Напоминание

ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ


Автор: Пастушенко Яна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОО
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение,

миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного

внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают

специалисты, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и

принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения,

предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным

поведением.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения

в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически

пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими

основного общего образования.

3. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и

привлечение к участию в них несовершеннолетних.

Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать

несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать

информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних,

их родителей (законных представителей).

Наиболее целесообразной является профилактическая работа в школе, как «Совет профилактики», на наиболее

важных ее аспектах.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики

асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей

позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной

работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется

психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на

уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать

добычей преступной среды.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе,

обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему

своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в

конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках,

вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в

наркоманию и преступную деятельность.

По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики

правонарушений. Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В

случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить

контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по

делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и

воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем

большинстве случаев дает положительные результаты.

3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество,

кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию

творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного

поведения.

Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки

широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад,

конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей,

организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе,

значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.

4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного

потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья

всей России;

потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению

человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не

только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать

детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на

реализацию этой программы. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:

беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;

беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими

учениками;

встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа

жизни;

«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм,

обратить внимание на такие проблемы, как:

преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;

милосердие, доброта и здоровье;

природа и здоровье;

любовь и здоровье;

здоровье и успешная карьера;

мода и здоровье;

фигура и здоровье;

спорт и здоровье;

компьютерные игры и здоровье;

СМИ и здоровье.

Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив

максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих

мнений. Такие занятия развивают активность и формируют жизненне позиции.

5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей)

правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных

часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные

противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об

административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей

дают мотивацию на ответственность за свои действия.

Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных

функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ,

ставя учащегося «в положение жертвы».

На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности

взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно

родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих

опыт работы с преступностью несовершеннолетних.

6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней

профилактике наркомании и токсикомании.

7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. К участию в массовых беспорядках,

хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей,

пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться учащиеся старших

классов.

Педагогам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с

привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.

Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и

обучение культурному диалогу..

8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться

планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы.

Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят

беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют

положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения

проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или

замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу

рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение

родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их

поведения. Важными направлениями в этой работе являются:

установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных

проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их

причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении

следует искать нереализованную потребность;

формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого

чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом

является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях

формируется положительная личностная установка;

формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с

отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего

родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их

проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют

широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства,

асоциальное поведение.

9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической

школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с

асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании

им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или

приговора суда, информации из ПДН и т.п.).

Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в

поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству,

попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию,

алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.

Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.

Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности.

Обязательными компонентами информационного блока должны быть:

педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;

заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических

функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;

заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);

акт обследования жилищных условий.

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни

семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с

ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

Семья может быть:

педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют

культурой воспитания);

педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует

единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне

школы);

конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры,

разногласия);

асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм,

наркомания);

криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям,

воспитанием детей не занимаются).

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его

положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном

коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.

Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты

личности, на которые можно опереться при коррекционной работе. Чрезвычайно важными являются сведения о

направленности интересов ребенка, например:

проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные,

спортивные, общественно-политические и другие;

как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);

каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.

Собранная информация анализируется на заседании психолого-педагогической комиссии (консилиума), с целью

выявления характера асоциальных проявлений (эпизодически, систематически) и вида проступков: грубость,

драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не

работает на уроках. Комиссия выносит заключение: сформировались ли проступки в асоциальное поведение, с

устойчивым проявлением отклонений от социальных норм и дает рекомендации по проекту индивидуальной

воспитательно-образовательной программы.

На следующем этапе заключение комиссии (консилиума) рассматривается на расширенном заседании Совета

профилактики, куда приглашаются родители, классный руководитель, педагоги и председатель психолого-

педагогического консилиума. Решение Совета профилактики о постановке на внутришкольный контроль

обучающегося, подписанное директором школы является основанием для провидения индивидуальной

воспитательно-профилактической работы с учащимся.



В раздел образования