Напоминание

«Кубанские просторы»


Автор: Наджарьян Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 113»
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: Сценарий нравственно – экологического праздника для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Кубанские просторы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий нравственно – экологического праздника для детей

подготовительного к школе возраста «Кубанские просторы»

Использование здоровьесберегающих технологий

Автор: Наджарьян О.Ю.

Задачи приоритетной образовательной области: социально-

коммуникативное развития.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

познавательное развитие;

художественно – эстетическое развитие;

физическое развитие.

Цель:

воспитывать любовь к Отечеству, родному краю посредством

ознакомления с кубанским народным творчеством и фольклором;

обогащать и закреплять знания детей об истории, быте и культуре

кубанских казаков и наших современников;

продолжать формировать экологическую культуру, стремление к

здоровому образу жизни

Предварительная работа:

воздушные шары, гирлянды из цветов, птиц, флажков по периметру

сцены;

карта Краснодарского края на центральной стене сцены;

гирлянда гелиевых шаров с голубями и эмблемами детского сада (манеж

с шарами ставится в центре сцены, в конце праздника шары запускаются под

Гимн Природе);

флагшток для поднятия флага Краснодарского края и вымпел детского

сада

Оборудование:

аудиозапись гимна кубанских казаков, песни в исполнении Кубанского

хора;

флаг Краснодарского края, вымпел детского сада;

предметы быта и народно – прикладного искусства;

кубанские костюмы

Ход праздника:

Ведущая: Весна на Кубани в самом разгаре.

1-й ребенок:

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

2-й ребёнок:

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

3-й ребёнок:

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

4-й ребёнок:

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!

( Михаил Пляцковский)

Ведущая: Весной укрепляются силы всех людей: тёплое солнышко радует

нас и ласкает. Люди разных стран решили сделать праздник для всей нашей

планеты именно весной в апреле и назвали его – день Земли. Земля -

огромная планета. На ней много прекрасных стран и городов. Но для каждого

человека нет роднее и красивее того места, где он родился и живёт. Мы с

вами живём на Кубани.

1-й ребёнок:

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

2-й ребёнок:

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

речку смотрят удивлённо.

3-й ребёнок:

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

4-й ребёнок:

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

Ведущий: Мир живой природы велик и прекрасен и все мы маленькая часть

этого мира. Композиторы, поэты, художники черпают своё вдохновение в

тенистых лесах, слушая журчание ручейка, звонкоголосое пение птиц. В

дружбе с природой человек может создать много красивых и полезных вещей

для всех людей. Он может сочинить прекрасные музыкальные произведения

или стихи; вышить рушник; нарисовать картину; вылепить чашу или сплести

корзину.

1-й ребёнок:

Это край чудесный

Там, где синь небес

Золотое поле

И зеленый лес.

2-й ребёнок:

Ручеек звенящий

И весенний гром.

Это – запах хлеба.

Это – отчий дом.

(В. Нестеренко)

Ведущий: На Кубани и в нашем городе Краснодаре живёт и работает много

заслуженных людей. Они награждены орденами и медалями за свой труд.

Это люди самых разных профессий: композиторы, писатели и поэты, артисты

наших театров, художники, рабочие заводов и комбайнёры, педагоги и врачи,

учёные и военные. Низкий им поклон за доблестный труд. А сейчас мы все

вместе отправимся в путешествие на поезде «Кубанская Нива» по

бескрайним просторам родного края: увидим и узнаем много интересного и

нового из жизни наших земляков.

( Под музыку дети двигаются к первой остановке.)

1-я остановка. «Площадь ремесленников».

(Оформление: плетень, кубанская хата, крытая камышом; печка, различная

утварь; столы с товаром; карусель.)

