Автор: Наджарьян Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 113»
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Сценарий нравственно – экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Кубанские просторы»
Раздел: дошкольное образование
Сценарий нравственно – экологического праздника для детей
подготовительного к школе возраста «Кубанские просторы»
Использование здоровьесберегающих технологий
Автор: Наджарьян О.Ю.
Задачи приоритетной образовательной области: социально-
коммуникативное развития.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие;
познавательное развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель:
воспитывать любовь к Отечеству, родному краю посредством
ознакомления с кубанским народным творчеством и фольклором;
обогащать и закреплять знания детей об истории, быте и культуре
кубанских казаков и наших современников;
продолжать формировать экологическую культуру, стремление к
здоровому образу жизни
Предварительная работа:
воздушные шары, гирлянды из цветов, птиц, флажков по периметру
сцены;
карта Краснодарского края на центральной стене сцены;
гирлянда гелиевых шаров с голубями и эмблемами детского сада (манеж
с шарами ставится в центре сцены, в конце праздника шары запускаются под
Гимн Природе);
флагшток для поднятия флага Краснодарского края и вымпел детского
сада
Оборудование:
аудиозапись гимна кубанских казаков, песни в исполнении Кубанского
хора;
флаг Краснодарского края, вымпел детского сада;
предметы быта и народно – прикладного искусства;
кубанские костюмы
Ход праздника:
Ведущая: Весна на Кубани в самом разгаре.
1-й ребенок:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
2-й ребёнок:
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
3-й ребёнок:
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
4-й ребёнок:
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
( Михаил Пляцковский)
Ведущая: Весной укрепляются силы всех людей: тёплое солнышко радует
нас и ласкает. Люди разных стран решили сделать праздник для всей нашей
планеты именно весной в апреле и назвали его – день Земли. Земля -
огромная планета. На ней много прекрасных стран и городов. Но для каждого
человека нет роднее и красивее того места, где он родился и живёт. Мы с
вами живём на Кубани.
1-й ребёнок:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
2-й ребёнок:
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
речку смотрят удивлённо.
3-й ребёнок:
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
4-й ребёнок:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Ведущий: Мир живой природы велик и прекрасен и все мы маленькая часть
этого мира. Композиторы, поэты, художники черпают своё вдохновение в
тенистых лесах, слушая журчание ручейка, звонкоголосое пение птиц. В
дружбе с природой человек может создать много красивых и полезных вещей
для всех людей. Он может сочинить прекрасные музыкальные произведения
или стихи; вышить рушник; нарисовать картину; вылепить чашу или сплести
корзину.
1-й ребёнок:
Это край чудесный
Там, где синь небес
Золотое поле
И зеленый лес.
2-й ребёнок:
Ручеек звенящий
И весенний гром.
Это – запах хлеба.
Это – отчий дом.
(В. Нестеренко)
Ведущий: На Кубани и в нашем городе Краснодаре живёт и работает много
заслуженных людей. Они награждены орденами и медалями за свой труд.
Это люди самых разных профессий: композиторы, писатели и поэты, артисты
наших театров, художники, рабочие заводов и комбайнёры, педагоги и врачи,
учёные и военные. Низкий им поклон за доблестный труд. А сейчас мы все
вместе отправимся в путешествие на поезде «Кубанская Нива» по
бескрайним просторам родного края: увидим и узнаем много интересного и
нового из жизни наших земляков.
( Под музыку дети двигаются к первой остановке.)
1-я остановка. «Площадь ремесленников».
(Оформление: плетень, кубанская хата, крытая камышом; печка, различная
утварь; столы с товаром; карусель.)
Ведущий: Первая остановка на пути следования нашего поезда – остановка
«Площадь ремесленников». Раньше все мастеровые люди назывались
ремесленниками, то есть они владели каким-то ремеслом, например, умели
плести корзины из лозы, ткать половики; гнуть и ковать подковы;
изготавливать сбрую для лошадей; лепить посуду из глины. Когда у
ремесленников собиралось много товара, он вывозил его продавать на
ярмарку. Ярмарка – большой базар, где продают и покупают самые разные
товары. А самое главное – на ярмарке люди знакомились и веселились,
играли в игры, водили хороводы. Слово «ярмарка» созвучно со словом
«ярино», так в старину называли солнце. Поэтому ярмарка – это солнечный и
весёлый праздник! Сегодня мы с вами побываем на кубанской ярмарке.
( Звучит весёлая кубанская песня, участники двигаются на площадь.)
Казачка: Кубанская ярмарка! Это настоящий праздник. Повсюду музыка.
Кубанские песни, смех! А раз мы на ярмарке, то здесь можно купить разные
сладости, фрукты, овощи, разные товары и игрушки. На ярмарке есть
выставка, где можно увидеть старинные предметы, изготовленные
кубанскими умельцами: прялка, макитра, рушник, рубель. А ещё здесь есть
замечательные поделки, которые сделали наши дети вместе с воспитателями
и родителями.
Танец «Коробейники».
Казак: Кубань славится не только народными мастерами, но и народными
играми. Не перевелись у нас на Кубани казаки!?
( Выходят мальчики.)
«Силу, ловкость испытай, проиграл – не унывай!»
Конкурс для мальчиков «Казачок»
1. «Плетень» - прыжки через низкий плетень.
2. «Рыбак» - поймать рыбку на крючок.
3. «Дозорный» - игрок запоминает расположение предметов, в его
отсутствие предметы меняются местами, а он должен найти эти перемены
меняются, а он должен найти эти перемены.
4. «Сбей кубанку» - взрослый, подняв высоко руку с саблей, на которую
надета кубанка, предлагает казачатам подпрыгнуть и сбить её.
