Напоминание

"Грамотейка"


Автор: Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Кораблик"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: "Грамотейка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «ДЕТСТВО» «ЦРР» г. Калуги

необособленное структурное подразделение «Кораблик»

«Принята» «Утверждена»

на заседании педагогического совета приложение к приказу

протокол № ____ от ______________ от ___________ №_____

Дополнительная образовательная программа

по обучению грамоте

«Грамотейка»

для детей 6 – 7 лет

Автор-составитель:

Черноусова А. А.

Должность:

учитель-логопед

Калуга 2019

1

Пояснительная записка

Овладение навыком чтения становится одним из основных,

базисных моментов образования, т.к. является частью процесса

речевого развития, способствует формированию навыков языкового

анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению

грамматических категорий, развитию связной речи. Необходимость

обучения чтению в дошкольном возрасте способствует успешной

адаптации ребенка к условиям обучения в школе. Кроме того,

программа по обучению чтению в 1-м классе требует в

подготовительный период, т. е. до основного букварного, научить детей

различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;

определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных;

количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог;

соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью и т. д.

Безусловно, за такой короткий промежуток времени (10-20 учебных

часов) невозможно научить этому. Необходима глубокая

предварительная работа в детском саду по звуковому анализу слова –

«умственному действию по установлению последовательности звуков в

слове».

Дополнительная образовательная программа «Грамотейка»

разработана для обучения чтению детей 6-7 лет и рассчитана на 1 год

обучения. Особенностью программы является использование элементов

логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель

которой – предупреждение ошибок в чтении и письме. Система работы

по данной программе включает два основных направления: 1) освоение

фонетической стороны речи с целью развития у детей способности

ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно

постигая её закономерности; 2) подготовка руки ребенка к письму –

овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими

умениями.

2

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми

документами, регламентирующими задачи, содержание и формы

организации педагогического процесса в ДОУ:

Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г

№ 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных

государственных образовательных стандартов к условиям

реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования».

Основная цель программы –

обучение чтению и

первоначальным навыкам письма.

Задачи программы:

1.

Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя

звуки по их качественной характеристике (согласные и

гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);

2.

Знакомить со смыслоразличительной функцией звука, учить

сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный

звук;

3.

Учить детей вычленять словесное ударение, овладевая

графической записью слогового деления;

4.

Знакомить с графическим изображением буквы;

5.

Обучать чтению слогов;

6.

Вырабатывать графические умения проводить прямые и

замкнутые линии, учить обводить прерывистыми линиями,

штриховать по нанесенному контуру;

7.

Обучать работать в ограниченном пространстве, четко

изображать намеченный контур;

8.

Развивать и укреплять мелкие мышцы руки;

9.

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать

связную речь.

Программа построена в соответствии со следующими принципами:

3

научности, систематичности и последовательности;

доступности и посильности;

наглядности;

учета возрастных особенностей обучаемых;

дифференцированного подхода.

Содержание программы

Основная форма организации работы с детьми – групповые занятия

с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов

обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в

занимательной, игровой форме. Продолжительность занятия не

превышает времени, предусмотренного физиологическими

особенностями возраста детей и САНПин.

В структуре занятий выделяются следующие этапы:

организационный момент, повторение пройденного, изложение нового

материала, его закрепление, обобщение изученного материала и

подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от

простого к сложному - от звука к букве (устанавливается ассоциация

между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом

буквы).

Звуки:

понятие «звук»;

акустические характеристики звука: гласные и согласные,

звонкие и глухие, твердые и мягкие;

выделение звука в начале, середине и в конце слова;

звуковой анализ состава слогов и слов;

чтение и составление слогов и слов с помощью условных

звуковых обозначений.

Буквы:

дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически,

т.е. буквой. При этом буквы называются так, как они звучат в

твердой позиции в слове. Очень важно научить детей различать

понятия «звук» и «буква».

знакомство с буквой сопровождается чтением веселых стихов о

ней, затем идет штриховка буквы (гласные – красным цветом,

4

согласные – синим и зеленым). Дети учатся писать печатную

букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины.

