Напоминание

Проект "Математический Знайка"


Автор: Купыра Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДС №4 "Солнышко"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, город Лангепас
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Математический Знайка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Математический Знайка»

Тип: познавательно - игровой.

Вид проекта: интеллектуальный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1месяц

Участники проекта: дети, педагоги, родители воспитанников

Проблема:

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому

для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать

математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать

качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно

ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и

активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Актуальность:

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет

математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее

изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций,

формирует творческий потенциал личности.

Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных

математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу

уму ребенка, затрагивающему не только часто интеллектуальную, но и эмоциональную

сферу. Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать

интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач,

необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения,

использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим

содержанием.

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей

старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и

самостоятельной деятельности детей.

Задачи:

Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений,

обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10,

способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.

Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или

фигур, обладающих общим свойством.

Содействовать

развитию

мыслительных

операций:

логического

мышления,

смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.

Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения,

интеллектуального усилия.

Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу

и выполнять ее самостоятельно.

Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного

возраста к обучению в школе

Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома

Предполагаемые результаты:

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного

возраста.

Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к

достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить

усвоенный опыт в новые ситуации.

Заинтересованность

родителей

в

использовании

математических

игр

и

упражнений.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических

представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний

родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

Определение темы проекта

Постановка цели и задач проекта

Подбор методической, художественной литературы по теме проекта

Подбор дидактических, подвижных игр, физминуток по теме проекта

Изготовление развивающих игр по математике

Составление плана основного этапа проекта

Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин

Привлечение родителей к совместной работе над проектом, творческое задание

(подбор математических загадок, задачек, ребусов и красочное оформление

материала), изготовление дидактических игр по ФЭМП.

Проведение анкетирования родителей.

Оформление папки-передвижки «Математика для дошкольников».

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием

занимательного материала»

Основной этап:

Занятие по ФЭМП «В гостях у Карандаша», «Путешествие в страну математики»;

Занятие по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», лепка

«Веселые цифры»

Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два

медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В.

Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и

цифрах

Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр

Работа со счетными палочками

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок

Пальчиковые игры «На большом диване в ряд», «Дружные ребята»,

Дидактические игры с математическим содержанием: «Кубики для всех»,

«Крестики – нолики», «Математическое лото», «Лабиринты», «Какие цифры

потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Колумбово яйцо»,

«Танграм»,

«Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», Блоки

Дьенеша, «Числовые домики», «Играем в математику», «Пчелки и ромашки»,

Палочки Кюизенера.

Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок

Игры малой подвижности: «Сделай фигуру», «Море волнуется».

Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

Беседа «Чем мне интересны математические игры».

Анкетирование родителей.

Консультации для родителей.

Заключительный этап:

Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями

Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке

Использование дидактических игр по ФЭМП

Итоговое мероприятие – викторина «Юные математики»

Обработка и оформление материалов проекта

Ход проекта

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе

был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и

художественная литература, иллюстративный материал, компьютерная презентация

«Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики.

Были изготовлены развивающие игры математического содержания. К подготовке

реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование,

для них была оформлена папка – передвижка «Математика для дошкольников». Также

родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родители

принимали активное участие,

подбирая занимательный математический материал

(задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформляли.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой

проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы читали

математические рассказы и сказки с математическим содержанием.

«Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик –

семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания», «Волк и

семеро козлят».

В самостоятельной деятельности показ настольного театра «Три медведя», «Три

поросенка».

Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью

геометрических фигур и цифр, делали «волшебные» цифры из пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с

математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора,

мозаики, блоков Дьенеша. Также дети работали со счетными палочками –

собирали цифры, фигуры по образцу и по замыслу

Дети играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

«Прятки». Цель: закреплять представления о геометрических фигурах, их

свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного

положения

« Что сначала, что потом». Цель: совершенствовать представления о временных

отрезках

«Вставь пропущенную цифру». Цель: развитие умения определять место того или

иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать

изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на

части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.

«Математическое лото». Цель: способствовать усвоению порядка следования чисел

от 1 до10; закреплению знаний о геометрических фигурах

«Лабиринты». Цель: способствовать развитию логического и пространственного

мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию

упорства и терпения.

«Разложи по порядку». Цель: развивать умение определять величину предметов.

«Крестики – нолики». Цель: способствовать развитию внимания, памяти, умения

сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать

развитию умения различать такие понятия.

«Учись считать». Цель: развитие навыка счета в пределах 10

«Математический планшет». Цель: формирование умения создавать образы,

развитие образного мышления, концентрации.

Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на

игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении,

определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа

- налево», «слева – направо»

«Реши правильно» Цель: закреплять навыки устного счета в пределах 10 и умение

обозначать число цифрой

«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного

подручного материала, развитие мелкой моторики.

«Математические пазлы» Цель: развивать умение составлять целое из частей,

совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10

«Четвертый лишний» Цель: развивать умение классифицировать и группировать

фигуры по цвету, форме и размеру

«Добавь фигуру» Цель: закреплять умение классифицировать и группировать

фигуры по цвету, форме, находить закономерность.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой

работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы

разучили и освоили новые подвижные игры, динамические паузы и пальчиковые

гимнастики математического содержания.

На

заключительном

этапе

проекта

были

оформлены:

уголок

занимательной

математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была

проведена математическая викторина «Юные математики».

Приложение

Конспект математической викторины «Юные математики»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать интерес к математике, способствовать развитию познавательной

активности, логического мышления детей.

