Автор: Безногова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Кировск, Мурманская область
Наименование материала: «ДРУЖБА - ЧУДЕСНОЕ СЛОВО»
Тема: Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию ля детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование
1
БЕЗНОГОВА НАДЕЖДА ВАНОВНА,
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ 5-7 ЛЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГОБЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД №12 Г. КИРОВСКА»
«ДРУЖБА - ЧУДЕСНОЕ СЛОВО»
/Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию/
Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба»: какими качествами должен обладать настоящий
друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.
Задачи:
научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;
дать понятие дружбы;
ознакомить с правилами дружбы;
учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем
окружающим людям.
Предварительная
работа:
чтение
и
обсуждение
сказки
«Сказка
о
дружбе
и
её
потере» (модификация сказки И.В. Вачкова из книги «Королевство Разорванных Связей, или
Психология общения для девчонок и мальчишек»)
Оборудование: плакат - ладошка, маленькие ладошки разного цвета, клей, картинки: дом,
рыба, улитка, жук, барабан, арбуз.
Ход образовательной деятельности
В: Добрый день, друзья! Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся и улыбнемся своему соседу!
Ребята, в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.
-А чему, посвящено наше занятие , я надеюсь, вы мне подскажете сами, когда разгадаете слово,
которое спряталось в картинках (по первым буквам составляется слово «дружба»).
Воспитатель (В): Какое слово получилось из выделенных букв? (ответы детей). Итак, тема
нашей сегодняшней встречи « Дружба - чудесное слово». Как вы понимаете это выражение?
Что же такое дружба? А кого можно назвать другом?
1.
Настоящий друг-это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
2.
Настоящий друг-это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам
имеет.
3.
Настоящий друг-это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
4.
Настоящий друг-это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
5.
Настоящий друг-это тот, кто постарается защитить от обидчика.
В: Дружба - главное чудо.
Всегда с ней любая беда - не беда.
Действительно, дружба это великое чудо, драгоценность.
2
Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Давайте послушаем
стихотворением о дружбе.
Друзья-товарищи
День стоял веселый раннею весной.
Шли мы после школы - я да ты со мной.
Куртки нараспашку, шапки набекрень –
Шли куда попало в первый теплый день.
Шли куда попало - просто наугад,
Прямо и направо, а потом назад.
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом.
Весело бродили я да ты со мной,
Весело вернулись к вечеру домой.
Весело расстались - что нам унывать?
Весело друг с другом встретимся опять!
В: Я хочу вам предложить поделиться своей дружбой. Возьмите бережно дружбу в ладошки и
бережно передавайте друг другу (дети складывают ладошки и передают «дружбу» друг другу).
Почувствуйте, какая дружба:
На ощупь?
На вкус?
Как пахнет?
Какого она цвета?
С какой погодой ее можно сравнить?
В: Дружба подарила нам приятные ощущения. Могут ли руки помочь подружиться? Какими
бывают наши руки? (Добрыми, злыми.) Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать
(ответы детей)? Давайте с вами поиграем в одну игру.
Игра «Мы с тобой одной крови». Цель игры: направить мышление детей на поиск
сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков. Задача игроков: найти
сходство со сверстниками и пригласить в круг на основании сходства. Например: «Вика, мы с
тобой живем в одном доме», «Даша, мы с тобой одного роста».
Ведущий становится в центр круга и приглашает кого – нибудь из детей на основании
сходства: «Таня, у нас с тобой одинаковые имена». Таня выходит в круг и ищет сходство со
следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся
в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым
человеком.
В: молодцы! Вы все разные, но у вас и много общего. Вы учитесь общаться и стараетесь
дружить.
А
как
вы
думаете,
как
надо
дружить
(ответы
детей)?
Я
вам
предлагаю
одно
стихотворение, а о чем оно выскажите сами.
Друзья
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты,
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу, зачем мне, дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
(Елена Стеквашова)
В.: Как вы думаете, о чем это стихотворение? А как вы думаете, какими качествами должен
обладать настоящий друг? (ответы детей: который умеет сопереживать в трудные минуты,
брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить
положительное
в
окружающих
людях).
