Напоминание

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию ля детей 5-7 лет


Автор: Безногова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Кировск, Мурманская область
Наименование материала: «ДРУЖБА - ЧУДЕСНОЕ СЛОВО»
Тема: Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию ля детей 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

БЕЗНОГОВА НАДЕЖДА ВАНОВНА,

ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ 5-7 ЛЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГОБЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД №12 Г. КИРОВСКА»

«ДРУЖБА - ЧУДЕСНОЕ СЛОВО»

/Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию/

Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба»: какими качествами должен обладать настоящий

друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи:

научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях;

дать понятие дружбы;

ознакомить с правилами дружбы;

учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;

воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем

окружающим людям.

Предварительная

работа:

чтение

и

обсуждение

сказки

«Сказка

о

дружбе

и

её

потере» (модификация сказки И.В. Вачкова из книги «Королевство Разорванных Связей, или

Психология общения для девчонок и мальчишек»)

Оборудование: плакат - ладошка, маленькие ладошки разного цвета, клей, картинки: дом,

рыба, улитка, жук, барабан, арбуз.

Ход образовательной деятельности

В: Добрый день, друзья! Я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим

частичку своего хорошего настроения друг другу, повернёмся и улыбнемся своему соседу!

Ребята, в знак нашей дружбы пожмем, друг другу руку и займем свои места.

-А чему, посвящено наше занятие , я надеюсь, вы мне подскажете сами, когда разгадаете слово,

которое спряталось в картинках (по первым буквам составляется слово «дружба»).

Воспитатель (В): Какое слово получилось из выделенных букв? (ответы детей). Итак, тема

нашей сегодняшней встречи « Дружба - чудесное слово». Как вы понимаете это выражение?

Что же такое дружба? А кого можно назвать другом?

1.

Настоящий друг-это тот, кто никогда не обманывает своего друга.

2.

Настоящий друг-это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам

имеет.

3.

Настоящий друг-это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.

4.

Настоящий друг-это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.

5.

Настоящий друг-это тот, кто постарается защитить от обидчика.

В: Дружба - главное чудо.

Всегда с ней любая беда - не беда.

Действительно, дружба это великое чудо, драгоценность.

2

Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Давайте послушаем

стихотворением о дружбе.

Друзья-товарищи

День стоял веселый раннею весной.

Шли мы после школы - я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень –

Шли куда попало в первый теплый день.

Шли куда попало - просто наугад,

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили я да ты со мной,

Весело вернулись к вечеру домой.

Весело расстались - что нам унывать?

Весело друг с другом встретимся опять!

В: Я хочу вам предложить поделиться своей дружбой. Возьмите бережно дружбу в ладошки и

бережно передавайте друг другу (дети складывают ладошки и передают «дружбу» друг другу).

Почувствуйте, какая дружба:

На ощупь?

На вкус?

Как пахнет?

Какого она цвета?

С какой погодой ее можно сравнить?

В: Дружба подарила нам приятные ощущения. Могут ли руки помочь подружиться? Какими

бывают наши руки? (Добрыми, злыми.) Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать

(ответы детей)? Давайте с вами поиграем в одну игру.

Игра «Мы с тобой одной крови». Цель игры: направить мышление детей на поиск

сходства у различных людей по разнообразным вариантам признаков. Задача игроков: найти

сходство со сверстниками и пригласить в круг на основании сходства. Например: «Вика, мы с

тобой живем в одном доме», «Даша, мы с тобой одного роста».

Ведущий становится в центр круга и приглашает кого – нибудь из детей на основании

сходства: «Таня, у нас с тобой одинаковые имена». Таня выходит в круг и ищет сходство со

следующим учеником в классе. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся

в кругу. Педагог подводит итог: «Как много у нас общего!» Сходство можно найти с любым

человеком.

В: молодцы! Вы все разные, но у вас и много общего. Вы учитесь общаться и стараетесь

дружить.

А

как

вы

думаете,

как

надо

дружить

(ответы

детей)?

Я

вам

предлагаю

одно

стихотворение, а о чем оно выскажите сами.

Друзья

Как начну конфеты есть,

У меня дpузей не счесть.

А закончились конфеты,

И дpузей в помине нету.

За конфету каждый дpуг,

Так и pвет ее из pук.

Hу, зачем мне, дpужба эта?

Я и сам люблю конфеты.

(Елена Стеквашова)

В.: Как вы думаете, о чем это стихотворение? А как вы думаете, какими качествами должен

обладать настоящий друг? (ответы детей: который умеет сопереживать в трудные минуты,

брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить

положительное

в

окружающих

людях).

Ребята

послушайте

рассказ

Л.

Н.

Толстого

«Два

товарища».

3

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево

и

спрятался,

а

другой

остался

на

дороге.

Делать

было

ему

нечего

он

упал наземь

и

притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь

понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и

смеется.

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

- Что вы можете сказать об этих мальчиках?(ответы детей)

- Я хочу вам предложить еще одно стихотворение.

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать,

И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

Ведь он не сможет, есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать –

То вряд ли это друг…,

(Виктория Ватулко)

В.: Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые действительно умели

дружить. А сейчас поиграем.

Игра «Кто с кем дружит?»

Воспитатель называет персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?

1. Крокодил Гена и … (Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)

3. Мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Малыш и … (Карлсон)

5. Дядя Федор и ….(кот, пес)

6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).

