Автор: Терехова Софья Иннокентьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кобяйская СОШ им. Е.Е. Эверстова"
Населённый пункт: села Кобяй, Кобяйского улуса, Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологические задачи"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кобяйская средняя общеобразовательная школа им. Е.Е. Эверстова»
Методическая разработка
«Экологические задачи»
Составитель: С.И. Терехова
Кобяй, 2020
1
АННОТАЦИЯ
Автор: Терехова С.И., учитель начальных классов МБОУ «Кобяйская СОШ
им. Е.Е. Эверстова».
Название работы: Методическая разработка «Экологические задачи».
В данной разработке даны: подборка экологических задач для 1-4 классов,
Автор методической разработки предлагает через решение экологических
задач выявить у обучающихся понимание экологических проблем и путей их
решения, оценить возможности обучающихся применять усвоенные
предметные знания для решения личностно-значимого вопроса.
Адресуется учащимся и учителям начальных классов общеобразовательных
организаций.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение…………..……………………………………………………….3
2.
Экологические задачи……………….……………………………………4
2.1.
Подборка экологических задач……………………………………….4
3. Заключение ……………………………………………..................................19
4. Список литературы ……………………………………………………….….20
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание экологической культуры у современных школьников – это
не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того
чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,
нынешнему
поколению необходимо овладеть новыми экологическими
ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с
окружающим миром. И эта важная роль отводится общеобразовательной
школе, которая, вооружает детей современными знаниями и жизненным
опытом, по существу работает на будущее. Очень важно начинать их
осуществлять как можно раньше, используя в работе те методы, которые
дают наилучший результат.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об
окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника
к природному и социальному окружению, способствующий становлению
личности, формированию экологической культуры.
Введение экологических аспектов в математику требует в процессе
изучения
предмета
подбор
таких
материалов,
в
которых
будет
присутствовать
элемент
экологического
воспитания,
а
также
будет
содержаться компонент обязательной программы по математике.
Цель: развития экологической культуры личности в процессе обучения
математики в начальной школе.
Обозначенная цель требует решение следующих задач:
1.
изучение научно-методической, педагогической литературы и учебных
пособий;
2.
подобрать математические задачи с экологическим уклоном на уроках
математики с последующим её решением;
3.
проанализировать условие задачи и выяснить, какая экологическая
проблема в ней затронута, найти пути её решения.
Новизна: подборки экологических задач для начальной школы.
3
Гипотеза: данная методическая разработка поможет учителям в учебно-
воспитательной работе.
Ожидаемый результат:
Данная разработка поможет в экологическом
воспитании и формировании экологической культуры у детей младшего
школьного возраста. Основной показатель экологической культуры – это
поступки человека.
Данный материал может осознаваться и усваиваться учащимися в
процессе рассмотрения задач, решение которых можно представить на
персональном компьютере в виде презентации как один из этапов урока, или
как проектный урок в решении простых и составных задач, или
индивидуальная работа с одаренными детьми. А также позволяет
обучающимся принять участие в создании и реализации коллективных
природоохранных проектов «Экологические задачи», «Экологическая
азбука», «Экологическая тропа» и т.д..
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
2.1. Подборка экологических задач
Воспитывая экологическую культуру, мы помогаем детям осознать,
почему надо поступать в природе именно так, а не по-другому. Например,
почему нельзя шуметь в лесу; рвать цветы; долго стоять у птичьего гнезда и
т. п. В результате работы по данному вопросу появилась копилка задач для
учащихся начальных класса с экологическим содержанием. Предлагаю
несколько примеров занимательных задач, показывающие как человек может
помочь природе или наоборот, которые можно использовать в процессе
изучения математики.
Информационный материал по экологии.
1.
На производство 1тонны бумаги требуется 17 деревьев.
2.
Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей.
4
3.
Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько же новой бумаги,
сколько из 17 больших деревьев.
4.
Из полностью открытого крана каждую минуту уходит в канализацию до
15 литров воды.
5.
Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 250 тетрадей.
6.
Одна тонна макулатуры экономит 200м воды.
7.