подбор зрительного образа к букве. Дети сравнивают буквы с

реальными предметами, фигурками, цифрами, животными,

людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил

образ буквы;

Слоги:

подбор слов на заданный слог;

составление;

чтение прямых и обратных слогов.

Слова:

выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

составление слова из звуков и слогов, из первых (последних)

звуков или слогов в названии картинок;

восстановление нарушенной последовательности звуков и

слогов в структуре слова;

последовательное преобразование слова в другие слова путем

неоднократного изменения его звукового и слогового состава;

чтение одно-, двух-, трехсложных слов.

Предложение:

составление предложения с заданным словом;

подсчет слов в предложении, составление схемы;

чтение простых предложений.

5

Содержание учебного плана

Название темы

Количество

часов

Формирование

фонематического

восприятия и навыков

анализа и синтеза

Развитие графических

навыков

Форма

контроля

Звуки речи. Гласные и

согласные звуки

2

Знакомство детей с понятием

«звук», распознавание на слух

«неречевых» звуков. Знакомство

с понятиями «гласный»,

«согласный» звуки

Ориентация на листе бумаги:

правый верхний угол, правый

нижний угол, середина,

левый верхний угол, левый

нижний угол.

Вопрос - ответ

Гласные буквы А, Я

2

Знакомство со звуком А.

Выделение звука в ряду гласных,

в слогах и словах. Определение

позиции звука А в слове (начало,

середина, конец).

Знакомство с буквами А, Я.

Обвести буквы по точкам,

заштриховать, найти

правильные буквы А, Я и

закрасить. Работа в тетради в

крупную клетку.

Практическое

задание по

карточке

Гласные буквы О, Ё

2

Знакомство со звуком О.

Выделение звука в ряду гласных,

в слогах и словах. Различение на

слух звучания согласных звуков

с О и Ё в словах твердо и мягко.

Знакомство с буквами О, Ё.

Штриховка. Придумать и

нарисовать, во что можно

превратить букву О. Обвести

буквы по точкам и написать в

тетради по образцу

Вопрос - ответ

Гласные буквы У, Ю

2

Выделение начального ударного

гласного. Анализ звукового ряда

из двух гласных

Знакомство с буквами У, Ю.

Обведение по точкам,

штриховка, работа в тетради

Практическое

задание по

индивид.

6

карточкам

Гласные буквы Э, Е

2

Знакомство со звуком Э.

Выделение звука на слух в ряду

гласных, в слогах и словах.

Определение позиции звука.

Распознавание на слух твердое и

мягкое звучание согласных в

слове.

Знакомство с буквами Э, Е.

Работа в тетрадях.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Гласные буквы ы, И

2

Знакомство со звуками Ы, И.

Выделение звуков в ряду

гласных, в слогах и словах.

Определение позиции звуков в

слове (начало, середина, конец).

Знакомство с буквами ы, И.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради по

образцу.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Гласные буквы

(закрепление)

2

Распознавание на слух гласных

звуков. Различение на слух

звучание твердых согласных с

гласными: О, А, У, Э, ы и с

гласными: Я, Ё, Ю, Е, И

Буквенный диктант в

тетради. Упражнение «Узнай

букву», отгадывание загадок

о буквах.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Твердые и мягкие

согласные звуки [с],

[с']. Буква С

2

Различать на слух твердость и

мягкость согласных. Определять

позицию звуков в слове.

Звуковой анализ прямых и

обратных слогов: СА – АС, СЯ –

ЯС и т.д.

Знакомство с буквой С,

штриховка, обведение по

контуру, письмо в тетрадях.

Звуковой диктант в тетрадях.

Письменное

задание в

тетрадях.

Задание по

индивид.

карточкам

Звуки [с], [с']. Буква С.

Слог-слияние

2

Продолжать различать на слух

твердость и мягкость согласных.

Звуко-буквенный анализ слов:

оса, Ася, усы, СОС

Письмо слогов в тетради,

обозначать схематически

твердые и мягкие согласные.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

7

Звуки [м], [м']. Буква

М. Деление слов на

слоги

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков М,

Мь в слове. Звуковой анализ

открытых и закрытых слогов.

