Напоминание

Формирование навыка устного счета у умственно отсталых школьников на уроках математики


Авторы: Дмитриева Елена Сергеевна, Елена Сергеевна Дмитриева
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ
Населённый пункт: р.п. Средняя Ахтуба
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование навыка устного счета у умственно отсталых школьников на уроках математики
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ «Среднеахтубинская школа – интернат»

Формирование

навыка устного счета

у умственно отсталых школьников

на уроках математики.

Выполнила

Учитель математики

Дмитриева Е.С.

.

I. Коррекционная направленность курса математики. Цель и

задачи курса.

Математика является одним из важнейших предметов обучения детей с

интеллектуальными нарушениями, и именно с ней они встречаются каждый день в

своей жизни. Обучение математике – одно из основных направлений подготовки

учащихся

с

нарушениями

интеллектуального

развития

к

самостоятельной

трудовой жизни. Достижение цели работы специальной школы VIII

вида –

социальной адаптации умственно отсталых школьников – предполагает решение

на уроках математики образовательной, коррекционно – воспитательной и

практической задач.

Поэтому главная общеобразовательная задача обучения математике –

добиться

овладения учащимися системой доступных

математических

знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей

профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю

жизнь. Приобретение умений считать, устно и письменно вычислять, измерять,

решать арифметические задачи, ориентироваться во времени и пространстве,

распознавать геометрические фигуры позволит учащимся более успешно решать

жизненно-практические задачи. В задачи учителя математики, работающего с

детьми с нарушением интеллекта, входит формирование у учащихся сознательных

и прочных вычислительных навыков, преодоление инертности, а самое главное –

помощь в социальной и трудовой адаптации.

II.Особенности овладения математическими знаниями

умственно отсталыми учащимися.

Наблюдения ученых – олигофренопедагогов и специальные исследования

показывают, у детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития

восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность,

ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Узость,

целенаправленность и слабая активность восприятия создают определенные

трудности в понимании задачи, математического задания. Учащиеся

воспринимают задачу не полностью, а фрагментарно, т.е. по частям, а

несовершенство анализа и синтеза не позволяет эти части связать в единое целое,

установить между ними связи и зависимости и, исходя из этого, выбрать

правильные пути решения. Внимание детей характеризуется

неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной

2

концентрированностью на объекте. Снижение

работоспособности и неустойчивости внимания имеют разнообразные

формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение

внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения

задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, у других, -

сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода

деятельности; у третьих – отмечаются периодические колебания внимания и

неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения

задания.

Усвоение знаний, приобретение навыков и умений – всё это неразрывно связано с

работой памяти. Память играет исключительную роль в жизни человека. Но

память детей с проблемами развития интеллекта отличается тем, что

непроизвольные процессы преобладают над произвольными. Обучающиеся

младших классов коррекционной школы воспринимают материал, не стараясь его

запомнить, что обуславливает слабое его запоминание. Поэтому очень важно

систематически проводить с детьми коррекционно-воспитательную работу.

Использование дидактического материала, наглядных пособий при многократном

применении позволяет развивать память обучающихся коррекционной школы.

Процесс запоминания на уроке должен быть осмысленным, иначе материал урока

останется в памяти «механически» заученным. Менее успешно осуществляется

запоминание у обучающихся младших классов, что необходимо учитывать при

организации работы на устном счёте. Детей нужно учить пользоваться сравнением

в процессе запоминания, находить сходство и различие между объектами.

Подобные задания всегда можно включать в работу на устном счёте, так как они

вызывают интерес у обучающихся.

Устный счёт на уроках математики заключает в себе богатую возможность для

организации коррекционного воздействия на все процессы памяти обучающихся.

Только при этом условии можно добиться более успешного усвоения и

закрепления в памяти обучающихся успешного усвоения и закрепления в памяти

учащихся знаний и навыков.

Одна из психологических особенностей детей состоит в том, что у них

наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Дети рассматриваемой

группы имеют бедный словарный запас, плохо овладевают эмпирическими и

грамматическими обобщениями. Учащиеся с отклонением в умственном развитии

отличаются тем, что их мышление весьма конкретно, ситуативно, их речь не

служит им в достаточной мере средством отвлечения и обобщения, в мышлении

умственно отсталого ученика не развит синтез в соответствии с законами языка, в

собственной речи умственно отсталые дети не отражают должным образом свои

действия или восприятие окружающего; речь учителя с трудом организует

восприятие, наблюдение, практическую деятельность учащихся.

