Напоминание

"Групповые формы работы, как средство формирования УУД в начальной школе"


Автор: Татьяна Анатольевна Юрина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новопетропавловская СОШ"
Населённый пункт: с. Новопетропавловское
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Групповые формы работы, как средство формирования УУД в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер- класс по теме: «Групповые формы работы, как средство

формирования УУД в начальной школе».

Сегодня мы поговорим с вами о психологическом климате малого

коллектива, группы, а также о важности сплоченности и формировании

группы. В одном климате растение может расцвести, в другом – зачахнуть.

То же самое можно сказать о людях: в одних условиях люди чувствуют себя

некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше

времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив

функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально

полно реализовать свой потенциал.Какие же условия необходимо создать для

взаимодействия участников группы, чтобы в коллективе царила атмосфера

доброжелательности? (высказывания прикрепляются на доску).

Цель нашего мастер-класса: обучение свободному общению, развитие

коммуникативных навыков, повышение эмоциональной сплоченности и

доверия в коллективе.

Одним из условий психологического климата и сплоченности коллектива

является правильное общение в группе, коллективе.

Общение – одно из важнейших составляющих нашей жизни. Через

общение мы делимся знаниями, находим единомышленников и друзей,

посредством общения происходит самовыражение личности. Думаю, вы и

сами понимаете всю важность общения. Мы познакомимся с некоторыми

упражнениями, которые помогают общению друг с другом.

1 упражнение «Визитка»

Знакомство друг с другом. Иногда оказывается , что хорошо знакомые люди

все-таки друг друга мало знают. Создайте визитную карточку при помощи

знаков, символов, которая поможет окружающим узнать о вас что-то новое.

Сделайте визитных карточек как можно больше. (Время ограничено).

А сейчас обменяйтесь визитками с коллегами, задав несколько вопросов

друг другу. Подсчитайте визитки и расскажите о своих знакомствах.

Цель этого упражнения: помочь участникам узнать друг о друге, сократить

дистанцию в общении, снизить чувство напряженности.

2 упражнение: «Невидимая нить»

Информирование: «Известно, что давным-давно на свете жил один

удивительный человек. У него были длинная седая борода и волосы, поэтому

многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели блеск его глаз и

говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие, И люди

называли его мудрецом. Никто не знал откуда он пршел, но говорили, что

раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все. Менялись

поколения, а мудрец по-прежнему жил среди людей. И они ощущали себя

под его защитой.

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю

Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были

эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления. «Как непросто

всем уживаться друг с другом! – думал мудрец. – Что бы такого

предпринять? – размышлял он». И тогда мудрец сплел тончайшую длинную

нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой чудесной

нитью».

Инструкция: закройте глаза и ожидайте появление нити у вас в руках. (В

это время ведущий включает релаксационную музыку и вкладывает в руку

каждого из участников нить). Участники с нитью образуют замкнутый

круг.

- Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить,

подарок мудреца. Какова она на ощупь? (гладкая, шелковая, тонкая,

прохладная…)

1) Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на

себя… Она натянется и станет резать руки. Такие отношения называют

натянутыми.

2) А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать… Что

будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то

оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в

неустойчивом… О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя»…

3) Некоторые пытаются одевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать?..

Те, кто сейчас это сделал, наверное ощутили, как больно нить режет шею…

Про такие ситуации люди говорят «посадил себе на шею»…

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью. Собственно многие

этому посвящают целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, наденут на

шею или вообще отпустят… В нашей команде это недопустимо.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое будет

наиболее удобным для всех. И запомним это состояние каждой клеточкой

своего тела.

Главный вопрос для обсуждения: «Чему эта игра может научить

команду?» (Дружелюбию, взаимопонимание, сплоченность, умение

договариваться друг с другом, оказание помощи)

3 упражнение: «Построим дом»

Цель этого упражнения:развитие навыка работы в команде.

Инструкция: группа участников делится на две команды. Каждой команде

предлагается построить воображаемый дом. Его детали – это сами члены

команды. Кто-то может быть дверью, кто-то окном или стеной и т.д.

Капитан команды распределяет роли между членами команды. Время на

подготовку ограничено. Защита проектов по плану:

1.

Дать задания вашему дому.

2.

Собрать стих про дом или исполнить песню.

3.

Пожелание сосоедям или коллегам.

Итог мастер-класса: какие же условия нужно создать, чтобы в группе

(коллективе) царила атмосфера доброжелательности? (общение, мотивация,

общая цель, умение планировать, доброжелательность, умение слушать друг

друга и др.)

Рефлексия: С чем ассоциируется у вас понятие «личностный рост»?

(лестница). Используется прием «Лестница знаний». Желаю успехов.



В раздел образования