Автор: Чистякова Галина Порфирьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ ДО
Населённый пункт: город Чехов Московская область
Наименование материала: методическая разработка "Анализ детского объединения в системе дополнительного образования"
Тема: "Анализ детского объединения в системе дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
« Центр развития творчества детей и юношества»
«Анализ детского объединения в системе дополнительного образования».
Выполнила
Чистякова Галина Порфирьевна
МАОУ ДО ЦРТДиЮ
педагог дополнительного образования
Г. Чехов 2020 г.
Хореографическое искусство является важнейшим аспектом
эстетического воспитания детей.
Танец – вид искусства, в котором художественные образы создаются
средствами
пластических
движений
и
ритмически
четкой
и
непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец
неразрывно связан с музыкой, эмоционально – образное содержание которой
находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях,
фигурах.
Л.Б. Ермолаева – Томина отмечает, что « у детей спонтанно появляется
потребность в разных видах творчества… Они творят, как утверждают
некоторые ученые, по законам природы…» В связи с этим наша задача
использовать данный ресурс, а также
актуализировать потребность в
самовыражении, развитии.
У детей недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и
вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут
на долгое время сосредоточить внимание на музыке, не точно воспринимают
движения, плохо ориентируются в пространстве и во времени. По этому
задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка,
которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией.
Как же сделать обучение основам хореографического искусства
таким, чтобы пробудить у детей интерес к занятиям, ведь обучение азбуке
движения – это длительный, монотонный труд по развитию необходимых
качеств.
Как сделать, чтобы занятия хореографией не сводились к
«дрессировке» движений, а вызывали у ребенка положительные эмоции,
возбуждали интерес к занятиям танцами?
В ансамбле танца «Грация», урок хореографии – это своеобразная
игра с элементами перевоплощения в соответствии с тем или иным образом.
Отбор форм и методов работы производится с учетом вида деятельности.
Поскольку у детей - это игра то и содержание движений, упражнений и т.п.
преподносится в игровой форме. Основой являются сюжетные, ролевые,
соревновательные, дидактические игры, этюды и игровые импровизации.
Задачи: научить детей ритмично двигаться в соответствии с характером
музыки, ее динамикой, выявлять образность музыки.
Основные направления развития ребенка на уроке хореографии – это
артистизм и музыкальность, ведь в конечном итоге после обучения
танцевальному искусству на сцену должен выходить «артист», Способный не
только четко выполнять все танцевальные движения и рисунки танца, но и
уметь ярко, выразительно проиграть и реализовать сценическую роль.
Реализуясь, ребенок всегда испытывает состояние комфорта, он счастлив в
игре. Поэтому в игровой форме нужно давать ребенку основы танцевальных
движений и вырабатывать навыки владения своим телом.
Степень
освоения
программного
материала
отслеживается
по
следующим параметрам:
- ритмичность и выразительность движений;
- ориентировка в пространстве;
- эмоциональность;
- дисциплинированность;
- умение самостоятельно выполнять поставленные педагогом задачи;
- способность к активному проявлению на выступлениях.
На занятиях используются различные формы организации занятий.
1.Разминка
состоит
из
общефизических
упражнений
.Например
разминка
под
названием
«Путешествие»
построена
на
несложных
движениях: «Цапля» - когда дети шагают высоко поднимая колени,
«Солдатики» - маршируют, А «За рулем автомобиля» - руками крутят
воображаемый руль. В «Паровозике» ребята, согнутыми в локтях руками ,
изображают двигающиеся поршни, в «Самолетике» - поднимаются на
высокие полупальцы, руки «крылья» открывают в стороны, наклоняют их то
вправо, то влево. «Речка с водопадом» - плавные движения рук, учащиеся
изображают волны, затем капельки водопада, которые падают с верху
вниз .Прыжки так же исполняются в форме игры. Например, «Лягушка
кушает комара», «Мячики», «Кузнечик» и т.д.
