Автор: Пастушенко Яна Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГОО
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Раздел: дополнительное образование
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение,
миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного
внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают
специалисты, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и
принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения,
предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным
поведением.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения
в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими
основного общего образования.
3. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних.
Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать
несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать
информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних,
их родителей (законных представителей).
Наиболее целесообразной является профилактическая работа в школе, как «Совет профилактики», на наиболее
важных ее аспектах.
1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики
асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей
позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной
работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется
психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на
уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать
добычей преступной среды.
2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе,
обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему
своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в
конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игровых салонах, на рынках,
вокзалах. Он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в
наркоманию и преступную деятельность.
По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики
правонарушений. Классные руководители должны установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В
случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить
контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, возможно подключение работников милиции и Комиссии по
делам несовершеннолетних, принятие мер к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и
воспитания ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем
большинстве случаев дает положительные результаты.
3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество,
кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию
творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного
поведения.
Классными руководителями должны приниматься меры по привлечению в спортивные секции, кружки
широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад,
конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей,
организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе,
значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение.
4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного
потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья
всей России;
потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению
человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не
только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать
детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на
реализацию этой программы. В пропаганде здорового образа жизни полезно использовать такие мероприятия:
беседа медработника по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
беседа, дискуссия, диспут, мозговая штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими
учениками;
встреча с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа
жизни;
«классный видеочас», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм,
обратить внимание на такие проблемы, как:
преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
милосердие, доброта и здоровье;
природа и здоровье;
любовь и здоровье;
здоровье и успешная карьера;
мода и здоровье;
фигура и здоровье;
спорт и здоровье;
компьютерные игры и здоровье;
СМИ и здоровье.
Роль классного руководителя должна заключаться в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив
максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих
мнений. Такие занятия развивают активность и формируют жизненне позиции.
5. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей)
правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных
часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные
противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об
административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей
дают мотивацию на ответственность за свои действия.
Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных
функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ,
ставя учащегося «в положение жертвы».
На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности
взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно
родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих
опыт работы с преступностью несовершеннолетних.
6. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней
профилактике наркомании и токсикомании.
7. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. К участию в массовых беспорядках,
хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению идей,
пропагандирующих межнациональную, межрелигиозную рознь все чаще стали привлекаться учащиеся старших
классов.
Педагогам надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, с
привлечением ученического самоуправления, родительской общественности, общественных организаций.
Необходимо акцентировать внимание на формировании у подростков толерантного сознания, веротерпимости и
обучение культурному диалогу..
8. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться
планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы.
Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят
беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют
положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения
проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или
замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу
рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение
родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их
поведения. Важными направлениями в этой работе являются:
установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных
проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их
причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении
следует искать нереализованную потребность;
формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого
чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом
является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях
формируется положительная личностная установка;
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с
отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет «хорошего
родителя». Необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их
проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям имеют
широкое разнообразие проблем и отставаний в развитии, а в будущем - поведенческие расстройства,
асоциальное поведение.
9. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической
школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с
асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании
им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или
приговора суда, информации из ПДН и т.п.).
Письменная информация должна содержать указание на конкретные отклонения от социальных норм в
поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству,
попрошайничеству или вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикоманию,
алкоголизм, наркоманию, хищения и т.д.
Далее идет сбор информации, характеризующей особенности формирования личности ученика.
Информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности.
Обязательными компонентами информационного блока должны быть:
педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических
функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;
заключение медиков, определяющих особенности физического развития, (анамнез);
акт обследования жилищных условий.
Необходимо изучить и дать полную информацию о семье. Отметить состав семьи, материальные условия жизни
семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с
ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.
Семья может быть:
педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют
культурой воспитания);
педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует
единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне
школы);
конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры,
разногласия);
асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм,
наркомания);
криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям,
воспитанием детей не занимаются).
В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его
положение в этой группе (лидер, предпочитаемый, принятый, отвергаемый), его отношения в классном
коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния.
Педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя и положительные черты
личности, на которые можно опереться при коррекционной работе. Чрезвычайно важными являются сведения о
направленности интересов ребенка, например:
проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные,
спортивные, общественно-политические и другие;
как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыку.
Собранная информация анализируется на заседании психолого-педагогической комиссии (консилиума), с целью
выявления характера асоциальных проявлений (эпизодически, систематически) и вида проступков: грубость,
драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не
работает на уроках. Комиссия выносит заключение: сформировались ли проступки в асоциальное поведение, с
устойчивым проявлением отклонений от социальных норм и дает рекомендации по проекту индивидуальной
воспитательно-образовательной программы.
На следующем этапе заключение комиссии (консилиума) рассматривается на расширенном заседании Совета
профилактики, куда приглашаются родители, классный руководитель, педагоги и председатель психолого-
педагогического консилиума. Решение Совета профилактики о постановке на внутришкольный контроль
обучающегося, подписанное директором школы является основанием для провидения индивидуальной
воспитательно-профилактической работы с учащимся.