Автор: Власова Динара Ильдусовна
Должность: Учитель ИЗО и Технологии
Учебное заведение: Основная общеобразовательная школа филиала ГАУЗ РКПД «Детский туберкулёзный санаторий»
Населённый пункт: Зеленодольский р-н, Октябрьский пос., Респ. Татарстан, 423879
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк»
Раздел: среднее образование
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ
преподавателя Власовой Д.И.
Тема урока:
«Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк».
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Дата проведения урока:
20 ноября 2020 г.
Цель урока:
Углубить представление учащихся о причинах Столетней войны, силах
сторон, характере войны, её основных этапах, итогах и особенностях.
Выяснить, кто такая Жанна д’Арк и какую роль она сыграла в этой войне.
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить изучение событий Столетней войны;
- познакомить учеников с жизнью и подвигом Жанны д’Арк, показать роль
личности в истории;
- подвести к пониманию, что только героизм народа способен освободить
страну от захватчиков (народно-освободительная война).
Развивающие:
- создавать условия для формирования у школьников познавательных
процессов (память, внимание, восприятие, речь);
- продолжить работу по формированию умений работы с текстом (анализ,
выделение главной мысли);
- давать характеристику историческим деятелям, определять своё
отношение к их действиям;
- умение отвечать на вопросы различного характера, умение высказывать
собственное мнение.
Воспитательные:
- сформировать уважение у школьников к героине французского народа
Жанне д’Арк;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы
французского народа за национальную независимость.
Средства обучения и оборудование урока:
- История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений./Е.В.
Агибалова, Г.М. Донской. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2013 г.;
- Поурочные разработки по всеобщей истории. История Средних веков. 6
класс./ Е.Н. Сорокина – М.: ВАКО, 2015 г.;
- историческая карта: «Англия и Франция во время Столетней войны»;
- компьютер, проектор, иллюстрации по теме урока.
Методика развития критического мышления:
- умение собирать информацию из различных источников;
- рассмотрение ситуации в целом, а не её отдельные моменты;
- анализ качества информации.
Формы работы на уроке:
- на уроке используется фронтальная форма работы, а также работа в паре.
Методы обучения, используемые на уроке:
- словесный (рассказ учителя с элементами беседы);
- наглядный (иллюстрации по изучаемой теме);
- практический (работа с историческими источниками, с картой).
Для достижения цели и задач используется технология проблемного
обучения (постановка проблемного вопроса, дети дают оценку поступкам).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка готовности к уроку и повторение пройденного материала.
3. Формулировка темы урока, вступительное слово учителя (введение в тему
урока).
4. Изучение нового материала (рассказ учителя, сообщения учащихся, работа
в тетрадях, с исторической картой):
- война бургундцев с арманьяками;
- захваты англичан во Франции в начале XV века;
- народная героиня Жанна
д’Арк;
- гибель
Жанны
д’Арк;
- конец Столетней войны.
5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка деятельности
учащихся (рефлексия достижения целей).
6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению).
Ход урока:
1. Организационный момент. (1 минута)
Приветствие, оценка общего эмоционального настроя класса.
2. Проверка готовности к уроку и закрепление темы: «Начало Столетней
войны. Жакерия. Восстание Уота Тайлера в Англии». (5 минут)
Учитель: Сегодня мы вновь отправимся во Францию времён Столетней
войны, узнаем о борьбе бургундцев с арманьяками, о новых захватах
англичан, побываем в крепости Орлеан и познакомимся с удивительной
девушкой, о которой сами французы говорили, что она спасла Францию.
Также, в рабочих тетрадях мы запишем основные даты и события
очередного этапа Столетней войны. А сейчас, давайте вспомним, какими
же причинами была вызвана Столетняя война и что послужило поводом к
войне?
(краткие ответы учеников:
- стремление королей Франции подчинить французские земли,
принадлежащие королю Англии (Аквитанию), чтобы завершить объединение
страны;
- стремление Англии и Франции контролировать богатые города Фландрии.
Повод к войне - претензии короля Англии на корону Франции).
3. Вступительное слово учителя
(формулировка темы урока).
(3 минуты)
Учитель: Продолжалась самая долгая война в истории, война между
Англией и Францией, между двумя наиболее значимыми странами периода
средневековья. На самом деле она велась не сто, а даже дольше - 116 лет (с
1337 по 1453). В этих государствах шёл процесс централизации власти. Но к
началу середины 15 в. произошло событие, которое очень повлияло на
дальнейшую историю этих стран. Итак, открываем тетради и записываем
тему нашего сегодняшнего урока: «Борьба французского народа против
захватчиков. Жанна д’Арк».
