Автор: Черноусова Анастасия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детство" "ЦРР" г. Калуги НСП "Кораблик"
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: "Грамотейка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «ДЕТСТВО» «ЦРР» г. Калуги
необособленное структурное подразделение «Кораблик»
«Принята» «Утверждена»
на заседании педагогического совета приложение к приказу
протокол № ____ от ______________ от ___________ №_____
Дополнительная образовательная программа
по обучению грамоте
«Грамотейка»
для детей 6 – 7 лет
Автор-составитель:
Черноусова А. А.
Должность:
учитель-логопед
Калуга 2019
1
Пояснительная записка
Овладение навыком чтения становится одним из основных,
базисных моментов образования, т.к. является частью процесса
речевого развития, способствует формированию навыков языкового
анализа и синтеза, обогащению словарного запаса, усвоению
грамматических категорий, развитию связной речи. Необходимость
обучения чтению в дошкольном возрасте способствует успешной
адаптации ребенка к условиям обучения в школе. Кроме того,
программа по обучению чтению в 1-м классе требует в
подготовительный период, т. е. до основного букварного, научить детей
различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных;
количество звуков в слове, их характер, выделять ударный слог;
соотносить слышимое и произносимое слово со схемой-моделью и т. д.
Безусловно, за такой короткий промежуток времени (10-20 учебных
часов) невозможно научить этому. Необходима глубокая
предварительная работа в детском саду по звуковому анализу слова –
«умственному действию по установлению последовательности звуков в
слове».
Дополнительная образовательная программа «Грамотейка»
разработана для обучения чтению детей 6-7 лет и рассчитана на 1 год
обучения. Особенностью программы является использование элементов
логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель
которой – предупреждение ошибок в чтении и письме. Система работы
по данной программе включает два основных направления: 1) освоение
фонетической стороны речи с целью развития у детей способности
ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно
постигая её закономерности; 2) подготовка руки ребенка к письму –
овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими
умениями.
2
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами, регламентирующими задачи, содержание и формы
организации педагогического процесса в ДОУ:
Закон РФ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г
№ 1155 «Об утверждении и введении в действие федеральных
государственных образовательных стандартов к условиям
реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования».
Основная цель программы –
обучение чтению и
первоначальным навыкам письма.
Задачи программы:
1.
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя
звуки по их качественной характеристике (согласные и
гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);
2.
Знакомить со смыслоразличительной функцией звука, учить
сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный
звук;
3.
Учить детей вычленять словесное ударение, овладевая
графической записью слогового деления;
4.
Знакомить с графическим изображением буквы;
5.
Обучать чтению слогов;
6.
Вырабатывать графические умения проводить прямые и
замкнутые линии, учить обводить прерывистыми линиями,
штриховать по нанесенному контуру;
7.
Обучать работать в ограниченном пространстве, четко
изображать намеченный контур;
8.
Развивать и укреплять мелкие мышцы руки;
9.
Совершенствовать грамматический строй речи, развивать
связную речь.
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
3
научности, систематичности и последовательности;
доступности и посильности;
наглядности;
учета возрастных особенностей обучаемых;
дифференцированного подхода.
Содержание программы
Основная форма организации работы с детьми – групповые занятия
с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов
обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в
занимательной, игровой форме. Продолжительность занятия не
превышает времени, предусмотренного физиологическими
особенностями возраста детей и САНПин.
В структуре занятий выделяются следующие этапы:
организационный момент, повторение пройденного, изложение нового
материала, его закрепление, обобщение изученного материала и
подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от
простого к сложному - от звука к букве (устанавливается ассоциация
между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом
буквы).
Звуки:
понятие «звук»;
акустические характеристики звука: гласные и согласные,
звонкие и глухие, твердые и мягкие;
выделение звука в начале, середине и в конце слова;
звуковой анализ состава слогов и слов;
чтение и составление слогов и слов с помощью условных
звуковых обозначений.
Буквы:
дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически,
т.е. буквой. При этом буквы называются так, как они звучат в
твердой позиции в слове. Очень важно научить детей различать
понятия «звук» и «буква».
