Напоминание

"Мнемотехника, как способ развития речи у дошкольников"


Автор: Звегинцева Ирина Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №32 "Золушка"
Населённый пункт: Октябрьский г.
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: "Мнемотехника, как способ развития речи у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №37 «Веснянка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Мастер-класс для педагогов

"Мнемотехника, как способ развития речи у дошкольников"

Подготовила и провела

воспитатель первой

квалификационной категории

Звегинцева Ирина Ивановна

Согласованно:

Старшим воспитателем

____________ И.А. Ионова

2019-2020

Цель: представление опыта педагогической деятельности по образовательной

области «Речевое развитие», использование мнемотехники, как способ

развития речи, памяти у дошкольников.

Задачи:

Обучающие: - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность,

познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;

Развивающие: - вовлечь слушателей мастер-класса в процесс овладения по

использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Воспитательные: - способствовать общению участников мастер-класса

между собой, обмену идеями.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши, «Волшебный лепесток», презентация.

Практическая значимость:

данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми

дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о мнемотехнике;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами

для развития речи детей-дошкольников.

Ход мастер – класса:

Вводная часть.

- Добрый день, уважаемые слушатели мастер-класса!

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность

практически опробовать некоторые методические приёмы по мнемотехнике,

которые я использую в речевой работе с детьми.

Актуальность проблемы

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась со

следующими проблемами в речевом развитии у детей: скудный словарный

запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение

звукопроизношения, неспособность грамматически правильно построить

распространенное предложение.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот

процесс, я стала использовать в своей работе приём мнемотехники.

У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше

запоминаются предметы, события, явления. Этому-то и способствует

мнемотехника.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или

словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст

зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко

воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным

зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость

рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат,

мнемодорожка, мнемотаблица.

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово,

словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить

небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих,

сказка и т. п.)

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной

речи и используются с целью:

Сокращения времени для заучивания стихов;

При пересказе текстов;

При составлении описательных рассказов

Проговаривание чистоговорок

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

Развивать связную речь .

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и

рассказывать знакомые стихи

Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять

существенные признаки..

Развивать у детей психические процессы: мышление, память .

Основная часть:

Презентация «Мнемотехника, как способ развития речи у дошкольников»

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания

стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,

и дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают

стихотворения и любые тексты.

Овощи

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Этапы работы над стихотворением:

1. Взрослый выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение необходимо выучить наизусть.

Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку

уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение

в доступной для ребенка форме.

5. Читает

отдельно

каждую

строчку

стихотворения.

Ребенок

повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания

стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка :

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед

нами ёлочка... Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, гляля на

свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно

нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных

рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой

схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и

опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать.

Итак...(Слушатели по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и

овощи).

Что это? Цвет Форма

Вкус Где растёт Каков на ощупь

Что можно приготовить

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На

лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

7

1

«Под лежачий камень вода не течёт»

Под

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

«Где снег, там и след»

«Волка ноги кормят»

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих

лиц, они своё внимание уже концентрирует на правильном построении

предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Итак, сейчас перед вами, уважаемые слушатели, мнемотаблица к русской

народной сказке «Колобок». Попробуем пересказать текст. (Слушатели

пересказывают сказку).

Заключительная часть

Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и

слушателей.

Примерные вопросы: Был ли новым для Вас материал мастер-класса? Что

бы Вы взяли для себя полезного? Хочется ли Вам что-то изменить, улучшить?

Ваши предложения и пожелания.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №37 «Веснянка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

Сказкотерапия на занятиях по развитию речи".

Подготовила и провела

воспитатель высшей

квалификационной категории

Сигаева Елена Викторовна

Согласованно:

Старшим воспитателем

____________ И.А. Ионова

2019-2020

Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы

войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку

узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию

личности ребёнка. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они

должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и

гармоничном развитии ребёнка.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда,

общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного

развития дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая

исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в

различных областях работы с детьми – дошкольниками.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в

педагогической

работе

с

детьми

дошкольного

возраста,

позволяет

использовать

сказку,

как

в

виде

непосредственно

образовательной

деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться,

активизировать

различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая

активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку,

определять её героев и отношения между ними.

