Напоминание

Трудные подростки в спорте


Автор: Антипова Виктория Ивановна
Должность: инструктор- методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ
Населённый пункт: г. Цимлянск Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Трудные подростки в спорте
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические разработки по теме

«ТРУДНЫЕ ПОДРОСТКИ И СПОРТ»

Всем известно, что ребенок не появляется на свет «трудным»,

он может стать таким в процессе воздействия на него различных

аспектов. Если ребенок родился физически и умственно здоровым,

стоит приложить немало труда, чтобы не допустить формирования

«трудных» черт у ребенка. Большая роль в этом принадлежит его

родителям. Но одного родительского воспитания для ребенка

недостаточно. Важное значение имеет педагогическое воспитание, в

котором основная роль отводится школе и дополнительному

образованию. Именно в наших силах не допустить того, чтобы

ребенок стал трудным.

Большое значение в воспитании детей и подростков играет

процесс

социализации.

Наиболее

сложно

он

протекает

в

подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в

организме,

и

в

сознании,

появляется

большое

разнообразие

отношений.

В настоящее время усиливается тенденция самоустранения

родителей

от

воспитания

и

личностного

развития

ребенка.

Подросток попадает под отрицательное воздействие социальной

среды; сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками

и взрослыми; трудностями в проявлении собственного «Я» в

коллективе и самоутверждения в нем. В данной ситуации система

дополнительного образования играет особую роль, решая не только

задачи обеспечения качественного образования, но, в первую

очередь, проблемы воспитания, социализации, оздоровления и

стабильности российского общества в целом.

Спорт обладает большим потенциалом социального развития. В

процессе занятий физической культурой и спортом вырабатывается

способность

усваивать

существующие

правила

и

нормы

общественного поведения и твѐрдо следовать им.

Занятия

спортом

всегда

привлекали

мальчишек

как

возможность

приобрести

красивую

мускулистую

фигуру,

почувствовать

себя

сильным

и

ловким.

Занятия

спортом

преображают любого человека, помогают преодолеть себя, свою

собственную слабость, физическую неразвитость, выработать в себе

не только силовые, но и волевые качества. В XXI веке физическая

культура – это не только интересное увлечение, источник здоровья и

хорошего настроения, но и неотъемлемая часть жизни, оказывающая

влияние на создание имиджа человека; это один из факторов,

определяющий успешность, благополучие и качество жизни.

Спорт для трудных подростков

Часто именно спорт — очень хороший, а порой и единственно

возможный способ педагогической работы с трудными подростками.

Ведь спорт требует от человека отдачи всех сил. Это превосходный

способ снижения уровня агрессивности трудных подростков: в ходе

тренировок, соревнований скрытая агрессивность проявляется, и

выходит наружу. Подросток (если он желает побеждать) должен

контролировать собственную агрессию, развивая волю и обращая

внимание на моральную сторону спортивных занятий. Очень высок

в этом случае уровень ответственности тренера.

Наиболее опасными представляются риски двух типов:

1.

Переоценка

подростком

собственных

физических

возможностей, нежелание и неумение снизить нагрузку. Результат

— перегрузки организма (в том числе, систематические), крайне

негативно влияющие на физическое развитие растущего организма.

Тренер

должен

строго

контролировать

уровень

нагрузок

на

индивидуальном уровне, рассказать об опасности самостоятельных

тренировок с большими нагрузками.

2.

Морально-этические

риски.

Трудные

подростки

в

командных видах спорта часто становятся лидерами в команде.

Однако при наличии другого лидера «трудный подросток» будет

«биться за лидерство» силовыми методами, что негативно повлияет

как на климат в команде, так и на здоровье обоих подростков. В

индивидуальных видах спорта трудный подросток, добившись

определенных

успехов,

часто

начинает

чувствовать

себя

«всесильным» и принижать других подростков, не занимающихся

спортом

либо

имеющих

более

скромные

результаты.

Стоит

заметить, что силовое воздействие на более слабых спортсменов

оказывают не только юноши, но и девушки-подростки. Тренер в

этом случае должен своевременно заметить подобные явления, и

пояснить юному спортсмену, что наличие физической силы в

современном мире — далеко не определяющий фактор; следует

рассказать о силе воли как более значимом моменте.