Зелёные насаждения с 1 гектара земли за один час поглощают 8кг
углекислого газа.
8.
Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько его необходимо
для дыхания 3 человек.
9.
Клён выделяет в год 2кг кислорода.
10. Ракушка-перловица профильтровывает за день 20литров воды.
11. Тополь сибирский поглощает за месяц 240г пыли.
12. Самое прожорливое существо на Земле – стрекоза. Учёные установили,
что за 2 часа стрекоза съедает 40 мух.
13. Скорость движения среднего пожара 3 метра в минуту.
14. Верховой пожар за 15 минут охватывает 45метров леса.
15. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает одно дерево.
16. За лето 1 мышь уничтожает 1кг зерна, а 1 сова за это период уничтожает
1000мышей.
17. Один гектар леса за 1час вырабатывает 3580 г кислорода.
18. За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц.
19. Один центнер макулатуры сберегает 8 сосен.
20. За год промышленные предприятия выбрасывают в воздух 58 000 000
тонн загрязняющих веществ.
21. В водоёмах нашей страны за год оказалось 40 000 000тонн загрязняющих
веществ.
22. В Красную книгу занесено: насекомых-202 вида, птиц-80 видов,
млекопитающих-94 вида.
23. Вырубается 2 гектара леса в минуту.
5
24. За 6 минут набегает стакан воды из подтекающего крана.
25. Травяная лягушка съедает 7 насекомых за сутки
26. Богомол за лето съедает 147 тлей, 41 мушку, 266 мух.
Об экологической роли леса:
а) 1 га лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов; 1 га хвойного
леса — 5 кг; 1 га можжевелового леса — 30 кг.
б) 1 га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, березового — 725
кг, соснового — 540 кг.
в) 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30—35 т пыли, лиственного
леса — 50—70 т пыли.
Об экологической роли птиц и насекомых:
1.
Семья больших синиц за лето обслуживает 40 яблонь, поедая опасных
для сада насекомых.
2.
Дятел — это лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых —
короедов. Один дятел за день съедает до 750—900 короедов. Добывая
корм, он делает в деревьях выемки. Вырастив птенцов, дятлы покидают
свои дупла, а весной долбят новые. Все дупла и выемки охотно
используют для своих гнезд и ночлега маленькие птички.
3.
Кукушка, которую слышат часто дети во время экскурсий в лес,
съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до
50 личинок щелкунов и чернолетов, и др.
4.
Мухоловка-пеструшка — совсем небольшая птичка, но она съедает за
день до 300 мух и комаров.
5.
Сова съедает за ночь 7—8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за
год до 10 тысяч мышей-полевок, спасая этим до 20 т зерна, которое
могли бы уничтожить мыши.
6.
Семиточечная божья коровка за свою жизнь съедает до 4000 тлей.
Рыжие муравьи одного среднего по размеру муравейника истребляют
за один день до 3500—4500 различных насекомых.
6
Эти числовые данные дети оформляют в виде таблиц и используют для
составления задач.
Можно научить детей решать экологические задачи с помощью приемов
выявления и разрешения экологических противоречий, которые позволяют
ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного
объекта и решить задачу так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход
позволяет ребенку глубже понять системность окружающего мира, а
«исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное
отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-
синтетической деятельности.
Задачи на увеличение, уменьшение в несколько раз
1.
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в
год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии
количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи
выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений?
2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его
необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием
загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно
быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город в 250000 человек?
2.
В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг
выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8
автомобилей за 10 суток?
3.
Для образования в природе слоя почвы толщиной 5 см требуется, по
подсчетам ученых, 2 000 лет. Сколько лет потребуется для образования
слоя почвы в 12 см?
4.
Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько
метров ткани можно получить из 25 т тряпья?
Простые задачи
7
1.
Юннаты должны посадить 25 деревьев, а посадили 18 деревьев.
Сколько деревьев им осталось посадить?
2.
В огороде 8 грядок с луком, а с морковью на 3 грядки больше.
Сколько в огороде грядок с морковью?
3.
Высота березы 20 м, а дуба — 30 м. На сколько метров береза ниже,
чем дуб?
