Автор: Исаева Татьяна Александровна
Должность: МКДОУ
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: р.п. Языково
Наименование материала: Статья
Тема: Изоритмика в системе коррекционно - логопедической работы по преодаленю общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Изоритмика в системе коррекционно-педагогической работы по
преодолению общего недоразвития речи
у детей.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития
мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием
соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень
важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие
центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому,
постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую
моторику, является необходимым элемен-том в системе коррекционно-
педагогического воздействия.
Дети с общим недоразвитием речи, поступающие в логопедическую
группу, редко имеют уверенную координацию пальцев рук. Как правило, у
них отмечаются моторная неловкость движений, трудность усвоения
двигательной программы и переключения. И это закономерно.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития
мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием
соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень
важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие
центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому,
постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую
моторику, является необходимым элемен-том в системе коррекционно-
педагогического воздействия.
Чем более уверенно работают детские пальчики, тем лучше развита
речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые
упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей
ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете,
величине предметов; развитие произвольного внимания, речес-луховой
памяти,
абстрактного
мышления,
творческого
воображения,
мелкой
моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи
детей.
Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности
по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные
результаты:
у детей развивается способность замечать характерные особенности
предметов;
закрепляются знания о цвете, форме, величине;
появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
подготавливается рука к письму;
формируются
произвольное
внимание,
речеслуховая
память,
творческое вообра-жение, художественный вкус;
развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что
способству-ет развитию связной речи детей.
игровые
упражнения можно
использовать
не
только
в
рамках
образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием
рисуют предметы па-лочками на мокром песке или земле. Так приятно со
стороны
наблюдать
за
ребятишками!
Рисуя,
дети
шевелят
губами,
проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.
Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая
каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки
и
маркерная
доска
снова
чистая.
Рисунок
можно
начинать
снова.
Вот самый простой предмет:
Использование
в
процессе
непосредственно-образовательной
деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт
положительные результаты:
у детей развивается способность замечать характерные особенности
предметов;
закрепляются знания о цвете, форме, величине;
появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
подготавливается рука к письму;
формируются
произвольное
внимание,
речеслуховая
память,
творческое вообра-жение, художественный вкус;
развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что
способству-ет развитию связной речи детей.
Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая
каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки
и
маркерная
доска
снова
чистая.
Рисунок
можно
начинать
снова.
Вот самый простой предмет:
«Ёлочка»
Сверху вниз ведём отрезок,
Ставим, ставим точечки.
И от точек влево, вправо
Мы проводим чёрточки.
«Облачко»
Вот твоя рука в тетрадке
Плавно линию ведет,
Закругляет, поднимает.
Раз – и облачко плывёт!
«Солнце»
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось – узнаёшь?
«Кошелёк»
Вот квадрат у нас готов,
Он красивый, нету слов.
Вверх ведём полуовал.
Вот и кошелёчек стал!
Затем рисуем более сложные предметы, например:
«Кораблик»
Мы волну рисуем смело,
Потом две линии умело.
Палубу для корабля,
Ну и мачта, чтоб была.
Паруса – вот тут и там.
Мчит кораблик по волнам.
«Дом»
Стены, крышу и окно
Не рисовали мы давно.
Карандаш сейчас возьмём,
Домик рисовать начнём.
Вниз, направо, вверх, налево
Карандаш ведём мы смело.
Два отрезка – вот и крыша,
Внутри окно - и домик вышел.
«Грибок»
Нарисуем пол кружочка -
Это шляпа у грибочка.
И овал внизу для ножки.
Гриб наш вырос у дорожки
«Шарик»
Чтобы шарик очень круглый
Никуда не улетел:
Ниточку к нему рисуем,
Сами на него подуем.
«Цветок»
Пять рисуем мы овалов,
А кружок у нас внутри.
Стебелёк спускаем ниже.
Вот цветочек наш – смотри!
«Поросенок»
Мы рисуем круг большой,
И внутри он не пустой.
Мордашка поросенка там
Он хвостиком помашет нам.