Автор: Татьяна Николаевна Лекомцева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: пгт.Уни Кировской области
Наименование материала: Воспитание экологической культуры личности в группах младшего дошкольного возраста
Тема: Экологическое воспитание по ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры личности в
группах младшего дошкольного возраста.
Сл.1
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности.
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека,
являются общими проблемами населения земли. Человек – не собственник
природы,
а
член
природного
сообщества,
поэтому
экологическая
грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания
человека на нашей планете. Экология в наше время, одна из важных тем
нашей жизни и не случайно 2017 год в России объявлен годом экологии.
В настоящее время экологическое образование является приоритетным
направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том
числе дошкольников. Именно в этот период начинается формирование
экологической культуры человека. В ФГОС
дошкольного образования
сказано, что «Познавательное развитие предполагает… формирование
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…»
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для
эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с
природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию
положительных
качеств.
Проведение
собственных
исследований,
наблюдений
позволяют
обобщать,
анализировать
и
способствовать
экологически грамотному,
безопасному
для
природы и
собственного
здоровья поведению.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, в
дошкольном
детстве
закладываются
основы
личности,
в
том
числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру, поэтому перед нами –
педагогами – встает задача формирования у детей с самого раннего возраста
основ экологической культуры.
Сл.2
В результате своей деятельности мы хотим, чтобы наши дети знали:
-Основы экологической культуры.
-Некоторые особенности природы своего края.
-Основные признаки времен года.
-Значение природы для человека.
-Группы растений и животных.
-Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
-Правила поведения в природе.
-Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
А также воспитанники должны уметь:
-Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
-Выполнять правила личной гигиены.
-Различать изученные растения, животных.
-Вести наблюдения в природе под руководством воспитателя.
-Подкармливать птиц в простейших кормушках.
-Ухаживать за комнатными растениями.
-Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством
педагога.
Сл.3
Экологическое воспитание формируется через все образовательные области:
познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое.
Сл.4
В основу моей работы положен системный подход, направленный на
формирование
основ
экологической
культуры
дошкольников,
экологического мышления, умения прогнозировать свои действия по
отношению к окружающей среде, воспитанию готовности предпринимать
определенные действия по сохранению и улучшению природы.
Эта работа осуществляется ежедневно, кропотливо и последовательно. Для
формирования основ экологической культуры дошкольников через активные
формы взаимодействия взрослого и ребенка необходима насыщенная
развивающая предметно – пространственная среда.
Сл.5
Она способствует обогащению жизненного опыта детей и их знаний о жизни
растений и животных и временах года.
Сл.6
Например, в раздевалке на каждом шкафчике у детей (а их у нас 25)
имеются
наклейки
овощей, фруктов, ягод и буквы с которых они
начинаются.
В своей работе использую программу по экологическому воспитанию детей
дошкольного
возраста
Т.Н.
Носковой
и
парциальную
программу
С.Н.Николаевой «Юный эколог».
Сл.7
Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит
в использовании активных форм организации экологического образования в
детском саду:
В своей работе с детьми использую следующие формы и методы:
- путешествия по карте;
Сл.8
-знакомство с правилами поведения в лесу
Сл.9
- наблюдения, беседы;
Сл.10
- участие в конкурсах стихов на экологическую тему;(в котором мы
получили грамоту за экологический дуэт)
Сл.11
-НОД («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -
эстетическое
развитие
(рисование,
аппликация,
лепка),
«Физическое
развитие», «Социально – коммуникативное развитие»);
Сл.12
-целевые прогулки и экскурсии;
Сл.13
-экологические
акции:
«Кормушка»,
«Зелёный
лук-мой
друг»;
Природоведческие акции прочно вошли в работу экологического воспитания
детей, считаю их одними из активных, действенных и всегда инновационных.
Экологические акции имеют огромное значение для формирования основ
экологической культуры дошкольника. Дети чувствуют себя причастными к
большому важному делу, у них откладывается понимание собственной
важности и нужности.
