Напоминание

Роль игры в развитии личности ребенка


Автор: Асташова Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель дошкольного возраста
Учебное заведение: ГБДОУ № 20 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Роль игры в развитии личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в развитии личности ребенка

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра.

Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между

людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей,

поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша,

его склонности и интересы.

Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками,

приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;

На способность самому придумывать различные игры влияет воображение

ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр

ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся

другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность

и общительность, делает его лидером среди определенной группы

малышей;

Игра — это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно

в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни

качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли,

развитие памяти, целенаправленность;

В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых

взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет

вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять

отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику

поведения — наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми.

Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому,

как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения

в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также

изменится;

Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности,

сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий,

внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры

ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять

их с поведением других детей;

Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками,

нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению

со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует

от него немало усилий;

Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-

ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок

лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов

разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш

малыш — ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам,

которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка,

обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть

во время игры;

Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того,

чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также

приучить его убирать за собой;

В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать

свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Разнообразие игр

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как

таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она

на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный

запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг — вот тогда и можно

говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная

игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» —

мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни,

придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе

сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой,

ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие

об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному

социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас

насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что

пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности,

которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом

с ребёнком, выясните его мотивы — возможно, именно ваше поведение

стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо

важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении

общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку

в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью

соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если

ребёнок сам придумает сюжет, направление игры — это говорит о его

необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески,

свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё

не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное — это инвентарь, предметы-помощники, которые

превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть

с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного

интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома

завалялись старые СССР-овские деньги — отдайте их ребёнку, пускай это

будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Дидактические игры

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании

тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира,

обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме,

о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем

на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим

игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась

группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным

критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы

к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание,

сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные

способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Подвижные игры

Движение — это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом

говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте —

он любит бегать, прыгать, прятаться. ЧрезмерВсе мы прекрасно знаем

игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков.

Пока играет музыка — дети танцуют вокруг стульев, но как только

музыка останавливается — каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул

не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра,

которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы

помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении,

дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно

в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти

напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш

делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно

победить хитростью.

Подвижные игры — это отличный способ отвлечь подвижного малыша

от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

ную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть

в игру.

Игрушки — основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать

сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки — процесс одинаков,

но с дополнительными элементами намного проще, а в случае

с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи»

и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая

девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами.

У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать

те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку

игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался,

и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков

тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними

в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру

с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома,

но в кукольном варианте — дом, мебель, посуда, одежда,

хозяйственные и косметические принадлежности.

Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы

нравятся всем.

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере

конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша

из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое,

до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки

способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости,

машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром.

Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую

моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё

и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите

настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть

больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать

в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень

увлекательное занятие, способное занять человека не на один час.

Главное — подобрать интересную картинку, ведь малышу больше

по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как

родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи — вот

и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами

развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость,

стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть

свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу.

Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес,

поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже

взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке,

а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки,

поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может

быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать.

Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных,

ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того

или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно

быть у вашей крохи.



В раздел образования