4.
Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 18 видов
зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
5.
5. Вокруг школы растет 70 деревьев. Когда школьники окопали часть
деревьев, им осталось окопать еще 30 деревьев. Сколько деревьев окопали
школьники?
Составные задачи
1.
С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг больше.
Сколько всего меда собрали с двух ульев?
2.
На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели. Сколько
птиц осталось на дереве?
3.
Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23 березы, а
остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
4.
На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя появилось
еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?
5.
На одном кусте орешника созрело 35 кг орехов, а на другом 32 кг. 15
кг собрали белки для запасов на зиму. Сколько килограммов орехов
осталось на двух кустах?
Многозначные числа. Нумерация.
Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000
кв. м.
Ежедневно на планете вырубается более 33 000 га леса.
Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн.
деревьев.
8
Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т
кислорода.
Простые задачи с многозначными числами
1.
Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве
растет 10 тысяч каштанов, а в Киеве в 5 раз больше. Сколько каштанов
растет в Киеве?
2.
Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев могут
съесть 10 гусениц, 100 гусениц за это же время?
3.
В 1984 г. в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет
создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей
стране?
4.
Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубаются
каждый год 12 млн. га леса. Сколько тонн кислорода недополучает Земля в
год?
5.
Клен выделяет в год 2кг 100 г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем
клен. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
Составные задачи с многозначными числами
1.
Береза в сутки поглощает из почвы 40 л влаги, а эвкалипт — в 8 раз
больше. Сколько влаги из почвы поглощают в сутки береза и эвкалипт
вместе?
2.
Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн
орехов, 330 тыс. тонн грибов. Сколько всего природных даров собирают в
нашей стране?
3.
В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный
стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1
л 5 стаканов воды? А столько воды вытекает за сутки?
4.
Богомол (насекомое, похожее на кузнечика) съедает за месяц 42 тли,
плодовых мушек в 3 раза меньше, чем тлей, а комнатных мух в 6 раз
больше, чем плодовых. Сколько всего насекомых поедает богомол за 1
месяц? А за 3 летних месяца?
9
Можно рассортировать задания по классам:
Задания для 2 класса.
1. Длина тела паука-волка 5 мм, а птицееда 20см. На сколько мм длиннее
тело птицееда?
2. Длина тарантула 6см, а «чёрной вдовы» 10мм. На сколько мм короче длина
«чёрной вдовы»?
3. Самцы птицееды живут 5 лет, а самки 20 лет. На сколько дольше живут
самки?
4. Водяные пауки приносят воздушные пузыри под воду и прикрепляют их
паутиной к стеблям. Одному паучку пришлось подняться за воздухом 6 раз, а
другому – 9 раз. Сколько раз они поднимались оба, чтобы создать себе
домики?
5. Хотя на самой вершине горы нет растений, пауки могут там жить, т.к. они
питаются семенами и мелкими насекомыми, которых ветром заносит из
долины. Длина углубления 3 см, паук может спустить лапы на длину
2см5мм, а тело мухи возвышается в расщелине на 6 мм. Сможет ли паук
достать погибшее насекомое?
6. Скорпионы не плетут паутину, а роют норы. Пёстрый скорпион может
вырыть нору длиной 10см, а африканский до 75 см длиной. На сколько см
длиннее выроет нору африканский скорпион?
7. Скорпионы, живущие в пустыне, могут не есть 12 месяцев, а жук-
чернотелка – 6 лет. На сколько месяцев меньше обходятся без еды
скорпионы? ( Скорпионы способны переносить большие дозы радиации. При
испытании атомной бомбы в пустыне Сахара уцелели только они).
8. Молодые пауки улетают из родного гнезда на паутинах. Один улетел на 1м
от дома, а второй – на 20см. На каком расстоянии друг от друга они
находятся?
9. Благодаря паукам и их паутинам на земле меньше болезней, т.к. они ловят
мух, которые являются разносчиками инфекций. В сеть одному пауку попало
10 мух за неделю, а другому пауку пришлось довольствоваться целую
10
неделю по 1 мухе в день. Какому пауку повезло больше и на сколько?
