Автор: Осипова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 50 комбинированного вида Кировского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка на тему «Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 50 комбинированного вида
Кировского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
на тему
«Формирование знаний об окружающем мире посредством сенсорных эталонов у
детей старшего дошкольного возраста»
воспитателя Осиповой Е.А.
Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит
потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга
поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование
речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с
самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с
корой головного мозга.
Изучая предметы с помощью сенсорики, у детей развивается интерес к окружающему
миру, происходит востребованность и интерес к разным видам предметов.
При выполнении заданий используются стихотворения, из этого следует, что развивая
мелкую моторику, активно развивается речь ребенка.
Мелкая моторика в развитие речи детей решают следующие задачи:
-Повышает тонус коры головного мозга.
-Развивает речевые центры коры головного мозга.
-Стимулирует развитие речи ребенка.
-Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
-Способствует улучшению артикуляционной моторики.
-Развивает чувство ритма и координацию движений.
-Улучшает положительно-эмоциональный настрой ребенка.
Виды деятельности:
-Пальчиковые игры с предметами и без предметов
-Изобразительная деятельность
-Игры и прищепками и пуговицами
-Игры с крупными бусинами
-Игры с мелкими игрушками
-Конструкторы и строительные наборы
-Сенсорные мешочки, лабиринты
-Застегивание и расстегивание различных видов застежек
-Выкладывание из счетных палочек
-Шнуровки, мазайки
-Пирамидки
Все игры должны находиться в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на
открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем,
показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать,
соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.
Комплекс дидактических игр на сенсорное развитие используемых для детей старшего
дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Времена года и краски»
Цель: сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени
года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).
Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и
зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-
краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени
года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав
каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого
цвета).
Дидактическая игра «Говорящие цвета»
Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок».
Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.
Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название
которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –
розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести
карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся
эти «говорящие» оттенки.
Дидактическая игра «Ягоды поспели»
Цель игры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному,
по образцу и без него.
Ход игры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с
последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении
разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к
темным по образцу, а далее без него.
Дидактическая игра «Воздушные шары»
Цель игры: продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с
природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их
последовательность.
Ход игры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи
воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары.
Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной
спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку
(Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и
первые буквы соответствуют цвету радуги.