Автор: Деньгуб Тамара Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Злынковская СОШ№1
Населённый пункт: г.Злынка Брянскойобл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение задач по теме "Параллелограмм"
Раздел: среднее образование
Тема урока: «Решение задач по теме: «Параллелограмм»
Тип урока: Урок практикум (обобщение и систематизация знаний).
Цели:
Предметные: систематизировать знания о параллелограмме, знать и
формулировать определение параллелограмма, его свойства и признаки с
доказательствами; научиться выполнять чертежи по условию задачи;
находить стороны и углы параллелограмма, используя свойства улов и
сторон по изученной теме.
Личностные: развивать навыки самостоятельной работы, формирование
умения нравственно-этического оценивания усваиваемого материала.
Метапредметные УУД :
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной коопераии.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении
через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
Познавательные: создавать структуру смысловых единиц;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности. развивать логическое мышление, память, познавательный
интерес; продолжать формирование математической речи; вырабатывать
умение анализировать и сравнивать;
Планируемые результаты: учащийся научится решать задачи разного
уровня сложности на применение свойств и признаков параллелограмма из
материалов ГИА.
Основные понятия: Параллелограмм, его определение, свойства и признаки.
Постановка цели
Ребята, сегодня на уроке мы с Вами закрепим знания о свойствах и признаках
параллелограмма в процессе решения задач.
Ход урока
Проверка домашнего задания
Теоретический опрос:
1.
Дайте определение параллелограмма.
2.
Перечислите свойства параллелограмма. Признаки?
Перечислите признаки параллелограмма.
Устное решение задач по готовым чертежам
1.
ABCD – параллелограмм. Найти:
ﮮ
C,
ﮮ
D.
2.
MNKP – параллелограмм. Найти: MP, PK.
3.
ABCD – параллелограмм. Найти:ﮮA,ﮮB, ﮮ C, ﮮ D.
4.
ABCD – параллелограмм. Найти:P
ABCD
.
5.
ABCD – параллелограмм. Найти:AD.
6.
ABCD – параллелограмм. Найти: P
ABCD
, ﮮAED.
Решение задач по учебнику:
№ 372 (б).
Решение
Пусть АВ = х см, а ВС = (х + 7) см.
Так как периметр параллелограмма 48 см, имеем уравнение:
х + х + 7 =
,
2х + 7 = 24,
2х = 14,
х = 7.
Ответ: АВ = 7 см, ВС = 14 см.
№ 373.
Решение
1)
А =
С по свойству параллелограмма.
2)
АВН – прямоугольный; катет ВН лежит против угла в 30°, поэтому
гипотенуза АВ в два раза больше него. Итак, АВ = 13 см. ВС = (50 – 13 · 2) :
2 = 12 см.
Ответ: 12, 13 см.
№ 374.
Решение
1)
1 =
2, так как АК – биссектриса,
2 =
3 как внутренние
накрест лежащие углы при ВС || АD и секущей АK. Имеем
1 =
2
=
3.
2)
АВK – равнобедренный, так как
1 =
3. Получили АВ = ВK = 15
см.
3) ВС = ВK + KС = 15 + 9 = 24 (см).
4) РАВСD = (15 + 24) · 2 = 78 (см).
Ответ: 78 см.
Самостоятельная работа.
I уровень
1.
Точки E и K - середины сторон AB и CD параллелограмма ABCD. Докажите,
что AECK – параллелограмм.
2.
Диагонали четырёхугольника ABCD пересекаются в точке O, причём AC = 2
дм, AO = 10 см,
BD = 1,5 дм, BO = 7 см. Выясните, является ли ABCD –
параллелограммом?
II уровень
1.
В параллелограмме ABCD на сторонах AB и CD отмечены соответственно
точки M и N так, что ﮮ BMC = ﮮ AND. Докажите, что AMCN –
параллелограмм.
2.
Точки A и B делят диагональ MK параллелограмма MNKP на три равные
части. Является ли четырёхугольник ANBP параллелограммом? Ответ
обоснуйте.
III уровень
1.
В параллелограмме ABCD на сторонах AB и CD отмечены соответственно
точки M и K так, что AM=CK, а на сторонах BC и AD – точки N и P так, что
AP=CN. Докажите, что MNKP – параллелограмм.
2.
Через точку пересечения диагоналей O параллелограмма ABCD проведена
прямая MN, пересекающая стороны AD и BC в точках M и N соответственно.
Является ли четырёхугольник MBND параллелограммом? Ответ обоснуйте.
Домашнее задание: вопросы 6–9, с. 114; №№ 375, 380; повторить п. 25, 29
Доп. задание (тест)
Вариант 1.
1.
Укажите верное утверждение:
А) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого сумма углов равна .
Б) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные
стороны параллельны.
В) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого диагонали являются
биссектрисами.
2.
Укажите верное утверждение:
В параллелограмме ABCD:
А) AB > CD; Б) AB < CD; В) AB = CD.
3.
Какое утверждение неверно?
А) Диагонали в параллелограмме равны.
Б) Диагонали в параллелограмме пересекаются.
В) Диагонали в параллелограмме точкой пересечения делятся пополам.
4.
Какое утверждение не является свойством параллелограмма?
А) В параллелограмме все углы прямые.
Б) В параллелограмме противоположные углы равны.
В) В параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам.
5.
Какое утверждение не является признаком параллелограмма?
А) Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот
четырехугольник –параллелограмм.
Б) Если в четырехугольнике диагонали пересекаются и точкой пересечения
делятся пополам, то этот четырехугольник – параллелограмм.
В) Если в четырёхугольнике два угла прямые, то этот четырехугольник –
параллелограмм.
6.
Найдите углы параллелограмма ABCD, если
.
7.
Найдите периметр параллелограмма ABCD, если его смежные стороны
равны 3 см и 45 мм.
Вариант 2.
1.
Укажите верное утверждение:
А) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные
стороны параллельны.
Б) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого диагонали равны.
В) Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого сумма углов равна
2.
Укажите верное утверждение:
В параллелограмме ABCD:
А) BC < AD; Б) BC = AD; В) BC > AD.
3.
Какое утверждение неверно?
А) Диагонали в параллелограмме точкой пересечения делятся пополам.
Б) Диагонали в параллелограмме пересекаются.
В) Диагонали в параллелограмме являются биссектрисами.
4.
Какое утверждение не является свойством параллелограмма?
А) В параллелограмме диагонали перпендикулярны.
Б) В параллелограмме противоположные стороны равны.
В) Диагональ параллелограмма делит его на два равных треугольника.
5.
Какое утверждение не является признаком параллелограмма?
А) Если в четырехугольнике две стороны равны и параллельны, то этот
четырехугольник – параллелограмм.
Б) Если в четырехугольнике противоположные стороны попарно равны, то
этот четырехугольник – параллелограмм.
В) Если в четырёхугольнике две стороны параллельны, то этот
четырехугольник – параллелограмм.
6.
Найдите углы параллелограмма ABCD, если
.
7.
Найдите периметр параллелограмма ABCD, если его смежные стороны
равны 5 см и 35 мм.
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
Вариант 1. Вариант 2.
1. Б 1. А
2. В 2. Б
3. А 3. В
4. А 4. А
5. В 5. В
6. 60, 120 6. 70, 110
7. 15 см. 7. 17 см.