10. Сколько дней в году? Так вот, самка тарантула носит яйца с
живородящими детками 1 год, потом детёныши рождаются и взбираются на
спину матери и «ездят» на ней ещё 10 дней. Сколько дней мама занята
потомством? (Потом мама сбрасывает их по одному)
11.У каракурта 8 глаз, а у домашнего паучка – 6 глаз. Хотя самка каракурта
видит за 2см, а паучок за 20см. Какой вывод вы можете сделать?
13. Частота сердечных ударов у спортсменов – 60 ударов в минуту, а у паука
50 ударов в минуту. Если человек не занимается спортом, то 75 ударов в
минуту, а у паука, ведущего активный образ жизни – 100 ударов в минуту. На
сколько быстрее сокращается сердечная мышца у человека, который не
занимается спортом? Какое значение для сердечной мышцы имеют
физические упражнения и здоровый образ жизни?
14. Из яйца лягушки на 6-ой день появляются головастики, через месяц у них
появляются ножки, а ещё через 30 дней они превращаются в лягушку.
Сколько дней уходит на «детство», т.е. от яйца до лягушки?
15.У пседиусов, или удивительных лягушек, головастики на 72см длиннее
взрослых лягушек, длин которых составляет 24см. Какова длина
головастиков удивительной лягушки?
16. У лягушек чесночниц после того, как из яиц появляются головастики, то
они по лапкам отца забираются ему на спину и «ездят» там до полного
превращения в лягушку. На спине первого отца – 25 головастиков, а на спине
другого отца сидят 37 головастиков. Задайте вопросы по условию задачи.
17. Чесночница зарывается в землю на глубину 12см, а австралийская
роющая лягушка на глубину 3 дм. На сколько дальше зарывается в землю
австралийская лягушка?
18. Длина летающей лягушки 10см, а пятнистой древесницы 30мм. На
сколько см длиннее летающая лягушка? А лягушка-голиаф имеет длину
40см. На сколько см длиннее голиаф, чем летающая лягушка?
Задания для 3 класса.
11
1. Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250
кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?
2. Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6
белок. 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего
животных попало в лапы филинам?
3. Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму
просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?
4. Рост взрослого коалы 60 см, а новорождённого – 2 см. Во сколько раз
больше рост взрослого коалы, чем рост новорождённого?
5. Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые
2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?
6. Длина тела самой крупной лягушки голиафа достигает 32 см, а длина
самой маленькой лягушки чесночницы в 16 раз меньше. Какова длина самой
маленькой лягушки?
7. Длина американского жука-геркулеса достигает 16 см, а длина жука
дровосека-байтоцера из Индонезии –32 см. Во сколько раз меньше длина
жука геркулеса, чем длина жука дровосека-байтоцера?
8. Чтобы выжить без питания во время зимней спячки лесной сурок
замедляет своё сердцебиение с 80 ударов в минуту до 4 ударов. Во сколько
раз меньше становится сердцебиение сурка во время спячки, чем в активном
состоянии?
9. Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает
скворец за 3 дня?
10. На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают
яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно
высиживают птенцов?
11. Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на
глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский
пингвин, чем гагара?
12. Самый высокий мужчина в мире имел рост 2 м 72 см. Самая высокая
12
женщина – 2 м 30 см. На сколько больше рост мужчины, чем женщины?
13. Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица –
330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем
скворец?
14. Бамбук вырастает за сутки на 60 см. Какой длины будет бамбук через 5
суток?
15. Вес нашей рыси 30 кг, а североамериканской малютки-бобкэт –6 кг. Во
сколько раз вес нашей рыси больше, чем вес малютки-бобкэт?
16. Длина тела ежа 30 см, а длина его хвоста – 2 см. Во сколько раз больше
длина тела ежа, чем длина его хвоста?
17. На 1 кв. м земли под перекопку нужно внести 4 кг навоза. Сколько кг
навоза нужно внести на 25 кв. м?
18. В Европе – 350 зоопарков, в Азии – 175, а Африке – 50, в Австралии – 25,
в Америке – 270. Сколько всего зоопарков существует в мире?