3

.

Все эти особенности математических знаний учащихся с нарушением

интеллекта подтверждают практическую значимость упражнений в устном счете

на уроках математики.

Они должны служить развитию и укреплению навыков устного счета,

возбуждать в детях интерес к вычислениям, воспитывать сообразительность и

находчивость, развивать внимание, укреплять память. Ведь все эти стороны

личности у учащихся коррекционных школ развиты очень слабо.

III. Устный счет как один этап из этапов урока.

Одним из наиболее востребованных навыков в жизни любого современного

человека является навык устного счёта. Удивительно, но сегодня, в эпоху, когда

инструменты электронного счёта доступны как никогда, – практически у каждого

из нас есть калькулятор, мобильный телефон, компьютер и чтобы сосчитать что

бы то ни было, нужно просто нажать несколько кнопок, навыки устного счёта всё

так

же

востребованы.

Возможно

даже,

в

повседневной

жизни

среднестатистического обывателя, умение оперировать числами в уме гораздо

важнее

умения

считать

на

бумаге.

В структуре урока математики устный счёт всегда занимает одно из ведущих мест.

Именно упражнения по устному счёту способны помочь привлечь внимание

ученика, переключить его на новую тему, повторить уже пройденный материал.

Доказано,

что

устный

счёт

способствует

развитию

интеллекта.

Каждый учитель знает, как важно, чтобы урок с самого начала задался, и

чтобы ученики были активны с первых минут урока. А задания, подобранные с

расчетом пробудить у учащихся интерес, подготовят детей к восприятию нового

материала или к решению далее предложенных задач и упражнений. После

проведения устного счета подводится итог, учитель оценивает активность класса,

правильность их ответов, успехи отдельных учеников.

4

А) место, задачи, требования:

Устный счет

является неотъемлемой частью почти каждого урока

математики. Устный счет может проводиться не обязательно в начале урока, но в

середине, конце, в зависимости от целей устного счета на уроке.

Длительность этого этапа урока не должна превышать 10-12 минут, т.к.

устный счет требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил. Устный

счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое

переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений

на другую. Такого рода переключения чрезвычайно полезны для развития

мыслительных процессов, но трудны для обучающихся с нарушением интеллекта.

Так как устные упражнения или устный счёт – это этап урока, то он имеет

свои задачи:

1)

воспроизводство

и

корректировка

определённых

ЗУН

учащихся,

необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного

восприятия объяснения учителя;

2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

3) мониторинг психологического состояния класса;

4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Учитель определяет цели и задачи устного счета с учетом темы урока и психо-

физических особенностей учащихся класса.

При планировании учитель должен учитывать, что основными целями

данного этапа урока является:

1)

достижение поставленных целей урока;

2)

развитие вычислительных навыков;

3)

развитие устной речи учащихся, приучение их к умению вести дискуссии;

4)

расширение знаний учащихся об окружающем мире;

5)

воспитание чувства товарищества и взаимовыручки; формирование навыков

культурного поведения.

Устный счет в коррекционной школе имеет ряд преимуществ:

1. Даёт возможность охватить большой объем материала за короткий

промежуток времени.

5

2. Позволяет по реакции класса в той или иной мере судить об усвоении

материала, готовит к изучению нового, помогает выявить ошибки.

3. Если даётся в начале урока, то дисциплинирует учащихся, помогает

настроиться на работу.

4.

Если

предлагается

в

середине

или

в

конце

урока,

то

служит

переключением внимания, интересной, своеобразной разрядкой после напряжения

и

усталости,

вызванной

письмом

или

практической

работой,

при

этом

обеспечивается самостоятельность выполнения заданий.

5.

Больше

учащихся

получают

возможность

ответить,

проверить

правильность решений.

6. Каждый ученик по мере своих возможностей может ответить на тот или

иной вопрос или задание.

