Напоминание

Построение системы партнёрских отношений с родителями - как способ повышения эффективности образовательного процесса


Автор: Черненко Ольга Владимировна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г. Бакала
Населённый пункт: г. Бакал
Наименование материала: статья
Тема: Построение системы партнёрских отношений с родителями - как способ повышения эффективности образовательного процесса
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала

Черненко О.В.

зам. директора по УМР

Построение системы партнёрских отношений с родителями - как способ

повышения эффективности образовательного процесса

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются

изменению, развитию. Успешное решение задач образования и воспитания возможно только

при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все

более актуальным и востребованным.

Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью

деятельности

школы.

Взаимодействие

школы

и

семьи

это

взаимосвязь

педагогов

и

родителей в процессе их совместной деятельности и общения.

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «Педагогика должна стать

наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

Очевидно,

что

в

современных

условиях

изменяются

подходы

к

взаимодействию

учителей и родителей, что контакты с семьёй перестают быть прямолинейными, школа и

педагог выступают советчиком на пути образования подрастающего поколения.

Каков

же

он,

современный

педагог?

Какими

личными

и

профессиональными

качествами он должен обладать? Каким хочет сегодня видеть педагога родители?

При определении педагога родители чаще всего называют следующие качества:

Эрудированный

Грамотный

Профессиональный

(способный

доходчиво

излагать

материал,

эффективно

организовывать учебный процесс)

Вежливый

Спокойный

Ответственный

С высоким уровнем культуры

Общительный

Объективный

Деликатный

Справедливый

Честный

Как вы видите, родители выделяют не только профессиональные, но и личностные

качества педагога. Все мы также хорошо понимаем, что высокие результаты образования

напрямую связаны с уровнем педагогической культуры педагога.

Однако

каким

бы

ни

был

педагог,

в

становлении

личности

ребёнка

семья

играет

главную и особую роль.

Для построения партнерских отношений с родителями педагогу необходимо сделать

учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным

для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к

активному

сотрудничеству

со

школой

и

педагогом,

если

между

ними

возникает

взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен

позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной системы взаимодействия

семьи и школы.

Аспекты деятельности педагога с родителями:

информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;

активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не

обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и

необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

привлечение

родителей

к

тесному

сотрудничеству.

Отсюда

вытекает

связь:

педагог → родители → дети;

приобщение родителей к творческому искусству;

понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на

детей;

тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к

родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения;

терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в

процессе профессионального саморазвития.

В

ДШИ

г.

Бакала

процесс

взаимодействия

педагогов,

родителей

и

учащихся

осуществляется через активные формы организации деятельности:

1.

Родительское

собрание

является

наиболее

распространенной

формой

работы

с

родителями.

Главным

его

предназначением

является

согласование,

координация

и

интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности

ребенка.

По

тем

конкретным

задачам,

которые

решаются

на

собраниях,

их

можно

разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические.

2.

Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей,

родителей

и

педагогов.

Этот

опыт

неповторим,

его

необходимо

копить

ежедневно.

Данная

форма

включает

в

себя

совместное

проведение

мероприятий,

поездки,

совместные акции, конкурсы детского творчества и т.д.

3.

Консультации (тематические и индивидуальные)

Проводятся по запросам самих родителей, либо при возникновении проблем, которые

часто

носят

конфиденциальный

характер

и

требуют

безотлагательного

решения.

В

общении

с

родителями

педагог

должен

проявлять

максимум

тактичности.

Подход

педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем

предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные

отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

4.

Анкетирование родителей

Для совершенствования работы образовательным учреждениям необходимо регулярно

получать объективную оценку как своей работы в целом, так и работу каждого члена

коллектива в отдельности.

5.

Концерты для родителей являются важной частью работы педагогов с родителями. На

таких

мероприятиях

родители

могут

увидеть

возможности

своего

ребенка,

его

творческое развитие.

6.

Самоуправление

Цель родительского самоуправления – активное участие в управлении школой, оказание

помощи школе в достижении высокого качества воспитания и обучения детей.

Принять участие в самоуправлении можно с помощью работы в Совете родителей,

участия

в

организации

и

проведении

совместных

внеклассных

мероприятий

и

праздников, привлечения к проектной и исследовательской деятельности детей.

7.

Лекторий для родителей

Его

основная

задача

расширение

знаний

родителей

о

психологии

воспитания,

о

педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к

самому

процессу

воспитания.

Родители

вовлекаются

в

обсуждение

и

осмысление

проблем, обмениваются опытом.

8.

День

открытых

дверей

объединяет

целый

комплекс

мероприятий,

проводимых

в

масштабе всей школы в специально отведённый для этого день. Родители могут увидеть

уроки

и

внеклассные

занятия,

посмотреть,

как

учат

их

детей,

как

работают

сами

школьники, что требует от них педагог, а также оценят, чем располагает школа для

обучения и воспитания, убедятся, насколько сложен и ответствен труд педагога.

Родители получают возможность:

Наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной;

Сравнивать умения и поведение своего ребёнка с умениями и поведением других

детей;

Перенимать у педагога приёмы воспитательных воздействий;

9.

Наглядная педагогическая пропаганда.

Позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов,

тематических

выставок,

помогает

доступно

и

убедительно

донести

необходимую

педагогическую информацию. Родители с удовольствием рассматривают работы детей,

представленные на различного рода выставках. А также результаты участия детей в

конкурсах, олимпиадах, викторинах.

10. Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток

для родителей, приглашений, поздравлений, буклетов, благодарностей.

11. Информационное сопровождение

Информационная работа осуществляется при помощи следующих форм: школьный сайт,

электронная рассылка, группы в социальных сетях.

Таким образом, сегодня деятельность педагога в установлении партнерских отношений

с родителями проявляется:

В умении трансформировать современные социальные требования и установки,

направленные на решение педагогических задач.

В готовности и желании работать с родителями.

В системном подходе к организации работы с семьёй.

В стремлении применять инновационные формы и методы при взаимодействии с

родителями.

В

совершенствовании

профессиональных

качеств

педагога,

личностных

установок

и

ценностей,

которые

способствуют

организации

эффективного

межличностного взаимодействия.

Таким образом, партнерские взаимоотношения с родителями учеников это результат

сознательной целенаправленной творческой работы педагога, его постоянного стремления

включаться в процесс общения с родителями. Взаимодействовать с ними на равных, видя в

родителях полноправных партнёров, заинтересованных в успешном воспитании собственных

детей.

Список литературы

1.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

2.

Березина

В.А,

Виноградова

Л.И.

Волжина

О.И. Педагогическое

сопровождение

семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.

3.

Григорьева,

О,

Александрова,

И. «Знаете

ли

вы

своего

ребенка?»

// Дошкольное

воспитание.- 2011. - № 3.

4.

Добрович

А.Б.

Воспитателю

о

психологии

и

психогигиене

общения:

книга

для

учителя и родителей. – М.: Просвещение, 2001.

5.

Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. –

Региональное издательство «Учитель», 2004.

6.

Кандала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии

совместных мероприятий с родителями. - Волгоград: Учитель, 2011.

7.

Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/

Перевод с английского М. Шитаревой. - М.: «КРОН ПРЕСС», 1998.

8.

Сухобокова, Н. Формирование педагогических установок родителей // Дошкольное

воспитание. – 2009. - № 3.

9.

Шатверян

Т.С.,

Прищепа

С.С. «Технология

гармонизации

детско-родительских

отношений».



В раздел образования