19. В Древнем Риме в зверинцах императора Августа было 420 тигров, 260
львов, 36 крокодилов. Сколько всего животных было у императора?
20. Черепаха живёт 200 лет, а орёл – 80 лет. На сколько лет дольше живёт
черепаха, чем орёл?
21. Белый медведь весит 300 кг, а морж – 1000 кг. На сколько кг меньше
масса белого медведя, чем моржа?
22. Продолжительность жизни лебедя 100 лет, а крокодила – 50 лет. Во
сколько раз меньше возраст крокодила, чем лебедя?
23. Берёза живёт 120 лет, а лиственница – на 380 лет больше. Сколько лет
живёт лиственница?
Задания для 4 класса.
1. В нашей стране насчитывается 20 000 видов жуков, а всего насекомых – 2
млн. Во сколько раз всех насекомых больше, чем одних жуков?
2. Австралийская стрекоза пролетает 2 000 км, а бабочка данаис – 4 000 км.
Во сколько раз меньше расстояние, сделанное австралийской стрекозой, чем
бабочкой данаис?
13
3. На Земле существует 2 500 000 видов животных. 4/5 всех видов
составляют виды насекомых. Сколько видов насекомых на Земле?
4. У карпа откладывается 100 000 икринок, а у налима – 500 000 икринок. Во
сколько раз меньше икринок откладывается у карпа, чем у налима?
5. В Италии для приготовления кулинарных блюд ежегодно вылавливают 40
млн. птиц; ещё 30 млн. ловят с помощью специального клея, которым
обмазывают ветки деревьев и кустарников; 170 млн. пернатых гибнет от пуль
и зарядов охотников. Сколько всего птиц гибнет ежегодно в Италии?
За 5 дней скворчата из одного гнезда съедают 790 майских жуков и 160 их
личинок, 25 жуков-щелкунов и 12 их личинок. Сколько всего насекомых
съедают скворчата за 5 дней?
6. У лебедя на голове размещается 1/5 часть всех перьев. Всего у него –
25 000 перьев. Сколько перьев размещается у лебедя на голове?
7. Вес самого крупного млекопитающего на Земле – голубого кита составляет
160 т, а самого маленького млекопитающего – летучей мыши-бабочки -2 г.
Во сколько раз больше вес кита, чем вес мыши-бабочки?
8. Скорость полёта ласточки – 150 км/ч. Какой путь проделает ласточка за 3
часа?
9. Скорость передвижения под водой рыбы-меча – 130 км/ч. За какое время
рыба-меч проплывёт 390 км?
10. Божья коровка съедает за день 100 взрослых тлей. Сколько божьих
коровок съедят 600 тлей?
11. На одном га ухоженных пастбищ разрыхляют землю 10 млн. червей.
Сколько червей потребуется для рыхления 3 га таких пастбищ?
12.Баобаб живёт 5 000 лет, а японский кедр – 7 200 лет. На сколько дольше
продолжительность жизни кедра, чем баобаба?
13. За один год крот выносит на поверхность 1 га берёзового леса 10 т земли.
За сколько лет крот вынесет на поверхность 60 т земли?
14. На Земле существует 350 000 видов растений, а водорослей – 55 000
видов. На сколько больше растений, чем водорослей существует на Земле?
14
15. Впервые птицу дронт европейцы обнаружили в 1681 году, а уже через 83
года дронта не стало. В каком году исчезла птица дронт?
16.В Московском зоопарке обитает 5 000 видов животных. Среди них 500
животных – млекопитающие. Какую часть всех животных зоопарка
составляют млекопитающие?
17.У ежа в активном состоянии наблюдается 50 вздохов в минуту. Сколько
вздохов сделает ёж за 1 час?
В нашей стране обитает 360 видов млекопитающих. 1/6 всех млекопитающих
обитает в дуплах. Сколько млекопитающих живёт в дуплах?
18.Скорость стрекозы – 50 км/ч. За сколько времени пролетит стрекоза 300
км?
19.У ежа при спячке наблюдается 10 ударов сердца в минуту, а в активном
состоянии – в 20 раз больше. Сколько ударов сердца в минуту наблюдается у
ежа в активном состоянии?
