Напоминание

Открытый урок "Сочинение по картине Б.Кустодиева "Масленица".


Автор: Марина Батырбековна Голобаева
Должность: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учебное заведение: ГБОУ ЦППРК
Населённый пункт: Г.ВЛАДИКАВКАЗ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок "Сочинение по картине Б.Кустодиева "Масленица".
Дата публикации: 21.11.2020
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок.

Тема:«Развитие речи. Устный рассказ по картине Б. Кустодиева

«Масленица»».

Тип урока: Урок развития речи

Цель урока: научиться высказывать свои мысли: находить и использовать

опорные слова; уметь составлять устный рассказ-описание.

Планируемые результаты.

Личностные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному

содержанию; принимать роль ученика на уровне положительного отношения

к школе.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при

необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия

в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные: строить ответ в устной форме в соответствии с заданным

вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных

признаков.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости,

формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные. Понимать, что язык – универсальное средство общения,

составлять письменное связное монологическое высказывание на заданную

тему

Задачи.

Обучающие: развить умение формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические и

умения.

Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие

внимания обучающихся; формирование УУД (личностных, регулятивных,

познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку

зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать

умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей

учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на

уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать

проблему; развитие умения групповой и парной работы.

3.Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову; создание благоприятной

атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины «Ярмарка»,

презентация, выставка изделий народных промыслов.

Средства обучения: Учебник «Русский язык» под редакцией

Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской, издание, 2013 год.

Ход урока

I.

Организационный момент. Приветствие.

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе,

Не забывай дружок!

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы совершим небольшой экскурс в историю простого

русского народа, а также рассмотрим репродукцию картины выдающегося

русского художника Б.М. Кустодиева. А результатом нашей работы станет

устный рассказ о ней.

-Послушайте песню в исполнении Ольги Салеевой и постарайтесь

догадаться, как называется картина, о которой пойдет речь. («Ярмарка»).

III.Орфографическая разминка.

Запишите в тетради дату, тему урока, эпиграф.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, устно объяснить

правописание слов с пропущенными буквами).

Снова ярмарка шумит! Люди разодетые.

Пряники с к…нфетами! Н…род собирается,

На т…вар народ гл…дит, Ярмарка открывается!

Репродукция – картина, воспроизведенная путем фотографии или

типографским способом.

IV.Сообщение о ярмарке .

-Итак, ребята, что вы знаете о ярмарке? (Ответы детей)

-Ярмарка – это торг, на который съезжаются для продажи и закупки товаров.

Это и форма народного гулянья – с выставками, увеселениями, бродячим

цирком и театром, песнями, играми, веселым торгом.

Ярмарки были, для людей, главным и центральным местом проведения

свободного времени. Ярмарки существовали не только для того, чтобы там

можно было купить нужные вещи, или что-то продать. Это еще было место

для заведения нужных знакомств, для заключения некоторых сделок. Так же,

как правило, на ярмарку, всегда надевали новые вещи, чтобы, как говорят –

«людей поглядеть да себя показать». Кроме того, на каждой деревенской

ярмарке, всегда проводились, различного рода, конкурсы, соревнования,

эстафеты. Одним словом, всегда было весело и комфортно для простых

русских людей.

Дополнят ваши представления учащиеся (Баландин В., Жертовский М.,

Дурнева Э.)

Ярмарка

Юлия Морозная

Ярмарка товарами богата,

Привезли умельцы сувениры.

От зари до самого заката

Торговали тем, что сердцу мило.

Скоморохи пели под гармошку,

Разгулялось общее веселье.

Рдели щёки новеньких матрёшек,

Дымковские дудочки свистели.

Кланяюсь талантам несомненным,

Виртуозам промыслов народных.

С давних пор объединяли земли

Наших предков искоркой духовной.

IV. Слово учителя.

Перед тем, как мы начнем рассматривать картину, я вам расскажу

некоторые факты из биографии Бориса Михайловича Кустодиева, он родился

7 марта 1878 года в городе Астрахань. Он окончил духовную семинарию. И

после этого поступил в Академию художеств в Петербурге. Его учителями

были Репин и Перов. Наиболее известны его картины: «Балаганы»,

«Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и

другие.

Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял

иллюстрации, эскизы для театральных декораций.

Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева.

-Давайте познакомимся с репродукциями картин художника.

(Демонстрация репродукций).

V. Анализ картины Б.М. Кустодиева «Ярмарка».

-Откройте ваши учебники. Цветная вклейка на стр.208

-Внимательно рассмотрите репродукцию картины.

-Какое событие изображено на этой картине?

- Кто герои картины?

-Для чего они пришли на ярмарку?

-Как одеты участники ярмарки?

-Кого изобразил художник на переднем плане?

-Чем они заняты?

-Кого еще мы видим рядом с мужчинами?

- Опишите детей на картине.

-Какая хозяйственная утварь (товары для дома) изображена на полотне?

- Для чего они могут пригодиться покупателям?

-Опишите небо. Каким вы его видите? (серое, мрачное)

-Что мы наблюдаем на дальнем плане картины?

- Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного

гулянья?

- А какие цвета избрал художник для изображения ярмарки??

-Каким настроением проникнута картина? Какие чувства она вызывает?

-А теперь давайте перечислим все, что мы увидели на картине.

-Запишем в своих черновиках в виде слов и словосочетаний.

Слова для справок:

праздничная ярмарка, торговые ряды, довольные и счастливые люди,

церковь на горе, простые русские крестьяне, праздничные одежды, новые

лапти, новые кафтаны, новые платья, красивые платки, платки с узорами,

пожилые мужчины, обсуждают цены, игрушки, сладости, любимая куколка,

грабли, вёдра, лопаты, серое, хмурое небо; облака, церковь на горе, синие

купола, восторг, восхищение, радость, праздничное веселье, игривое

настроение.

ФИЗМИНУТКА.

План:

1. М. Кустодиев – талантливый мастер изображения русских праздников,

русского быта.

2. Описание картины:

а) Ярмарка - любимое народное гулянье.

б) Одежда участников ярмарки.

в) Передний план – пожилые мужчины.

г) Дети: девочка и мальчик.

д) Женщины.

3. Настроение и чувства от просмотра картины.

VI.Составление устного сочинения по плану с помощью опорных слов.

Включение в систему знаний и повторение.

-Кто хочет попробовать рассказать свое сочинение?

-Еще кто расскажет?

Слушают сочинение своих одноклассников.

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

С каким художником познакомились?

Как называется картина?

Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?

Вывод: перед нами раздольная красота России с ее многовековыми

традициями, с самобытностью народа и обычаев, с жизнелюбием и

оптимизмом.

-Сохранилось ли это сегодня? Какие традиции существуют в вашей семье?

- Сохранилось очень многое. Это настоящее богатство. Наши вечные

ценности.

VII. Советы по написанию сочинения.

VIII. Итог урока. Слово учителя.

Я думаю, что вы сумеете передать ваши впечатления и чувства в домашнем

сочинении (запись домашнего задания).

Обращение к гостям:

Погостить у нас приятно,

Мы еще вас позовем (к гостям)

А теперь пойдемте, гости,

Чай с конфетами попьем!



В раздел образования