Автор: Асташова Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: ГБДОУ № 20 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в развитии личности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в развитии личности ребенка
Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра.
Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между
людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей,
поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша,
его склонности и интересы.
Как игра влияет на развитие личности ребёнка?
В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками,
приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;
На способность самому придумывать различные игры влияет воображение
ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр
ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся
другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность
и общительность, делает его лидером среди определенной группы
малышей;
Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно
в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни
качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли,
развитие памяти, целенаправленность;
В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых
взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет
вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять
отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику
поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми.
Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому,
как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения
в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также
изменится;
Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности,
сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий,
внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры
ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять
их с поведением других детей;
Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками,
нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению
со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует
от него немало усилий;
Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-
ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок
лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов
разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш
малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам,
которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка,
обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть
во время игры;
Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того,
чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также
приучить его убирать за собой;
В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать
свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.
Разнообразие игр
Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как
таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она
на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный
запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг — вот тогда и можно
говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная
игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.
Сюжетно-ролевые игры
Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» —
мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни,
придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе
сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой,
ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.
Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие
об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному
социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас
насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что
пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности,
которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом
с ребёнком, выясните его мотивы — возможно, именно ваше поведение
стало причиной подобного исполнения ролей.
Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо
важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении
общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку
в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью
соответствовать ей.
И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если
ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его
необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески,
свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё
не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.
Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые
превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть
с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного
интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома
завалялись старые СССР-овские деньги — отдайте их ребёнку, пускай это
будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».
Дидактические игры
Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании
тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира,
обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме,
о цвете, о величине, о пространстве.
Дидактические игры направлены больше на обучение, чем
на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим
игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась
группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным
критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы
к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).
Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание,
сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные
способности, через игру он быстрее научится различать предметы.
Подвижные игры
Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом
говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте —
он любит бегать, прыгать, прятаться. ЧрезмерВсе мы прекрасно знаем
игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков.
Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только
музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул
не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра,
которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.
Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы
помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении,
дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно
в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти
напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш
делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно
победить хитростью.
Подвижные игры — это отличный способ отвлечь подвижного малыша
от пакостей, или же раскрепостить тихоню.
ную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть
в игру.
Игрушки — основная ценность
Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать
сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков,
но с дополнительными элементами намного проще, а в случае
с игрушками в разы интереснее и увлекательней.
Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи»
и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая
девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами.
У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать
те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку
игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался,
и детство становилось всё интереснее с каждым разом.
Кукольный дом
Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков
тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними
в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру
с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома,
но в кукольном варианте — дом, мебель, посуда, одежда,
хозяйственные и косметические принадлежности.
Конструкторы, пазлы
Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы
нравятся всем.
Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере
конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша
из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое,
до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки
способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости,
машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром.
Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую
моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё
и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите
настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть
больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать
в руках ключ, работать с гайками.
А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень
увлекательное занятие, способное занять человека не на один час.
Главное — подобрать интересную картинку, ведь малышу больше
по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как
родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи — вот
и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами
развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость,
стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть
свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу.
Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес,
поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже
взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке,
а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.
Развивающие игрушки
Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки,
поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может
быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать.
Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных,
ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того
или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно
быть у вашей крохи.