Напоминание

"Особенности социально-педагогической деятельности с семьёй "группы риска" "


Автор: Александрова Наталия Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКОУ Таскаевской СОШ
Населённый пункт: село Таскаево Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности социально-педагогической деятельности с семьёй "группы риска" "
Раздел: полное образование





Назад




Особенности

социально-педагогической

деятельности

с семьёй «группы риска»

Александрова Наталия Александровна,

социальный педагог

МКОУ Таскаевской СОШ

Старый школьный афоризм гласит: «Самое

сложное в работе с детьми – это работа с их

родителями».

В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни,

из которых вырастают потом и ветви, и цветы,

и плоды. На моральном здоровье семье строится

педагогическая мудрость школы».

Актуальность

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и

семья, которые подвергаются изменению, развитию.

Взаимодействие с семьёй группы риска обусловлено

современным состоянием семьи, следовательно и

положением детей в ней и за её пределами, так как чаще

всего в таких семьях утеряно истинно ценное

воспитательное воздействие на ребёнка.

Успешное решение задач воспитания возможно только

при условии взаимодействия семьи и школы.

Учителя жалуются на

отсутствие интереса у

родителей к школьной жизни

своих детей, порой плохое

воспитание, отсутствие

моральных ценностей,

пассивность.

Родители же в свою очередь

недовольны чрезмерными

нагрузками, равнодушием

педагогов,

взаимоотношениями в

детском коллективе

.

Цель работы:

1.

Изучить проблему семей «группы риска» и

сферу деятельности социального педагога

с данной категорией семей;

2.

Определить педагогические пути, условия,

методы, средства воспитательного

воздействия.

Семья - основанная на браке

или кровном родстве малая

группа, члены которой связаны

общностью быта, взаимной

моральной ответственностью

и взаимопомощью

Этапы работы с родителями.

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится

обследование родительского контингента и анализируется его

состав. Составляется социальный паспорт класса, школы.

2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном

положении.

3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных

для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на

текущий год.

4 этап - коррекционная работа с родителями.

Типология семей и работа социального педагога

Благополучные семьи успешно

справляются со своими

функциями, практически не

нуждаются в поддержке

социального педагога, так как за

счет адаптивных способностей,

которые основываются на

материальных, психологических и

других внутренних ресурсах

быстро адаптируются к нуждам

своего ребенка и успешно

решают задачи его воспитания и

развития.

Неблагополучные семьи, имея

низкий социальный статус в какой-

либо из сфер жизнедеятельности

или в нескольких одновременно, не

справляются с возложенными на

них функциями, их адаптивные

способности существенно

снижены, процесс семейного

воспитания ребенка протекает с

большими трудностями, медленно,

малорезультативно. Для данного

типа семьи необходима активная и

обычно продолжительная

поддержка социального педагога.

Семьи «группы риска»

характеризуются наличием

некоторого отклонения от норм,

не позволяющих определить их как

благополучные, например,

неполная семья, малообеспеченная

семья и пр. и снижающего

адаптивные способности этих

семей. Они справляются с

задачами воспитания ребенка с

большим напряжением своих сил,

поэтому социальному педагогу

необходимо наблюдать за

состоянием семьи, имеющимися в

ней дезадаптирующими

факторами, отслеживать

насколько они компенсированы

другими положительными

характеристиками, и в случае

необходимости предложить

своевременную помощь.

Асоциальные семьи - с которыми

взаимодействие протекает

наиболее трудоемко и состояние

которых нуждается в коренных

изменениях. В этих семьях, где

родители ведут аморальный,

противоправный образ жизни и

жилищно-бытовые условия не

отвечают элементарным

санитарно-гигиеническим

требованиям, а воспитанием детей,

как правило, никто не занимается,

дети оказываются безнадзорными,

полуголодными, отстают в

развитии, становятся жертвами

насилия. Работа социального

педагога с этими семьями должна

вестись в тесном контакте с

правоохранительными органами, а

также с органами опеки и

попечительства.

Методы изучения семьи.

диагностика,

консультация, тренинг,

наблюдения,

беседа,

тестирование и анкетирование,

сочинение как метод изучения семьи,

метод обобщения независимых характеристик,

педагогическая гостиная.

Классификация семей «группы риска»

(по Иванцовой А.)

Семья с безответственным отношением к воспитанию детей, где

положение осложняется аморальным поведением и образом жизни

родителей;

Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые

допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с

детьми, не могут установить правильный стиль и тон

взаимоотношений;

Семья, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод,

разлад в семье, занятость родителей, перекладывание воспитания

на плечи бабушек и дедушек

Семьи «группы риска» по М.В. Шакуровой.

Технология работы с семьёй «группы риска»

по М. А. Галагузовой

Проведение диагностики предполагает соблюдение

определённых принципов.

Широко используются в диагностике

(в сотрудничестве психологом):

Шкальные методики

Карточные методики

Проективные методики

Ассоциативные проективные

методики

Экспрессивные методики

Анализ документации.

Контент - анализ

Метод социальных биографий

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной

групповой и индивидуальной работе с семьей:

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости,

образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной

общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и

диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с

детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Объединения родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация,

клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и

умений, подготовке старшеклассников к профессиональной жизни (курсы, кружки, клубы ).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (уголок для родителей, музей семейных

традиций и др.).

Рекомендации по взаимодействию с неблагополучной семьёй

Заключение:

Семья – институт социализации ребёнка. В это ёмкое понятие вложено

очень многое: и культура, и гигиена, и профессиональная ориентация, а

главное самоутверждение, самоактуализация и собственно вся жизнь

маленького человечка.

Со сменой ценностей резко упала адаптационная и воспитательная

функция семьи.

В работе с неблагополучными семьями социальному педагогу

приходится решать массу проблем от защиты ребёнка до социальной и

правовой защиты семьи.

Деятельность с такими семьями должна строиться на индивидуальной

технологии, в качестве общей была рассмотрена технология,

включающая три этапа: профилактический, диагностический,

реабилитационный.

Существуют определённые рекомендации для работы с семьёй группы

риска.

Анализ взаимодействия и работы в семье показал, что наиболее

эффективна деятельность всех институтов, занимающихся воспитанием

ребёнка.

Итог:

Социальный педагог в своей деятельности

должен быть твёрдым, но добрым и

отзывчивым.

Используемая литература:

Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр

“Педагогический поиск”, 2002.

Фролов П.Т. “Школа молодого директора”, М, “Просвещение”,

1988.

Ерофеева НЮ. “Методика подготовки и проведения

педагогических советов”, Ижевск, 1995.

Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной

работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2002.

Журнал “Классный руководитель” (1997–2003 гг.)

Кузнецова ЛВ. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная

пресса”, 2002.

Материалы журнала "Справочник руководителя образовательного

учреждения".

Семенов ГС. Организация воспитательной работы в школе. М.

“Школьная пресса”, 2002.

Спасибо за внимание.



В раздел образования