Автор: Дьяконова Елена Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Детский сад №16
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: План работы кружка
Тема: "Опыты и эксперименты для детей 4-5 лет"
Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОКРУЖНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное е учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 16 «Золотинка»
Городского округа «Город Якутск»
Программа кружка «Опыты и эксперименты»
в средней группе «Солнышко»
на 2020-21 учебный год
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Воспитатель Дьяконова
Елена Дмитриевна
г. Якутск
2020-2021 учебный год
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»
А. Энштейн
Цель:
Научить
детей
развитию
поисково-познавательной
активности,
любознательности,
стремлению
к
самостоятельному
познанию
и
размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
1.
Расширять кругозор детей
2.
Способствовать
развитию
творческого
мышления
и
активности,
самостоятельности при проведении исследовательской деятельности.
3.
Научить устанавливать простейшие закономерности и связи в явлениях
окружающего мира.
4.
Развивать мыслительные навыки, делать выводы, искать ответы на
вопросы анализируя результат экспериментальной деятельности
5.
Развить коммуникативные навыки
6.
Воспитывать при выполнении экспериментов, соблюдать правила
техники безопасности
Режим занятий:
1 занятие в неделю, во второй половине дня, после
дневного сна.
Длительность занятия: 20 минут
Возраст детей: 4-5 лет
Ожидаемые результаты:
При проведении опыта дети делают выводы, связанные с различными
природными явлениями.
Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
Проявление самостоятельности в познании окружающего мира
Выполнение и выдвижение гипотез, подведение итогов
Проявление интереса к экспериментальной деятельности
предполагается формирование исследовательских умений, а также
самостоятельности
в
процессе
экспериментальной
деятельности,
применений знаний на практике.
Оборудование для уголка экспериментов
Для проведения опытов можно использовать следующий инвентарь:
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма:
Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
Резиновые груши разного объёма.
Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
Трубочки для коктейля.
Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка,
кристаллы марганцовки.
Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки,
ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки,
проволока.
Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
Часы песочные, механические.
Весы, безмен.
Мельницы песочные, водяные.
Прочие материалы: полиэтиленовые пакеты, зеркала, воздушные шары,
сито, свечи, нитки, очки и.т.д.
Примерная картотека тем-экспериментов, рассчитанная на среднюю группу:
Вода – 8 занятий;
Воздух – 7 занятия;
Солнечный луч – 4 занятия;
Песок – 4 занятий;
Растения – 3 занятий;
Фокусы- 5 занятий;
Учебный план
Месяц
Количество игр-занятий
Сентябрь
3
Октябрь
4
Ноябрь
4
Декабрь
3
Январь
3
Февраль
4
Март
4
Апрель
4
Май
4
Итого
33 занятий
Перспективное планирование экспериментальной
деятельности в средней группе
Месяц
Неделя
Тема
Цель
Сентябрь
1 неделя
«Мониторинг»
Анализ актуальности
кружка
2 неделя
«Мониторинг»
Диагностика, опрос
3 неделя
«Вода-жидкость»
Выявить свойства воды
Октябрь
1 неделя
«Имеет ли вода
цвет, форму и
запах?»
Дать понять что вода это
жидкость, не имеющая ни
форму, ни цвета, ни запаха
2 неделя
«Есть ли форма у
воды?»
Уточнить представления о
то, что вода постоянно
меняет форму
3 неделя
«Животворное
свойства воды»
Знать кому и зачем нужна
вода. Показать важные
свойства воды
4 неделя
«Вода может
склеивать»
Познакомить детей со
склеивающими свойствами
воды
Ноябрь
1 неделя
«Тонет - не тонет»
Дать детям представление о
плавучести предметов
2 неделя
«Фонтанчики»
Объяснить принцип работы
фонтана
3 неделя
«Набираем воду в
спринцовку»
Объяснить принцип
набирания воды в
резиновую спринцовку
4 неделя
«Почувствуй
воздух»
Обнаружить воздух в
окружающем пространстве
и выявить его свойства-
невидимость
Декабрь
1 неделя
«Воздух работает»
Дать детям представление о
том что воздух двигает
предметы
2 неделя
«Почему летит
ракета»
Познакомить детей с
принципом полета ракеты
3 неделя
«Возникновение
звука»
Создать звук при помощи
воздушного шарика
Январь
1 неделя
«Игрушка
вертушка»
Познакомить детей со
свойством ветра
2 неделя
«Ветер по морю
гуляет»
Научить детей при помощи
ветра, движению корабля
3 неделя
«Пугало»
Как люди используют ветер
для своих нужд
Февраль
1 неделя
«Свет и тень»
При помощи естественного
освещения-солнца можем
создать тень
2 неделя
«Таинственные
стекла»
Показать, что окружающие
предметы меняют цвет
3 неделя
«Знакомство с
лупой»
Познакомить детей с лупой
и ее назначением
4 неделя
«Солнечные
зайчики»
Понять причину
возникновения солнечных
зайчиков
Март
1 неделя
«Волшебное сито»
Познакомить со способом
отделением камешков от
песка
2 неделя
«Чьи следы?»
Закрепить представление о
свойствах песка, развивать
наблюдательность
3 неделя
«На каком песке
легче рисовать?»
Выявить что на поверхности
мокрого песка легче
рисовать
4 неделя
«Песчинки,
песочные часы»
Познакомить детей с
прибором для измерения
времени
Апрель
1 неделя
«Дыхание
растений»
Все живые организмы
дышат, как и человек
2 неделя
«Солнечный свет в
жизни растения»
Наблюдать за ходом
эксперимента
3 неделя
«Тепло в жизни
растений»
Наблюдать за ростом
растений
4 неделя
«Чернила из
молока»
Познакомить со свойствами
органических соединений
Май
1 неделя
«Чернила из
лимона»
Технология проявления
«невидимых чернил»
2 неделя
Фокусы, «поющий
бокал»
Появление звука «поющего
бокала»
3 неделя
«Танцующая
монетка»
Фокус со стеклянной
бутылкой
4 неделя
Итоговое занятие
«МЫ фокусники»-
подготовить нескольких
детей к выступлению
Диагностика
Определение уровня знаний об основных свойствах воды, воздуха, песка.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень: Ребенок легко определяет воду и песок. Знает некоторые
основные свойства этих объектов неживой природы. Самостоятельно их
определяет.
Средний уровень: Ребенок правильно определяет по внешнему виду песок и
воду. Правильно называет некоторые основные свойства песка, воды но
иногда допускает незначительные ошибки. Определяет эти свойства с
помощью воспитателя.
Уровень ниже среднего: Ребенок определяет песок и воду по внешнему
виду. Затрудняется назвать некоторые основные свойства этих объектов и
определить их.