Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка


Автор: Павлюченко Ольга Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: город Мариинск Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование коммуникативной компетенции на уроках

английского языка.

Павлюченко Ольга Александровна, учитель английского языка МАНОУ

«Гимназия №2»

Формирование

коммуникативной

компетенции

является

одним

из

важнейших аспектов преподавания английского языка. Компетенция в переводе с

латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён,

обладает познанием и опытом.

Коммуникативная

компетентность

это

владение

сложными

коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в

новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении,

знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения.

Если при изучении русского языка мысли и действия участников общения

понятны друг другу, то иностранный язык, в этом плане, изучать труднее, так как

не всегда учащиеся понимают друг друга. Поэтому основным принципом

коммуникативно-ориентированного обучения является речевая деятельность.

В течение всего периода обучения иностранному языку у детей

формируется коммуникативная компетенция, формировать и совершенствовать

которую следует в совокупности всех ее составляющих, а именно:

речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех

основных

видах

речевой

деятельности

(говорении,

аудировании,

чтении

и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала; развитие

навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной

специфике англоговорящих стран;

компенсаторной

компетенции -

дальнейшее

развитие

умений

выходить

из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче

иноязычной информации;

учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных

умений,

позволяющих

совершенствовать

учебную

деятельность

по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные

интересы в других областях знания.

Общение на иностранных языках включено в ряд ключевых компетенций,

необходимых сегодня каждому человеку для самореализации и развития в

стремительно меняющемся мире. Следовательно, одной из приоритетных задач

современной школы является улучшение качества преподавания иностранных

языков до уровня свободного общения на нём выпускников школ. Зачастую,

учащиеся, обладая достаточно высоким уровнем знаний иностранного языка, к

сожалению, не всегда готовы и способны применить эти знания на практике, т.е. в

устно - речевом общении. Очевидно, пришла пора обучать иностранному языку

по-новому, применяя коммуникативно - ориентированные методы и формы,

которые способствуют достижению генеральной цели языкового образования в

нашей

стране

-

формирование

поликультурной

многоязычной

личности,

способной к межкультурному общению, т.е. диалогу культур.

При обучении учащихся иноязычной речи нужно исходить из понимания

природы языка как знаковой системы, использующейся в общении. Это означает,

что овладение формальной стороной языка (фонетикой, лексикой и грамматикой)

и языковой системой должно осуществляться в целях общения и в ходе общения.

Таким образом, коммуникативно-когнитивный подход при изучении иностранных

языков становится доминирующим в обучении.

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию

такого

способа

обучения,

при

котором

осуществляется

упорядоченное,

систематизированное и взаимосоотнесённое обучение английскому языку как

средству общения.

Основными

принципами

организации

содержания

обучения

с

использованием коммуникативного метода являются:

1. Речевая направленность. Обучение иностранным языкам через общение. Это

означает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не

о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая.

Прежде всего, это касается упражнений: чем упражнение больше подобно

реальному общению, тем оно эффективнее. В речевых упражнениях происходит

плавное, дозированное и вместе с тем стремительное накопление большого

объема лексики и грамматики с немедленной реализацией; не допускается ни

одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального

общения.

2. Функциональность. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую,

грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения.

Отсюда следует, что слова нельзя усваивать в отрыве от их форм существования

(употребления).

Функциональность

предполагает,

что

как

слова,

так

и

грамматические формы усваиваются сразу в деятельности: учащийся выполняет

какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном,

спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию, в процессе чего

усваивает необходимые слова или грамматические формы.

3. Ситуативность. Принципиально важным является отбор и организация

материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют

учащихся каждого возраста.

4. Новизна. Она проявляется в различных компонентах урока. Это, прежде всего,

новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,

речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого

материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов,

форм), и разнообразие приемов работы. В этих случаях учащиеся не получают

прямых указаний к запоминанию - оно становится побочным продуктом речевой

деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

5. Личностная ориентация общения. Безликой речи не бывает, речь всегда

индивидуальна. Любой человек отличается от другого и своими природными

свойствами (способностями), и умением осуществлять учебную и речевую

деятельность, и своими характеристиками как личности: опытом (у каждого он

свой),

контекстом

деятельности

каждого

из

учащихся

свой

набор

деятельностей, которыми он занимается и которые являются основой его

взаимоотношений с другими людьми), набором определенных чувств и эмоций

(один гордится своим городом, другой - нет), своими интересами, своим статусом

(положением) в коллективе (классе). Коммуникативное обучение предполагает

учет всех этих личностных характеристик, ибо только таким путем могут быть

созданы условия общения: вызвана

6. Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при

котором ученики активно общаются друг с другом, и условием успеха каждого

являются успехи остальных.