Кроме того, при проведении устного счета каждый учитель придерживается

следующих требований:

1)

упражнения

для

устного

счета

выбираются

не

случайно,

а

целенаправленно;

2)

задания должны быть разнообразными;

3)

тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены

заранее;

4)

к устному счету должны привлекаться все ученики;

5)

при проведении устного счета должны быть продуманы критерии

оценки.

Б) формы устного счета:

Устный счет тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока.

Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят

целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы.

Устный счет по внешним формам может быть разделен на 3 группы:

1) .

Слуховой формой задания следует пользоваться при закреплении освоенных

приемов, а также при решении примеров, нетрудных для запоминания. Счет в уме,

когда учащиеся воспринимают данные числа на слух, ничего не записывают и не

пользуются пособиями.

При восприятии задания на слух большая нагрузка

приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие

упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

Это слуховые

упражнения.

2)

Зрительную форму задания полезно применять тогда, когда изученный прием

еще недостаточно усвоен учениками, а также когда задание содержит числа,

6

которые трудно удержать в памяти. Запись учителем примеров на доске, в то

время как учащиеся решают их устно и записывают ответы в тетрадь. Это

зрительные упражнения.

3) Устный счет при помощи таблиц, плакатов, фигур и других наглядных

пособий, учитель читает и иллюстрирует примеры пособиями. Это зрительно-

слуховые упражнения. У детей с умственной отсталостью наблюдаются

нарушения тех или иных анализаторов, память ослаблена, внимание не

сосредоточено. Поэтому для большей эффективности занятия по устному счету

нужно использовать зрительно-слуховые упражнения.

В) виды работы и упражнений. Задания по устному счету строятся на

числовом материале, который подбирается в соответствии с программой

специальной (коррекционной) школы VIII

вида, с учетом математических

способностей каждого класса и отдельного ученика. В пятом и шестом классах –

устный счет в пределах 100 и 1000. В седьмом классе в пределах 1000 и 10000. В

восьмом и девятом классах в пределах 100000. .

Для развития интереса у детей к устному счету учитель должен

разнообразить виды упражнений. Целесообразно устным заданиям придавать

занимательный

характер,

шире

использовать

дидактические

игры

математического содержания.

Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в

письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется

различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел,

арифметических знаков, выражений.

Для эффективного использования устных упражнений нужно правильно

определить их место в системе формирования понятий и навыков.

Для проведения устного счета можно подобрать задания следующего

характера. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий:

-это могут быть устные арифметические и геометрические задачи,

-упражнения вычислительного характера,

-задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их

свойств и т.д.

Виды упражнений для устных вычислений:

1)

Задания на тему «Нумерация»

«Восстановите числовой ряд».

Назвать пропущенные в числовом ряду числа:

7

16, …, 18, 19, …, 21

54, 53, …, 51, …, …,48

Назвать число, которое стоит перед числами:

…, 43 …, 60 …, 701

Назвать число, которое следует за числами:

13, … 69, … 130, …

Назвать состав числа:

146, 502, 81

Назовите число, в котором:

3 сотни, 2 десятка, 7 единиц

8 сотен, 5 единиц

4 сотни, 9 десятков

Установи закономерность и продолжи ряд на два числа:

310, 320, 330, …, …

605, 504, 403, …, …

2) Сравнение чисел и математических выражений

Эти упражнения имеют ряд вариантов.

1.

Дан ряд чисел.

3078, 3199, 3065, 3990, 3729.

Назвать числа в порядке возрастания (убывания):

2.

Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны

ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.

Например: 200 + 7…200 + 5 или 10·8…18·10

3.

Дано выражение:

38 – 7 > 25 + ?

Какое число можно поставить вместо знака вопроса, чтобы неравенство

было верным?

Главная

цель

таких

упражнений

способствовать

усвоению

теоретических

знаний

об

арифметических

действиях,

их

свойствах,

о

равенствах,

о

неравенствах

и

др.

Также

они

помогают

выработке

вычислительных навыков.

3) Нахождение значений математических выражений

Основная цель использования упражнений на нахождение значений

выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

8

Предлагается в той или иной форме математическое выражение,

требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов.