Трудные подростки часто становятся, как отмечалось выше,

лидерами

в

командах,

демонстрируют

высокие показатели

в

индивидуальных видах спорта. Спорт для них — это важный, а часто

— и единственный способ самореализации. Потому особенно

значимыми для них являются похвала тренера, грамоты и медали,

полученные по результатам соревнований.

Основной

задачей

привлечения

трудновоспитуемых

подростков является вовлечение их в занятия интересным делом, а

именно: спортивные игры, единоборства. Учитывая определенный

интерес данного контингента к физической культуре и спорту,

содержание данной работы необходимо рассматривать как единство

трех взаимосвязанных компонентов:

первый — подбор средств и методов, способствующих

вовлечению

трудных

подростков

в

спортивные

секции

с

последующим формированием интереса к систематическим

тренировкам;

второй — коррекция

нравственного,

психического

и

физического здоровья;

третий

освоение

подростками

способов,

методов

физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных

видах

спорта.

Учитывая,

что

воспитание

и

перевоспитание

трудновоспитуемых

подростков

длительный

процесс,

планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по

этапам.

На

первом

этапе

основное

внимание

обращается

на

исправление отрицательных качеств личности с последующим

воспитанием

трудолюбия,

честности,

настойчивости,

инициативности,

формирования

интереса

к

избранному

виду

спортивной

деятельности,

повышение

общей

физической

подготовленности.

На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям

становится

увлеченность,

большое

внимание

уделяется

индивидуальной работе с каждым подростком.

Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких

качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение

контролировать свои поступки. Средства физического воспитания

направлены на совершенствование общей и специальной физической

подготовленности в избранном виде спорта.

На

третьем

этапе

предусматриваются

развитие

и

совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и

контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной,

общественно значимой).

Важное место в процессе привлечения подростков к спортивной

деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится

в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с спортсменами.

Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-

тренировочных

занятий

и

носят

краткий,

ясный

характер,

подкрепляются примерами. Главным условием для проведения

бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в

начале

занятий

(хорошее

настроение

группы),

в

середине

(сложившаяся

или

специально

созданная

ситуация),

в

конце

(удовлетворенность проведением занятий). Лекции, круглые столы,

встречи с интересными людьми проводятся в свободное от

тренировок время по плану.

Примерная тематика лекционного материала:

1. Занятия спортом и всестороннее развитие личности.

2. О культуре поведения подростка в общественных местах.

3. О честности и справедливости.

4.Строение

и

функции

организма.

Влияние

занятий

физическими упражнениями на организм человека.

5. Гигиена, закаливание организма.

6. Врачебный контроль и самоконтроль.

7.Правила

соревнований

по

выбранному

виду

спорта.

Характеристика видов спорта.

8.Об

уголовной

ответственности

несовершеннолетних

по

материалам Уголовного кодекса РФ.

9.

Проблемы борьбы с безнадзорностью и преступностью

среди несовершеннолетних.

10.

Неформальные молодежные организации, их роль в

воспитании подрастающего поколения.

11.

Роль физической культуры и спорта в профилактике

правонарушений среди несовершеннолетних.

Средства и методы привлечения трудных подростков в

ДЮСШ

При разработке средств, методов и педагогических приемов по

привлечению к занятиям спортом и воспитанию трудных подростков

в условиях деятельности спортивных школ используются материалы

программ для ДЮСШ, методические рекомендации по организации

и проведению учебных занятий, переработанные в соответствии с

рекомендациями,

касающимися

коррекции

нравственного

и

психического состояния занимающихся.

Разработка программы

предусматривает:

— теоретическую подготовку;

— нравственное воспитание;

—коррекцию

физического

и

психического

здоровья

подростков;

— общую физическую подготовку;

— совершенствование в избранных видах спорта.

Процесс

работы

с

трудными

подростками

в

условиях

деятельности ДЮСШ дает положительный эффект только в том

случае, если тренер в работе будет использовать разнообразные

средства

педагогического

воздействия,

влияющие

на

их

нравственную сферу.

Средства нравственного воздействия условно разделены на

четыре группы: побуждающие, подготовительные, организующие,

контролирующие и оценивающие.

