Автор: Александрова Наталия Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Таскаевской СОШ
Населённый пункт: село Таскаево Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности социально-педагогической деятельности с семьёй "группы риска" "
Раздел: полное образование
Особенности
социально-педагогической
деятельности
с семьёй «группы риска»
Александрова Наталия Александровна,
социальный педагог
МКОУ Таскаевской СОШ
Старый школьный афоризм гласит: «Самое
сложное в работе с детьми – это работа с их
родителями».
В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни,
из которых вырастают потом и ветви, и цветы,
и плоды. На моральном здоровье семье строится
педагогическая мудрость школы».
Актуальность
•
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и
семья, которые подвергаются изменению, развитию.
•
Взаимодействие с семьёй группы риска обусловлено
современным состоянием семьи, следовательно и
положением детей в ней и за её пределами, так как чаще
всего в таких семьях утеряно истинно ценное
воспитательное воздействие на ребёнка.
Успешное решение задач воспитания возможно только
при условии взаимодействия семьи и школы.
Учителя жалуются на
отсутствие интереса у
родителей к школьной жизни
своих детей, порой плохое
воспитание, отсутствие
моральных ценностей,
пассивность.
Родители же в свою очередь
недовольны чрезмерными
нагрузками, равнодушием
педагогов,
взаимоотношениями в
детском коллективе
.
Цель работы:
1.
Изучить проблему семей «группы риска» и
сферу деятельности социального педагога
с данной категорией семей;
2.
Определить педагогические пути, условия,
методы, средства воспитательного
воздействия.
Семья - основанная на браке
или кровном родстве малая
группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной
моральной ответственностью
и взаимопомощью
Этапы работы с родителями.
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится
обследование родительского контингента и анализируется его
состав. Составляется социальный паспорт класса, школы.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном
положении.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных
для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на
текущий год.
4 этап - коррекционная работа с родителями.
Типология семей и работа социального педагога
Благополучные семьи успешно
справляются со своими
функциями, практически не
нуждаются в поддержке
социального педагога, так как за
счет адаптивных способностей,
которые основываются на
материальных, психологических и
других внутренних ресурсах
быстро адаптируются к нуждам
своего ребенка и успешно
решают задачи его воспитания и
развития.
Неблагополучные семьи, имея
низкий социальный статус в какой-
либо из сфер жизнедеятельности
или в нескольких одновременно, не
справляются с возложенными на
них функциями, их адаптивные
способности существенно
снижены, процесс семейного
воспитания ребенка протекает с
большими трудностями, медленно,
малорезультативно. Для данного
типа семьи необходима активная и
обычно продолжительная
поддержка социального педагога.
Семьи «группы риска»
характеризуются наличием
некоторого отклонения от норм,
не позволяющих определить их как
благополучные, например,
неполная семья, малообеспеченная
семья и пр. и снижающего
адаптивные способности этих
семей. Они справляются с
задачами воспитания ребенка с
большим напряжением своих сил,
поэтому социальному педагогу
необходимо наблюдать за
состоянием семьи, имеющимися в
ней дезадаптирующими
факторами, отслеживать
насколько они компенсированы
другими положительными
характеристиками, и в случае
необходимости предложить
своевременную помощь.
Асоциальные семьи - с которыми
взаимодействие протекает
наиболее трудоемко и состояние
которых нуждается в коренных
изменениях. В этих семьях, где
родители ведут аморальный,
противоправный образ жизни и
жилищно-бытовые условия не
отвечают элементарным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а воспитанием детей,
как правило, никто не занимается,
дети оказываются безнадзорными,
полуголодными, отстают в
развитии, становятся жертвами
насилия. Работа социального
педагога с этими семьями должна
вестись в тесном контакте с
правоохранительными органами, а
также с органами опеки и
попечительства.
Методы изучения семьи.
•
диагностика,
•
консультация, тренинг,
•
наблюдения,
•
беседа,
•
тестирование и анкетирование,
•
сочинение как метод изучения семьи,
•
метод обобщения независимых характеристик,
•
педагогическая гостиная.
Классификация семей «группы риска»
(по Иванцовой А.)
Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где
положение осложняется аморальным поведением и образом жизни
родителей;
Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые
допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с
детьми, не могут установить правильный стиль и тон
взаимоотношений;
Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод,
разлад в семье, занятость родителей, перекладывание воспитания
на плечи бабушек и дедушек
Семьи «группы риска» по М.В. Шакуровой.
Технология работы с семьёй «группы риска»
по М. А. Галагузовой
Проведение диагностики предполагает соблюдение
определённых принципов.
Широко используются в диагностике
(в сотрудничестве психологом):
Шкальные методики
Карточные методики
Проективные методики
Ассоциативные проективные
методики
Экспрессивные методики
Анализ документации.
Контент - анализ
Метод социальных биографий
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной
групповой и индивидуальной работе с семьей:
•
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости,
образовательный и социальный уровень и др.).
•
Организация диагностической работы по изучению семей.
•
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
•
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной
общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
•
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
•
Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.
•
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и
диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
•
Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с
детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
•
Объединения родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация,
клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).
•
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и
умений, подготовке старшеклассников к профессиональной жизни (курсы, кружки, клубы ).
•
Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных
традиций и др.).
Рекомендации по взаимодействию с неблагополучной семьёй
Заключение:
Семья – институт социализации ребёнка. В это ёмкое понятие вложено
очень многое: и культура, и гигиена, и профессиональная ориентация, а
главное самоутверждение, самоактуализация и собственно вся жизнь
маленького человечка.
Со сменой ценностей резко упала адаптационная и воспитательная
функция семьи.
В работе с неблагополучными семьями социальному педагогу
приходится решать массу проблем от защиты ребёнка до социальной и
правовой защиты семьи.
Деятельность с такими семьями должна строиться на индивидуальной
технологии, в качестве общей была рассмотрена технология,
включающая три этапа: профилактический, диагностический,
реабилитационный.
Существуют определённые рекомендации для работы с семьёй группы
риска.
Анализ взаимодействия и работы в семье показал, что наиболее
эффективна деятельность всех институтов, занимающихся воспитанием
ребёнка.
Итог:
Социальный педагог в своей деятельности
должен быть твёрдым, но добрым и
отзывчивым.
Используемая литература:
•
Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр
“Педагогический поиск”, 2002.
•
Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”,
1988.
•
Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения
педагогических советов”, Ижевск, 1995.
•
Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной
работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.
•
Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)
•
Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная
пресса”, 2002.
•
Материалы журнала "Справочник руководителя образовательного
учреждения".
•
Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М.
“Школьная пресса”, 2002.
Спасибо за внимание.