знакомство с буквой сопровождается чтением веселых стихов о
ней, затем идет штриховка буквы (гласные – красным цветом,
4
согласные – синим и зеленым). Дети учатся писать печатную
букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины.
подбор зрительного образа к букве. Дети сравнивают буквы с
реальными предметами, фигурками, цифрами, животными,
людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил
образ буквы;
Слоги:
подбор слов на заданный слог;
составление;
чтение прямых и обратных слогов.
Слова:
выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
составление слова из звуков и слогов, из первых (последних)
звуков или слогов в названии картинок;
восстановление нарушенной последовательности звуков и
слогов в структуре слова;
последовательное преобразование слова в другие слова путем
неоднократного изменения его звукового и слогового состава;
чтение одно-, двух-, трехсложных слов.
Предложение:
составление предложения с заданным словом;
подсчет слов в предложении, составление схемы;
чтение простых предложений.
5
Содержание учебного плана
Название темы
Количество
часов
Формирование
фонематического
восприятия и навыков
анализа и синтеза
Развитие графических
навыков
Форма
контроля
Звуки речи. Гласные и
согласные звуки
2
Знакомство детей с понятием
«звук», распознавание на слух
«неречевых» звуков. Знакомство
с понятиями «гласный»,
«согласный» звуки
Ориентация на листе бумаги:
правый верхний угол, правый
нижний угол, середина,
левый верхний угол, левый
нижний угол.
Вопрос - ответ
Гласные буквы А, Я
2
Знакомство со звуком А.
Выделение звука в ряду гласных,
в слогах и словах. Определение
позиции звука А в слове (начало,
середина, конец).
Знакомство с буквами А, Я.
Обвести буквы по точкам,
заштриховать, найти
правильные буквы А, Я и
закрасить. Работа в тетради в
крупную клетку.
Практическое
задание по
карточке
Гласные буквы О, Ё
2
Знакомство со звуком О.
Выделение звука в ряду гласных,
в слогах и словах. Различение на
слух звучания согласных звуков
с О и Ё в словах твердо и мягко.
Знакомство с буквами О, Ё.
Штриховка. Придумать и
нарисовать, во что можно
превратить букву О. Обвести
буквы по точкам и написать в
тетради по образцу
Вопрос - ответ
Гласные буквы У, Ю
2
Выделение начального ударного
гласного. Анализ звукового ряда
из двух гласных
Знакомство с буквами У, Ю.
Обведение по точкам,
штриховка, работа в тетради
Практическое
задание по
индивид.
6
карточкам
Гласные буквы Э, Е
2
Знакомство со звуком Э.
Выделение звука на слух в ряду
гласных, в слогах и словах.
Определение позиции звука.
Распознавание на слух твердое и
мягкое звучание согласных в
слове.
Знакомство с буквами Э, Е.
Работа в тетрадях.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Гласные буквы ы, И
2
Знакомство со звуками Ы, И.
Выделение звуков в ряду
гласных, в слогах и словах.
Определение позиции звуков в
слове (начало, середина, конец).
Знакомство с буквами ы, И.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради по
образцу.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Гласные буквы
(закрепление)
2
Распознавание на слух гласных
звуков. Различение на слух
звучание твердых согласных с
гласными: О, А, У, Э, ы и с
гласными: Я, Ё, Ю, Е, И
Буквенный диктант в
тетради. Упражнение «Узнай
букву», отгадывание загадок
о буквах.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Твердые и мягкие
согласные звуки [с],
[с']. Буква С
2
Различать на слух твердость и
мягкость согласных. Определять
позицию звуков в слове.
Звуковой анализ прямых и
обратных слогов: СА – АС, СЯ –
ЯС и т.д.
Знакомство с буквой С,
штриховка, обведение по
контуру, письмо в тетрадях.
Звуковой диктант в тетрадях.
Письменное
задание в
тетрадях.
Задание по
индивид.
карточкам
Звуки [с], [с']. Буква С.
Слог-слияние
2
Продолжать различать на слух
твердость и мягкость согласных.
Звуко-буквенный анализ слов:
оса, Ася, усы, СОС
Письмо слогов в тетради,
обозначать схематически
твердые и мягкие согласные.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
7
Звуки [м], [м']. Буква
М. Деление слов на
слоги
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков М,
Мь в слове. Звуковой анализ
открытых и закрытых слогов.