Целью такой работы всегда является применение сказок как средства

развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели

возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по

данной теме, практического использования существующих методов для

решения

проблем

речевого

развития

с

последующим

выявлением

эффективности каждого этапа проведенной работы.

У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение

рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому.

Задачи развития речи детей решаются с помощью:

пересказывание сказок;

группового рассказывания сказок;

рассказывания сказок по кругу,

сочинения сказок.

Работу со сказкой можно разделить на 4 этапа.

1 этап «Ритуал вхождения в сказку»

Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на

сказку.

Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или

волшебный ключ от сказки.

Игра «Волшебный клубочек»

Проходим через «Волшебный обруч»- попадаем в сказку.

2 этап «Чтение сказки»

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым».

Читаем сказку полностью, без обсуждения – это первый вариант

работы. Второй вариант: в процессе чтения можно останавливаться на

наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

3 этап «Обсуждение сказки»

Вместе с детьми обсуждаем – кого называют храбрым, кого трусливым;

чем отличаются герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведёт

себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица, а затем как ведёт

себя зайчик. Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом

чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства.

Далее мы проговариваем, что ощущаем в разных состояниях. Какого

цвета может быть страх, злость, трусость? Как они звучат, как пахнут?

Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.

4.

этап «Ритуал выхода из сказки»

Мелодия выхода из сказки

«Мы берём с собой всё самое важное, что было сегодня с нами,

всё,

чему

мы

научились».

И

проходим

через

«Волшебный

обруч»-

возвращаемся из сказки.

Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной

и коррекционной педагогики показали, что проблему общего недоразвития

речи

детей

дошкольного

возраста

можно

решать

через

использование

метода сказкотерапии

, потому как именно дошкольный

возраст является наиболее благоприятным периодом речевого развития и

творчества детей.

При

использовании

сказкотерапии

в

развитии

речи

создаётся

коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка,

происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка,

звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности,

развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь

зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы

драматизации

и

использования

различных

видов

театрализованной

деятельности.

Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он

представляет себе действие героев сказки. Таким образом, он в своём

воображении видит целый спектакль.

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей.

Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный

способ включения детей в сказкотерапию.

Это может быть – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о

сказочных героях.

Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное

отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включатся в игру, некоторые из них сначала хотят

понаблюдать со стороны за происходящим, а лишь позже у них возникает

желание самим участвовать.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой . Это нужно

для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной

встрече со сказкой детям легче будет сосредоточиться на образной лексике,

характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике,

движении эмоциональное состояние персонажа.

Между

сеансами

сказкотерапии

следует обращать

внимание

на

поведенческие реакции, эмоции детей . Замкнутым детям целесообразно

распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка,

смелая Даша).

Сказкотерапия проводиться по подгруппам. Состав каждой из них не

должен превышать 12 человек. Участие в играх детей с разными чертами

характера, уровнем развития связной речи.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного

составить

связное,

цельное

и

грамматически

правильно

оформленное

сообщение, а так же умеющего выразительно передать характер сказочного

героя в движении, мимике, ритме.

Стоит помнить, что маленькие непоседы довольно быстро устают,

поэтому если педагог заметил эмоциональное перевозбуждение, физическое

переутомление, стоит переключить внимание воспитанников на другой вид

деятельности,

например

провести

игровую

дыхательную,

пальчиковую

гимнастики или физкультминутку.

Итоговую

часть

сказкоторапии

обычно

посвящают

обсуждению.

Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется их

мнением по поводу проведённых игр, уточняет, какие игры больше

понравились, а какие показались скучными и малоинтересными. Эта

информация позволит воспитателю скорректировать задания и внести важные

изменения на перспективу.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю.

Продолжительность – примерно 25 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению

положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка.

Рекомендации по организации и проведению занятий.

Что нужно знать при проведении занятия по сказкотерапии?

1. Подготовка к занятию.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по

сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть,

расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

2. Проведение занятий.

2.1. Места для занятия должно быть достаточно для того чтобы дети

имели возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию

различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления.

2.2. В процессе занятия детям периодически даётся возможность

говорить о своих ощущениях и чувствах.

2.3. Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу,

коллективное единство и сплоченность.

2.4. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями

и создаёт определённую атмосферу во время занятия.

