Напоминание

"Анализ детского объединения в системе дополнительного образования"


Автор: Чистякова Галина Порфирьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО
Населённый пункт: город Чехов Московская область
Наименование материала: методическая разработка "Анализ детского объединения в системе дополнительного образования"
Тема: "Анализ детского объединения в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

« Центр развития творчества детей и юношества»

«Анализ детского объединения в системе дополнительного образования».

Выполнила

Чистякова Галина Порфирьевна

МАОУ ДО ЦРТДиЮ

педагог дополнительного образования

Г. Чехов 2020 г.

Хореографическое искусство является важнейшим аспектом

эстетического воспитания детей.

Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются

средствами

пластических

движений

и

ритмически

четкой

и

непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец

неразрывно связан с музыкой, эмоционально – образное содержание которой

находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях,

фигурах.

Л.Б. Ермолаева – Томина отмечает, что « у детей спонтанно появляется

потребность в разных видах творчества… Они творят, как утверждают

некоторые ученые, по законам природы…» В связи с этим наша задача

использовать данный ресурс, а также

актуализировать потребность в

самовыражении, развитии.

У детей недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и

вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут

на долгое время сосредоточить внимание на музыке, не точно воспринимают

движения, плохо ориентируются в пространстве и во времени. По этому

задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка,

которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией.

Как же сделать обучение основам хореографического искусства

таким, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, ведь обучение азбуке

движения – это длительный, монотонный труд по развитию необходимых

качеств.

Как сделать, чтобы занятия хореографией не сводились к

«дрессировке» движений, а вызывали у ребенка положительные эмоции,

возбуждали интерес к занятиям танцами?

В ансамбле танца «Грация», урок хореографии – это своеобразная

игра с элементами перевоплощения в соответствии с тем или иным образом.

Отбор форм и методов работы производится с учетом вида деятельности.

Поскольку у детей - это игра то и содержание движений, упражнений и т.п.

преподносится в игровой форме. Основой являются сюжетные, ролевые,

соревновательные, дидактические игры, этюды и игровые импровизации.

Задачи: научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером

музыки, ее динамикой, выявлять образность музыки.

Основные направления развития ребенка на уроке хореографии – это

артистизм и музыкальность, ведь в конечном итоге после обучения

танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», Способный не

только четко выполнять все танцевальные движения и рисунки танца, но и

уметь ярко, выразительно проиграть и реализовать сценическую роль.

Реализуясь, ребенок всегда испытывает состояние комфорта, он счастлив в

игре. Поэтому в игровой форме нужно давать ребенку основы танцевальных

движений и вырабатывать навыки владения своим телом.

Степень

освоения

программного

материала

отслеживается

по

следующим параметрам:

- ритмичность и выразительность движений;

- ориентировка в пространстве;

- эмоциональность;

- дисциплинированность;

- умение самостоятельно выполнять поставленные педагогом задачи;

- способность к активному проявлению на выступлениях.

На занятиях используются различные формы организации занятий.

1.Разминка

состоит

из

общефизических

упражнений

.Например

разминка

под

названием

«Путешествие»

построена

на

несложных

движениях: «Цапля» - когда дети шагают высоко поднимая колени,

«Солдатики» - маршируют, А «За рулем автомобиля» - руками крутят

воображаемый руль. В «Паровозике» ребята, согнутыми в локтях руками ,

изображают двигающиеся поршни, в «Самолетике» - поднимаются на

высокие полупальцы, руки «крылья» открывают в стороны, наклоняют их то

вправо, то влево. «Речка с водопадом» - плавные движения рук, учащиеся

изображают волны, затем капельки водопада, которые падают с верху

вниз .Прыжки так же исполняются в форме игры. Например, «Лягушка

кушает комара», «Мячики», «Кузнечик» и т.д.

