Автор: Антипова Виктория Ивановна
Должность: инструктор- методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ
Населённый пункт: г. Цимлянск Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Трудные подростки в спорте
Раздел: дополнительное образование
Методические разработки по теме
«ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ И СПОРТ»
Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным»,
он может стать таким в процессе воздействия на него различных
аспектов. Если ребенок родился физически и умственно здоровым,
стоит приложить немало труда, чтобы не допустить формирования
«трудных» черт у ребенка. Большая роль в этом принадлежит его
родителям. Но одного родительского воспитания для ребенка
недостаточно. Важное значение имеет педагогическое воспитание, в
котором основная роль отводится школе и дополнительному
образованию. Именно в наших силах не допустить того, чтобы
ребенок стал трудным.
Большое значение в воспитании детей и подростков играет
процесс
социализации.
Наиболее
сложно
он
протекает
в
подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в
организме,
и
в
сознании,
появляется
большое
разнообразие
отношений.
В настоящее время усиливается тенденция самоустранения
родителей
от
воспитания
и
личностного
развития
ребенка.
Подросток попадает под отрицательное воздействие социальной
среды; сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками
и взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в
коллективе и самоутверждения в нем. В данной ситуации система
дополнительного образования играет особую роль, решая не только
задачи обеспечения качественного образования, но, в первую
очередь, проблемы воспитания, социализации, оздоровления и
стабильности российского общества в целом.
Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В
процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается
способность
усваивать
существующие
правила
и
нормы
общественного поведения и твѐрдо следовать им.
Занятия
спортом
всегда
привлекали
мальчишек
как
возможность
приобрести
красивую
мускулистую
фигуру,
почувствовать
себя
сильным
и
ловким.
Занятия
спортом
преображают любого человека, помогают преодолеть себя, свою
собственную слабость, физическую неразвитость, выработать в себе
не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке физическая
культура – это не только интересное увлечение, источник здоровья и
хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни, оказывающая
влияние на создание имиджа человека; это один из факторов,
определяющий успешность, благополучие и качество жизни.
Спорт для трудных подростков
Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно
возможный способ педагогической работы с трудными подростками.
Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный
способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе
тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и
выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен
контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая
внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень высок
в этом случае уровень ответственности тренера.
Наиболее опасными представляются риски двух типов:
1.
Переоценка
подростком
собственных
физических
возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат
— перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне
негативно влияющие на физическое развитие растущего организма.
Тренер
должен
строго
контролировать
уровень
нагрузок
на
индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных
тренировок с большими нагрузками.
2.
Морально-этические
риски.
Трудные
подростки
в
командных видах спорта часто становятся лидерами в команде.
Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет
«биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет
как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков. В
индивидуальных видах спорта трудный подросток, добившись
определенных
успехов,
часто
начинает
чувствовать
себя
«всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся
спортом
либо
имеющих
более
скромные
результаты.
Стоит
заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов
оказывают не только юноши, но и девушки-подростки. Тренер в
этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и
пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в
современном мире — далеко не определяющий фактор; следует
рассказать о силе воли как более значимом моменте.
Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше,
лидерами
в
командах,
демонстрируют
высокие показатели
в
индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто
— и единственный способ самореализации. Потому особенно
значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали,
полученные по результатам соревнований.
Основной
задачей
привлечения
трудновоспитуемых
подростков является вовлечение их в занятия интересным делом, а
именно: спортивные игры, единоборства. Учитывая определенный
интерес данного контингента к физической культуре и спорту,
содержание данной работы необходимо рассматривать как единство
трех взаимосвязанных компонентов:
первый — подбор средств и методов, способствующих
вовлечению
трудных
подростков
в
спортивные
секции
с
последующим формированием интереса к систематическим
тренировкам;
второй — коррекция
нравственного,
психического
и
физического здоровья;
третий
—
освоение
подростками
способов,
методов
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных
видах
спорта.
Учитывая,
что
воспитание
и
перевоспитание
трудновоспитуемых
подростков
—
длительный
процесс,
планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по
этапам.
На
первом
этапе
основное
внимание
обращается
на
исправление отрицательных качеств личности с последующим
воспитанием
трудолюбия,
честности,
настойчивости,
инициативности,
формирования
интереса
к
избранному
виду
спортивной
деятельности,
повышение
общей
физической
подготовленности.
На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям
становится
увлеченность,
большое
внимание
уделяется
индивидуальной работе с каждым подростком.
Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких
качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение
контролировать свои поступки. Средства физического воспитания
направлены на совершенствование общей и специальной физической
подготовленности в избранном виде спорта.
На
третьем
этапе
предусматриваются
развитие
и
совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и
контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной,
общественно значимой).
Важное место в процессе привлечения подростков к спортивной
деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится
в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с спортсменами.
Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-
тренировочных
занятий
и
носят
краткий,
ясный
характер,
подкрепляются примерами. Главным условием для проведения
бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в
начале
занятий
(хорошее
настроение
группы),
в
середине
(сложившаяся
или
специально
созданная
ситуация),
в
конце
(удовлетворенность проведением занятий). Лекции, круглые столы,
встречи с интересными людьми проводятся в свободное от
тренировок время по плану.
Примерная тематика лекционного материала:
1. Занятия спортом и всестороннее развитие личности.
2. О культуре поведения подростка в общественных местах.
