Напоминание

"Методы и приёмы формирования функциональной читательской грамотности в начальной школе"


Автор: Смольянинова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №17 им.К.Нечаевой
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы формирования функциональной читательской грамотности в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Методы и способы формирования функциональной читательской

грамотности в начальной школе

Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых

значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное

место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и

работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и основной школе

невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.

Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда

придавалось немалое

значение,

задача развития читательской грамотности

является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления

требований государственного образовательного стандарта [1, c. 19].

На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без

которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно

важных задач:

осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты

разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные

тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;

учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и

Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с

текстом.

Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в

работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской

самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения

была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому.

Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки

существенно

изменились.

Потому

на

сегодняшний

день

ставится

очень

значительная задача ‒ развитие читательской компетентности учащихся [3, c. 476].

Первым

шагом

на

пути

к

развитию

читательской

компетентности,

безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено,

что

развитие

читательской

компетенции

младшего

школьника

считается

приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение

человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда

решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно

пассивным.

Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной

грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и

использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных,

так и в социуме;

Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые

развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда

учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в

ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты;

социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в

группах), учиться общаться («чувство локтя») [2].

Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания.

Использовать

на

практике

активные,

деятельностные,

личностно-

ориентированные,

формирующие

образовательные

технологии,

такие

как:

проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно

предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а

затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология

формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей

практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности;

обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный

подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение

ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений [2].

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на

всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с

любым

источником

информации.

На

уроках

можно

применять

элементы

технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких

вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие

задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки,

составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает возможность

учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что

они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для

развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям,

чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в

правильном

порядке),

создание

рисованных

диафильмов

по

прочитанному

произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные

формы деятельности учащихся.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания

гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые

технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм

урочной и внеурочной деятельности.

Список литературы

1.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения

уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова //

Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

2.

Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников.

[Электронный ресурс] / О.И. Ефимова.

3.

Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской

грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой

ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.



В раздел образования