(ученики записывают тему в тетрадь).
4. Объяснение нового материала. (20 минут)
- война бургундцев с арманьяками;
Учитель: У вас на столах разложены подписанные иллюстрации по теме
нашего урока, которые вы можете посмотреть по ходу моего рассказа.
Итак, с конца XIV века положение Франции вновь осложнилось. Страну
раздирала борьба двух феодальных групп за власть и влияние на психически
больного короля Франции Карла VI, прозванного Безумным. Во главе этих
феодальных групп стояли дяди короля: герцог Бургундский и герцог
Орлеанский (с его близким родственником графом Арманьяком). Поэтому
междоусобные распри были названы войной бургундцев с арманьяками.
Войны и столкновения продолжались почти четверть века. Противники
беспощадно истребляли друг друга, учиняя расправы над побеждёнными и
безжалостно грабили страну. Враждующие феодальные группы вели с
англичанами тайные переговоры и просили у них помощи. В таких условиях
война с англичанами не могла идти успешно. Англичане помогали то
бургундцам, то арманьякам – тем, кто больше шёл на уступки. Но, в конце
концов, возник союз Англии с герцогом Бургундским. Он владел большими
территориями на востоке и севере страны, под его власть перешли также
Нидерланды.
А сейчас, вновь открываем наши тетради и записываем: Вражда
феодальных групп усугубляла тяжёлое положение Франции и мешала в
борьбе с Англией.
(ученики записывают в тетрадь).
- захваты англичан во Франции в начале XV века;
Учитель: В 1415 году большое английское войско высадилось в устье реки
Сены и направилось к Кале. Ему навстречу выступил французский король с
более многочисленной армией. Они встретились у деревни Азенкур, и 25
октября 1415 года состоялось одно из крупных сражений во время
Столетней войны. А в тетрадях мы записываем: 25 октября 1415 года –
битва при Азенкур.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Имевшая многократное численное превосходство французская
армия потерпела сокрушительное поражение, понеся существенные потери
(несколько тысяч со стороны французов и всего несколько десятков со
стороны англичан). Причиной этому было тактически грамотное
применение англичанами масс стрелков, вооружённых длинными луками, в
сочетании с отрядами тяжеловооружённых воинов, высокая воинская
дисциплина и умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.
Как вы помните, подобная тактика и вооружение, уже применялась
англичанами при битве у деревни Креси в 1346 году. Сражение открыло
новую страницу в истории Франции. А через несколько лет, после битвы,
герцог Бургундский, союзник Англии, захватил Париж. Бургундцы перебили
застигнутых врасплох многих сторонников арманьяков. В плен попал сам
король Франции, и теперь герцог от имени короля правил страной.
Англичане чувствовали себя хозяевами страны. Они навязали тяжёлые
условия мира, и французы были вынуждены подписать в 1420 году договор в
Труа, согласно которому дофин Карл объявлялся лишённым прав на корону.
Королём после смерти Карла VI должен был стать Генрих V Английский,
обручённый с французской принцессой Екатериной, а за ним – его сын,
рождённый от этого брака. Это был смертный приговор независимости
Франции. Записываем:1420 год – подписание договора в Труа.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Генрих V — король Англии с 1413 года, один из величайших
полководцев Столетней войны. Это он разгромил французов в битве при
Азенкур, где лично принял участие в рукопашном бою. Став наследником
французского короля Карла VI Безумного и женившись на его дочери
Екатерине, Генрих V начал готовиться также и к организации
очередного крестового похода. Но эта цель так и не была достигнута - 31
августа 1422 года в возрасте 35 лет Генрих V внезапно умер от болезни, а
через два месяца, вслед за ним умер и король Франции Карл VI Безумный.