2.5. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через

определённые промежутки времени.

Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются

легче, а порой и с большим интересом.

2.8. Необходимо помнить, что всё, выполняемое детьми: их слова,

движения, даже импровизация являются успешными, удачными, наилучшими

и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети

чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили в себя и

свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо

постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения

непременно хвалить.

Сказкотерапия

направлена

на

повышение

детской

самооценки,

увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и

мышления.

В педагогической работе особую роль следует отвести просвещению

родителей. Нужно рассказывать им о роли сказки в развитии речи и

становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки, как

средства нравственного воспитания подрастающего поколения.

Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчеркнуть его

весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров

на основе нравственно положительных эмоциях.

Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества

будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки.

Чтение и обсуждение сказок – это хорошая семейная традиция, которая

создает тёплую задушевную атмосферу в доме.

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни,

потребности в ежедневной двигательной активности – одна из

важнейших задач, которая отражена во всех программах по

воспитанию и обучению дошкольников.

Не секрет, что большую часть времени дети проводят в

статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами.

Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную

активность детей с целью формирования культуры движений,

систематизации

образовательных, оздоровительных и

воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое

развитие,

функциональное

совершенствование

организма

и

укрепления

здоровья

детей.

Важным

направлением

в

формировании у детей основ здорового образа жизни является

правильно организованная предметно – пространственная среда,

прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда.

Разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются

составной частью общей предметно – игровой среды дошкольного

образовательного учреждения.

В

процессе

оптимизации

двигательной

активности детей правильный

подбор

и

рациональное

использования оборудования способствуют

развитию

двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить

двигательные

потребности

каждого

ребенка,

способствуют

формированию

базовых

умений

и

навыков,

повышению

функциональных возможностей детского организма, развитию

двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к

двигательной активности.

Наряду

с

этим

решаются

задачи,

направленные

на

укрепления здоровья и

гармоничное

развитие детей,

на

воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих

психических процессов и свойств личности.

Одним из средств решения поставленных задач является

использование нестандартного

физкультурного

оборудования.

Применение нестандартного

оборудования

и

пособий

вносит

разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия,

позволяет

шире

использовать

различные

упражнения,

варьировать

задания,

вносить

изменения,

разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и

на свежем воздухе.

Каждое из такого оборудования предназначено для отработки

определенных

умений

и

навыков,

а

эффективное

его

использование может обеспечить разнообразную и интересную

для детей двигательную, игровую, познавательную деятельность,

тем

самым

повысит

функциональные

возможности

детского

организма, укрепит его здоровье.

Использование нестандартного физкультурного

оборудования:

создаст

положительный

настрой

для

выполнения

физических упражнений;

повысит мышечный тонус;

улучшит кровообращение;

активизирует окислительно –восстановительные процессы в

мышцах, суставах и тканях;

повысит выработку лизоцима и интерферона, защищающих

организм от инфекций, тем самым окажет благотворное

воздействие на формирующийся организм детей, позволит

им

найти

способы

укрепления

и

сохранения здоровья,

осознано выбрать здоровый образ жизни.

Нестандартное

физкультурное

оборудование должно

соответствовать

правилам

охраны

жизни

и

здоровья

детей,

требованиям гигиены и эстетики, а размеры и конструкции

оборудования и

пособий

должны

отвечать

анатомо

физиологическим

особенностям

детей,

их возрасту,

быть

доступным, многофункциональным, привлекательным для детей,

удобным

в

уборке

и

хранении,

компактным,

практичным,

экономичным.

Многообразен мир вещей способных обрести вторую жизнь.

При

создании оборудования

можно

использовать

самые

различные материалы. Бесполезные на первый взгляд предметы

превращаются

в

яркое,

удобное

в

использовании оборудование для

двигательной

активности.

В

основном

оно

изготавливается

из

подручного материала:

пенопласта,

крышек

от

бутылок,

фломастеров,

остатков

линолеума, поролона, клейкой бумаги, скотча, детских перчаток,

природного материала, капсул от киндер – сюрпризов и тд., плюс

фантазия.

Упражнения

с нестандартным

оборудованием создают

положительный

настрой,

повышаю

настроение,

дают

заряд

бодрости и энергии.



В раздел образования