Звуко-буквенный анализ слов:
мама, сом, сама. Деление слов на
слоги, составление схем.
Знакомство с буквой М.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [х], [х']. Буква Х.
Ударение
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков Х,
Хь в слове. Деление слов на
слоги, составление схем, звуко-
слоговой анализ слов: муха, уха.
Звуковой анализ и синтез слов:
мох, мех.
Знакомство с буквой Х.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [н], [н']. Буква Н.
Деление слов на слоги.
Ударение
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков Н,
Нь в слове. Звуко-буквенный
анализ слов: Нина, Саня, насос.
Знакомство с ударением.
Деление слов на слоги,
составление схем, выделение
ударного слога.
Знакомство с буквой Н.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [р], [р']. Буква Р
Предложение.
Прописная буква в
начале предложения и в
2
Звуко-буквенный анализ слов:
Рима, рама, Рома. Деление слов
на слоги, проставление ударения.
Знакомство с понятием
Знакомство с буквой Р.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
8
именах людей
«предложение», составление
схем.
и слов.
карточкам
Звуки [л], [л']. Буква Л.
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков Л,
Ль в слове. Деление слов на
слоги. Звуковой анализ и синтез
слов: мыло, Мила.
Знакомство с буквой Л.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Дифференциация [р] -
[л]. Деление слов на
слоги. Ударение.
2
Дифференциация звуков в
прямых и обратных слогах.
Дифференциация в словах: рама
– лама, рак – лак, звуко-
буквенный анализ этих слов.
Звуко-слоговой анализ слов:
Марина – малина.
Письмо слогов и слов в
тетрадях.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [з], [з']
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков З,
Зь в слове. Звуковой анализ и
синтез слов: Зина – зима, роза –
роса, лиса – Лиза. Деление слов
на слоги, выделение ударного
слога.
Знакомство с буквой З.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [в], [в']. Буква В.
Предлоги
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков В,
Вь в слове. Звуко-слоговой
анализ слов: вилка, веник, Варя.
Составление предложений с
Знакомство с буквой В.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
9
предлогом В
Звуки [ф], [ф']. Буква Ф.
Предлоги
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков Ф,
Фь в слове. Звуковой анализ и
синтез прямых и обратных
слогов. Звуко-слоговой анализ
слов: Фома, фонарь, форма.
Знакомство с буквой Ф.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [г], [г']. Буква Г.
Предлоги
2
Звуковой анализ и синтез прямых
слогов со всеми гласными.
Деление слов на слоги,
проставление ударения.
Составление предложений,
анализ.
Знакомство с буквой Г.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [к], [к']. Буква К
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков К,
Кь в слове. Звуковой анализ и
синтез слов: ворона – корона –
корова. Деление слов на слоги,
составление схем.
Знакомство с буквой К.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слогов
и слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [б], [б']. Буква Б
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной. Звуко-
слоговой анализ и синтез слов,
выделение ударного слога.
Составление предложений по
картинкам.
Знакомство с буквой Б.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [п], [п']. Буква П.
Прописная буква в
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Знакомство с буквой П.
Штриховка, обведение по
Вопрос – ответ.
Практическое
10
кличках животных
Определение позиции звуков П,
Пь в слове. Звуко-буквенный
анализ слов: палка – пилка.
Деление слов на слоги, анализ,
выделение ударного слога.
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [д], [д']. Буква Д
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной. Звуко-
буквенный анализ слов: дом –
дым – Дима. Деление слов на
слоги, составление схем
предложений.
Знакомство с буквой Д.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Вопрос – ответ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звуки
т
,
т
. Буква Т
2
Определение на слух твердость и
мягкость согласной.
Определение позиции звуков Т,
Ть в слове. Звуковой анализ слов:
дом – Том, Дима – Тима.
Знакомство с буквой Т.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [ж]. Буква Ж.
Прописная буква в
географических
названиях
2
Знакомство со звуком Ж,
определение позиции звука в
слове, звуковой анализ прямых
слогов. Звуко-буквенный анализ
слов: жираф, Женя. Деление слов
на слоги, выделение ударного
слога.
