Автор: Гризун Анна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Трудовое воспитание дошкольников среднего возраста"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы :
«Трудовое воспитание дошкольников среднего возраста»
Подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад№17»
Гризун Анна Александровна
Работая по теме
«
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду
»,
хочу поделиться накопленным опытом.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.
А.С. Макаренко - Основой является именно труд. Но что такое труд - это
совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает
маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но
воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим,
потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить
радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд
это проявление людей друг о друге.
Именно в дошкольном возрасте следует уделять большое
внимание воспитанию трудолюбия, так как в последующие годы приучать
ребенка к труду будет гораздо сложнее. Поэтому в моей работе с детьми
трудовое воспитание занимает одно из первых мест. Я работаю над тем,
чтоб у детей развивались такие нравственные качества, как трудолюбие,
чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Я стараюсь
сделать все возможное, чтоб труд радовал ребенка и приносил ему только
положительные эмоции и яркие впечатления.
Трудовая деятельность должна способствовать повышению
общественного развития, расширению интересов, появлению
форм сотрудничества, формированию нравственных качеств.
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития
базовых и творческих способностей детей, важнейшим средством
формирования культуры межличностных отношений. Трудовое
воспитание входит в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляется
последовательно, систематично, с учетом возрастных и гендерных
особенностей.
Цель: Формировать положительное отношение к труду.
Задачи трудового воспитания:
1. Развивать интерес к труду взрослых.
2. Формировать навыки элементарной трудовой деятельности.
3. Воспитывать желание трудиться.
Формы работы:
-анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ продуктивной деятельности детей;
-наблюдения;
-НОД с детьми среднего возраста;
-индивидуальная, подгрупповая, групповая работа с детьми;
Чтобы успешно решить задачи, я придерживаюсь принципов
позитивного отношения к труду и перспективного плана работы по
трудовому воспитанию в средней группе.
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:
1.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
2.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником образовательных отношений;
3. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка….
4. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения
детского развития ;
5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
7. Принцип развивающего образования (системности и
последовательности);
8. Принцип новизны (использование новейших информационных
технологий);
9. Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и
видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и
образовательных технологий )
Работу по данной теме я начала поэтапно: с изучения актуальности
вопроса, научно – методической литературы.
Особое внимание было направлено на организацию предметной среды,
т. е. наличие необходимого оборудования в соответствии с задачами
развития трудовой деятельности среднего возраста:
В группе с учетом возраста детей и требованиями программы были
оборудованы уголки труда:
- хозяйственно-бытовой труд: клеенка, тазы, ведерки, тряпочки,
фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник. ;
- труд в уголке природы: фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки,
пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики
для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы.
- труд на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
-ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, картон,
древесина и т. д.
Трудовая деятельность детей была организована в трех основных
формах:
-в форме поручений, индивидуальных и коллективных;
-дежурств;
- и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно
участвует вся группа детей.
В нашей группе в наибольшей мере используются поручения.
В средней группе впервые вводятся дежурства. Ребенок, дежурящей по
столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ложки, поставить
хлебницы, вазочки с салфетками. Совершенствуются умения
самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать
одежду.
Мною были запланированы и проводились различные виды труда в
течение всего дня пребывания детей в ДОУ.
В утренние часы дети трудились в уголке природы: ухаживали за
растениями. На прогулках дети помогали взрослым территорию участка
приводить в порядок.
Труд на участке –это самый распространенный вид хозяйственно-
бытового труда (весной, летом, осенью, зимой).Дети очень
любят трудиться в природе. Провели большую работу в цветнике. В
процессе труда у детей воспитывается бережное отношение к природе. На
прогулке детям очень нравится наблюдать за поведением животных, птиц
Во второй половине дня планировался и проводился ручной труд.
Ручной труд- самый распространенный вид труда. Дети делают
красивые игрушки, атрибуты для игр, поделки из бумаги способом
оригами.
Детям очень нравится изготовление поделок из природного материала.
С приходом осени в уголке природы и на участке появились семена
цветов . Дети с большим удовольствием собирали семена, чтобы выяснить
какие факторы повлияют на рост растений весной? как из семени появится
новое растение?
В ходе этой работы я пришла к выводу, что детей очень заинтересовала
экспериментальная деятельность. Поэтому в группе был создан уголок
экспериментирования, где дети проводили различные опыты и
эксперименты.
Для успешного решения задач по трудовому воспитанию помогла
работа с родителями: родительские домашние задания : «Посади цветок»,
«Что я сделал дома полезное?», просмотр фильмов о природе, выставка
поделок детей и родителей «Золотые ручки», «Чудеса природы»..
Дополнительно для родителей были размещены на стенде советы и
консультации по приобщению детей к труду
Систематическая работа с родителями, единство детского сада и семьи
позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании
дошкольников.
В итоге моей работы по трудовому воспитанию детей, я сделала
вывод:
дети
овладевают
умениями
и
навыками
по
самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, уходе
за растениями и животными. У ребят сформированы качества
личности,
как
гуманность, трудолюбие,
уважение
к труду сверстников
и
взрослых,
чувство
дружбы,
самостоятельность, инициативность, отзывчивость, сознательность.