Напоминание

"Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера"


Автор: Рукавчук Лариса Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ознакомление дошкольников с природой Крайнего Севера"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное образование город Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ручеёк»

муниципального образования город Ноябрьск

Ознакомление дошкольников

с природой Крайнего Севера

Подготовила: воспитатель

Рукавчук Лариса Александровна

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту – это начало

патриотического чувства, чувства любви к Родине. Родная природа – снежные просторы

тундры,

северное

сияние,

земля

в

цвету

открывают

богатейшие

возможности

для

воспитания

у

детей

этого

чувства.

В

общении

с

природой

формируются

лучшие

нравственные

качества

личности

маленького

гражданина:

привязанность

к

родным

местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому.

Наблюдения в природе, экскурсии в тундру, целевые прогулки к озерам давали

богатую почву для размышления, побуждали в детях пытливость и любознательность.

Выезжая с детьми в тундру, хотелось дать им как можно больше знаний о растительном и

животном мире Севера. Старалась, чтобы дети полюбили каждый кустик, каждое деревце,

каждую травинку, растущую на вечной мерзлоте. Не только полюбили, но и бережно к ней

относились. На экскурсии обратила внимание детей на березку, прочитала о ней стихи.

Дети с интересом слушали, каждый старался найти свою березку, описать ее

(березка красивая, совсем молодая, стройная и т.д.). Рассказала ребятам о том, как трудно

на вечной мерзлоте вырастить дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек.

И когда мы снова приезжали в тундру, каждый отыскивал свою березку, может быть ту

единственную, с которой начинается любовь к своему краю.

При

ознакомлении

детей

с

природой

стремилась

дать

им

образец

гуманного

отношения ко всему живому. Если на первых экскурсиях кто-то из детей пытался сорвать

цветок, веточку, то потом это не случилось. Каждый понимал, что все живое украшает

нашу землю, что многие растения занесены в Красную книгу, охраняются государством.

Дети решили оберегать природу, строго следить за тем, чтобы никто не ломал веток, не

рвал цветов, не разорял муравейников.

В ходе экскурсий ребята наблюдали, как меняется природа в течение года, что,

например, теплый период продолжается всего 3-4 месяца. И вот в это столь короткое

время тундра очаровательна – она шумит вешними водами, звенит от птичьих голосов,

играет нежными северными красками. Она остается в памяти надолго. Полярный день –

период расточительного незаходящего солнца – продолжается 67 суток. Это великолепная

пора – «весна света».

Снеговое одеяло

Распахнулось, меньше стало,

Тает, тает,

И водой натекает след оленей,

Согревает луч косой

Россыпь ягоды осенней.

А.Яшин

Побежали

первые

прозрачные,

как

стекло,

ручейки.

Прилетает

огромное

количество перелетных птиц. Первыми, в конце мая, появляются маленькие пуночки

(северные

воробьи).

В

начале

июля

просторы

тундры

оживляют

гуси,

утки,

чайки-

поморники, кулики. Последними прилетают стрижи.

После спада талых вод и появления первой зелени незаметно, как улыбка утра,

наступает короткое лето, оживает тундра. Чудесная, удивительная пора! Небо бездонное,

плотно-голубое, с оранжевым солнцем.

Очень много солнечного света!

Над землей стоит голубизна.

Кажется, в сиянье разодета,

Изнутри земля освещена!

А.Яшин

Непрерывным потоком, как золотой дождь, льются на просторы равнин солнечные

лучи.

От

такой

массы

света

и

тепла

бурно

начинают

расти

в

тундре

скромные,

неизбалованные солнцем цветы: желтая калужница, полярные маки.

Они растут у снежных груд,

Их вьюги сотни раз отпели.

И все-таки они цветут

И дальше к полюсу идут

Цветы высокой параллели.

Н.Рождественский

В

летние

дни

северные

просторы

с

его

разбуженными

солнцем

равнинами,

болотами,

островками,

зачарованными

заливами

выглядят

огромной

многокрасочной

картиной неведомого художника.

Но

вот

кончается

полярный

день,

проходит

тревожное

северное

лето.

Чаще

хмурится небо, с севера на юг шаг за шагом подкрадывается осень.

Люблю я осень даже здесь, на Севере,

Когда над желтой тундрой второпях

Летит косяк гусей еще не стреляных

И серебрится иней на болотах.

А.Яшин

Не хочется Северу расставаться со своей красотой. Тундра еще отливает багрянцем

и позолотой листвы, синью озер и лазурью неба, но осенние ветры постепенно срывают

листву и обнажают деревья и кустарники. И ко всему этому великолепию добавляется

раскраска созревших ягод морошки, брусники, клюквы, ягоды. Взгляните на приземистые

кустики. До чего же они густо усеяны сизыми плодами! Голубым дымком стелется

ягодник среди зеленых подушек мха. Разбросала свои ярко-красные шарики по моховому

болоту брусника.

Брусника уж поспеет скоро.