3. О честности и справедливости.
4.Строение
и
функции
организма.
Влияние
занятий
физическими упражнениями на организм человека.
5. Гигиена, закаливание организма.
6. Врачебный контроль и самоконтроль.
7.Правила
соревнований
по
выбранному
виду
спорта.
Характеристика видов спорта.
8.Об
уголовной
ответственности
несовершеннолетних
по
материалам Уголовного кодекса РФ.
9.
Проблемы борьбы с безнадзорностью и преступностью
среди несовершеннолетних.
10.
Неформальные молодежные организации, их роль в
воспитании подрастающего поколения.
11.
Роль физической культуры и спорта в профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних.
Средства и методы привлечения трудных подростков в
ДЮСШ
При разработке средств, методов и педагогических приемов по
привлечению к занятиям спортом и воспитанию трудных подростков
в условиях деятельности спортивных школ используются материалы
программ для ДЮСШ, методические рекомендации по организации
и проведению учебных занятий, переработанные в соответствии с
рекомендациями,
касающимися
коррекции
нравственного
и
психического состояния занимающихся.
Разработка программы
предусматривает:
— теоретическую подготовку;
— нравственное воспитание;
—коррекцию
физического
и
психического
здоровья
подростков;
— общую физическую подготовку;
— совершенствование в избранных видах спорта.
Процесс
работы
с
трудными
подростками
в
условиях
деятельности ДЮСШ дает положительный эффект только в том
случае, если тренер в работе будет использовать разнообразные
средства
педагогического
воздействия,
влияющие
на
их
нравственную сферу.
Средства нравственного воздействия условно разделены на
четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие,
контролирующие и оценивающие.
Побуждающие средства:
*беседы,
убеждения
с
целью
вовлечения
подростков
в
систематические занятия;
*формирование интереса к спортивной деятельности;
*постановка перспективы;
*выполнение поручений тренера;
*оказание доверия подростку со стороны тренера;
*благодарность, награждение;
*соблюдение дисциплины в процессе учебной и спортивной
деятельности и т. п.
Подготовительные средства:
*беседы, убеждения, имеющие цель подготовить подростков к
активной деятельности (трудовой, учебной, спортивной);
*приучение
к
дисциплинированности,
соблюдению
общественного порядка, умению контролировать свое поведение и
поведение товарищей;
*воспитание положительного отношения к труду;
*уважение педагогов, родителей, старших, своих сверстников и
младших по возрасту и т. п.
Организующие средства:
*выполнение поручений тренера;
*физические упражнения;
* тренировки;
*участие в соревнованиях;
* участие в работе ДЮСШ;
*самостоятельное
преодоление
трудностей
в
процессе
тренировок;
*соблюдение рационального двигательного режима, а также
режима дня, недели и т. п.
Контролирующие и оценивающие средства:
*контроль со стороны тренера за деятельностью подростка;
*вынесение благодарности, награждения;
* ходатайство коллектива о снятии подростка с учета в
органах милиции; *контроль за успеваемостью;
*самоконтроль занимающихся за соблюдением режима дня;
* ведение
дневника
тренировок;
*оказание
помощи
товарищам по ДЮСШ; * работа в активе отделения и ДЮСШ;
*физические упражнения и т. п.
Воспитание
нравственности
проходит
параллельно
с
формированием интереса к систематическим занятиям физической
культурой и спортом. На начальных этапах экспериментальных
занятий необходимо вызвать у занимающихся положительные
эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной
деятельности. Это достигается путем подбора таких средств и
методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны
и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на
сознательность и активность обучаемых. При этом усваивать
предлагаемый материал они должны не легко, а с определенным
напряжением, в противном случае процесс обучения перестает их
увлекать. Начиная с первой тренировки требования для всех
занимающихся одинаковые; своевременно и правильно применяются
методы принуждения, наказания и поощрения. Занятия проводятся
эмоционально, с введением в каждую тренировку элементов нового,
ставятся задачи для каждого подростка.
На последующих этапах проведения тренировок (по мере
формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется
постоянное,
но
постепенное
увеличение
нагрузки..
Основные
методы
проведения
занятий:
круговой,
повторный,
повторно-
серийный, до «отказа», соревновательный как внутри группы, так и
вне ее.
В процессе упражнений создаются ситуации, в которых
подростки действовали бы уверенно; широко используется метод
поощрения, даже за неудачно выполненное задание; поощряется
самостоятельность, оказание помощи товарищам по группе, ведение
дневника
тренировочных
занятий.
Включение
подростков
в
любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества
подростков, использование соревнований внутри группы, групповой
анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной работе
способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в
своих силах.
Необходимо постоянно проводить контроль успеваемости,
дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок в ДЮСШ.
Решающая
роль в
выполнении всех
вышеперечисленных
мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников
к систематическим тренировкам, тренер должен иметь не только
глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным
воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности
занимающихся, состояние их физического и психического здоровья.
Таким образом спорт — это средство для самореализации трудных
подростков.
Очень
велика
при
работе
с
такими
подростками
ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с
учѐтом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в
отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием
(как
физическим,
так
и
психическим).
Для
трудных
подростков
физкультура становится способом организации досуга, а спорт —
значимым средством самореализации.
Поэтому
привлечение
их
к
занятиям физической культурой — это путь к гармонизации российского
общества в целом.