соседа по столу.
3.
С кем бы ты хотел дежурить
4.
Как ты думаешь, кто подарит тебе открытку
5.
Как ты думаешь
- кто захочет с тобой дружить?
- подарить открытку тебе?
В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, мини-конкурсов, обсуждений,
литературных произведений, конференций, викторин, диспутов, тестовых
занятий, дети усваивают понятие «хорошо-плохо», «добро-зло», «правда-
ложь», «друг-дружба», учатся понимать значения слов, знакомятся с
правилами общения и поведения, учатся находить решения в конфликтных
ситуациях.
Использую технологии: арт-терапию, проектное обучение, коммуникативно-
диалоговое обучение в сотрудничестве (команде), учебные игры.
В завершении занятия обсуждаем с детьми процесс и итоги работы,
групповые и личностные достижения (рефлексия).
Перед воспитателем детского центра стоит социально – культурная
миссия: быть человековедом, чтобы помочь сделать правильный выбор
воспитаннику сиротского учреждения. Эта задача находит свое
подтверждение в словах великого педагога В. А. Сухомлинского: «Быть
воспитателем — значит быть человековедом, значит видеть, как ребенок
познает добро и зло, облагораживать его сердце и закалять волю,
воспитывать у него доброту, чувство красоты, человечность».