Напоминание

Курс по предпрофильной подготовке ,,Мой выбор",9 класс


Автор: Антипова Зоя Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ ,,Чистиковская школа"
Населённый пункт: Руднянского района Смоленской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Курс по предпрофильной подготовке ,,Мой выбор",9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистиковская школа»

Рассмотрена Утверждаю __________

на заседании педагогического директор МБОУ «Чистиковская

совета школы протокол №____ школа» В.В.Гнатенко

от _________20____г. приказ № ___от______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предпрофильной подготовке

,,Мой выбор'' 9 класса

основного общего образования

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ :

В ГОД (17ч.);

В НЕДЕЛЮ (1ч.).

Учитель: Антипова Зоя Викторовна

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВАНИИ:

1.

ФГОС СОО

2.

Программы основного общего образования по

направлению ,,Технология. Обслуживающий труд''. М:,,Вентана-Граф’’,

2014г

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ: Технология. 9 класс :учеб. для учащихся

общеобразоват. учреждений / А.Н. Богатырев, О.П. Очинин , П.С.

Самородский и др.( М:,,Вентана- Граф'',2014г. )

1. Планируемые результаты изучения курса по предпрофильной подготовке ,

Мой выбор'' в 9 классе

ЛИЧНОСТНЫЕ,

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ,

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса ,, Мой выбор’’ в 9 классе направлено на достижение

обучающимися

личностных,

метапредметных

(регулятивных,

познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

Ученик получит возможность:

·

соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной

профессии;

·

составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

·

использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой

деятельности;

·

анализировать информацию о профессиях по общим признакам

профессиональной

деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в

условиях рынка;

·

пользоваться

сведениями

о

путях

получения

профессионального

образования.

Метапредметные результаты:

Ученик получит возможность:

·

развивать самостоятельность;

·

оценивать собственные возможности, способствующие овладению

учащимися умениями;

·

получать из разнообразных источников и критически осмысливать

социальную информацию;

·

систематизировать, анализировать полученные данные; осваивать способы

познавательной, коммуникативной, практической деятельности необходимые

для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты:

Ученик получит возможность:

·

познакомиться с понятиями: психологические особенности личности;

самооценка; самоопределение; темперамент; интеллектуальные способности;

стиль общения;

·

использовать свои интересы, мотивы и ценности профессионального

труда, а так же психофизиологические и психологические ресурсы личности

в выборе профессии;

·

самостоятельно оценивать свои профессиональные интересы и склонности,

способности;

·

познакомиться с классификацией профессий; карьеры, видами карьеры;

·

понять значение профессионального самоопределения, требования к

составлению личного профессионального плана;

·

углубить и развить представления о смысле и значении труда в жизни

человека и общества.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Информационный блок

1.Введение в изучаемый курс ,, Мой выбор”

Цели, задачи, принципы курса,, Мой выбор”. Правила техники безопасности.

Обучающийся

должен

знать

(понимать):

цели,

задачи,

принципы,

направления курса ,,Мой выбор” , правила техники безопасности.

2. Мир профессионального труда

Многообразие мира профессий.

Обучающийся должен знать: виды потребностей ( материальные и духовные

);

виды

профессий

(

массовые,

рeдкие,

свободные

);

понятия:

профессия ,специальность, должность.

Обучающийся должен иметь представление: о смысле и значении труда в

жизни человека и общества.

Обучающийся

должен

уметь:

определять

вид

профессии;

отличать

профессию, специальность, должность.

3. Анализ профессий

Классификация

профессий.

Предмет

труда

в

профессиональной

деятельности.

Цели

профессионального

труда.

Средства

труда

в

профессиональной деятельности. Условия труда

в профессиональной

деятельности. Знакомство с содержанием профессий.

Обучающийся должен знать: разделение профессий по предмету труда на 5

типов: человек - человек, человек – техника ,человек - природа ,человек -

знаковая система ,человек - художественный образ; разделение профессий

по цели труда: гностические, преобразующие и изыскательные; разделение

профессий

по

средствам

труда:

ручные,

механизированные,

автоматизированные, функциональные; разделение профессий по условиям

труда:

на открытом воздуxе,

в условиях бытового микроклимата, в

необычных

условиях,

с

повышенной

моральной

ответственностью;

содержание профессий.

Обучающийся должен иметь представление:

о понятиях: предмет труда,

цели труда, средства труда, условия труда, о содержании профессий; о

влиянии здоровья на успех в профессии.

Обучающийся должен уметь: анализировать профессии по предмету, цели,

средствам и условиям труда.

4. Путь к самопознанию. Образ ,,Я” и профессия

Основы профессионального самоопределения. Профессиональная карьера

и здоровье. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение.

Ошибки и затруднения при выборе профессии. Профессиональные и

жизненные планы. Пути получения профессии. Образовательная карта

города Смоленска.

Обучающийся должен знать: что необходимо учитывать при составлении

профессионального плана; типичные ошибки при выборе профессии.

Обучающийся должен иметь представление:

об учебных заведениях

начального среднего и высшего профессионального образования

г.

Рудня ,Смоленска.

Обучающийся должен уметь: соотносить свои индивидуальные особенности

с требованиями конкретной профессии; уметь пользоваться сведениями о

путях

получения

профессионального

образования;

пользоваться

образовательной картой города.

Блок психологического сопровождения выбора профессии и дальнейшего

образовательного маршрута

1. Знакомство с самим собой

Мотив выбора профессии. Профессиональная пригодность. Роль

темперамента

и

характера

в

профессиональном

самоопределении.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

Интересы, склонности, способности личности при выборе профессии.

Исследование интересов и склонностей с помощью анкет ориентации.