Знакомство с буквой Ж.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [ш]. Буква Ш
2
Знакомство со звуком Ш,
определение позиции звука в
слове, звуковой анализ прямых
слогов. Звуко-буквенный анализ
слов: шапка, шашки.
Знакомство с буквой Ш.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов с
сочетанием ШИ, ШЕ.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Парные согласные
2
Слоговой анализ и синтез –
Слоговой диктант в тетради.
Практическое
11
звуки. Закрепление
придумать слова, используя
данные слоги: жа, ба, раф, жи и
т.д. Добавление в конце слов
парные согласные, напр.: лу. –
лу. (Г и К) и т.д. Деление слов на
слоги, выделение ударного слога.
задание по
индивид.
карточкам
Звуки [ш] - [ж].
Согласные буквы Ш,
Ж. Сочетания жи, ши,
же, ше.
2
Дифференциация звуков Ш-Ж в
слогах и словах. Звуко-слоговой
анализ слов. Составление
предложений по картинкам.
Упражнение «Буква
потерялась», слоговой
диктант.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [ц]. Буква Ц
2
Знакомство со звуком Ц,
определение позиции звука в
слове, звуковой анализ прямых
слогов. Слоговой анализ и синтез
слов: цапля, лисица.
Знакомство с буквой Ц.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [й]. Буква й
2
Знакомство со звуком Й,
определение позиции звука в
слове. Звуко-буквенный анализ
слов. Деление слов на слоги,
выделение ударного слога.
Знакомство с буквой Й.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [ч]. Буква Ч.
Сочетания ча, чу
2
Знакомство со звуком Ч,
определение позиции звука в
слове, звуковой анализ обратных
слогов. Правило ЧА, ЧУ.
Звуковой анализ слов: чайка,
дочурка.
Знакомство с буквой Ч.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Звук [щ]. Буква Щ.
Сочетания ща, щу
2
Знакомство со звуком Щ,
определение позиции звука в
слове, звуковой анализ обратных
Знакомство с буквой Щ.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Практическое
задание по
индивид.
12
слогов. Звуко-буквенный анализ
слов: щука, пощада. Деление
слов на слоги, выделение
ударного слога.
Письменный диктант слов.
карточкам
Буквы, обозначающие
всегда твердые
согласные звуки.
Буквы, обозначающие
всегда мягкие
согласные звуки
2
Звуковой анализ слов. Подбирать
нужную схему к словам. Деление
слов на слоги, выделение
ударного слога. Вставить
пропущенную гласную в слове и
сделать звуко-буквенный анализ:
ж . раф, пш . но, ч . йник.
Письменный диктант в
тетради.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Гласные буквы Я, Е, Ё,
Ю, обозначающие два
звука
2
Звуко-буквенный анализ слов:
ёлка, яблоко, юнга, Емеля.
Слоговой анализ слов с
йотированными гласными.
Письменный диктант в
тетради.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Буква ь – показатель
мягкости согласных
звуков. Разделительный
ь
2
Звуко-буквенный анализ слов:
пень, коньки. Слоговой анализ
слов: окуньки, камень,
карамелька.
Знакомство с буквой ь.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
Разделительный ъ.
Алфавит
2
Звуко-буквенный анализ слов:
подъезд, объедки. Слоговой
анализ слов.
Знакомство с буквой ъ.
Штриховка, обведение по
точкам, письмо в тетради.
Письменный диктант слов.
Практическое
задание по
индивид.