После смерти Карла VI королём обоих государств формально стал
считаться девятимесячный сын умершего короля Англии, Генрих VI. А в
тетрадях мы запишем следующее: 1422 год – смерть Генриха V и Карла VI
- смена королевской власти.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Не согласившись с этим, законный наследник, 15-летний сын
короля Франции дофин Карл, бежал из Парижа и провозгласил себя королём
Карлом VII (1422-1461). Он привлёк к себе симпатии тем, что встал на
защиту независимости Франции. Вокруг него сплотились все патриоты
Франции. Ему сочувствовали и потому, что его отец и мать предали его
интересы ради интересов английского короля. Англичане, тем временем,
продвигались на юг. Остатки французских войск засели в крепостях на
берегу реки Луары. В 1428 году английские войска осадили город Орлеан, ведь
его падение открыло бы им путь на юг. Под Орлеаном решалась судьба
Франции. Записываем: 1428 год – начало осады англичанами города
Орлеан.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: В это тяжёлое для Франции время, когда французское войско
утратило веру в победу, народ всё ещё сохранял мужество и волю к борьбе.
Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу
всё шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. В
стране разгоралась партизанская война. Война стала делом всех. В первый
месяц осады англичане окружили город многочисленными деревянными
укреплениями. Однако, сравнительно небольшая численность англичан
(десять-двенадцать тысяч человек) не позволяла им полностью блокировать
город, в связи с чем, защитники имели сообщение с внешним миром через
остававшиеся открытыми Бургундские ворота, получая извне припасы и
пополнения. Уже 200 дней героически оборонялся Орлеан.
В город прибывали
пополнения, в том числе отряды шотландских союзников, однако все
попытки противодействия англичанам не имели успеха. С другой стороны,
английские атаки тоже были безрезультатны. Записываем: Осада Орлеана
продолжалась более 200 дней.
(ученики записывают событие в тетрадь).
- народная героиня
Жанна
д’Арк;
Учитель: В этот, тяжелейший для французов момент, на арене истории
появляется Жанна д’Арк. Крестьянская девочка с детства видела вокруг
страшные картины войны, просыпалась по ночам от звуков набата, криков
и плача женщин. Очень набожная, она молилась Богу о спасении Франции. С
12 лет Жанну стали посещать видения: ей явился св. Михаил Архангел
убеждая идти к законному королю Карлу VII и спасти страну. Ей не было и
18 лет, когда она покинула дом, чтобы принять участие в борьбе с
англичанами. Объясняя причины своего ухода из дома, Жанна сказала:
«Никто на свете… не спасёт королевство французское и не поможет ему,
кроме меня».
Много трудностей пришлось преодолеть Жанне. В ближайшем от её родной
деревни городке ей удалось убедить коменданта крепости в том, что
именно она спасёт Францию. Он дал ей мужскую одежду, оружие и
несколько воинов для сопровождения. Добравшись до замка Шинон, где
находился наследник престола, Жанна добилась встречи с ним и убедила
короля и придворных, что избрана Богом, чтобы снять осаду Орлеана. Карл
дал ей отряд рыцарей, который влился в войско, направлявшееся на помощь
Орлеану. Ремесленники выковали Жанне рыцарские доспехи и сшили
походную форму. А в тетради мы сделаем такую запись: Крестьянская
девушка Жанна становится во главе рыцарского отряда и отправляется
на помощь Орлеану.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: К тому времени, как войско подошло к Орлеану, молва в народе о
деве, пришедшей спасти страну, разнеслась по всей Франции. Народ
ликовал, а потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от
бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели отвагу.
С прибытием Жанны в Орлеан, начались решительные действия. В самых
жарких схватках с врагами Жанна проявляла смелость и находчивость. Её
пример воодушевлял воинов и через девять дней осада с Орлеана была снята.
Англичане отступили на север. 29 апреля 1429 года Жанна д’Арк во главе
значительного войска торжественно вступила в Орлеан. Итак, записываем:
29 апреля 1429 года – освобождение Орлеана от осады.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: С этого времени Жанну д’Арк в народе стали называть
Орлеанской Девой. Победа французов под Орлеаном резко изменила ход
Столетней войны. В армию во множестве вливались простые люди. Вскоре
французы освободили всю долину Луары. А 18 июня, павшие духом англичане,
были разгромлены в битве при Пате. Франция была спасена.
Но пока не был коронован Карл, он не считался законным королём. Жанна
убедила его выступить в поход на Реймс – город, где издавна короновались
французские короли. Весь путь до Реймса был пройден за две недели. В
Реймском соборе 17 июля 1429 года Карл был торжественно коронован.
Вблизи него, со знаменем в руках, стояла в рыцарских доспехах Жанна.
Отметим в тетрадях: 17 июля 1429 года – коронация Карла VII в
Реймском соборе.
(ученики записывают событие в тетрадь).
