Автор: Черненко Ольга Владимировна
Должность: заместитель директора по умр
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств" г. Бакала
Населённый пункт: г. Бакал
Наименование материала: статья
Тема: Построение системы партнёрских отношений с родителями - как способ повышения эффективности образовательного процесса
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «ДШИ» г. Бакала
Черненко О.В.
зам. директора по УМР
Построение системы партнёрских отношений с родителями - как способ
повышения эффективности образовательного процесса
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются
изменению, развитию. Успешное решение задач образования и воспитания возможно только
при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все
более актуальным и востребованным.
Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью
деятельности
школы.
Взаимодействие
школы
и
семьи
–
это
взаимосвязь
педагогов
и
родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «Педагогика должна стать
наукой для всех – и для учителей, и для родителей».
Очевидно,
что
в
современных
условиях
изменяются
подходы
к
взаимодействию
учителей и родителей, что контакты с семьёй перестают быть прямолинейными, школа и
педагог выступают советчиком на пути образования подрастающего поколения.
Каков
же
он,
современный
педагог?
Какими
личными
и
профессиональными
качествами он должен обладать? Каким хочет сегодня видеть педагога родители?
При определении педагога родители чаще всего называют следующие качества:
Эрудированный
Грамотный
Профессиональный
(способный
доходчиво
излагать
материал,
эффективно
организовывать учебный процесс)
Вежливый
Спокойный
Ответственный
С высоким уровнем культуры
Общительный
Объективный
Деликатный
Справедливый
Честный
Как вы видите, родители выделяют не только профессиональные, но и личностные
качества педагога. Все мы также хорошо понимаем, что высокие результаты образования
напрямую связаны с уровнем педагогической культуры педагога.
Однако
каким
бы
ни
был
педагог,
в
становлении
личности
ребёнка
семья
играет
главную и особую роль.
Для построения партнерских отношений с родителями педагогу необходимо сделать
учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным
для родителей. Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к
активному
сотрудничеству
со
школой
и
педагогом,
если
между
ними
возникает
взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен
позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной системы взаимодействия
семьи и школы.
Аспекты деятельности педагога с родителями:
информирование родителей учащихся о значимости эстетического воспитания;
активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не
обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и
необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
привлечение
родителей
к
тесному
сотрудничеству.
Отсюда
вытекает
связь:
педагог → родители → дети;
приобщение родителей к творческому искусству;
понимание родителями значимости того, что они имеют большое влияние на
детей;
тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к
родителям (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего поколения;
терпение при поступлении критических заявлений в свой адрес, учет их в
процессе профессионального саморазвития.
В
ДШИ
г.
Бакала
процесс
взаимодействия
педагогов,
родителей
и
учащихся
осуществляется через активные формы организации деятельности:
1.
Родительское
собрание
является
наиболее
распространенной
формой
работы
с
родителями.
Главным
его
предназначением
является
согласование,
координация
и
интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для развития личности
ребенка.
По
тем
конкретным
задачам,
которые
решаются
на
собраниях,
их
можно
разделить на несколько видов: организационные, текущие, тематические.
2.
Совместные дела семьи и учреждения – это огромное личное богатство всех детей,
родителей
и
педагогов.
Этот
опыт
неповторим,
его
необходимо
копить
ежедневно.
Данная
форма
включает
в
себя
совместное
проведение
мероприятий,
поездки,
совместные акции, конкурсы детского творчества и т.д.
3.
Консультации (тематические и индивидуальные)
Проводятся по запросам самих родителей, либо при возникновении проблем, которые
часто
носят
конфиденциальный
характер
и
требуют
безотлагательного
решения.
В
общении
с
родителями
педагог
должен
проявлять
максимум
тактичности.
Подход
педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем
предпринять для ее решения?» Принципы успешного консультирования – доверительные
отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
4.
Анкетирование родителей
Для совершенствования работы образовательным учреждениям необходимо регулярно
получать объективную оценку как своей работы в целом, так и работу каждого члена
коллектива в отдельности.