Румянец стелет по траве,

Как брать ее подручно, споро

В струистой, тихой синеве.

Особый колорит придают осенней тундре разноцветные грибы.

Я жду опять дождя грибного,

Я по лесам бродить привык.

Когда на свет пробьется снова

Едва заметный боровик.

При проведении прогулок, экскурсий стараюсь способствовать появлению у детей

определенного эмоционального контакта с природой. Для этого не заполняю все время

обязательной

деятельностью

(беседой,

игрой,

коллективными

заданиями),

а

выделяю

минуты

для

индивидуального

общения

ребенка

с

природой.

Пусть

самостоятельно

побродит, отыщет что-то необычное для себя, тихо посидит на пригорке, послушает пение

птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг. Не подавляя активности детей, при

наблюдениях, экскурсиях, беседах учу их замечать и определять словом, произошедшее в

природе изменение, помогаю сравнить явления, подобрать для их характеристики нужные

слова. Так, например, обратилась к детям: «Посмотрите, какой стала тундра. Вспомните,

какой она была летом. Что изменилось? Какая тундра вам нравится больше: осенняя или

летняя? Почему?»

Нацеливаю

детей

на

эмоциональную

оценку

окружающей

природы,

чтобы

их

высказывания становились содержательными и выразительными. «Я бы стал рисовать эту

березу. Она такая красивая. Листья на ней желтые, как будто она в желтом платочке», -

рассказывает Ваня. «А мне нравится этот пенек, - говорит Костя, - он мхом весь покрыт,

как будто старый-старый дед с бородой зеленой».

Осень кончилась. С севера дохнуло холодом. Потускнели краски, пожухла трава,

опала наземь листва. Засеребрилось от изморози плоскогорье, зазвенели на озерах корочки

льда. Нет-нет да и посыплется из туч крупа и снег. Приспело время снегопадов. Белым

саваном покрылась подмерзшая земля. Зимой тундра белым-бела. Ослепительно искрится

молодой

снег,

алмазными

гранями

вспыхивают

отроги

далеких

гор.

Солнце

надолго

покидает арктическое небо и только зори да сполохи северных сияний озаряют снежный

покров.

С наступлением зимы, когда экскурсии в тундре нет, с детьми можно проводить

различные наблюдения: за снегопадом, метелью, пургой, узорчатыми рисунками на окне.

С

интересом

слушают

ребята

рассказы

М.Пришвина,

которого

справедливо

называют певцом русской природы. Занимательные рассказы В.Бианки, Н.Павловой, стихи

Е.Баратынского

приближают

ребенка

к

природе,

ее

обитателям,

заставляя

глубже

задуматься над происходящими в ней явлениями, помогают устанавливать простейшие

связи и взаимозависимость.

Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказывать о

богатствах Севера, его животном мире.

В работе использую картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тундре

водятся олени, волки, песцы, зайцы, есть полярные совы, куропатки, лемминги. Животные

покрыты шерстью с густым подшерстком. Почти у всех происходят ярко выраженные

изменения в окраске. Например: заяц-беляк, полярная сова, куропатка меняют окраску

шерсти согласно сезону. Самым распространенным обитателем тундры является северный

олень.

От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный олень.

С интересом слушают дети рассказы об олене и зайце-беляке, о белке и горностае.

Тундра – родина многих птиц. Большинство из них являются и перелетными, только

полярная сова да тундровая куропатка остаются здесь зимовать.

Тундра богата и красива озерами, в которых водится много рыбы. Наибольше

промысловое значение имеют – сиг, чир, нельма, осетр, корюшка, ряпушка, таймень, щука,

налим, сорога и др.

Трудно воспитать у детей заботливое отношение к растениям и животным, если не

привлекать их к труду в природе, к ежедневному систематическому уходу за растениями.

Дежурить в уголке природы дети любят, знают названия комнатных растений, умеют

ухаживать за ними. Пусть этот труд в уголке невелик, но само отношение к нему, желание

трудиться у детей огромно. Чтобы закрепить ранее полученные детьми знания, провожу

игры: «От какого дерева лист?», «Назови и запомни». Уделяю внимание изготовлению

различных поделок из природного материала.

В помощь привлекаю родителей. Они также как и воспитатель должны быть

готовыми ответить на вопросы детей, удовлетворить их любознательность. Для пап и мам

организуем консультации: «Советское Заполярье», «От любви к природе – до любви к

Родине», даем рекомендации, когда и как знакомит ребенка с природой Севера, какие

учить стихи.

Большой интерес у родителей вызывают практические советы о том, какие цветы

или овощи выращивать с детьми на подоконнике, как содержать животных дома, и,

главное, как научить детей любить и беречь своих питомцев, заботиться о них.

Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему

живому, на всю жизнь сохранять любовь к Северу.

Пускай бураны злятся – все напрасно!

Пусть темень девять месяцев в году!

А все-таки земля моя прекрасна,

Другой такой я в мире не найду.

Н.Оёгир



В раздел образования