(Казак хвалит участников и раздаёт им медали «За ловкость», «За удаль»,
«За смекалку»)
Казачка:
На Кубани так идёт, что талантливый народ
Сам себе и жрец и на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит –
Чашей полной дом тот станет.
- Сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Как с детства не
научишься, так всю жизнь намучишься. А ну-ка девчата, выходите, свою
ловкость покажите!
Конкурс для девочек «Кубаночка»
1. «Чугунок» - кто быстрее донесёт чугунок на ухвате.
2. «Кто быстрее намотает клубок» - выходят 3 девочки, конкурс
проводится под мелодию песни «Распрягайте, хлопцы, коней».
Казачка:
Как музыка начнёт играть,
Надо ниточку в клубок мотать,
А как музыка закончит играть,
Значит, хватит вам ниточку мотать.
Понятно ли задание?
Тогда начнём соревнование.
(Казачка сравнивает клубки, хвалит за работу всех девочек.)
Девочка-победительница:
Денег не нужно, товару не нужно
Частушки хорошие спойте мне дружно.
Казачка:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Кубанские частушки.
3. «Кубанский борщ» - кто быстрее соберёт все компоненты кубанского
борща.
4. «Мак» - играющие становятся в круг, а одна садится внутри круга. Круг
поёт:
Ой, на гори мак
в долине так!
Мак мачистый, головистый,
Завивали молодици,
Молодици – головици.
Встаньте ви в ряд, спытаем за мак.
Сидящая в кругу, встаёт, её спрашивают:
- Чи посияли мак?
Она отвечает: - Посияли.
Круг спрашивает: - Поспел мак?
Сидящая девочка, сидя отвечает: - Поспел.
(Весь круг детей охватывает её и начинает трясти, причём поднимают её
несколько раз вверх и опускают вниз. Её место занимает та, которую она
поцелует.)
Казак: Быстрые да ловкие хлопцы и девчата подрастают у нас на Кубани!
Сразу видно: будут лихими казаками да казачатами! На славу удалась наша
ярмарка!
(Звучит песня «Так будьте здоровы, живите богато…»)
Ведущая: Наше путешествие по земле Кубанской продолжается следующая
станция «Казачий курень».
(Звучит кубанская песня, и все участники праздника продвигаются к
следующей станции; рассаживаются на приготовленные места по кругу.)
«Кубанские посиделки»
Ведущая:
На Кубани на завалинках в светёлках
Иль во двориках на брёвнышках каких.
Собирали задушевные посиделки
Собирали молодых и пожилых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
И водили хоровод!
(Под музыку входят хозяйка и хозяин в кубанских костюмах с хлебом, солью)
Хозяйка: Рады видеть вас у себя в хате. Здесь для вас, для гостей дорогих,
будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, старинному
посиделками называются.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Коли к нам
пришли, будьте как дома!
(Входят дети парами, тройками в русских, кубанских, адыгейских,
армянских костюмах.)
Первые: Не беспокойтесь, хозяйка, мы дома не лежим и в гостях не сидим!
Хозяйка: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдётся словечко и
местечко.
Вторые: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть, да
себя показать.
Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину честь!
Третьи: Туда голуби летают, где их привечают!
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Четвёртые: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.
Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало,
как говорится, половина дела.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому
– правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно,
всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гость: Гостям то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да и поговорим ладком.
По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.
Исполняется три песни по одному куплету (репертуар варьируется)
Мальчик: На Кубани казаки-мастера: ловко правят все дела!
Девочка: Да и девочки подстать, им не станут уступать.
Хозяйка: И то, правда! Нашу песню «Калинка-малинка» знают во всём
мире! А наш танец «Казачок» знает вся наша планета!
Танец «Казачок»
( На фоне песни «Катя-Катерина подковала мне коня» казак рассказывает о
старинном кубанском поверье)
Казак: В старину считалось, что тому человеку, который найдёт случайно
подкову, она принесёт счастье и удачу.
(Предлагает поиграть в игру «Передай подкову» - дети стоят в кругу и по
музыку передают подкову, на ком музыка останавливается, тот говорит
пословицу или поговорку о верном друге казака - коне и покидает круг.)
Казачка: (обращаясь к хозяйке и хозяину) Хорошо у вас, да пора и честь
знать! Спасибо вам хозяева за гостеприимство, за веселье! Хотим подарить
вам на удачу, и добрую память подковки, пусть принесут они счастье в дом.
(Группа детей дарят гостям и хозяевам посиделок подковки)
Ведущая: Наше путешествие ещё не окончено. Следующая остановка –
«Луговая». В конце нашего маршрута всех ждёт сюрприз! Счастливого пути!
Ведущая: Наше путешествие ещё не окончено. Следующая остановка –
«Луговая». В конце нашего маршрута всех ждёт сюрприз! Счастливого пути!
(Все участники возвращаются на спортплощадку и выстраиваются
полукругом)
1-й Ребёнок:
Кубань моя, я слышу голос твой.
Звучит в душе он песней соловьиной.
Я вижу образ яркий и живой –
Мы связаны незримой пуповиной.
2-й Ребёнок:
Ты, словно мать мне любящей рукой
Подносишь все свои дары святые.
Есть среди них закаты над рекой,
И зорьки у курганов золотые.
С.Донченко
3-й Ребёнок:
Счастливый край, весёлый край,
Кубанский край – ты наша сила!
Цвети, наш край, казачий край!
Ты – наша Родина, ты – уголок России!
Гимн природе. Запуск шаров.
Ведущая: Славится наша Кубань и угощеньем знатным! Приглашаем всех
гостей отведать кубанской кухни!