Звуко-буквенный анализ слов:

мама, сом, сама. Деление слов на

слоги, составление схем.

Знакомство с буквой М.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [х], [х']. Буква Х.

Ударение

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков Х,

Хь в слове. Деление слов на

слоги, составление схем, звуко-

слоговой анализ слов: муха, уха.

Звуковой анализ и синтез слов:

мох, мех.

Знакомство с буквой Х.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [н], [н']. Буква Н.

Деление слов на слоги.

Ударение

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков Н,

Нь в слове. Звуко-буквенный

анализ слов: Нина, Саня, насос.

Знакомство с ударением.

Деление слов на слоги,

составление схем, выделение

ударного слога.

Знакомство с буквой Н.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [р], [р']. Буква Р

Предложение.

Прописная буква в

начале предложения и в

2

Звуко-буквенный анализ слов:

Рима, рама, Рома. Деление слов

на слоги, проставление ударения.

Знакомство с понятием

Знакомство с буквой Р.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

8

именах людей

«предложение», составление

схем.

и слов.

карточкам

Звуки [л], [л']. Буква Л.

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков Л,

Ль в слове. Деление слов на

слоги. Звуковой анализ и синтез

слов: мыло, Мила.

Знакомство с буквой Л.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Дифференциация [р] -

[л]. Деление слов на

слоги. Ударение.

2

Дифференциация звуков в

прямых и обратных слогах.

Дифференциация в словах: рама

– лама, рак – лак, звуко-

буквенный анализ этих слов.

Звуко-слоговой анализ слов:

Марина – малина.

Письмо слогов и слов в

тетрадях.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [з], [з']

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков З,

Зь в слове. Звуковой анализ и

синтез слов: Зина – зима, роза –

роса, лиса – Лиза. Деление слов

на слоги, выделение ударного

слога.

Знакомство с буквой З.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [в], [в']. Буква В.

Предлоги

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков В,

Вь в слове. Звуко-слоговой

анализ слов: вилка, веник, Варя.

Составление предложений с

Знакомство с буквой В.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

9

предлогом В

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф.

Предлоги

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков Ф,

Фь в слове. Звуковой анализ и

синтез прямых и обратных

слогов. Звуко-слоговой анализ

слов: Фома, фонарь, форма.

Знакомство с буквой Ф.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [г], [г']. Буква Г.

Предлоги

2

Звуковой анализ и синтез прямых

слогов со всеми гласными.

Деление слов на слоги,

проставление ударения.

Составление предложений,

анализ.

Знакомство с буквой Г.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [к], [к']. Буква К

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков К,

Кь в слове. Звуковой анализ и

синтез слов: ворона – корона –

корова. Деление слов на слоги,

составление схем.

Знакомство с буквой К.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слогов

и слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [б], [б']. Буква Б

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной. Звуко-

слоговой анализ и синтез слов,

выделение ударного слога.

Составление предложений по

картинкам.

Знакомство с буквой Б.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [п], [п']. Буква П.

Прописная буква в

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Знакомство с буквой П.

Штриховка, обведение по

Вопрос – ответ.

Практическое

10

кличках животных

Определение позиции звуков П,

Пь в слове. Звуко-буквенный

анализ слов: палка – пилка.

Деление слов на слоги, анализ,

выделение ударного слога.

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [д], [д']. Буква Д

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной. Звуко-

буквенный анализ слов: дом –

дым – Дима. Деление слов на

слоги, составление схем

предложений.

Знакомство с буквой Д.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Вопрос – ответ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звуки

т

,

т



. Буква Т

2

Определение на слух твердость и

мягкость согласной.

Определение позиции звуков Т,

Ть в слове. Звуковой анализ слов:

дом – Том, Дима – Тима.

Знакомство с буквой Т.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [ж]. Буква Ж.

Прописная буква в

географических

названиях

2

Знакомство со звуком Ж,

определение позиции звука в

слове, звуковой анализ прямых

слогов. Звуко-буквенный анализ

слов: жираф, Женя. Деление слов

на слоги, выделение ударного

слога.

