Напоминание

"Предлоги "в", "из"


Автор: Дисенко Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: р.п Павлоградка, Омской Области
Наименование материала: Конспект занятия по развитию грамматического строя речи
Тема: "Предлоги "в", "из"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект логопедического занятия по развитию грамматического строя

речи.

Тема: Предлоги «в», «из»

Цель: Закрепить понимание и навык практического употребления в речи

предлогов «в», «из».

Ход занятия:

I. Организационный этап.

«Закончи предложение»

Дети вспоминают, какое животное живет в каком домике. Педагог начинает

предложение, а дети его заканчивают.

В дупле живет ... В дуплах живут ...

В медвежьей берлоге спит ... В берлогах спят ...

В лисьей норе спряталась ... В норах спрятались...

В собачьей конуре сидит ... В конурах сидят ...

В скворечнике живет ... В скворечниках живут ...

Детям предлагается разместить животных и птиц в их жилищах. Можно

использовать панно, макет леса.

II. Обучающий этап

«Дополни предложение»

Педагог называет насколько предложений, пропуская в них предлог «в»

Белка живет ... дупле.

Медведь спит... берлоге.

Лиса спряталась ... норе.

Детьми называются те же предложения, но с предлогом «в», который

выделяется интонационно.

Педагог обращает внимание детей на то, что маленькое слово «в» указывает,

что звери находятся внутри своего жилища:

Белка где? В дупле.

Медведь где? В берлоге.

Лиса где? В норе.

Дети проговаривают хором и индивидуально предложения, также выделяя

голосом предлог «в».

Педагог говорит, что маленькое слово «в» помогает правильно назвать

предложения. Появляется символ предлога «в».

III. Закрепляется обобщающее значение предлога «в»: где могут жить другие

звери? (на доске вывешены картинки-символы)

В логове, в гнезде, в хлеву, в курятнике. — Уточняется.

Кто живет в норах?

лиса, крот, хомяк, мышь, барсук, выдра;

Кто живет в гнездах:

орел, ворон, грач, ласточка, коршун, сокол, воробей.

Педагог поясняет, что зверям надоело сидеть в своих домах, они решили

оттуда выбраться.

Называется предложение без и с предлогом «из».

Белка выглядывает из дупла. Белка выглядывает откуда? — Из дупла.

Аналогично отрабатываются сочетания с предлогом «из» (из берлоги, из

норы, из скворечника). Появляется символ предлога «из» ...

Закрепляется

обобщающее

значение

предлога

«из».

Откуда

могут

выглядывать звери, птицы?

Из логова, из курятника, из гнезда, из хлева, из скворечника, из норы.

Игра на развитие внимания «Кто лучше слушает?» Педагог называет разные

предлоги «в», «на», «под», «из», а дети должны поднимать символ предлога

«в». Затем дети поднимают символ предлога «из»

Этап закрепления нового материала

Составление предложений

Дети подходят к столу педагога и выбирают набор из 2-х картинок:

изображение животного или птицы и символ предлога. Составляются

предложения (Кто где живет?) типа:

Лошадь живет в конюшне.

Свиньи живут в свинарнике.

Лошадь выходит из конюшни.

Коз гонят из хлева.

Волк выглядывает из логова.

Змея выползает из норы.

Орел сидит в гнезде.

Вариант задания: Дети объединяются парами с одинаковыми предлогами,

составляют сложные предложения с противительным союзом А:

Ворона сидит в гнезде, а лиса — в норе.

В гнездах живут орлы, вороны, грачи, галки, а в норах живут ежи, лисы,

змеи, хомяки, кроты, мыши.

Лиса выглядывает из норы, а орел вылетает из гнезда.

Вариант

задания:

Дети

объединяются

парами

с

противоположными

символами, называют свои предложения типа:

Змея вползает в нору, а медведь вылезает из берлоги.

Куры выбегают из курятника, а коров загоняют в коровник.

Еж сидит в норе, а лиса выглядывает из норы.

Вопрос педагога: Какие маленькие слова помогают правильно называть

предложение?

Дидактическое упражнение «Найди знакомое слово»

Педагог предлагает детям найти знакомые слова — «в» или «из» в читаемом

им рассказе и сосчитать эти слова.

Педагог читает рассказ, выделяя голосом предлоги.

В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки

он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он

заготавливает корм на зиму.

Детям задаются вопросы по содержанию рассказа. Они отвечают на них

полными предложениями. Одновременно выставляются на доске опорные

картинки по содержанию каждого предложения: лес — еж, ночь — сад, еж —

яблоки, яблоки — иголки, яблоки — нора ежа, яблоки — зима.

Затем подсчитывается, сколько раз в рассказе повторяется предлог «в».

В заключение можно предложить рассказать текст по цепочке (или 1-2

детям).

Итог занятия

Дети вспоминают, какие два маленьких слова помогали правильно называть

предложения («в», «из»). Они получают на дом по одному из символов

предлогов и самостоятельно придумывают предложение с соответствующим

предлогом.



В раздел образования