Ведущий: Первая остановка на пути следования нашего поезда – остановка

«Площадь ремесленников». Раньше все мастеровые люди назывались

ремесленниками, то есть они владели каким-то ремеслом, например, умели

плести корзины из лозы, ткать половики; гнуть и ковать подковы;

изготавливать сбрую для лошадей; лепить посуду из глины. Когда у

ремесленников собиралось много товара, он вывозил его продавать на

ярмарку. Ярмарка – большой базар, где продают и покупают самые разные

товары. А самое главное – на ярмарке люди знакомились и веселились,

играли в игры, водили хороводы. Слово «ярмарка» созвучно со словом

«ярино», так в старину называли солнце. Поэтому ярмарка – это солнечный и

весёлый праздник! Сегодня мы с вами побываем на кубанской ярмарке.

( Звучит весёлая кубанская песня, участники двигаются на площадь.)

Казачка: Кубанская ярмарка! Это настоящий праздник. Повсюду музыка.

Кубанские песни, смех! А раз мы на ярмарке, то здесь можно купить разные

сладости, фрукты, овощи, разные товары и игрушки. На ярмарке есть

выставка, где можно увидеть старинные предметы, изготовленные

кубанскими умельцами: прялка, макитра, рушник, рубель. А ещё здесь есть

замечательные поделки, которые сделали наши дети вместе с воспитателями

и родителями.

Танец «Коробейники».

Казак: Кубань славится не только народными мастерами, но и народными

играми. Не перевелись у нас на Кубани казаки!?

( Выходят мальчики.)

«Силу, ловкость испытай, проиграл – не унывай!»

Конкурс для мальчиков «Казачок»

1. «Плетень» - прыжки через низкий плетень.

2. «Рыбак» - поймать рыбку на крючок.

3. «Дозорный» - игрок запоминает расположение предметов, в его

отсутствие предметы меняются местами, а он должен найти эти перемены

меняются, а он должен найти эти перемены.

4. «Сбей кубанку» - взрослый, подняв высоко руку с саблей, на которую

надета кубанка, предлагает казачатам подпрыгнуть и сбить её.

(Казак хвалит участников и раздаёт им медали «За ловкость», «За удаль»,

«За смекалку»)

Казачка:

На Кубани так идёт, что талантливый народ

Сам себе и жрец и на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт.

Утварь всю по дому справит –

Чашей полной дом тот станет.

- Сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц. Как с детства не

научишься, так всю жизнь намучишься. А ну-ка девчата, выходите, свою

ловкость покажите!

Конкурс для девочек «Кубаночка»

1. «Чугунок» - кто быстрее донесёт чугунок на ухвате.

2. «Кто быстрее намотает клубок» - выходят 3 девочки, конкурс

проводится под мелодию песни «Распрягайте, хлопцы, коней».

Казачка:

Как музыка начнёт играть,

Надо ниточку в клубок мотать,

А как музыка закончит играть,

Значит, хватит вам ниточку мотать.

Понятно ли задание?

Тогда начнём соревнование.

(Казачка сравнивает клубки, хвалит за работу всех девочек.)

Девочка-победительница:

Денег не нужно, товару не нужно

Частушки хорошие спойте мне дружно.

Казачка:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Кубанские частушки.

3. «Кубанский борщ» - кто быстрее соберёт все компоненты кубанского

борща.

4. «Мак» - играющие становятся в круг, а одна садится внутри круга. Круг

поёт:

Ой, на гори мак

в долине так!

Мак мачистый, головистый,

Завивали молодици,

Молодици – головици.

Встаньте ви в ряд, спытаем за мак.

Сидящая в кругу, встаёт, её спрашивают:

- Чи посияли мак?

Она отвечает: - Посияли.

Круг спрашивает: - Поспел мак?

Сидящая девочка, сидя отвечает: - Поспел.

(Весь круг детей охватывает её и начинает трясти, причём поднимают её

несколько раз вверх и опускают вниз. Её место занимает та, которую она

поцелует.)

Казак: Быстрые да ловкие хлопцы и девчата подрастают у нас на Кубани!

Сразу видно: будут лихими казаками да казачатами! На славу удалась наша

ярмарка!