7. Моделирование. Объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик

и не может быть усвоен в рамках школьного курса. Поэтому необходимо отобрать

тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны

и систему языка в концентрированном, модельном виде.

Как видно из вышеизложенного, технология коммуникативного обучения

английскому языку представляется наиболее эффективной. На школьном уровне

необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством

общения, что дает возможность перейти от рассмотрения английского языка как

объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной

коммуникации

требует

широкого

внедрения

прогрессивных

технологий,

позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения

обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения

задач, поставленных в рамках учебной дисциплины «Иностранный язык»

обусловлен потребностью сформировать у учащихся комплекс общекультурных

компетенций, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия

и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации, а также обеспечивать

требуемое качество обучения на всех его этапах.

Формы и технологии, используемые для обучения английскому языку,

реализуют компетентностный и личностно-деятельностный подходы, которые в

свою очередь, способствуют формированию и развитию поликультурной языковой

личности, способной осуществлять продуктивное общение с носителями других

культур; способностей учеников осуществлять различные виды деятельности,

используя

английский

язык;

готовности

учеников

к

саморазвитию

и

самообразованию, а также способствуют повышению творческого потенциала

личности к осуществлению своих профессиональных обязанностей.

1.

Игровой метод

в обучении иностранному языку применяется в качестве

самостоятельного метода для освоения определённой темы, как элемент

какого-то другого метода, а также в качестве целого урока или его части.

Фонетические

навыки

отрабатываются

в

скороговорках,

коротких

тематических

рифмовках.

Применение

игр

(фонетических,

орфографических,

грамматических,

лексических)

позволяет

сделать

скучную работу более

интересной и увлекательной для учащихся.

Самостоятельность

в

решении

речемыслительных

задач

при

индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при

групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти

характерные качества речевого умения проявляются во время проведения

игр. Основными функциями игровой деятельности в процессе обучения

являются:

обучающая,

воспитательная,

развлекательная,

коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая.

2. Метод проектов

является одним из способов активизации учащихся в

процессе обучения иностранным языкам, когда ученик самостоятельно

планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в

процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект – это комплекс

поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов

работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического

или теоретического решения значимой проблемы. Проектный метод

помогает

развивать

языковые

и

интеллектуальные

способности,

устойчивый интерес к изучению языка, потребность в самообразовании. В

конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции,

т. е. определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных

знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих

осуществлять иноязычное общение. Использую в работе разнообразные

типы проектов: творческие, информационные, практико-ориентированные и

др.

3. Работа с песней на уроках иностранного языка несёт в себе определённый

потенциал для развития социокультурной компетенции учащихся. На

основе работы с песней развиваются умения устной речи, формируются

навыки восприятия иноязычной речи на слух; создаются условия для

развития навыков пользования аутентичными музыкальными материалами,

совершенствования лингвострановедческих, социально-психологических и

культурологических знаний, формирования положительного отношения к

иностранному языку и культуре другого народа, развития представлений о

достижениях англоязычной музыкальной культуры. Необходимо также

помнить, что не только текст песни представляет интерес, но и сама

музыка, которая может создать благоприятную креативную атмосферу в

классе, стимулировать воображение учащихся.

4. Использование ИКТ в обучении иностранному языку оказывает учителю

неоценимую помощь компьютер и Интернет в подготовке и проведении

уроков. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка

аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и

проведения

интересных

и

эффективных

занятий,

учитывающих

современные тенденции развития английского языка, страноведческие

реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях

нового содержания образования. Полученная в Интернете информация

может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в

качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. С помощью

программы

Microsoft

Power

Point

можно

представлять

материалы

страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические

правила, создавать материалы для аудирования и т.д.

Мультимедийные

технологии

позволяют

создавать

и

воспроизводить

программные

продукты,

основной

характерной

чертой

которых

является

интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую среду и

взаимодействия с ней. В мультимедийных обучающих программах по английскому

языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить

ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. В своей

педагогической деятельности использую следующие обучающие программы:

Lingualeo, Resources

for

learning

English,

“Профессор Хиггинс. Английский без

акцента”.

Таким образом, необходимо отметить, что развитие коммуникативной

компетенции происходит не естественным путём, а с помощью специальных

приёмов. Все активные приёмы преследуют одну цель: оказать социально-

психологическое

воздействие

на

личность,

способствующее

развитию

и

совершенствованию её коммуникативной компетенции. Разработка уроков с

использованием вышеназванных технологий требует от учителя дополнительного

времени. Это большой, нелёгкий труд. Однако, как писал Лев Толстой, «чем легче

учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче

ученику».



В раздел образования