5.
Концерты для родителей являются важной частью работы педагогов с родителями. На
таких
мероприятиях
родители
могут
увидеть
возможности
своего
ребенка,
его
творческое развитие.
6.
Самоуправление
Цель родительского самоуправления – активное участие в управлении школой, оказание
помощи школе в достижении высокого качества воспитания и обучения детей.
Принять участие в самоуправлении можно с помощью работы в Совете родителей,
участия
в
организации
и
проведении
совместных
внеклассных
мероприятий
и
праздников, привлечения к проектной и исследовательской деятельности детей.
7.
Лекторий для родителей
Его
основная
задача
–
расширение
знаний
родителей
о
психологии
воспитания,
о
педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к
самому
процессу
воспитания.
Родители
вовлекаются
в
обсуждение
и
осмысление
проблем, обмениваются опытом.
8.
День
открытых
дверей
объединяет
целый
комплекс
мероприятий,
проводимых
в
масштабе всей школы в специально отведённый для этого день. Родители могут увидеть
уроки
и
внеклассные
занятия,
посмотреть,
как
учат
их
детей,
как
работают
сами
школьники, что требует от них педагог, а также оценят, чем располагает школа для
обучения и воспитания, убедятся, насколько сложен и ответствен труд педагога.
Родители получают возможность:
Наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной;
Сравнивать умения и поведение своего ребёнка с умениями и поведением других
детей;
Перенимать у педагога приёмы воспитательных воздействий;
9.
Наглядная педагогическая пропаганда.
Позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов,
тематических
выставок,
помогает
доступно
и
убедительно
донести
необходимую
педагогическую информацию. Родители с удовольствием рассматривают работы детей,
представленные на различного рода выставках. А также результаты участия детей в
конкурсах, олимпиадах, викторинах.
10. Опосредованное взаимодействие – форма, которая включает в себя разработку памяток
для родителей, приглашений, поздравлений, буклетов, благодарностей.
11. Информационное сопровождение
Информационная работа осуществляется при помощи следующих форм: школьный сайт,
электронная рассылка, группы в социальных сетях.
Таким образом, сегодня деятельность педагога в установлении партнерских отношений
с родителями проявляется:
В умении трансформировать современные социальные требования и установки,
направленные на решение педагогических задач.
В готовности и желании работать с родителями.
В системном подходе к организации работы с семьёй.
В стремлении применять инновационные формы и методы при взаимодействии с
родителями.
В
совершенствовании
профессиональных
качеств
педагога,
личностных
установок
и
ценностей,
которые
способствуют
организации
эффективного
межличностного взаимодействия.
Таким образом, партнерские взаимоотношения с родителями учеников это результат
сознательной целенаправленной творческой работы педагога, его постоянного стремления
включаться в процесс общения с родителями. Взаимодействовать с ними на равных, видя в
родителях полноправных партнёров, заинтересованных в успешном воспитании собственных
детей.
Список литературы
1.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
2.
Березина
В.А,
Виноградова
Л.И.
Волжина
О.И. Педагогическое
сопровождение
семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г.
3.
Григорьева,
О,
Александрова,
И. «Знаете
ли
вы
своего
ребенка?»
// Дошкольное
воспитание.- 2011. - № 3.
4.
Добрович
А.Б.
Воспитателю
о
психологии
и
психогигиене
общения:
книга
для
учителя и родителей. – М.: Просвещение, 2001.
5.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. –
Региональное издательство «Учитель», 2004.
6.
Кандала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии
совместных мероприятий с родителями. - Волгоград: Учитель, 2011.
7.
Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/
Перевод с английского М. Шитаревой. - М.: «КРОН ПРЕСС», 1998.
8.
Сухобокова, Н. Формирование педагогических установок родителей // Дошкольное
воспитание. – 2009. - № 3.
9.
Шатверян
Т.С.,
Прищепа
С.С. «Технология
гармонизации
детско-родительских
отношений».