Знакомство с буквой Ж.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [ш]. Буква Ш

2

Знакомство со звуком Ш,

определение позиции звука в

слове, звуковой анализ прямых

слогов. Звуко-буквенный анализ

слов: шапка, шашки.

Знакомство с буквой Ш.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов с

сочетанием ШИ, ШЕ.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Парные согласные

2

Слоговой анализ и синтез –

Слоговой диктант в тетради.

Практическое

11

звуки. Закрепление

придумать слова, используя

данные слоги: жа, ба, раф, жи и

т.д. Добавление в конце слов

парные согласные, напр.: лу. –

лу. (Г и К) и т.д. Деление слов на

слоги, выделение ударного слога.

задание по

индивид.

карточкам

Звуки [ш] - [ж].

Согласные буквы Ш,

Ж. Сочетания жи, ши,

же, ше.

2

Дифференциация звуков Ш-Ж в

слогах и словах. Звуко-слоговой

анализ слов. Составление

предложений по картинкам.

Упражнение «Буква

потерялась», слоговой

диктант.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [ц]. Буква Ц

2

Знакомство со звуком Ц,

определение позиции звука в

слове, звуковой анализ прямых

слогов. Слоговой анализ и синтез

слов: цапля, лисица.

Знакомство с буквой Ц.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [й]. Буква й

2

Знакомство со звуком Й,

определение позиции звука в

слове. Звуко-буквенный анализ

слов. Деление слов на слоги,

выделение ударного слога.

Знакомство с буквой Й.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [ч]. Буква Ч.

Сочетания ча, чу

2

Знакомство со звуком Ч,

определение позиции звука в

слове, звуковой анализ обратных

слогов. Правило ЧА, ЧУ.

Звуковой анализ слов: чайка,

дочурка.

Знакомство с буквой Ч.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Звук [щ]. Буква Щ.

Сочетания ща, щу

2

Знакомство со звуком Щ,

определение позиции звука в

слове, звуковой анализ обратных

Знакомство с буквой Щ.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Практическое

задание по

индивид.

12

слогов. Звуко-буквенный анализ

слов: щука, пощада. Деление

слов на слоги, выделение

ударного слога.

Письменный диктант слов.

карточкам

Буквы, обозначающие

всегда твердые

согласные звуки.

Буквы, обозначающие

всегда мягкие

согласные звуки

2

Звуковой анализ слов. Подбирать

нужную схему к словам. Деление

слов на слоги, выделение

ударного слога. Вставить

пропущенную гласную в слове и

сделать звуко-буквенный анализ:

ж . раф, пш . но, ч . йник.

Письменный диктант в

тетради.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Гласные буквы Я, Е, Ё,

Ю, обозначающие два

звука

2

Звуко-буквенный анализ слов:

ёлка, яблоко, юнга, Емеля.

Слоговой анализ слов с

йотированными гласными.

Письменный диктант в

тетради.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Буква ь – показатель

мягкости согласных

звуков. Разделительный

ь

2

Звуко-буквенный анализ слов:

пень, коньки. Слоговой анализ

слов: окуньки, камень,

карамелька.

Знакомство с буквой ь.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

Разделительный ъ.

Алфавит

2

Звуко-буквенный анализ слов:

подъезд, объедки. Слоговой

анализ слов.

Знакомство с буквой ъ.

Штриховка, обведение по

точкам, письмо в тетради.

Письменный диктант слов.

Практическое

задание по

индивид.

карточкам

13

Планируемые результаты

По окончании обучения дети должны уметь:

Различать гласные и согласные звуки;

Дифференцировать сходные по акустическим и

артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие

им буквы;

Определять в словах место и последовательность звуков;

Определять количество звуков в словах, слов в предложении;

Выполнять звукобуквенный анализ слов;

Плавно читать целыми словами;

Читать короткие предложения;

14

Календарный учебный график

№ п/

п

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

Всего

Теория

Практи

ка

1

сентябрь

Звуки речи. Гласные и согласные звуки

2

1

1

2

Гласные буквы А, Я

2

1

1

3

Гласные буквы О, Ё

2

1

1

4

октябрь

Гласные буквы У, Ю

2

1

1

5

Гласные буквы Э, Е

2

1

1

6

Гласные буквы ы, И

2

1

1

7

Гласные буквы (закрепление)

2

1

1

8

Твердые и мягкие согласные звуки [с],

[с']. Буква С

2

1

1

9

ноябрь

Звуки [с], [с']. Буква С. Слог-слияние

2

1

1

10

Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов

на слоги

2

1

1

11

Звуки [х], [х']. Буква Х. Ударение

2

1

1

12

Звуки [н], [н']. Буква Н. Деление слов

на слоги. Ударение

2

1

1

13

декабрь

Звуки [р], [р']. Буква Р Предложение.

