Автор: Антипова Зоя Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ,,Чистиковская школа"
Населённый пункт: Руднянского района Смоленской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Курс по предпрофильной подготовке ,,Мой выбор",9 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистиковская школа»
Рассмотрена Утверждаю __________
на заседании педагогического директор МБОУ «Чистиковская
совета школы протокол №____ школа» В.В.Гнатенко
от _________20____г. приказ № ___от______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предпрофильной подготовке
,,Мой выбор'' 9 класса
основного общего образования
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ :
В ГОД (17ч.);
В НЕДЕЛЮ (1ч.).
Учитель: Антипова Зоя Викторовна
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ:
1.
ФГОС СОО
2.
Программы основного общего образования по
направлению ,,Технология. Обслуживающий труд''. М:,,Вентана-Граф’’,
2014г
ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ: Технология. 9 класс :учеб. для учащихся
общеобразоват. учреждений / А.Н. Богатырев, О.П. Очинин , П.С.
Самородский и др.( М:,,Вентана- Граф'',2014г. )
1. Планируемые результаты изучения курса по предпрофильной подготовке ,
Мой выбор'' в 9 классе
ЛИЧНОСТНЫЕ,
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Изучение курса ,, Мой выбор’’ в 9 классе направлено на достижение
обучающимися
личностных,
метапредметных
(регулятивных,
познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Личностные результаты:
Ученик получит возможность:
·
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии;
·
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
·
использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
·
анализировать информацию о профессиях по общим признакам
профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в
условиях рынка;
·
пользоваться
сведениями
о
путях
получения
профессионального
образования.
Метапредметные результаты:
Ученик получит возможность:
·
развивать самостоятельность;
·
оценивать собственные возможности, способствующие овладению
учащимися умениями;
·
получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию;
·
систематизировать, анализировать полученные данные; осваивать способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности необходимые
для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
Предметные результаты:
Ученик получит возможность:
·
познакомиться с понятиями: психологические особенности личности;
самооценка; самоопределение; темперамент; интеллектуальные способности;
стиль общения;
·
использовать свои интересы, мотивы и ценности профессионального
труда, а так же психофизиологические и психологические ресурсы личности
в выборе профессии;
·
самостоятельно оценивать свои профессиональные интересы и склонности,
способности;
·
познакомиться с классификацией профессий; карьеры, видами карьеры;
·
понять значение профессионального самоопределения, требования к
составлению личного профессионального плана;
·
углубить и развить представления о смысле и значении труда в жизни
человека и общества.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационный блок
1.Введение в изучаемый курс ,, Мой выбор”
Цели, задачи, принципы курса,, Мой выбор”. Правила техники безопасности.
Обучающийся
должен
знать
(понимать):
цели,
задачи,
принципы,
направления курса ,,Мой выбор” , правила техники безопасности.
2. Мир профессионального труда
Многообразие мира профессий.
Обучающийся должен знать: виды потребностей ( материальные и духовные
);
виды
профессий
(
массовые,
рeдкие,
свободные
);
понятия:
профессия ,специальность, должность.
Обучающийся должен иметь представление: о смысле и значении труда в
жизни человека и общества.
Обучающийся
должен
уметь:
определять
вид
профессии;
отличать
профессию, специальность, должность.
3. Анализ профессий
Классификация
профессий.
Предмет
труда
в
профессиональной
деятельности.
Цели
профессионального
труда.
Средства
труда
в
профессиональной деятельности. Условия труда
в профессиональной
деятельности. Знакомство с содержанием профессий.
Обучающийся должен знать: разделение профессий по предмету труда на 5
типов: человек - человек, человек – техника ,человек - природа ,человек -
знаковая система ,человек - художественный образ; разделение профессий
по цели труда: гностические, преобразующие и изыскательные; разделение
профессий
по
средствам
труда:
ручные,
механизированные,
автоматизированные, функциональные; разделение профессий по условиям
труда:
на открытом воздуxе,
в условиях бытового микроклимата, в
необычных
условиях,
с
повышенной
моральной
ответственностью;
содержание профессий.
Обучающийся должен иметь представление:
о понятиях: предмет труда,
цели труда, средства труда, условия труда, о содержании профессий; о
влиянии здоровья на успех в профессии.
Обучающийся должен уметь: анализировать профессии по предмету, цели,
средствам и условиям труда.
4. Путь к самопознанию. Образ ,,Я” и профессия
Основы профессионального самоопределения. Профессиональная карьера
и здоровье. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.
Ошибки и затруднения при выборе профессии. Профессиональные и
жизненные планы. Пути получения профессии. Образовательная карта
города Смоленска.
Обучающийся должен знать: что необходимо учитывать при составлении
профессионального плана; типичные ошибки при выборе профессии.
Обучающийся должен иметь представление:
об учебных заведениях
начального среднего и высшего профессионального образования
г.
Рудня ,Смоленска.
Обучающийся должен уметь: соотносить свои индивидуальные особенности
с требованиями конкретной профессии; уметь пользоваться сведениями о
путях
получения
профессионального
образования;
пользоваться
образовательной картой города.
Блок психологического сопровождения выбора профессии и дальнейшего
образовательного маршрута
1. Знакомство с самим собой
Мотив выбора профессии. Профессиональная пригодность. Роль
темперамента
и
характера
в
профессиональном
самоопределении.
Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.
Интересы, склонности, способности личности при выборе профессии.
Исследование интересов и склонностей с помощью анкет ориентации.