В разминке развиваются умения детей различать динамические

оттенки в музыке. Еще одна разминка – «Прогулка по лесу». Ребята

отправляются «гулять по лесу» и на каждую смену музыки показывают

определенный образ:

вот по лесу идет хитрая лисичка с пушистым

хвостиком, а за ней крадется страшный и зубастый серый волк, зубами щелк,

да щелк, вот увидел волк зайку белого, прыг да скок. Вот встретился зайка с

медведем большим и косолапым . А вот услышал мишка, что кто-то шуршит

в кустах, да это же маленькие ежики бегают, собирают запасы а зиму.

Полученные

навыки,

в

дальнейшем

используются

в

танцевальных

миниатюрах на показательных выступлениях.

2. Сюжетно – ролевые игры и игровые импровизации, в которых

открывается

широкий

простор

для

выдумки,

экспериментирования,

требуется

мобилизация

знаний,

самостоятельный

выбор

решения

поставленной задачи.

«День и ночь» - игра на умение начинать двигаться с началом музыки.

Играет музыка (наступает день) – дети кружатся, прыгают. Музыка затихает

(ночь) - дети замирают на месте.

«Цапля и лягушки» - игра на умение быстро реагировать. Один ребенок

из группы выбирается ведущим, цаплей, а все остальные изображают

лягушек, Пока цапля сидит в гнезде, лягушки высоко прыгают, а как только

цапля вылетает, лягушки прячутся, чтобы цапля их не съела.

«Теремок» - игра на развитие образного мышления, на умение

импровизировать: Все ребят встают на коврик, это теремок. Звучит музыка,

ведущий называет героя сказки, выходящего из теремка, а дети показывают,

как ходит тот или иной персонаж сказки.

«Волшебная палочка» - игра на умение правильно передать характер

конкретного персонажа: волшебной палочкой заколдовывают детей в разных

персонажей из сказок: лисичку, зайку, лебедя, золотую рыбку. Пока звучит

музыка, дети изображают названных персонажей. Как только музыка

смолкает, дети должны спрятаться в свой домик.

«Зима – лето» - это игра на умение детей работать с реквизитом и

распознавать музыку по темпу. Первой команде выдаются снежинки, а

второй цветочки. На медленную музыку выпадают снежинки, на быструю -

вырастают цветочки.

3.Дидактические

игры,

развивающие

умения

ориентироваться

в

пространстве, концентрацию и самоконтроль.

Для того, что бы каждый ребенок знал свое место, где он стоит на

занятиях, можно заселить его в «домик». Жители «первого этажа»,дети,

которые стоят в первой линии, жители «второго этажа», дети второй линии и

т.д. Таки образом дети учатся стоять в линии, держать интервалы, расстояния

друг между другом. Как только каждый «житель» заселен на свой «этаж»,

необходимо устроить проверку на сообразительность и внимательность, дети

разбегаются по классу и по команде педагога они должны моментально

занять свои места.

«Машинки» - ига на внимательность, ориентацию в пространстве. Дети

встают вкруг и изображают «машинки» . Пока музыка играет «машинки

ездят

по

кругу.

Ведущий

называет

цвет

светофора:

красный

останавливаются, желтый – готовятся к старту, зеленый – едут по кругу.

Музыка умолкает , машинки заезжают в гараж, определенный ведущим

заранее. Музыка начинает звучать снова – игра продолжается.

«Паровозик» - игра на умение ориентироваться в пространстве. Дети

строятся друг за другом и начинают двигаться по классу. На каждой станции

дети выполняют определенные задания. Умение двигаться друг за другом

пригодится на сцене в показательных миниатюрах.

Занимаясь с детьми в партере на ковриках, можно столкнуться с

определенной проблемой – много времени уходит на то, что бы раздать

детям коврики. Можно использовать игру «Ковер самолет». Теперь дети

«летят» на свои места на «коврах самолетах» и непременно по очереди, что

бы не попасть в аварию.

4.Кросс – комбинации различных базовых движений с перемещением

по классу, помогающие изучать основные шаги, прыжки, развивать

координацию.