Ребята
послушайте
рассказ
Л.
Н.
Толстого
«Два
товарища».
3
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево
и
спрятался,
а
другой
остался
на
дороге.
Делать
было
ему
нечего
–
он
упал наземь
и
притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь
понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и
смеется.
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
- Что вы можете сказать об этих мальчиках?(ответы детей)
- Я хочу вам предложить еще одно стихотворение.
А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать,
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет, есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…,
(Виктория Ватулко)
В.: Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые действительно умели
дружить. А сейчас поиграем.
Игра «Кто с кем дружит?»
Воспитатель называет персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
1. Крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Малыш и … (Карлсон)
5. Дядя Федор и ….(кот, пес)
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
7.Иван – царевич и …(Серый волк)
8. Элли и …(Тотошка)
9.Герда и …(Кай)
10.Доктор Айболит и ….(звери)
В.: О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Физминутка (дети выполняют в парах).
Немного отдохнём.
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
В: Я предлагаю поиграть в одну игру.
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
Дети выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал
комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
В: Дружите ли вы со своими родителями?
- Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
4
- А животные дружат между собой?
Я предлагаю вам послушать одну сказку. Эта сказка о том, как дружба потерялась.
Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги «Королевство
Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек»
Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень
большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и
Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.
- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила
Сова.
- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья.
Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы
потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не
выдержит, значит, она не нужна нам.
- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:
«Шорох - морох, песнь сверчка,
Сослужите службу!
Пусть лишатся языка!
Пусть лишатся дружбы!».
И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их
дружбе.
В.: (Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? Использовали
специальные знаки: позы, жесты)
Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя
чары для второго испытания:
«Шорох - морох, шелест трав,
Треск в сосновых шишках,
Пробудите злобный нрав,
В этих ребятишках!».
«Теперь точно поссорятся!» - подумала Сова.
Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от
неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.
На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга
и
обвинять в
том,
чего
никогда
не
было.
Более
того,
даже
обычные
слова
казались
им
оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их
дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами
злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их
устояла.
Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья
очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх.
Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.
Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах
Колдуньей, и переживания горя.
Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут
заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:
5
- Одно только уничтожит их дружбу ...
(Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?)
В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:
«Шорох - морох, в серых норах
Слово вспыхнуло, как порох!
Станьте одинокими,
В чувствах – неглубокими,
Дома запершись, в толпе,
На любой лесной тропе,
Надлежит вам по судьбе,
Думать только о себе!».
Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому,
что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже
самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо
от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и
доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….
(О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои
интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).
- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть
подвергнута
дружба.
Наши
друзья
прошли
шесть
испытаний
и
одно
–
не
выдержали.
Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего
языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).
- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое
волшебство,
колдовство.
Можно
ли
дружбу
разрушить,
потерять
без
всякого
колдовства?(ответы детей)
- Я предлагаю послушать еще одно стихотворение о дружбе.
Подружки
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без дружки!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай,
И скажу: «Играть давай!». (А. Кузнецова)
В.: Как вы думаете, эта девочка поступила правильно? (ответы детей)
В: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать
законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Доверять другу.
Делиться новостями, успехами и неудачами.
Уметь хранить чужие секреты.
Радоваться вместе с другом его успехам.
Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
Защищать друга.
Всегда выполнять свои обещания.
Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.
6
«Дружеское рукопожатие».
(На доске крепится большая ладонь из бумаги)
-Ребята, посмотрите, нам протягивают ладонь. Чем мы должны ответить?
- Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо
относятся и хотят дружить. (Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки)
Ребята, выберите любую ладошку и давайте загадаем, каким бы вы хотели видеть своего друга.
Готовые ладошки прикрепите к большой ладони. Я думаю, что желания ваши сбудутся.
В: В заключении я хочу вам пожелать найти настоящего друга.
Не дразнись, не зазнавайся,
В саду и в школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
В:
Давайте
встанем,
возьмемся
за
руки
и
скажем
друг
другу
слова
известного
героя,
добрейшего
и
самого
терпеливого
кота
Леопольда: «Ребята,
давайте
жить
дружно!»
- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!