20.В мире насчитывается 8 600 видов птиц, а зверей – 4 000 видов. На
сколько больше в мире птиц, чем зверей?
21.За сутки лось может съесть 1 700 веточек. Сколько веточек съест лось за 5
суток?
22. Летучая мышь за 6 суток съедает 300 мух. Сколько мух съедает летучая
мышь каждый день?
23. Продолжительность жизни дуба 1 200 лет, а продолжительность жизни
ели составляет 2/3 всех лет дуба. Сколько лет живёт ель?
24. Гепард развивает скорость 110 км/ч. Какое расстояние пробежит гепард
за 6 часов?
25. Длина самого длинного питона 12 м 20 см, а самого короткого – 50 см. На
сколько больше длина самого длинного питона, чем самого короткого?
26. Стриж кормит птенцов 20 раз в день и приносит за день 400 насекомых.
Сколько насекомых приносит стриж за один раз?
27. Щука живёт 200 лет, а пчела – 5 лет. Во сколько раз меньше
продолжительность жизни пчелы, чем щуки?
15
28. Слон живёт 100 лет, а лягушка – 20 лет. Во сколько раз
продолжительность жизни слона больше, чем лягушки?
31.Известно, что 1 га леса вырабатывает за 1 час 3580 г кислорода. Сколько
кислорода вырабатывает 1 га леса за сутки? (ответ: 85кг 920 г)
32.Высота кавказской пихты 60 метров. Она в 2 раза выше сибирской пихты.
Какова высота сибирской пихты? (ответ: 30 м)
33.Кедр живёт 300 лет, а лиственница – 500 лет. На сколько меньше живёт
кедр, чем лиственница? На сколько лет лиственница живёт дольше кедра?
(ответ: на 200 лет)
34.Одна бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7
цветков. Сколько бабочек останется без обеда, если гуляя по лугу мы сорвём
для букета 56 цветков? (8 бабочек)
35.За лето кукушка съедает 270 кг мохнатых гусениц, очень ядовитых для
других птиц. Сколько кг таких гусениц съедят за лето 4 кукушки? (ответ:
1080 кг)
36.Ходя за плугом грач за один день съедает 400 червей, гусениц, личинок.
Сколько насекомых может съесть грач за неделю? (ответ: 2800)
37.Маленькая птичка мухоловка– пеструшка каждый день поедает по 300
мух и комаров. Сколько мух и комаров съест эта маленькая птичка за лето?
(ответ: 27000)
38.1 гусеница за день может съесть один березовый листок. Сколько
берёзовых листков съедят 50 гусениц? (ответ: 50 )39.1 гусеница за день
может съесть один березовый листок. Сколько листков съедят 3 таких
гусеницы за неделю? (ответ: 21)
40.Представьте теперь, что станет с нашей природой, если не будет наших
пернатых друзей. Белая сова может прожить без еды 24 дня, орлан-
белохвост в 2 раза больше, чем сова, а беркут на 21 день меньше, чем орлан.
Сколько дней без еды могут прожить орлан-белохвост и беркут? (ответ:
48,27)
41.Птицы оказывают огромную помощь в борьбе с насекомыми. Они
16
истребляют множество вредных насекомых, личинок, гусениц и яичек.
Синица уничтожает не менее 100 000 насекомых, ласточка вылавливает за
лето до 1 000 000 мелких мошек, комаров, тлей. Какое количество насекомых
уничтожат за лето синица и ласточка? (ответ: 1100 000)
42.Одна полевка, по подсчетам экологов, уничтожает за лето 1 кг зерна, а
сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сколько кг зерна спасает за лето одна
сова? (ответ: 1 тонну)
2.2.
Разработка по теме «Табличное умножение и деление».
Цель работы: проверить умение решать текстовые задачи в 1-3 действия
разных видов, в то числе задачи, отражающие взаимосвязи между тремя
такими величинами, как масса одного предмета, количество предметов и их
общая масса, на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз в прямой
форме, на нахождение третьего слагаемого.
1.
