Автор: Смольянинова Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №17 им.К.Нечаевой
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы формирования функциональной читательской грамотности в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Методы и способы формирования функциональной читательской
грамотности в начальной школе
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых
значительных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особенное
место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и
работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и основной школе
невозможно без сформированности у учащихся читательской грамотности.
Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании всегда
придавалось немалое
значение,
задача развития читательской грамотности
является новой сферой для современной школы, решающей задачи осуществления
требований государственного образовательного стандарта [1, c. 19].
На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без
которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением жизненно
важных задач:
осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты
разнообразных типов (информационного и прикладного характера, литературные
тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и
Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с
текстом.
Если систематически и целенаправленно применять методические приемы в
работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской
самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги и чтения
была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому.
Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки
существенно
изменились.
Потому
на
сегодняшний
день
ставится
очень
значительная задача ‒ развитие читательской компетентности учащихся [3, c. 476].
Первым
шагом
на
пути
к
развитию
читательской
компетентности,
безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах отмечено,
что
развитие
читательской
компетенции
младшего
школьника
считается
приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение
человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда
решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно
пассивным.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной
грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и
использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных,
так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения установленного типа, которые
развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только тогда, когда
учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в
ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты;
социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в
группах), учиться общаться («чувство локтя») [2].
Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания.
Использовать
на
практике
активные,
деятельностные,
личностно-
ориентированные,
формирующие
образовательные
технологии,
такие
как:
проблемно-диалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно
предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему урока, а
затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология
формирования правильной читательской деятельности (использовать в своей
практике учебно-методические пособия); технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный
подход (разного вида задания на уроке, а также домашнее задание); применение
ИКТ, а также технология оценивания учащимися своих достижений [2].
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на
всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с
любым
источником
информации.
На
уроках
можно
применять
элементы
технологии развития критического мышления (это составление толстых и тонких
вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации, творческие
задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки,
составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии дает возможность
учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, вспомнить, что
они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для
развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям,
чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в
правильном
порядке),
создание
рисованных
диафильмов
по
прочитанному
произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные
формы деятельности учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания
гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые
технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм
урочной и внеурочной деятельности.
Список литературы
1.
Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения
уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова //
Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.
2.
Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших школьников.
[Электронный ресурс] / О.И. Ефимова.
3.
Коконова Е.А. Внеклассное чтение: выявление уровня «читательской
грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова, Т.А. Коконова // Молодой
ученый. ‒ 2015. ‒ №14. ‒ С. 476–480.