Автор: Файрушина Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: г. Конаково, Тверская область
Наименование материала: Конспект урока по литературе для 5 класса
Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Раздел: среднее образование
Конспект урока литературы
Для 5 класса
По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Добро и зло в сказке.
Разработала: учитель литературы
МБОУ гимназии №5 г. Конаково
Файрушина Анна Александровна
Конаково
2020 год
Цели:
Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
Выявить систему образов сказки;
Учить составлять план;
Развивать навыки анализа текста;
Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на
распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты:
Знание истории создания, содержания и героев сказки;
Владение элементами анализа текста;
Составлять план произведения;
Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Методические приемы:
беседа
анализ эпизодов
выразительное чтение сказки
Оборудование урока:
текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”
иллюстрации к сказке
слайды
портрет А.С.Пушкина
Эпиграф урока
Лишь добро одно
бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
На прошлом уроке мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С.
Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании,
А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному
творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей
няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами сделали
вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным
(фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и
отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они
олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).
(Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей
Бессмертный, Чудище поганое).
Понятие «Добро» и «Зло».
Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что
же это такое – Добро и Зло?
Обратимся к словарю В. И. Даля.
«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей,
представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды,
страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).
«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.
Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь
живого русского языка В. Даля).
Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и
попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне
и семи богатырях”.
Учитель:
-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев
в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к
положительным, ни к отрицательным).
Учитель:
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(В персонажах Царевны и царицы).
Учитель:
- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к
устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика
в виде таблицы.
Царица
Царевна
Внешность
Высока, стройна,
Белолица, черноброва
Поведение, характер
Горда,ломлива,
своенравна,ревнива,
злая
Приветливая
Красавица-душа,милая
Цветовая гамма
Черны (зависть)
Белый, румяный
Учитель:
- Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому
что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть).
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей).
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит
девушку в темный лес?
(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им
отомстить).
Учитель:
-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,
что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у
нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей
помогают).
Анализ художественного произведения.
Учитель:
-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и
анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 105 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»
Учитель:
-Ребята, что вы можете сказать о Царице?
-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?
(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).
Учитель:
-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста
молодая
До зари в лесу блуждая…» (стр. 108), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а
царевна- добро.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель:
-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?
(Есть иконы, в горнице чисто, светло).
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
(Зажгла свечу, затопила печь).
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).
Учитель:
-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции,
когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).
Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”(стр.115)
Учитель:
-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
(Царица, переодетая монахиней).
Учитель:
- На чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной).
Учитель:
-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли
это?
(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою
невесту).
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы
помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.(стр.123)
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом
с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель:
-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием
грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).
Учитель:
- Предлагаю вам, ребята, в качестве вывода составить синквейн:
Волшебная, поучительная, мудрая
Увлекает, удивляет, восхищает
Переносит людей в другой мир
Произведение
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со
злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и
злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы
совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем,
обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Домашнее задание:
1. Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)
2. Нарисовать иллюстрацию к сказке