Напоминание

"Игры и упражнения направленные на укрепление и сохранение здоровья детей с ОНР"


Автор: Юрковец Елена Борисовна
Должность: воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1591
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры и упражнения направленные на укрепление и сохранение здоровья детей с ОНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры и упражнения направленные на укрепление и сохранение

здоровья детей с ОНР»

Известно, что за мелкую моторику рук и речь ребёнка, отвечает одна и та

же область головного мозга. Если педагоги и родители хотят, чтобы их ребёнок

хорошо разговаривал и легко учился, надо с раннего детства начинать развивать

у

него

руки,

т.е.

кисти

и

пальцы.

На

протяжении

многих

лет

развития

коррекционной

педагогики,

доказано,

что

чем

лучше

у

ребёнка

работают

пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок будет говорить. Хорошо развивают

тонкие движения рук такие игры, как:

1. Мелкая и крупная мозаика, пазлы, пирамидки, мелкий конструктор

«Лего», игры с мелкими игрушками или предметами, такими как - камешки,

пуговицы,

ракушки,

разные

по

размеру

бобовые,

крупа

и

т.д.

Например,

упражнение с крупой: «Накорми Курочку и Петушка». Смешивают горох и

бобы. Курочка любит горох, а Петушок любит бобы. Ребёнок во время игры

сортирует (выбирает) крупу и кладёт соответствующее зерно перед каждой

игрушкой.

2. Шнуровка, застегивание, перематывание клубочков и т.д.

3. Для развития и тренировки мускулатуры кисти рук, полезны упражнения

с массажными мячиками, резиновыми кольцами, работа с пластилином. Для

тактильного

восприятия

можно

использовать

предметы

и

игрушки

с

различными поверхностями – шершавые, гладкие, выпуклы, вогнутые и т.д.

4. Для развития мелкой моторики рук полезны следующие игровые

упражнения: обводить трафареты по контуру, штриховка, рисование по точкам,

дорисуй предмет и т.д.

Так же, в дошкольных учреждениях, во время занятий проводятся

специальные

упражнения

(физкульт.минутки)

на

развитие

общей

и

мелкой

моторики рук, развитие звуковой стороны речи, с помощью которых можно

решить

ряд

коррекционных

задач:

снять

напряжение,

развитие

внимания,

памяти, воображения, закрепление отдельных звуков речи, развитие дыхания,

например:

Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Гусь»

1. «Набухай скорей бутон (ладошки соединены в виде бутона)

Распусти цветок пион (ладошки раскрываются)»

2. « Гусь сердитый зло гогочет, (изображаем ладошкой клюв гуся)

Может быть, он кушать хочет?»

Дыхательная гимнастика: «Листочки», «Муха», «Гусь»

1.«Ветер северный подул с-с-с-с (дуть на пальцы)

Все листочки с липы сдул с-с-с-с.»

2. «Летела муха, около: уха ж-ж-ж-ж (круговые движения пальцем вокруг уха)

Летели осы около носа с-с-с-с (…вокруг носа)

Летел комар и звенел: з-з-з-з (….вокруг лица)

Сел на лоб, а мы его хлоп - поймали (легкий удар по лбу ладошкой)»

3.Наклон вперёд, руки разведены в стороны, за спину, изображаем шипение

гуся: ш-ш-ш-ш.

Физ.минутка с элементами звуковой гимнастики: «Петушок»

«У Кирюши петушок, петь умеет хорошо, ну, а как?

А вот так – Ку-ка-ре-ку!

Он с Кирюшиной ладошки, ест и зёрнышки и крошки.

А когда он всё склюёт, то спасибо пропоёт, ну, а как?

А вот так – Ку-ка-ре-ку!

Убежал Кирюша в сад, петушок кричит опять, ну, а как?

А вот так – ку-ка-ре-ку!»

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо разговаривал,

быстро и легко учился, ловко и качественно выполнял любую, самую тонкую

работу с самого раннего возраста, надо начинать развивать у него руки: пальцы

и кисти, потому что, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше

ребёнок

говорит.

Выполняя

пальчиками

различные

действия,

кисти

приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Отсюда следует, что разнообразные упражнения и игры на развитие мелкой

моторики, играют положительную роль в коррекционном обучении детей с

нарушением речи, создаётся база для овладения письмом будущих школьников.

В дошкольных учреждениях, в семьях, где родители заботятся о будущем своих

детей,

должна

существовать

система

специальных

игр

и

упражнений,

направленных на сохранение и укрепление здоровья детей с нарушением речи

не

только).

В

помощь

педагогам

и

родителям,

на

современном

рынке,

имеются много методических рекомендаций, дидактических пособий, таких

авторов как: Ткаченко Т.А.(2013г.); Левина С.А., Тукачёва С.И.(2016г.); Янушко

Е.А.(2012г.); Позднякова Я.Ю.(2004г.); Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И.(2005г.);

Калинина Т.В.(2015г.) и другие.



В раздел образования