карточкам
13
Планируемые результаты
По окончании обучения дети должны уметь:
Различать гласные и согласные звуки;
Дифференцировать сходные по акустическим и
артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие
им буквы;
Определять в словах место и последовательность звуков;
Определять количество звуков в словах, слов в предложении;
Выполнять звукобуквенный анализ слов;
Плавно читать целыми словами;
Читать короткие предложения;
14
Календарный учебный график
№ п/
п
Месяц
Тема занятия
Кол-во часов
Всего
Теория
Практи
ка
1
сентябрь
Звуки речи. Гласные и согласные звуки
2
1
1
2
Гласные буквы А, Я
2
1
1
3
Гласные буквы О, Ё
2
1
1
4
октябрь
Гласные буквы У, Ю
2
1
1
5
Гласные буквы Э, Е
2
1
1
6
Гласные буквы ы, И
2
1
1
7
Гласные буквы (закрепление)
2
1
1
8
Твердые и мягкие согласные звуки [с],
[с']. Буква С
2
1
1
9
ноябрь
Звуки [с], [с']. Буква С. Слог-слияние
2
1
1
10
Звуки [м], [м']. Буква М. Деление слов
на слоги
2
1
1
11
Звуки [х], [х']. Буква Х. Ударение
2
1
1
12
Звуки [н], [н']. Буква Н. Деление слов
на слоги. Ударение
2
1
1
13
декабрь
Звуки [р], [р']. Буква Р Предложение.
Прописная буква в начале
предложения и в именах людей
2
1
1
14
Звуки [л], [л']. Буква Л.
2
1
1
15
Дифференциация [р] - [л]. Деление
слов на слоги. Ударение.
2
1
1
16
Звуки [з], [з']
2
1
1
17
январь
Звуки [в], [в']. Буква В. Предлоги
2
1
1
18
Звуки [ф], [ф']. Буква Ф. Предлоги
2
1
1
19
Звуки [г], [г']. Буква Г. Предлоги
2
1
1
20
Звуки [к], [к']. Буква К
2
1
1
21
февраль
Звуки [б], [б']. Буква Б
2
1
1
22
Звуки [п], [п']. Буква П. Прописная
буква в кличках животных
2
1
1
23
Звуки [д], [д']. Буква Д
2
1
1
24
Звуки
т
,
т
. Буква Т
2
1
1
25
март
Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в
географических названиях
2
1
1
26
Звук [ш]. Буква Ш
2
1
1
27
Парные согласные звуки. Закрепление
2
1
1
15
28
Звуки [ш] - [ж]. Согласные буквы Ш,
Ж. Сочетания жи, ши, же, ше.
2
1
1
29
апрель
Звук [ц]. Буква Ц
2
1
1
30
Звук [й]. Буква й
2
1
1
31
Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу
2
1
1
32
Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу
2
1
1
33
май
Буквы, обозначающие всегда твердые
согласные звуки. Буквы,
обозначающие всегда мягкие
согласные звуки
2
1
1
34
Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю,
обозначающие два звука
2
1
1
35
Буква ь – показатель мягкости
согласных звуков. Разделительный ь
2
1
1
36
Разделительный ъ. Алфавит
2
1
1
Условия реализации программы
Программа предназначена педагогам дополнительного
образования, логопедам, воспитателям ДОУ. Срок обучения рассчитан
на 1 год (сентябрь-май). Занятия проводятся с детьми подготовительной
группы (6-7 лет) с разным уровнем речевого развития. Занятия
планируется проводить 2 раза в неделю подгруппами по 10 человек.
Продолжительность занятия – 25-30 мин.
Материально-техническое обеспечение программы
1.
Помещение для проведения занятий – кабинет учителя-логопеда
2.
Оборудование: парты, стулья, наборное полотно, шкафы для
хранения дидактических пособий
3.
Технические средства обучения: компьютер, планшеты,
интерактивная доска, умная ручка
4.
Учебный комплект на каждого воспитанника: рабочая тетрадь,
цветные карандаши, разрезная касса букв, индивидуальные
карточки для чтения и практических заданий.
16
Формы аттестации
Диагностические
задания
направлены
на
выявление
уровня
развития у детей 6-7 лет ориентировки в звуковой стороне речи и
навыка чтения. Задания определяют умение детей ориентироваться в
пространстве, определять место звука в слове, знание букв, умение
читать слоги и слова, а также уровень развития фонематических
процессов.
Диагностика проводиться в виде тестовых заданий вне занятий
индивидуально в начале и конце учебного года.
Результаты
фиксируются в сводную таблицу, где отображен уровень знаний детей
по разделу обучение грамоте.
Задание № 1.
Направлено на диагностику пространственной ориентировки.
Материал.
Карандаш и листок бумаги.
Инструкция к проведению.
- Покажи верх.
- Покажи низ.
- Возьми карандаш в правую руку.
- Покажи левую руку.