Дети строятся в две колонны, и перемещаются из одной части класса в

другую, выполняют упражнения с продвижением вперед, четко соблюдая

синхронность в паре, ритм и т.д. Учитывая год обучения и уровень

танцевальной

подготовки

детей,

в

данном

разделе

урока

ставятся

определенные задачи. При начальной танцевальной подготовке учащихся в

кросс включаются не сложные базовые элементы: прыжки по первой и

второй

позициям,

«

разножка»,

«лягушка»

и

т.д.,упражнения

на

выносливость и силу- «гусеница», «мартышка», «каракатица» и т.д.

В дальнейшем упражнения усложняются, соединяются в комбинации.

«Кросс» можно исполнять и на середине зала, чтобы уметь ориентироваться

в пространстве, что необходимо танцору на сцене. Это помогает держать

центр.

5.В танцевальной части урока используются такие методы, как

наглядный показ движений, подражание, соревновательный метод.

В данном разделе урока нужно знакомить детей с различными

танцевальными миниатюрами. При начальной танцевальной подготовке за

основу берутся некоторые элементы танцевальных направлений (народный,

классический, детский эстрадный танец), позиции и положения ног и рук,

повороты, шаги, притопы. Выбирается популярный музыкальный материал,

который доступен детям, сочиняются различные танцевальные миниатюры.

Дети

учат

танцевальный

материал,

который

помогает

развивать

координацию движений, чувство ритма, пластику, актерское мастерство.

6.Заключительная часть занятия – игровые этюды, направленные на

успокоение, снижение интенсивности занятия, закрепление положительных

эмоций.

Этюд «Паучина» представляет из себя ритмическую считалочку:

Пау – паучина паутину плел,

(перебирают пальчики, большой и указательный)

Вдруг закапал дождик,

(хлопают по ладошке указательным пальчиком)

Паутину стер.

(трут друг о друга ладошки)

Выглянуло солнышко

(открывают и закрывают пальчики)

Стало припекать

(машут ручками)

Пау – паучина трудится опять.

(перебирают пальчики).

Этюд «Дождик». Детям предлагается вызвать настоящий дождик.

Вытянули одну ручку вперед ладошкой вверх, а второй ручкой хлопаем по

ладошке

одним

пальчиком,

так

начинается

дождик.

Затем

двумя

пальчиками, дождик усиливается. Дождик все сильнее – хлопаем тремя,

четырьмя, пятью пальчиками. А дождь все сильнее, настоящий ливень.

Хлопаем в ладоши. Выглянуло солнышко и прогнало тучку. Дождик

закончился.

Таким образом на уроках хореографии у детей дошкольного возраста,

сочетая игровую деятельность ребенка с разнообразием музыки, танца,

театрализации, мы достигаем яркого воплощения музыкального образа через

пластику,

мимику,

движение.

Эффективность

хореографического

образования

зависит

от

социально

эмоциональных

предпосылок,

полученных в начале обучения. Изучая на данной ступени основы

танцевального искусства, начинающий танцор не только знакомится с

разнообразием танцевальной культуры, но и , что очень важно, на данном

этапе, заинтересовывается, «зажигается танцами».Устойчивый интерес и

увлеченность

танцем

«стартовым

капиталом»

для

последующего

продвижения по выбранному образовательному маршруту.

Игра дает возможность задействовать и зрительную и слуховую и

моторную память ребенка, развивает его речь, образное мышление и

эмоциональность. Позволяет ребенку через знакомый ему образ понять и

усвоить то или иное понятие (термин). Сухой теоретический материал

приобретает эмоциональную окраску, становясь доступным и

интересным для ребенка. Игра вовлекает ребенка в учебный процесс,

превращая его из пассивного слушателя в активного участника

творческого процесса. Позволяет выразить себя, проявив свои

индивидуальные способности, развивает различные исполнительские

навыки.

Музыкально – ритмические

упражнения,

игры, способствуют

развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного

внимания, совершенствуют творческую активность.

Танцевальные занятия способствуют физическому развитию детей,

повышают жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое настроение и

благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.



В раздел образования