Автор: Юрковец Елена Борисовна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1591
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры и упражнения направленные на укрепление и сохранение здоровья детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование
«Игры и упражнения направленные на укрепление и сохранение
здоровья детей с ОНР»
Известно, что за мелкую моторику рук и речь ребёнка, отвечает одна и та
же область головного мозга. Если педагоги и родители хотят, чтобы их ребёнок
хорошо разговаривал и легко учился, надо с раннего детства начинать развивать
у
него
руки,
т.е.
кисти
и
пальцы.
На
протяжении
многих
лет
развития
коррекционной
педагогики,
доказано,
что
чем
лучше
у
ребёнка
работают
пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок будет говорить. Хорошо развивают
тонкие движения рук такие игры, как:
1. Мелкая и крупная мозаика, пазлы, пирамидки, мелкий конструктор
«Лего», игры с мелкими игрушками или предметами, такими как - камешки,
пуговицы,
ракушки,
разные
по
размеру
бобовые,
крупа
и
т.д.
Например,
упражнение с крупой: «Накорми Курочку и Петушка». Смешивают горох и
бобы. Курочка любит горох, а Петушок любит бобы. Ребёнок во время игры
сортирует (выбирает) крупу и кладёт соответствующее зерно перед каждой
игрушкой.
2. Шнуровка, застегивание, перематывание клубочков и т.д.
3. Для развития и тренировки мускулатуры кисти рук, полезны упражнения
с массажными мячиками, резиновыми кольцами, работа с пластилином. Для
тактильного
восприятия
можно
использовать
предметы
и
игрушки
с
различными поверхностями – шершавые, гладкие, выпуклы, вогнутые и т.д.
4. Для развития мелкой моторики рук полезны следующие игровые
упражнения: обводить трафареты по контуру, штриховка, рисование по точкам,
дорисуй предмет и т.д.
Так же, в дошкольных учреждениях, во время занятий проводятся
специальные
упражнения
(физкульт.минутки)
на
развитие
общей
и
мелкой
моторики рук, развитие звуковой стороны речи, с помощью которых можно
решить
ряд
коррекционных
задач:
снять
напряжение,
развитие
внимания,
памяти, воображения, закрепление отдельных звуков речи, развитие дыхания,
например:
Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Гусь»
1. «Набухай скорей бутон (ладошки соединены в виде бутона)
Распусти цветок пион (ладошки раскрываются)»
2. « Гусь сердитый зло гогочет, (изображаем ладошкой клюв гуся)
Может быть, он кушать хочет?»
Дыхательная гимнастика: «Листочки», «Муха», «Гусь»
1.«Ветер северный подул с-с-с-с (дуть на пальцы)
Все листочки с липы сдул с-с-с-с.»
2. «Летела муха, около: уха ж-ж-ж-ж (круговые движения пальцем вокруг уха)
Летели осы около носа с-с-с-с (…вокруг носа)
Летел комар и звенел: з-з-з-з (….вокруг лица)
Сел на лоб, а мы его хлоп - поймали (легкий удар по лбу ладошкой)»
3.Наклон вперёд, руки разведены в стороны, за спину, изображаем шипение
гуся: ш-ш-ш-ш.
Физ.минутка с элементами звуковой гимнастики: «Петушок»
«У Кирюши петушок, петь умеет хорошо, ну, а как?
А вот так – Ку-ка-ре-ку!
Он с Кирюшиной ладошки, ест и зёрнышки и крошки.
А когда он всё склюёт, то спасибо пропоёт, ну, а как?
А вот так – Ку-ка-ре-ку!
Убежал Кирюша в сад, петушок кричит опять, ну, а как?
А вот так – ку-ка-ре-ку!»
Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо разговаривал,
быстро и легко учился, ловко и качественно выполнял любую, самую тонкую
работу с самого раннего возраста, надо начинать развивать у него руки: пальцы
и кисти, потому что, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше
ребёнок
говорит.
Выполняя
пальчиками
различные
действия,
кисти
приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Отсюда следует, что разнообразные упражнения и игры на развитие мелкой
моторики, играют положительную роль в коррекционном обучении детей с
нарушением речи, создаётся база для овладения письмом будущих школьников.
В дошкольных учреждениях, в семьях, где родители заботятся о будущем своих
детей,
должна
существовать
система
специальных
игр
и
упражнений,
направленных на сохранение и укрепление здоровья детей с нарушением речи
(и
не
только).
В
помощь
педагогам
и
родителям,
на
современном
рынке,
имеются много методических рекомендаций, дидактических пособий, таких
авторов как: Ткаченко Т.А.(2013г.); Левина С.А., Тукачёва С.И.(2016г.); Янушко
Е.А.(2012г.); Позднякова Я.Ю.(2004г.); Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И.(2005г.);
Калинина Т.В.(2015г.) и другие.