Исследование

способностей

(тест).

Обучающийся

должен

знать:

определение понятий: мотивы, профессиональная пригодность, темперамент,

характер, ощущение, восприятие, представление, воображение, память,

внимание,

мышление,

интересы,

склонности,

способности;

ведущие

интересы;

Обучающийся

должен

иметь

представление:

о

своих

возможностях и ограничениях; о своем ,,Я”.

Обучающийся

должен

уметь:

выполнять

инструкции

в

ходе

активизирующих

профессионально-ориентационных

методов

и

психологической диагностики.

2.Стратегия выбора

Кем и каким я хочу и могу быть.

Обучающийся должен знать: из чего складывается выбор человека;

необходимые шаги для принятия решений; слагаемые выбора профессии.

Обучающийся должен иметь представление: o рациональном и интуитивном

факторе при выборе; о путях принятия решений; собственных ресурсах и

ресурсах со стороны при принятии решений.

Обучающийся

должен

уметь:

ставить

профессиональную

и

образовательную цель, разрабатывать пути ее достижения, определять

приоритетные цели и задачи.

3. На пути к образованному человеку

.Мой профессиональный выбор.( Профессиограмма .Защита своего выбора).

Определение реальных путей получения дальнейшего образования при

выборе профессии.)

Обучающийся должен знать :пути получения образования по выбранной

профессии;

Обучающийся должен иметь представление: о принципах защиты своего

выбора или мнения.

Обучающийся должен уметь: составлять профессиограмму и ее защитить.

Т Е М А Т И Ч Е С К О Е П Л А Н И Р О В А Н И Е

п/п

Тема

Кол-

во

часов

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н Ы Й Б Л О К

9

1.

Введение в изучаемый курс ,, Мой выбор”

0,5

2.

Многообразие мира профессий

0.5

3.

Анализ профессий

2

4.

Путь к самопознанию. Образ,, Я” и профессия

6

Б Л О К П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Г О С О П Р О В О Ж

– Д Е Н И Я В Ы Б О Р А П Р О Ф Е С С И И И Д А Л Ь-

Н Е Й Ш Е Г О О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Г О М А Р Ш -

Р У Т А

8

1.

Знакомство с самим собой

6

2.

Стратегия выбора

1

3.

На пути к образованному человеку

1

И Т О Г О 17

Календарно- тематическое планирование учебного материала курса

предпрофильной подготовки ,,Мой выбор ‘’ для 9 класса

урок

а

Тема урока

Виды деятельности

Дата

ф

п

1

Введение в

изучаемый курс,,

Мой выбор”.

Многообразие

мира профессий

Знакомство с предметом: цели ,задачи,

принципы, направления курса,, Мой

выбор''.

Понятия: ,,профессия’’, ,,специальность’’,

,,должность’’ .

2

Классификация

профессий.

Предмет труда и

профессиональная

деятельность. Цели

профессиональног

о труда

Рассмотреть классификацию профессий

по Е.А. Климову.

Разделение профессий по предмету труда

на 5 типов; по цели труда на 3 класса.

3

Средства труда ,

условия труда в

профессиональной

деятельности.

Разделение профессий по средствам труда

на 4 отдела; по условиям труда на 4

группы, Пр. р. :Заполнение кроссвордов.

4

Основы

профессиональног

о

самоопределения.

Формула профессии Ситуация выбора

профессии. Пр.р.: Определить формулу

профессий

5

Ошибки и

затруднения при

выборе профессии.

Правила выбора профессии. Составления

памятки последовательности выбора

профессии.

6

Пути получения

профессии.

Образовательная

карта города

Смоленска.

Рассмотреть уровни подготовки.

Учебные заведения начального, среднего.

высшего профессионального образования

г Смоленска.

7

Профессиональная

карьера и здоровье

Уметь соотносить свои индивидуальные

особенности с требованиями конкретной

профессии. Медицинские показания и

противопоказания. Пр.р.: Составить план

физической подготовки к предполагаемой

профессии.

8

Профессиональные

и жизненные

планы

Рассмотреть схему личного

профессионального плана. Пр.р.;

Составление собственного плана

9

Внутренний мир

человека и

профессиональное

Знакомство с

понятиями:,,самосознание’’,,,самооценка’

’ . Образ ,,Я’’Пр.р. Определение уровня

самоопределение.

своей самооценки.

10

Мотив выбора

профессии.

Рассмотреть виды мотивов, их

характеристику .Анкета мотивов выбора

профессии.

11

Профессиональная

пригодность.

Рассмотреть степени пригодности.

12

Роль темперамента

и характера в

профессиональном

самоопределении.

Понятия ,,темперамент' ,' ,,характер. Типы

темперамента. Пр.р.: Определить , к

какому типу темперамента относитесь вы.

Тест, который поможет вам определить

основные черты своего характера.

13

Психические

процессы, важные

для

профессиональног

о

самоопределения.

Рассмотреть понятия :,,ощущение и

восприятие, представление,

воображение ,память, внимание,

мышление’’.

14

Интересы,

склонности,

способности

личности при

выборе профессии.

Сущность понятий: интересы, склонность

способности. Ведущие свойства

специальных способностей( по Е,А,

Климову)

15

Профессиограмма

и психограмма

профессии.

Рассмотреть понятия: профессиограмма и

психограмма . Схема профессиограммы.

ПР.р.: Составление профессиограммы

интересуемой профессии.

16

Профессиональная

проба:Кем и каким

я могу быть

Пр.р.: Оформление поекта ,,Мой выбор’’

17

Защита своего

проекта

Презентации, доклады.

Итого

17ч.



В раздел образования