например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите сумму чисел 100 и 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100 минус 9; 100 минус 9;

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность;

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий, например:

47 + 23 – 56= 400: 8 · 5= и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90 – 42) : 8= или 90 – 42 : 6=

Также могут быть заданы выражения с разными видами чисел:

с однозначными числами (7-4),

с двузначными (70-40, 72-48),

с трехзначными (700-400, 720-400) и т.д.,

с числами, полученными при измерении 2м -15см.

Выражения можно давать и в форме таблицы:

Уменьшаемое

120

104

133

144

Вычитаемое

80

14

10

20

Разность

?

?

?

?

Устные вычисления с использованием дидактических игр.

Игра «Какой пример решен?»

Учитель записывает примеры:

50 + 2 68 – 8 40 + 4

80

– 3 70 + 9 47 – 7

Затем показывает табличку с ответом к одному из них и предлагает

прочитать пример. (Например, 60 (68 – 8 = 60)

Игра «Круговые примеры»

На доске пишут несколько примеров. Ответ первого примера служит

первым числом второго, ответ второго примера – первым числом третьего и т.д.

36 : 6 = ? х4 = ? : 3 = ? : 4 = ? х 10 = ? : 5 х 9 = 36

Игра «Молчанка»

Цель игры: отработать навыки устного счета.

9

Учитель показывает число, записанное в лучах звездочки (или в лепестках

цветка, в капельках дождя), а дети показывают карточку с ответом.

Игра «Эстафета»

На доске даны три столбика примеров. Вызываются по одному ученику от

каждого ряда. Решив пример, они передают мел другому ученику своего ряда,

который решает следующий пример.

Победит тот ряд, который первым и правильно решит примеры.

Игра «В поисках ответа»

На доске записаны примеры:

23 – 8 42 + 6 36 – 5 67 + 5

Учитель задает задания:

1) Найдите пример, в ответе которого 7 дес. и 2 ед.

2) В ответе какого примера не хватает 2 единиц до 5 десятков?

3) Число 41 уменьшить на 10. Найдите пример с таким ответом.

4) Число, которое стоит между числами 14 и 16. Найдите пример с таким

ответом.

Игра «У кого примеров больше?»

Учитель предлагает учащимся составить и записать примеры из таблицы

умножения со следующими ответами: 18, 24, 36. Далее один ученик читает

примеры, а другие отмечают у себя прочитанные примеры. Выигрывает тот, кто

записал больше примеров.

Игра «Проверь себя»

Учитель заготавливает карточки с ответами из таблицы умножения. Далее

учитель поочередно предъявляет карточки, а учащиеся называют примеры с таким

ответом.

Игра «Светофор»

Учитель предлагает учащимся решить примеры (на таблицу умножения,

примеры на деление, на сложение, на вычитание). Один учение отвечает, а

остальные «сигналят» светофором (показывают карточку красного или зеленого

цвета).

Расставить знаки действий или числа:

20 ? 30=50 90+?=100

80 ? 40=40 70-?=40

30 ? 4 =120 81 : ? = 9

Основная

цель

использования

упражнений

на

нахождение

значений

выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.

10

4)

Простые арифметические задачи

Они включаются в устный счет с целью выработки умений решать задачи.

Текстовые задачи

В парке растут 12 берез и 8 рябин. На сколько больше растет в парке

берез, чем рябин?

Задача: В школе-интернате заготовили 775 кг квашеной капусты, а свежей

на 75 кг меньше. Сколько кг свежей капусты заготовили в школе-интернате?

Задачи в стихах

Любит порядок мальчик Егорка.

Книги свои он расставил на полки:

Девять книжек на одной

И восемь на другой.

Сколько на двух полках

Книжек у Егорки?

Занимательные задачи

Повар разрезал батон колбасы тремя разрезами. Сколько кусков колбасы

получилось?

5)

Задания на развитие и совершенствование внимания

Разгадай правило, по которому записаны числа в каждый столбик

(найди закономерность):

2108 56789

2801 45678

2018 34567

2180 23456

Разгадай правило, по которому записано каждое следующее число,

продолжи ряд:

20,40,60,…,…

30275, 31275, 32275, …, …

6)

Задания на развитие восприятия, пространственного воображения

11

Сколько треугольников на рисунке?