Прописная буква в начале

предложения и в именах людей

2

1

1

14

Звуки [л], [л']. Буква Л.

2

1

1

15

Дифференциация [р] - [л]. Деление

слов на слоги. Ударение.

2

1

1

16

Звуки [з], [з']

2

1

1

17

январь

Звуки [в], [в']. Буква В. Предлоги

2

1

1

18

Звуки [ф], [ф']. Буква Ф. Предлоги

2

1

1

19

Звуки [г], [г']. Буква Г. Предлоги

2

1

1

20

Звуки [к], [к']. Буква К

2

1

1

21

февраль

Звуки [б], [б']. Буква Б

2

1

1

22

Звуки [п], [п']. Буква П. Прописная

буква в кличках животных

2

1

1

23

Звуки [д], [д']. Буква Д

2

1

1

24

Звуки

т

,

т



. Буква Т

2

1

1

25

март

Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в

географических названиях

2

1

1

26

Звук [ш]. Буква Ш

2

1

1

27

Парные согласные звуки. Закрепление

2

1

1

15

28

Звуки [ш] - [ж]. Согласные буквы Ш,

Ж. Сочетания жи, ши, же, ше.

2

1

1

29

апрель

Звук [ц]. Буква Ц

2

1

1

30

Звук [й]. Буква й

2

1

1

31

Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу

2

1

1

32

Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу

2

1

1

33

май

Буквы, обозначающие всегда твердые

согласные звуки. Буквы,

обозначающие всегда мягкие

согласные звуки

2

1

1

34

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю,

обозначающие два звука

2

1

1

35

Буква ь – показатель мягкости

согласных звуков. Разделительный ь

2

1

1

36

Разделительный ъ. Алфавит

2

1

1

Условия реализации программы

Программа предназначена педагогам дополнительного

образования, логопедам, воспитателям ДОУ. Срок обучения рассчитан

на 1 год (сентябрь-май). Занятия проводятся с детьми подготовительной

группы (6-7 лет) с разным уровнем речевого развития. Занятия

планируется проводить 2 раза в неделю подгруппами по 10 человек.

Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Материально-техническое обеспечение программы

1.

Помещение для проведения занятий – кабинет учителя-логопеда

2.

Оборудование: парты, стулья, наборное полотно, шкафы для

хранения дидактических пособий

3.

Технические средства обучения: компьютер, планшеты,

интерактивная доска, умная ручка

4.

Учебный комплект на каждого воспитанника: рабочая тетрадь,

цветные карандаши, разрезная касса букв, индивидуальные

карточки для чтения и практических заданий.

16

Формы аттестации

Диагностические

задания

направлены

на

выявление

уровня

развития у детей 6-7 лет ориентировки в звуковой стороне речи и

навыка чтения. Задания определяют умение детей ориентироваться в

пространстве, определять место звука в слове, знание букв, умение

читать слоги и слова, а также уровень развития фонематических

процессов.

Диагностика проводиться в виде тестовых заданий вне занятий

индивидуально в начале и конце учебного года.

Результаты

фиксируются в сводную таблицу, где отображен уровень знаний детей

по разделу обучение грамоте.

Задание № 1.

Направлено на диагностику пространственной ориентировки.

Материал.

Карандаш и листок бумаги.

Инструкция к проведению.

- Покажи верх.

- Покажи низ.

- Возьми карандаш в правую руку.

- Покажи левую руку.

- Положи ручку справа от листа бумаги, затем слева от листа

бумаги.

Оценка.

Низкий уровень. 1-2 верных ответа. Дети самостоятельно не

определяют верх-низ, левую и правую сторону.