(Звучит песня «Так будьте здоровы, живите богато…»)

Ведущая: Наше путешествие по земле Кубанской продолжается следующая

станция «Казачий курень».

(Звучит кубанская песня, и все участники праздника продвигаются к

следующей станции; рассаживаются на приготовленные места по кругу.)

«Кубанские посиделки»

Ведущая:

На Кубани на завалинках в светёлках

Иль во двориках на брёвнышках каких.

Собирали задушевные посиделки

Собирали молодых и пожилых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

И водили хоровод!

(Под музыку входят хозяйка и хозяин в кубанских костюмах с хлебом, солью)

Хозяйка: Рады видеть вас у себя в хате. Здесь для вас, для гостей дорогих,

будет праздник большой, праздник радости. По обычаю, старинному

посиделками называются.

Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам и радости! Коли к нам

пришли, будьте как дома!

(Входят дети парами, тройками в русских, кубанских, адыгейских,

армянских костюмах.)

Первые: Не беспокойтесь, хозяйка, мы дома не лежим и в гостях не сидим!

Хозяйка: Садитесь, пожалуйста. У нас для каждого найдётся словечко и

местечко.

Вторые: Дома сидеть, ничего не видеть. Решили на людей посмотреть, да

себя показать.

Хозяин: Проходите, гости дорогие! Гостю почёт, хозяину честь!

Третьи: Туда голуби летают, где их привечают!

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Четвёртые: Ехали мы мимо, да завернули по дыму.

Хозяин: Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало,

как говорится, половина дела.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий лад: кому – сказку, кому

– правду, кому – песенку. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно,

всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да и поговорим ладком.

По старинному обычаю за хлебом-солью всякая песня хороша.

Исполняется три песни по одному куплету (репертуар варьируется)

Мальчик: На Кубани казаки-мастера: ловко правят все дела!

Девочка: Да и девочки подстать, им не станут уступать.

Хозяйка: И то, правда! Нашу песню «Калинка-малинка» знают во всём

мире! А наш танец «Казачок» знает вся наша планета!

Танец «Казачок»

( На фоне песни «Катя-Катерина подковала мне коня» казак рассказывает о

старинном кубанском поверье)

Казак: В старину считалось, что тому человеку, который найдёт случайно

подкову, она принесёт счастье и удачу.

(Предлагает поиграть в игру «Передай подкову» - дети стоят в кругу и по

музыку передают подкову, на ком музыка останавливается, тот говорит

пословицу или поговорку о верном друге казака - коне и покидает круг.)

Казачка: (обращаясь к хозяйке и хозяину) Хорошо у вас, да пора и честь

знать! Спасибо вам хозяева за гостеприимство, за веселье! Хотим подарить

вам на удачу, и добрую память подковки, пусть принесут они счастье в дом.

(Группа детей дарят гостям и хозяевам посиделок подковки)

Ведущая: Наше путешествие ещё не окончено. Следующая остановка –

«Луговая». В конце нашего маршрута всех ждёт сюрприз! Счастливого пути!

Ведущая: Наше путешествие ещё не окончено. Следующая остановка –

«Луговая». В конце нашего маршрута всех ждёт сюрприз! Счастливого пути!

(Все участники возвращаются на спортплощадку и выстраиваются

полукругом)

1-й Ребёнок:

Кубань моя, я слышу голос твой.

Звучит в душе он песней соловьиной.

Я вижу образ яркий и живой –

Мы связаны незримой пуповиной.

2-й Ребёнок:

Ты, словно мать мне любящей рукой

Подносишь все свои дары святые.

Есть среди них закаты над рекой,

И зорьки у курганов золотые.

С.Донченко

3-й Ребёнок:

Счастливый край, весёлый край,

Кубанский край – ты наша сила!

Цвети, наш край, казачий край!

Ты – наша Родина, ты – уголок России!

Гимн природе. Запуск шаров.

Ведущая: Славится наша Кубань и угощеньем знатным! Приглашаем всех

гостей отведать кубанской кухни!



В раздел образования