В разминке развиваются умения детей различать динамические
оттенки в музыке. Еще одна разминка – «Прогулка по лесу». Ребята
отправляются «гулять по лесу» и на каждую смену музыки показывают
определенный образ:
вот по лесу идет хитрая лисичка с пушистым
хвостиком, а за ней крадется страшный и зубастый серый волк, зубами щелк,
да щелк, вот увидел волк зайку белого, прыг да скок. Вот встретился зайка с
медведем большим и косолапым . А вот услышал мишка, что кто-то шуршит
в кустах, да это же маленькие ежики бегают, собирают запасы а зиму.
Полученные
навыки,
в
дальнейшем
используются
в
танцевальных
миниатюрах на показательных выступлениях.
2. Сюжетно – ролевые игры и игровые импровизации, в которых
открывается
широкий
простор
для
выдумки,
экспериментирования,
требуется
мобилизация
знаний,
самостоятельный
выбор
решения
поставленной задачи.
«День и ночь» - игра на умение начинать двигаться с началом музыки.
Играет музыка (наступает день) – дети кружатся, прыгают. Музыка затихает
(ночь) - дети замирают на месте.
«Цапля и лягушки» - игра на умение быстро реагировать. Один ребенок
из группы выбирается ведущим, цаплей, а все остальные изображают
лягушек, Пока цапля сидит в гнезде, лягушки высоко прыгают, а как только
цапля вылетает, лягушки прячутся, чтобы цапля их не съела.
«Теремок» - игра на развитие образного мышления, на умение
импровизировать: Все ребят встают на коврик, это теремок. Звучит музыка,
ведущий называет героя сказки, выходящего из теремка, а дети показывают,
как ходит тот или иной персонаж сказки.
«Волшебная палочка» - игра на умение правильно передать характер
конкретного персонажа: волшебной палочкой заколдовывают детей в разных
персонажей из сказок: лисичку, зайку, лебедя, золотую рыбку. Пока звучит
музыка, дети изображают названных персонажей. Как только музыка
смолкает, дети должны спрятаться в свой домик.
«Зима – лето» - это игра на умение детей работать с реквизитом и
распознавать музыку по темпу. Первой команде выдаются снежинки, а
второй цветочки. На медленную музыку выпадают снежинки, на быструю -
вырастают цветочки.
3.Дидактические
игры,
развивающие
умения
ориентироваться
в
пространстве, концентрацию и самоконтроль.
Для того, что бы каждый ребенок знал свое место, где он стоит на
занятиях, можно заселить его в «домик». Жители «первого этажа»,дети,
которые стоят в первой линии, жители «второго этажа», дети второй линии и
т.д. Таки образом дети учатся стоять в линии, держать интервалы, расстояния
друг между другом. Как только каждый «житель» заселен на свой «этаж»,
необходимо устроить проверку на сообразительность и внимательность, дети
разбегаются по классу и по команде педагога они должны моментально
занять свои места.
«Машинки» - ига на внимательность, ориентацию в пространстве. Дети
встают вкруг и изображают «машинки» . Пока музыка играет «машинки
ездят
по
кругу.
Ведущий
называет
цвет
светофора:
красный
–
останавливаются, желтый – готовятся к старту, зеленый – едут по кругу.
Музыка умолкает , машинки заезжают в гараж, определенный ведущим
заранее. Музыка начинает звучать снова – игра продолжается.
«Паровозик» - игра на умение ориентироваться в пространстве. Дети
строятся друг за другом и начинают двигаться по классу. На каждой станции
дети выполняют определенные задания. Умение двигаться друг за другом
пригодится на сцене в показательных миниатюрах.
Занимаясь с детьми в партере на ковриках, можно столкнуться с
определенной проблемой – много времени уходит на то, что бы раздать
детям коврики. Можно использовать игру «Ковер самолет». Теперь дети
«летят» на свои места на «коврах самолетах» и непременно по очереди, что
бы не попасть в аварию.
4.Кросс – комбинации различных базовых движений с перемещением
по классу, помогающие изучать основные шаги, прыжки, развивать
координацию.