В ящике 12 кг огурцов, а в 3 одинаковых корзинах 18 кг груши. Во
сколько раз в корзине меньше огурцов, чем в ящике?
2.
После того как в магазине продали 3 ящика помидоров по 8 кг в каждом,
осталось 16 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров было в
магазине?
3.
В огороде посадили 16 рядов моркови, а свеклы в 2 раза меньше. Сколько
рядов свеклы посадили в огороде?
4.
На одной чашке весов лежит дыня, а на другой 6 одинаковых баклажанов.
Весы в равновесии. Во сколько раз баклажан легче дыни?
5.
С одной грядки сняли 8 кабачков, а с другой – в 4 раза больше. Сколько
кабачков сняли с обоих грядок?
6.
В пакете 6 редисок, а в корзине их 8 раз больше. Сколько редисок в
корзине?
7.
Масса каждого пакета с картофелем равна 3 кг. Какова масса 8 таких
пакетов?
17
8.
В кафе привезли 6 пакетов картофеля по 8 кг в каждом. Сколько
килограммов картофеля осталось после того, как 9 килограммов
картофеля израсходовали для приготовления пюре?
9.
В огороде 8 грядок с морковью, а с кабачками на 2 грядки меньше, чем с
морковью. Сколько всего в огороде грядок с морковью и кабачками?
10. В большом пучке 12 редисок, а маленьком 2 раза меньше. На сколько
больше редисок в большом пучке, чем в маленьком?
11. На первой клумбе высадили 10 луковиц лилии, на второй – на 2 раза
меньше луковиц, чем на первой, а третьей – столько, сколько на первой и
второй вместе. Сколько луковиц лилий высадили на третьей клумбе?
12. Масса четырех одинаковых корзин с клубникой 20 кг. Найди массу 7
таких корзин с клубникой?
13. Масса 8 одинаковых корзин с помидорами 64 кг. Сколько килограммов
помидора в 5 таких корзинах?
14. В 8 банок разлили поровну 16 л сока. Сколько потребуется банок, чтобы
так же разлить 36 л сока?
15. В бочке 60 л воды. Для полива огурцов из нее взяли 5 раз по 6 л. Сколько
воды осталось в бочке?
16. Длина квадратной клумбы 9 дм. Какова площадь этой клумбы?
17. Площадь огорода квадратной формы равна 64 кв.м. Чему равна длина ее
стороны?
18. Туйаара посадила 5 рядов луковиц тюльпанов по 8 штук в ряду, а
Сардаана – 6 рядов по 7 штук в ряду. На сколько луковиц больше
посадила Сардаана, чем Туйаара?
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по
теме, так и независимо от темы урока. В любом случае их цель -
активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Задачи
могут служить дополнительным материалом к урокам математики.
В заключении могу сказать, что решение этих задач:
может способствовать установлению детьми фактов того или иного
отношения человека к природе;
формированию новых экологических понятий, установлению связей
между явлениями и процессами в природе;
повышает мотивацию получения знаний у учащихся, проявление
инициативы детей в поиске природоведческих знаний;
улучшает качества математического образования за счет повышения
интереса к изучаемому предмету;
воспитывает уважительное отношение и заботу о собственном месте
проживания, навыки правильного поведения на природе.
19
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1
. Акимушкин М. Мир животных. - М.: Мысль, 1989.
2. Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных. - Ярославль.1997.
3. Артамонов В. Редкие исчезающие растения. По страницам Красной
книги СССР. - М.: Агропром. Издат., 1989.
4. Атрохин В., Солодухин Е. Лесная хрестоматия. - М., 1998.
5. Балабашев Н.Н. Из жизни леса. - Л., 1987.
6. Бианки В. Лесная газета. - М.: Правда, 1986.
7. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Под редакцией
А.Б.Воронцова. – М.: «Просвещение», 2011
8. Ефимовых В. А. Методическая разработка проектной задачи
воспитательной направленности по теме «Создание сборника экологических
задач» для 3 класса // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
– 2016.
9. Волкова С.И. Математика. Методические рекомендации. 1-4 класс:
пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.:
Просвещение, 2014
10. Интернет ресурсы.
20
21