Задачи:

Обучающие: закрепить навыки порядкового счета в пределах десяти, представления

детей о последовательности дней недели, частей суток; обучать детей решению

несложных арифметических задач; соотносить число с количеством предметов; умение

называть и различать геометрические фигуры.

Развивающие: развивать смекалку, воображение, логическое мышление; развивать

счётные навыки, способность производить действия в уме при решении математических

загадок;

развивать любознательность,

самостоятельность,

ответственность детей за

результаты своей деятельности.

Воспитательные:

воспитать

интерес

к математическим

занятиям,

дружеские

взаимоотношения, умение прийти на помощь к другу. Формировать умение радоваться

успехам товарищей.

Ведущая:

День необычный сегодня у нас.

Мы рады приветствовать всех вас.

Для умной игры собралась детвора

Ее начинать нам настала пора.

Соревноваться сегодня будут две команды «Умники» и «Знайки»

Ведущая: 1 команда – «Умники».

Умники:

Мы умные детишки

Детишки-шалунишки

Любим мы соревноваться

И конечно же стараться!

Наш девиз: «Один ум хорошо, а два лучше».

Ведущая:2 команда – «Знайки».

Знайки:

Мы ребята Знайки

Знайки – не зазнайки

Любим в игры мы играть

И конечно побеждать.

Наш девиз: «Один за всех и все за одного».

Ведущая: А помогать нашим командам, поддерживать их, болеть за них будут наши

гости-болельщики.

Вы болельщики болейте

Но таблетки вы не пейте

Вы в ладоши хлопайте и ногами топайте.

А следить за выполнением заданий и подсчитывать очки, будет наше жюри.

Ведущая: Попрошу команды занять свои места.

Вначале проведем разминку, называется «Закончи предложение»

- Спим мы ночью, а зарядку делаем (утром).

- Делаем зарядку утром, ужинаем (вечером).

- Ужинаем вечером, а обедаем (днем).

- Просыпаемся утром, а спим (ночью).

- Дети, какой сегодня день недели?

- Сколько дней в неделе?

- Назовите дни недели?

- Какой день недели был вчера?

Ведущая: - Молодцы! Слушаем внимательно первое задание:

Задание 1. «Математические задачки»

1.Три ромашки – желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети,

Сколько же цветов в букете? (5)

2. Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет? (4)

3. Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами.(5)

4. В садике гулял павлин,

Подлетел еще один.

Два павлина за кустами,

Сколько их, считайте сами? (4)

Ведущая: Молодцы! Вы справились с задачками. Сейчас следующее задание.

Задание 2. «Подбери цифру»

Ведущая: Ты картинку изучай

Все предметы сосчитай!

Цифру точно подбери -

И к картинке прикрепи.

Ребята, умеете ли вы связывать число с количеством предметов? Перед вами на

магнитных досках карточки с разным количеством предметов, на каждой от 1 до 10.

Необходимо посчитать, сколько предметов нарисовано на карточке и рядом прикрепить

карточку с соответствующей цифрой.

Задание 3 «Прямой и обратный счет».

Ведущая: Счет обратный и прямой -

Трудное задание!

И у чисел есть соседи

Назови их правильно!

Ребята, вы уже знаете все цифры. И вот сейчас каждый член команды должен будет

назвать соседей числа и вести счет от выбранной цифры в прямом или обратном порядке.

На столах у команд лежат карточки с перевернутыми цифрами, дети по очереди их

поднимают и выполняют задание.

Физминутка

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И играть опять начнём.

Задание 4. «По порядку становись»

Каждый участник команды получает карточку с цифрой от 1 до 10 (цифра 1 – у

капитана).

Под музыку дети произвольно двигаются по залу. При остановке музыки они должны

построиться по порядку.

Задание 5. «Четвёртый лишний»

У детей на столах карточки с заданиями

Задание 7. «Построй и назови геометрические фигуры»

У детей на столах счетные палочки, ведущая диктует им задания.

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны

короткие (прямоугольник).

4. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).

Задание 6. Конкурс капитанов

.

Ведущая: Я приглашаю капитанов

Свои команды поддержать.

Капитаны, выходите!

Свои знания покажите!

Задание капитанам: «Собери из частей картинку» (танграмм)

Необходимо восстановить фигуры лисы и гуся.

Ребенок: Я – веселая лиса,

Мне вцепилась в хвост оса,

Я бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

Ребенок: Золотой веселый гусь,

Ничего я не боюсь!

Но вчера упал я с кочки

Развалился на кусочки.

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

Ведущая: А пока наше жюри подводит итоги, мы все вместе встанем и проведем веселую

физминутку.

Физминутка «Голубая речка».

Если речка голубая, пробудилась ото сна руки через стороны вверх, потянулись

И бежит в полях, сверкая, бег на месте хлопки в ладошки

Значит, к нам пришла весна.

Если снег везде растаял, приседание помахивая руками в стороны

И трава в лесу видна, хлопки в ладоши

И поет пичужек стая,

Значит, к нам пришла весна.

Если солнце разрумянит, наклоны головы вправо-влево

Наши щеки до красна потереть щеки руками

Нам ещё приятней станет,

Значит, к нам пришла весна. бег на месте и хлопки в ладоши

Жюри подводит итоги, поздравляет детей, вручает командам грамоты и шоколадные

медальки.

Ведущая:

- Математика страна очень интересная

Открывает нам много неизвестного.

1, 2, 3, 4, 5-Хорошо уметь считать

Складывать и вычитать

Сравнивать и различать

Мы сегодня молодцы

Все мы математики!

-Вот и закончилась наша игра.

До новых встреч друзья!



В раздел образования