- гибель
Жанны
д’Арк;
Учитель: Во французское войско приходили всё новые добровольцы, но
дворяне боялись участия простых людей в войне. Необычный успех и слава
крестьянской девушки вызывали зависть у знатных феодалов, они хотели
оттеснить Жанну от руководства военными действиями и им удалось
заронить в короле недоверие к Жанне. Так и не получив разрешения короля о
выступлении на Париж, занятый бурдгунцами, Жанна с небольшим отрядом
попробовала взять Париж штурмом, но атака не увенчалась успехом, а
сама Жанна была ранена. Отряд отступил к крепости Компьен. 23 мая
1430, во время очередной вылазки из крепости, Жанна оказалась окружённой
со всех сторон врагами. Попытка пробиться к крепости оказалась тщетной
– ворота были закрыты, а мост поднят. Бургундцы захватили Жанну в плен.
Не забываем отмечать события в тетрадях, записываем: 23 мая 1430 –
захват бургундцами в плен Жанны д’Арк.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Король, которому Жанна оказала помощь, не попытался даже
выкупить её из плена или обменять на кого-либо из знатных пленников.
Полгода пробыла она в плену. Её держали в железной клетке, с цепью на шее
и на ногах, после чего бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тысяч
ливров. Её перевезли в Руан и 9 января 1431 года Жанна предстала перед
судом инквизиции. И снова пишем в тетрадях: Бургундцы продали Жанну
англичанам за 10 тысяч ливров. 9 января 1431 года – Жанна предстала
перед судом инквизиции.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Чтобы оклеветать Жанну в глазах народа, англичане решили
приписать её победы вмешательству дьявола и предъявили ей страшное в
то время обвинение в колдовстве. Судили Жанну французские епископы,
перешедшие на сторону англичан. Инквизиторы угрожали Жанне, пугали её
пытками, но на все вопросы Жанна отвечала уверенно и с достоинством,
отвергая все обвинения в ереси. Отважную девушку приговорили к
страшной смерти, и 30 мая 1431 года Жанна д'Арк была сожжена на
костре на рыночной площади в городе Руане. Запись в тетради: 30 мая
1431года – сожжение Жанны д'Арк на костре в городе Руане.
(ученики записывают событие в тетрадь).
Учитель: Только спустя четверть века Карл VII приказал провести
пересмотр судебного процесса. Ведь получалось, что своей короной он
обязан колдунье. Новый суд объявил прежний приговор ошибкой, а Жанну
признал невиновной в колдовстве. В XX веке римский папа причислил Жанну
д'Арк к лику святых.
- конец Столетней войны.
Учитель: После гибели Жанны д'Арк народная освободительная война
развернулась с новой силой, против англичан действовали десятки тысяч
крестьян. Вооружённые кольями и вилами, партизаны наносили
захватчикам неожиданные удары. Англичане также с большим размахом
развернули новое наступление на севере и юге. Но огромные затраты не
привели к перелому в войне: успехи сменялись неудачами. Война становилась
для Англии разорительной. Даже герцог бургундский покинул своих
союзников англичан и перешёл на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за
городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. Была
освобождена Нормандия, а затем и Аквитания. В 1453 году сдался город
Бордо, последний оплот англичан. На этом Столетняя война закончилась, у
англичан на французской земле остался только один порт Кале. Запись в
тетрадях: 1453 год – завершение Столетней войны.
(ученики записывают событие в тетрадь).
5. Закрепление материала и подведение итогов урока, оценка
деятельности учащихся. (4 минуты)
(Заключительное слово учителя о том, что удалось сделать на уроке, а что
нет.
Похвалить учащихся, которые активно принимали участие в
обсуждении).
Учитель: А теперь, подведём итог нашего урока. Мы выяснили, что
Столетняя война между Англией и Францией (1337 – 1453 гг.), стала
результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась
победой Франции. А теперь запишем в тетрадях итоги Столетней войны:
1). Ликвидированы притязания Англии на французскую корону;
2). Создание сильного национального государства;
3). Усиление королевской власти во Франции;
4). На службе у короля появилась постоянная армия.
(ученики записывают итоги в тетрадь).
6. Домашнее задание (инструктаж по выполнению). (2 минуты)
Учитель: А теперь давайте запишем домашнее задание:
Параграф 29.
Читать, а в конце параграфа ответить на вопросы.
Учащиеся фиксируют домашнее задание в дневниках. Задают, если есть,
вопросы.