- Положи ручку справа от листа бумаги, затем слева от листа
бумаги.
Оценка.
Низкий уровень. 1-2 верных ответа. Дети самостоятельно не
определяют верх-низ, левую и правую сторону.
Средний уровень. 3-4 верных ответа. Дети правильно показывают
верх-низ, но путают левую и правую сторону.
Высокий уровень. 5 верных ответов. Дети хорошо, без ошибок
ориентируются в пространстве.
Задание № 2.
Направлено на диагностику фонематического анализа слова.
Материал.
Диагностическая карта с картинками: окна, утка, аист, кот.
Инструкция к проведению.
17
- Назови первый звук в словах: окна, утка, аист, кот.
- Назови последний звук.
- Назови гласный звук.
Оценка.
Низкий уровень. Дети самостоятельно не определяют позицию
звука в слове.
Средний уровень.
Дети самостоятельно определяют первый
гласный звук в слове.
Высокий уровень. 2-3 верных ответа. Дети определяют позицию
звука в слове (начало, середина, конец).
Задание № 3.
Направлено
на
диагностику
уровня
сформированности
фонематических процессов.
Материал.
Картинки: бочка-почка, точка-дочка, коза-коса, мишка-мышка, лук-
люк, удочка-уточка.
Инструкция к проведению.
- Повтори слоги: та-та-да, па-ба-па, ка-га-ка, ва-ва-фа, ма-на-ма.
- Покажи, где бочка, а где почка? И т. д.
Оценка.
Низкий уровень. Дети допускают ошибки при повторении 3-х и
более оппозиционных рядов. Неправильно показывают картинки.
Средний уровень. Дети допускают ошибки при повторении 1-2-х
оппозиционных рядов. Могут однократно ошибиться при показе
картинки.
Высокий уровень. Дети безошибочно справляются с заданиями.
Задание № 4.
Направлено на диагностику знаний букв русского алфавита.
Материал.
Алфавит или картинки с буквами.
Инструкция к проведению.
- Покажи, какие буквы ты знаешь?
- Назови их.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы.
Средний уровень. Дети называют и показывают от двух до пяти
букв.
18
Высокий уровень. Дети называют пять и более букв.
Задание № 5.
Направлено на выявление умения читать слоги.
Материал.
Кубики Зайцева или карточки со слогами.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на кубике (карточке).
Оценка.
Низкий уровень. Дети не называют буквы и не могут прочитать
слог.
Средний уровень. Дети называют буквы в слоге и пытаются их
сложить.
Высокий уровень. Дети слитно читают слоги.
Задание № 6.
Направлено на выявление умения читать слова.
Материал.
Карточки со словами.
Инструкция к проведению.
- Прочитай, что написано на карточке.
Оценка.
Низкий уровень. Дети не могут прочитать слово.
Средний уровень. Дети называют буквы в слове, складывают их в
слоги, но не называют слово, которое получилось.
Высокий уровень. Дети читают слова.
19
Оценочные материалы
Ф. И.
Ориент.
в
простр.
Фонем.
анализ
Фонем.
процессы
Буквы
Чтение
слогов
Чтение
слов
20
Методическое обеспечение программы
1.
«Я учу звуки и буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Составители: Гоголева Н. А., Цыберева Л. В.
2.
«До школы шесть месяцев. Срочно учимся читать». Альбом
упражнений для детей 5-7 лет. Составитель: Молчанова О. Г.
3.
Дидактические пособия: рабочие тетради в крупную клетку,
карточки, альбомы, раздаточный материал
4.
Наборное полотно
5.
Графические изображения букв
6.
Схемы для звукового анализа
7.
Разрезная касса букв и слогов
8.
Карточки для индивидуального чтения
9.
Наглядность: предметные и сюжетные картинки, таблицы,
игрушки и т.д.
10.
Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов,
сценариев, игр.
Список литературы
1.
Костылева Н. Ю. «200 занимательных упражнений с буквами и
звуками»
2.
Занимательное азбуковедение. Сост. В. В. Волина
3.
«До школы шесть месяцев. Срочно учимся читать». Конспекты
занятий для детей 5-7 лет. Молчанова О. Г.
4.
Чиркина Г. В. «Программа дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи»
21