7.Иван – царевич и …(Серый волк)

8. Элли и …(Тотошка)

9.Герда и …(Кай)

10.Доктор Айболит и ….(звери)

В.: О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Физминутка (дети выполняют в парах).

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

В: Я предлагаю поиграть в одну игру.

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Дети выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал

комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.

В: Дружите ли вы со своими родителями?

- Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

4

- А животные дружат между собой?

Я предлагаю вам послушать одну сказку. Эта сказка о том, как дружба потерялась.

Сказка о дружбе и её потере (модификация сказки И.В. Вачкова из книги «Королевство

Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек»

Жили-были два друга - крот и хомяк. Крота звали Мур, а хомяка Рум. Они были очень

большими друзьями и больше всего на свете ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и

Рум старую Сову – колдунью и стали хвастаться, какая у них долгая и нерушимая дружба.

- Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу? – спросила

Сова.

- Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! - говорили друзья.

Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросила Сова. – Стоит ли? Если вы

потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

- Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали Мур и Рум. – А если наша дружба не

выдержит, значит, она не нужна нам.

- Хорошо, я устрою вам испытания. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание:

«Шорох - морох, песнь сверчка,

Сослужите службу!

Пусть лишатся языка!

Пусть лишатся дружбы!».

И тут же Мур и Рум забыли язык, на котором они общались. Но это ничуть не повредило их

дружбе.

В.: (Ребята, как вы думаете, как наши герои научились понимать друг друга? Использовали

специальные знаки: позы, жесты)

Тогда Сова вернула друзьям способность общаться и произнесла новое заклинание, наводя

чары для второго испытания:

«Шорох - морох, шелест трав,

Треск в сосновых шишках,

Пробудите злобный нрав,

В этих ребятишках!».

«Теперь точно поссорятся!» - подумала Сова.

Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от

неё, обнялись и пошли вместе к своему дому.

На третий раз Сова разбудила в их душах обидчивость. Стали Мур и Рум оскорблять друг друга

и

обвинять в

том,

чего

никогда

не

было.

Более

того,

даже

обычные

слова

казались

им

оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их

дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами

злобы. Но они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их

устояла.

Попыталась Сова и в четвёртый раз. Вызвала она у Мура и Рума сильнейший страх. Друзья

очень испугались, прижались друг к дружке: вдвоём не так страшно. И дружба победила страх.

Они сумели переплыть на другой берег, где был их дом.

Ничего не сделали с товарищами и жажда власти (“кто главнее?”), вызванная в их сердцах

Колдуньей, и переживания горя.

Перед последним испытанием Сова всерьез задумалась: какие же ещё навести чары? И тут

заговорила Рыбка, которая жила в пруду возле дома Мура и Рума:

5

- Одно только уничтожит их дружбу ...

(Как вы думаете, ребята, что же может уничтожить дружбу?)

В последний раз взялась ворожить Сова. Произнесла самое сильное своё заклинание:

«Шорох - морох, в серых норах

Слово вспыхнуло, как порох!

Станьте одинокими,

В чувствах – неглубокими,

Дома запершись, в толпе,

На любой лесной тропе,

Надлежит вам по судьбе,

Думать только о себе!».

Отвернулись бывшие друзья друг от друга и разошлись в разные стороны. Почему? Потому,

что Колдунья разбудила в сердцах Рума и Мура такое качество, которое всё разрушает – даже

самые добрые отношения. Как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо

от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и

доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе….

(О чём же идёт речь? (Эгоизм, себялюбие, стремление ставить своё Я на первом месте, свои

интересы – выше интересов других людей, стремление думать только о себе).

- Вот такой грустный конец у этой сказки. Теперь вы знаете, каким испытаниям может быть

подвергнута

дружба.

Наши

друзья

прошли

шесть

испытаний

и

одно

не

выдержали.

Вспомните ещё раз, каким испытаниям подвергалась дружба Мура и Рума? (Лишение общего

языка, злоба, грубость и обидчивость, страх, жажда подчинять всех, горе).

- То, что произошло с дружбой Мура и Рума, бывает только в сказках, где встречается всякое

волшебство,

колдовство.

Можно

ли

дружбу

разрушить,

потерять

без

всякого

колдовства?(ответы детей)

- Я предлагаю послушать еще одно стихотворение о дружбе.

Подружки

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!». (А. Кузнецова)

В.: Как вы думаете, эта девочка поступила правильно? (ответы детей)

В: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать

законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

Доверять другу.

Делиться новостями, успехами и неудачами.

Уметь хранить чужие секреты.

Радоваться вместе с другом его успехам.

Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.

Защищать друга.

Всегда выполнять свои обещания.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

6

«Дружеское рукопожатие».

(На доске крепится большая ладонь из бумаги)

-Ребята, посмотрите, нам протягивают ладонь. Чем мы должны ответить?

- Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо

относятся и хотят дружить. (Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки)

Ребята, выберите любую ладошку и давайте загадаем, каким бы вы хотели видеть своего друга.

Готовые ладошки прикрепите к большой ладони. Я думаю, что желания ваши сбудутся.

В: В заключении я хочу вам пожелать найти настоящего друга.

Не дразнись, не зазнавайся,

В саду и в школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдешь себе друзей.

В:

Давайте

встанем,

возьмемся

за

руки

и

скажем

друг

другу

слова

известного

героя,

добрейшего

и

самого

терпеливого

кота

Леопольда: «Ребята,

давайте

жить

дружно!»

- Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!



В раздел образования