7)

Задания на развитие наблюдательности:

Учащимся предлагается запомнить несколько чисел:

1, 23, 65, 8, 49, 104.

Далее числа закрываются и учащиеся вспоминают и называют числа в том

же порядке. Можно попросить назвать в порядке возрастания (убывания).

Далее можно убрать (добавить) какое-то число и спросить: «Какое число

потерялось (добавилось)?»

8) Задания на развитие внимания, памяти

Найдите, что лишнее?

1 5 65 6

302 504 123 108

2к. 3р. 72к. 15к.

Правильное проведение устного счета немыслимо без настойчивой работы

по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение

числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или

примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом

пространственных представлений, понятиями о величине и форме предметов, о

расстоянии между ними и т. п.

При устном счете важно установить обратную связь между учителем и

учащимися. С этой целью использую различные средства, например, сигнальные

карточки, «светофор», использование табличек с цифрами, из которых ученики

12

составляют числа ответов и т.д. После проведения устного счета подводится итог,

учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных

учеников.

Индивидуальный подход. Задания для устного счета необходимо подбирать с

учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это позволит вести

фронтальную

и индивидуальную работу и включить в активную учебную

деятельность всех учащихся класса.

При обучении детей устному счету необходимо осуществлять индивидуальный

подход к учащимся, т.к. один ученик считает быстро и правильно, другой считает

быстро, но ошибается, третий считает верно, но медленно, четвертый медленно и

допускает ошибки.

Фронтально-индивидульная форма

устного счета даёт

задания всем ученикам, проверка осуществляется выборочно, но при активном

участии всех детей.

Данная форма типична для коррекционной школы. Наиболее частыми для

фронтально-индивидуальной

формы

являются

задания:

«Счет

цепочкой»,

«Круговые примеры», Арифметическое лото».

Индивидуальная форма - это такая устная работа, которая используется как в

младших классах, так и в старшем звене. Отличается от письменных упражнений

тем, что фиксируется только конечный результат.

При этой форме работы каждому ученику дается ряд упражнений индивидуально.

Проверка выполненных заданий осуществляется также индивидуально.

Например, сюда могу входить:

работа с карточками; тесты;

использование электронных средств;

математические диктанты.

13

IV - Заключение

Таким образом, устный счет активизирует познавательную деятельность

учащихся на уроке, способствует общему развитию ученика. При их выполнении

активизируется и развивается память, речь, внимание, способность воспринимать

сказанное на слух, быстрота реакции. Он помогает учителю (помимо прямой

задачи – проверка знаний), во-первых, переключить ученика с одной деятельности

на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в

устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного

материала и, в-четвертых, он повышает интерес обучающихся к математике.

Вывод. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует

развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также

играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного

интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-

познавательной деятельности, развития мышления и развития личностных качеств

ребенка с нарушением интеллекта. Вызывая интерес и прививая любовь к

математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель помогает

ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них

стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее

рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие

сознательного усвоения материала. В ходе упражнений по устному счету хорошо

организуется коллектив класса; укрепляются и расширяются познавательные

интересы, обеспечивается усвоение нового материала. Устный счет также

оказывает огромное влияние на продвижение умственно отсталых учащихся в

общем развитии.

14

Литература

1.

Ф.Р.

Залялетдинова.

Нестандартные

уроки

математики

в

коррекционной школе: 5-9 классы, -М.:ВАКО, 2007,-128 с.-(Мастерская –

учителя).

2. Самсонова Л.Ю. Устный счет. Сборник упражнений. 2 класс –

М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3. М.Н.Перова. Методика преподавания математики в специальной

(коррекционной) школе VIII

вида: Учебник для студ. дефект. фак.

педвузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

4. М.Н.Перова. Дидактические игры и упражнения по математике

во вспомогательной школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение»,

1976.

5.

Некоторые

вопросы

обучения

и

воспитания

учащихся

вспомогательной школы: Йошкар-Ола. 1993 год.

6.

Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под

редакцией В.В. Воронковой. Книга для учителя. Москва «Школа –

Пресс», 1994.

7.

Занимательные задания в обучении математике: Книга для

учителя. М.Ю. Шуба. М.: Просвещение.

15



В раздел образования