Напоминание

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке.


Автор: Файрушина Анна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия №5
Населённый пункт: г. Конаково, Тверская область
Наименование материала: Конспект урока по литературе для 5 класса
Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Добро и зло в сказке.
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока литературы

Для 5 класса

По теме: «А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Добро и зло в сказке.

Разработала: учитель литературы

МБОУ гимназии №5 г. Конаково

Файрушина Анна Александровна

Конаково

2020 год

Цели:

Рассказать об истоках рождения «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;

Выявить систему образов сказки;

Учить составлять план;

Развивать навыки анализа текста;

Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на

распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты:

Знание истории создания, содержания и героев сказки;

Владение элементами анализа текста;

Составлять план произведения;

Находить общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.

Методические приемы:

беседа

анализ эпизодов

выразительное чтение сказки

Оборудование урока:

текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”

иллюстрации к сказке

слайды

портрет А.С.Пушкина

Эпиграф урока

Лишь добро одно

бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

На прошлом уроке мы говорили о литературном состязании В.А. Жуковского и А.С.

Пушкина в написании сказок в народном духе, о том, что, памятуя об этом соревновании,

А.С. Пушкин через два года написал «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».

Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С. Пушкина к народному

творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей

няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с вами сделали

вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным

(фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и

отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они

олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

(Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей

Бессмертный, Чудище поганое).

Понятие «Добро» и «Зло».

Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что

же это такое – Добро и Зло?

Обратимся к словарю В. И. Даля.

«Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей,

представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды,

страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь

живого русского языка В. Даля).

Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и

попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне

и семи богатырях”.

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев

в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше

положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к

положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

(В персонажах Царевны и царицы).

Учитель:

- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к

устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика

в виде таблицы.

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна,

Белолица, черноброва

Поведение, характер

Горда,ломлива,

своенравна,ревнива,

злая

Приветливая

Красавица-душа,милая

Цветовая гамма

Черны (зависть)

Белый, румяный

Учитель:

- Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому

что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она).

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

(Ненависть, зависть).

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

(Нет, эти чувства характерны для злых людей).

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит

девушку в темный лес?

(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им

отомстить).

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать,

что она обладает и внутренней, душевной красотой?

(Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у

нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей

помогают).

Анализ художественного произведения.

Учитель:

-Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к чтению и

анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 105 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна

молодая…»

Учитель:

-Ребята, что вы можете сказать о Царице?

-С чем сравнивает автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась- и расцвела»?

(Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза).

Учитель:

-Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов «Но невеста

молодая

До зари в лесу блуждая…» (стр. 108), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а

царевна- добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель:

-Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

(Есть иконы, в горнице чисто, светло).

Учитель:

-Что сделала героиня в доме?

(Зажгла свечу, затопила печь).

Учитель:

-Как это характеризует героиню?

(Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая).

Учитель:

-Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции,

когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

(Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой).

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”(стр.115)

Учитель:

-Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

(Царица, переодетая монахиней).

Учитель:

- На чьей стороне Соколко? Почему?

(Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы

объяснить богатырям, что произошло с Царевной).

Учитель:

-Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли

это?

(Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою

невесту).

Учитель:

-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы

помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.(стр.123)

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом

с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

6. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.

Учитель:

-А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием

грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило).

Учитель:

- Предлагаю вам, ребята, в качестве вывода составить синквейн:

Волшебная, поучительная, мудрая

Увлекает, удивляет, восхищает

Переносит людей в другой мир

Произведение

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со

злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и

злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы

совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем,

обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Домашнее задание:

1. Чему научила вас сказка А.С. Пушкина и считаете ли вы себя добрым? (Ответ в тетради)

2. Нарисовать иллюстрацию к сказке



В раздел образования