Дети строятся в две колонны, и перемещаются из одной части класса в
другую, выполняют упражнения с продвижением вперед, четко соблюдая
синхронность в паре, ритм и т.д. Учитывая год обучения и уровень
танцевальной
подготовки
детей,
в
данном
разделе
урока
ставятся
определенные задачи. При начальной танцевальной подготовке учащихся в
кросс включаются не сложные базовые элементы: прыжки по первой и
второй
позициям,
«
разножка»,
«лягушка»
и
т.д.,упражнения
на
выносливость и силу- «гусеница», «мартышка», «каракатица» и т.д.
В дальнейшем упражнения усложняются, соединяются в комбинации.
«Кросс» можно исполнять и на середине зала, чтобы уметь ориентироваться
в пространстве, что необходимо танцору на сцене. Это помогает держать
центр.
5.В танцевальной части урока используются такие методы, как
наглядный показ движений, подражание, соревновательный метод.
В данном разделе урока нужно знакомить детей с различными
танцевальными миниатюрами. При начальной танцевальной подготовке за
основу берутся некоторые элементы танцевальных направлений (народный,
классический, детский эстрадный танец), позиции и положения ног и рук,
повороты, шаги, притопы. Выбирается популярный музыкальный материал,
который доступен детям, сочиняются различные танцевальные миниатюры.
Дети
учат
танцевальный
материал,
который
помогает
развивать
координацию движений, чувство ритма, пластику, актерское мастерство.
6.Заключительная часть занятия – игровые этюды, направленные на
успокоение, снижение интенсивности занятия, закрепление положительных
эмоций.
Этюд «Паучина» представляет из себя ритмическую считалочку:
Пау – паучина паутину плел,
(перебирают пальчики, большой и указательный)
Вдруг закапал дождик,
(хлопают по ладошке указательным пальчиком)
Паутину стер.
(трут друг о друга ладошки)
Выглянуло солнышко
(открывают и закрывают пальчики)
Стало припекать
(машут ручками)
Пау – паучина трудится опять.
(перебирают пальчики).
Этюд «Дождик». Детям предлагается вызвать настоящий дождик.
Вытянули одну ручку вперед ладошкой вверх, а второй ручкой хлопаем по
ладошке
одним
пальчиком,
так
начинается
дождик.
Затем
двумя
пальчиками, дождик усиливается. Дождик все сильнее – хлопаем тремя,
четырьмя, пятью пальчиками. А дождь все сильнее, настоящий ливень.
Хлопаем в ладоши. Выглянуло солнышко и прогнало тучку. Дождик
закончился.
Таким образом на уроках хореографии у детей дошкольного возраста,
сочетая игровую деятельность ребенка с разнообразием музыки, танца,
театрализации, мы достигаем яркого воплощения музыкального образа через
пластику,
мимику,
движение.
Эффективность
хореографического
образования
зависит
от
социально
–
эмоциональных
предпосылок,
полученных в начале обучения. Изучая на данной ступени основы
танцевального искусства, начинающий танцор не только знакомится с
разнообразием танцевальной культуры, но и , что очень важно, на данном
этапе, заинтересовывается, «зажигается танцами».Устойчивый интерес и
увлеченность
танцем
«стартовым
капиталом»
для
последующего
продвижения по выбранному образовательному маршруту.
Игра дает возможность задействовать и зрительную и слуховую и
моторную память ребенка, развивает его речь, образное мышление и
эмоциональность. Позволяет ребенку через знакомый ему образ понять и
усвоить то или иное понятие (термин). Сухой теоретический материал
приобретает эмоциональную окраску, становясь доступным и
интересным для ребенка. Игра вовлекает ребенка в учебный процесс,
превращая его из пассивного слушателя в активного участника
творческого процесса. Позволяет выразить себя, проявив свои
индивидуальные способности, развивает различные исполнительские
навыки.
Музыкально – ритмические
упражнения,
игры, способствуют
развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного
внимания, совершенствуют творческую активность.
Танцевальные занятия способствуют физическому развитию детей,
повышают жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое настроение и
благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.