Исследование
способностей
(тест).
Обучающийся
должен
знать:
определение понятий: мотивы, профессиональная пригодность, темперамент,
характер, ощущение, восприятие, представление, воображение, память,
внимание,
мышление,
интересы,
склонности,
способности;
ведущие
интересы;
Обучающийся
должен
иметь
представление:
о
своих
возможностях и ограничениях; о своем ,,Я”.
Обучающийся
должен
уметь:
выполнять
инструкции
в
ходе
активизирующих
профессионально-ориентационных
методов
и
психологической диагностики.
2.Стратегия выбора
Кем и каким я хочу и могу быть.
Обучающийся должен знать: из чего складывается выбор человека;
необходимые шаги для принятия решений; слагаемые выбора профессии.
Обучающийся должен иметь представление: o рациональном и интуитивном
факторе при выборе; о путях принятия решений; собственных ресурсах и
ресурсах со стороны при принятии решений.
Обучающийся
должен
уметь:
ставить
профессиональную
и
образовательную цель, разрабатывать пути ее достижения, определять
приоритетные цели и задачи.
3. На пути к образованному человеку
.Мой профессиональный выбор.( Профессиограмма .Защита своего выбора).
Определение реальных путей получения дальнейшего образования при
выборе профессии.)
Обучающийся должен знать :пути получения образования по выбранной
профессии;
Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего
выбора или мнения.
Обучающийся должен уметь: составлять профессиограмму и ее защитить.
Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е
№
п/п
Тема
Кол-
во
часов
И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й Б Л О К
9
1.
Введение в изучаемый курс ,, Мой выбор”
0,5
2.
Многообразие мира профессий
0.5
3.
Анализ профессий
2
4.
Путь к самопознанию. Образ,, Я” и профессия
6
Б Л О К П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Г О С О П Р О В О Ж
– Д Е Н И Я В Ы Б О Р А П Р О Ф Е С С И И И Д А Л Ь-
Н Е Й Ш Е Г О О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О М А Р Ш -
Р У Т А
8
1.
Знакомство с самим собой
6
2.
Стратегия выбора
1
3.
На пути к образованному человеку
1
И Т О Г О 17
Календарно- тематическое планирование учебного материала курса
предпрофильной подготовки ,,Мой выбор ‘’ для 9 класса
№
урок
а
Тема урока
Виды деятельности
Дата
ф
п
1
Введение в
изучаемый курс,,
Мой выбор”.
Многообразие
мира профессий
Знакомство с предметом: цели ,задачи,
принципы, направления курса,, Мой
выбор''.
Понятия: ,,профессия’’, ,,специальность’’,
,,должность’’ .
2
Классификация
профессий.
Предмет труда и
профессиональная
деятельность. Цели
профессиональног
о труда
Рассмотреть классификацию профессий
по Е.А. Климову.
Разделение профессий по предмету труда
на 5 типов; по цели труда на 3 класса.
3
Средства труда ,
условия труда в
профессиональной
деятельности.
Разделение профессий по средствам труда
на 4 отдела; по условиям труда на 4
группы, Пр. р. :Заполнение кроссвордов.
4
Основы
профессиональног
о
самоопределения.
Формула профессии Ситуация выбора
профессии. Пр.р.: Определить формулу
профессий
5
Ошибки и
затруднения при
выборе профессии.
Правила выбора профессии. Составления
памятки последовательности выбора
профессии.
6
Пути получения
профессии.
Образовательная
карта города
Смоленска.
Рассмотреть уровни подготовки.
Учебные заведения начального, среднего.
высшего профессионального образования
г Смоленска.
7
Профессиональная
карьера и здоровье
Уметь соотносить свои индивидуальные
особенности с требованиями конкретной
профессии. Медицинские показания и
противопоказания. Пр.р.: Составить план
физической подготовки к предполагаемой
профессии.
8
Профессиональные
и жизненные
планы
Рассмотреть схему личного
профессионального плана. Пр.р.;
Составление собственного плана
9
Внутренний мир
человека и
профессиональное
Знакомство с
понятиями:,,самосознание’’,,,самооценка’
’ . Образ ,,Я’’Пр.р. Определение уровня
самоопределение.
своей самооценки.
10
Мотив выбора
профессии.
Рассмотреть виды мотивов, их
характеристику .Анкета мотивов выбора
профессии.
11
Профессиональная
пригодность.
Рассмотреть степени пригодности.
12
Роль темперамента
и характера в
профессиональном
самоопределении.
Понятия ,,темперамент' ,' ,,характер. Типы
темперамента. Пр.р.: Определить , к
какому типу темперамента относитесь вы.
Тест, который поможет вам определить
основные черты своего характера.
13
Психические
процессы, важные
для
профессиональног
о
самоопределения.
Рассмотреть понятия :,,ощущение и
восприятие, представление,
воображение ,память, внимание,
мышление’’.
14
Интересы,
склонности,
способности
личности при
выборе профессии.
Сущность понятий: интересы, склонность
способности. Ведущие свойства
специальных способностей( по Е,А,
Климову)
15
Профессиограмма
и психограмма
профессии.
Рассмотреть понятия: профессиограмма и
психограмма . Схема профессиограммы.
ПР.р.: Составление профессиограммы
интересуемой профессии.
16
Профессиональная
проба:Кем и каким
я могу быть
Пр.р.: Оформление поекта ,,Мой выбор’’
17
Защита своего
проекта
Презентации, доклады.
Итого
17ч.