Напоминание

Причины суицида у подростков.Рекомендации психолога.


Автор: Ирина Владимировна Рогожина
Должность: психолог
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Причины суицида у подростков.Рекомендации психолога.
Раздел: среднее образование





Назад




Признаки суицидального поведения, рекомендации педагогам.

Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. "Последняя капля,

которая переполнила …»

Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти

покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами.

Кто склонен к суициду? Предотвращать суицид было бы проще всего, если

бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип

установить сложно.

Признаки суицидального поведения:

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом

нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно

разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.

1.

Словесные признаки.

2.

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем

душевном состоянии. Он или она могут:

3.

Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я

не могу так дальше жить».

4.

Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого

проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».

5.

Много шутить на тему самоубийства.

6.

Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1.

Раздавать

другим

вещи,

имеющие

большую

личную

значимость,

окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:

- в еде – есть слишком мало или слишком много;

- во сне – спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде – стать неряшливым;

- в школьных привычках – пропускать занятия;

- замкнуться от семьи и друзей и т.д.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки.

Человек может решиться на самоубийство, если:

1.

Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного

друга, чувствует себя отверженным;

2.

Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к

родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная

проблема);

3.

Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или

эмоционального.

4.

Предпринимаемая раньше попытка суицида.

5.

Имеет

склонность

к

самоубийству

вследствие

того,

что

оно

совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.

6.

Перенес

тяжелую

потерю

(смерть

кого-то

из

близких,

развод

родителей).

7.

Слишком критически настроен по отношению к себе.

Рекомендации педагогам в случае, если у ребенка замечена склонность

к самоубийству:

1.

Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в

состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто

готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему,

скрытую за словами.

2.

Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже

имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если

эти планы расплывчаты и неопределенны.

3.

Оцените

глубину

эмоционального

кризиса.

Подросток:

может

испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о

самоубийстве.

Часто

человек,

недавно

находящейся

в

состоянии

депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое

поведение также может служить основанием для тревоги.

4.

Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам

и жалобам.

5.

Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт

показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает

рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий

момент, является временным;

что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни

станет для них тяжелым ударом;

что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но

решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше

отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в

заблуждение.

Часто

ребенок

может

почувствовать

облегчение

после

разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям.

Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного

разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса

нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности

и,

заинтересованности

в

его

судьбе,

готовности

помочь

дадут

ему

эмоциональную

опору

Попытайтесь

убедить

подростка

обратиться

к

специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним

сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И

ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ

В школе:

Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;

Проявлять

постоянный

интерес

к

ребенку,

принимать

и

поддерживать его начинания;

Обращать внимание на положительные стороны его характера, не

подчеркивая прошлых ошибок и проступков;

Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда

критичным, циничным по отношению к нему;

Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач,

нового дела, выбирая посильные для него задания;

Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его

достижениям и успехам.

Рекомендации по профилактике суицидального поведения:

• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;

• будьте внимательным слушателем;

• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о

тревожащей ситуации;

• помогите определить источник психического дискомфорта;

• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;

• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и

помогите определить перспективу на будущее;

• внимательно выслушайте подростка!



В раздел образования