Сл.14
-изобразительная деятельность;
Сл.15
-экологические игры: дидактические, подвижные (
«
На лесной тропинке»,
«Обитатели морей», «Домашние животные», «Чей домик», «Садовод»,
«Зверята», «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Чей малыш»,
«Любимые животные», «Животные жарких стран», «Напоминающие знаки»,
«Путешествие по лесу» и т.д.)
Сл.16,17
Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, я стараюсь
использовать красочный наглядный материал, с которым дети будут
непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры.
- использование художественной литературы;
-рассматривание картин, иллюстраций о природе;
Сл.18
- проектная деятельность и т.д.
Анализ
состояния
практики
экологического
воспитания
показал
перспективность использования метода проектов как способа организации
деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой
при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и
направленной на формирование у них социально значимого опыта. Метод-
проектов
обладает
особым
воспитательным
потенциалом
и
его
использование
может
способствовать
повышению
результативности
воспитания у детей экологической культуры.
Ребенок в своей деятельности максимально включен в процесс познания и
исследования окружающего мира и занимает активную позицию, т.к. в
основу
исследовательской
деятельности
положена
собственно
исследовательская практика, а не усвоение готовых знаний, преподносимых
педагогом.
Несмотря на наш небольшой возраст, мы начали заниматься проектной
деятельностью. «Цветы – наши друзья» - это наш первый проект.
Сл.19
Цель:
сформировать у воспитанников
представление о разнообразии
растений и использовании их человеком в целях украшения.
В подготовительный этап провела диагностику «Представление ребенка о
цветах», а затем исходя из объёма знаний, были спланированы и проведены
следующие беседы: «Цветы – красота природы», «Какие бывают цветы? »,
«Что нужно цветам? », рассказы воспитателя по темам: «Чем полезны
цветы».
Сл.20
По экспериментальной работе: «Посадка семян цветов: бархацев, сальвии,
циннии, васильков и т.д.».Ухаживали за комнатными цветами.
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой»
Чтение художественной литературы «Цветик - семицветик» В. Катаев
Заучивание стихотворений о цветах. «Посадили мы цветы небывалой
красоты» «Катя леечку взяла» Н. Нищеева
Дидактические
игры:
«Собери
цветок»;«Угадай
цветок
по
описанию»;«Укрась цветами ковер».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов»; «Цветовод».
Подвижные игры: «Мы – цветы»; «Живая клумба»;«Садовник»
Сл.21
Художественное творчество: рисование: «Клумба радости»;
Сл.22,23
Экскурсии на соседние участки
Сл.24
Выставка «Вальс цветов».
Сл.25
Итог проекта – оформление газеты «Цветы – наши друзья».
Сл.26
При организации воспитательной работы в дошкольном учреждении важно
всегда помнить, что только совместными усилиями родителей и педагогов
можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании
ребенка, в том числе и экологического. В работе с родителями я использую
различные формы. Проводятся родительские собрания, деловые игры,
экологические акции. Регулярно оформляются папки передвижки. В течение
года проводим для родителей консультации, в родительский уголок
размещаем информацию по экологическому воспитанию, экспериментальной
деятельности детей. Совместными усилиями с родителями пополняем
предметно-развивающую среду, благоустраиваем территорию детского сада,
реализуем КОП (кратковременные образовательные практики),
Сл.27,28
принимаем участие в различных конкурсах и выставках,
занимаемся
театрализацией.
Сл.29,30
В этом году поставили экологическую сказку «Репка».
Сл.31
Приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка
«Рисунки-невидимки» и получили два диплома 3 степени и два диплома
участника.
Сл.32
За участие во всероссийском конкурсе «Лучший день зимы» мы получили 10
дипломов 1 степени.
Сл33.
Закончить своё выступление хочется стихотворением Н.Луконина
Все хорошее в людях - из детства,
Как истоки добра побудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Формирование экологической культуры, экологического сознания процесс
длительный и не простой. В результате нашей деятельности мы сделали
вывод,
что
использование
разнообразных
форм
и
методов
работы
способствуют воспитанию экологической культуры детей
дошкольного
возраста, а применяя в своей работе активные формы взаимодействия
взрослых и детей, уровень экологической культуры повышается.
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима Лекомцев Дима
Лекомцев Дима Лекомцев Дима
Лекомцев Дима Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима
Лекомцев Дима