Автор: Ирина Владимировна Рогожина
Должность: психолог
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: Причины суицида у подростков.Рекомендации психолога.
Раздел: среднее образование
Признаки суицидального поведения, рекомендации педагогам.
Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. "Последняя капля,
которая переполнила …»
Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид. Из десяти
покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами.
Кто склонен к суициду? Предотвращать суицид было бы проще всего, если
бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, такой тип
установить сложно.
Признаки суицидального поведения:
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом
нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно
разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
1.
Словесные признаки.
2.
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем
душевном состоянии. Он или она могут:
3.
Прямо и явно говорить о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я
не могу так дальше жить».
4.
Косвенно намекать о своем намерении: «я больше не буду ни для кого
проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».
5.
Много шутить на тему самоубийства.
6.
Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки:
1.
Раздавать
другим
вещи,
имеющие
большую
личную
значимость,
окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
- во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия;
- замкнуться от семьи и друзей и т.д.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки.
Человек может решиться на самоубийство, если:
1.
Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного
друга, чувствует себя отверженным;
2.
Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к
родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная
проблема);
3.
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или
эмоционального.
4.
Предпринимаемая раньше попытка суицида.
5.
Имеет
склонность
к
самоубийству
вследствие
того,
что
оно
совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
6.
Перенес
тяжелую
потерю
(смерть
кого-то
из
близких,
развод
родителей).
7.
Слишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации педагогам в случае, если у ребенка замечена склонность
к самоубийству:
1.
Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в
состоянии душевного кризиса, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто
готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему,
скрытую за словами.
2.
Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже
имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если
эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.
Оцените
глубину
эмоционального
кризиса.
Подросток:
может
испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о
самоубийстве.
Часто
человек,
недавно
находящейся
в
состоянии
депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое
поведение также может служить основанием для тревоги.
4.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам
и жалобам.
5.
Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает
рад возможности высказать свои проблемы.
Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий
момент, является временным;
что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни
станет для них тяжелым ударом;
что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но
решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше
отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в
заблуждение.
Часто
ребенок
может
почувствовать
облегчение
после
разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям.
Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного
разговора.
Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса
нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности
и,
заинтересованности
в
его
судьбе,
готовности
помочь
дадут
ему
эмоциональную
опору
Попытайтесь
убедить
подростка
обратиться
к
специалистам (психолог или врач). В противном случае, обратитесь к ним
сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
КАК СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И
ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА У ДЕТЕЙ
В школе:
Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
Проявлять
постоянный
интерес
к
ребенку,
принимать
и
поддерживать его начинания;
Обращать внимание на положительные стороны его характера, не
подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда
критичным, циничным по отношению к нему;
Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач,
нового дела, выбирая посильные для него задания;
Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его
достижениям и успехам.
Рекомендации по профилактике суицидального поведения:
• установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
• будьте внимательным слушателем;
• будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о
тревожащей ситуации;
• помогите определить источник психического дискомфорта;
• вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
• помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
• окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и
помогите определить перспективу на будущее;
• внимательно выслушайте подростка!