Средний уровень. 3-4 верных ответа. Дети правильно показывают

верх-низ, но путают левую и правую сторону.

Высокий уровень. 5 верных ответов. Дети хорошо, без ошибок

ориентируются в пространстве.

Задание № 2.

Направлено на диагностику фонематического анализа слова.

Материал.

Диагностическая карта с картинками: окна, утка, аист, кот.

Инструкция к проведению.

17

- Назови первый звук в словах: окна, утка, аист, кот.

- Назови последний звук.

- Назови гласный звук.

Оценка.

Низкий уровень. Дети самостоятельно не определяют позицию

звука в слове.

Средний уровень.

Дети самостоятельно определяют первый

гласный звук в слове.

Высокий уровень. 2-3 верных ответа. Дети определяют позицию

звука в слове (начало, середина, конец).

Задание № 3.

Направлено

на

диагностику

уровня

сформированности

фонематических процессов.

Материал.

Картинки: бочка-почка, точка-дочка, коза-коса, мишка-мышка, лук-

люк, удочка-уточка.

Инструкция к проведению.

- Повтори слоги: та-та-да, па-ба-па, ка-га-ка, ва-ва-фа, ма-на-ма.

- Покажи, где бочка, а где почка? И т. д.

Оценка.

Низкий уровень. Дети допускают ошибки при повторении 3-х и

более оппозиционных рядов. Неправильно показывают картинки.

Средний уровень. Дети допускают ошибки при повторении 1-2-х

оппозиционных рядов. Могут однократно ошибиться при показе

картинки.

Высокий уровень. Дети безошибочно справляются с заданиями.

Задание № 4.

Направлено на диагностику знаний букв русского алфавита.

Материал.

Алфавит или картинки с буквами.

Инструкция к проведению.

- Покажи, какие буквы ты знаешь?

- Назови их.

Оценка.

Низкий уровень. Дети не называют буквы.

Средний уровень. Дети называют и показывают от двух до пяти

букв.

18

Высокий уровень. Дети называют пять и более букв.

Задание № 5.

Направлено на выявление умения читать слоги.

Материал.

Кубики Зайцева или карточки со слогами.

Инструкция к проведению.

- Прочитай, что написано на кубике (карточке).

Оценка.

Низкий уровень. Дети не называют буквы и не могут прочитать

слог.

Средний уровень. Дети называют буквы в слоге и пытаются их

сложить.

Высокий уровень. Дети слитно читают слоги.

Задание № 6.

Направлено на выявление умения читать слова.

Материал.

Карточки со словами.

Инструкция к проведению.

- Прочитай, что написано на карточке.

Оценка.

Низкий уровень. Дети не могут прочитать слово.

Средний уровень. Дети называют буквы в слове, складывают их в

слоги, но не называют слово, которое получилось.

Высокий уровень. Дети читают слова.

19

Оценочные материалы

Ф. И.

Ориент.

в

простр.

Фонем.

анализ

Фонем.

процессы

Буквы

Чтение

слогов

Чтение

слов

20

Методическое обеспечение программы

1.

«Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.

Составители: Гоголева Н. А., Цыберева Л. В.

2.

«До школы шесть месяцев. Срочно учимся читать». Альбом

упражнений для детей 5-7 лет. Составитель: Молчанова О. Г.

3.

Дидактические пособия: рабочие тетради в крупную клетку,

карточки, альбомы, раздаточный материал

4.

Наборное полотно

5.

Графические изображения букв

6.

Схемы для звукового анализа

7.

Разрезная касса букв и слогов

8.

Карточки для индивидуального чтения

9.

Наглядность: предметные и сюжетные картинки, таблицы,

игрушки и т.д.

10.

Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов,

сценариев, игр.

Список литературы

1.

Костылева Н. Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и

звуками»

2.

Занимательное азбуковедение. Сост. В. В. Волина

3.

«До школы шесть месяцев. Срочно учимся читать». Конспекты

занятий для детей 5-7 лет. Молчанова О. Г.

4.

Чиркина Г. В. «Программа дошкольных образовательных

учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями

речи»

21



В раздел образования