Побуждающие средства:

*беседы,

убеждения

с

целью

вовлечения

подростков

в

систематические занятия;

*формирование интереса к спортивной деятельности;

*постановка перспективы;

*выполнение поручений тренера;

*оказание доверия подростку со стороны тренера;

*благодарность, награждение;

*соблюдение дисциплины в процессе учебной и спортивной

деятельности и т. п.

Подготовительные средства:

*беседы, убеждения, имеющие цель подготовить подростков к

активной деятельности (трудовой, учебной, спортивной);

*приучение

к

дисциплинированности,

соблюдению

общественного порядка, умению контролировать свое поведение и

поведение товарищей;

*воспитание положительного отношения к труду;

*уважение педагогов, родителей, старших, своих сверстников и

младших по возрасту и т. п.

Организующие средства:

*выполнение поручений тренера;

*физические упражнения;

* тренировки;

*участие в соревнованиях;

* участие в работе ДЮСШ;

*самостоятельное

преодоление

трудностей

в

процессе

тренировок;

*соблюдение рационального двигательного режима, а также

режима дня, недели и т. п.

Контролирующие и оценивающие средства:

*контроль со стороны тренера за деятельностью подростка;

*вынесение благодарности, награждения;

* ходатайство коллектива о снятии подростка с учета в

органах милиции; *контроль за успеваемостью;

*самоконтроль занимающихся за соблюдением режима дня;

* ведение

дневника

тренировок;

*оказание

помощи

товарищам по ДЮСШ; * работа в активе отделения и ДЮСШ;

*физические упражнения и т. п.

Воспитание

нравственности

проходит

параллельно

с

формированием интереса к систематическим занятиям физической

культурой и спортом. На начальных этапах экспериментальных

занятий необходимо вызвать у занимающихся положительные

эмоциональные переживания и удовлетворение от спортивной

деятельности. Это достигается путем подбора таких средств и

методов, которые бы соответствовали их интересам, были доступны

и понятны подросткам, а сам процесс обучения опирался на

сознательность и активность обучаемых. При этом усваивать

предлагаемый материал они должны не легко, а с определенным

напряжением, в противном случае процесс обучения перестает их

увлекать. Начиная с первой тренировки требования для всех

занимающихся одинаковые; своевременно и правильно применяются

методы принуждения, наказания и поощрения. Занятия проводятся

эмоционально, с введением в каждую тренировку элементов нового,

ставятся задачи для каждого подростка.

На последующих этапах проведения тренировок (по мере

формирования интереса к избранному виду спорта) осуществляется

постоянное,

но

постепенное

увеличение

нагрузки..

Основные

методы

проведения

занятий:

круговой,

повторный,

повторно-

серийный, до «отказа», соревновательный как внутри группы, так и

вне ее.

В процессе упражнений создаются ситуации, в которых

подростки действовали бы уверенно; широко используется метод

поощрения, даже за неудачно выполненное задание; поощряется

самостоятельность, оказание помощи товарищам по группе, ведение

дневника

тренировочных

занятий.

Включение

подростков

в

любимую и нелюбимую работу, опора на положительные качества

подростков, использование соревнований внутри группы, групповой

анализ успехов и недостатков в учебно-тренировочной работе

способствуют развитию воли, решимости, самолюбия, уверенности в

своих силах.

Необходимо постоянно проводить контроль успеваемости,

дисциплины, внешнего вида, посещаемости тренировок в ДЮСШ.

Решающая

роль в

выполнении всех

вышеперечисленных

мероприятий принадлежит тренеру. Побуждая своих воспитанников

к систематическим тренировкам, тренер должен иметь не только

глубокие знания в своей области, но и быть чутким, внимательным

воспитателем, знать возрастные и индивидуальные особенности

занимающихся, состояние их физического и психического здоровья.

Таким образом спорт — это средство для самореализации трудных

подростков.

Очень

велика

при

работе

с

такими

подростками

ответственность тренера: он должен формировать физические нагрузки с

учѐтом индивидуальной специфики, блокировать негативные моменты в

отношениях, приучать подростка к контролю за собственным состоянием

(как

физическим,

так

и

психическим).

Для

трудных

подростков

физкультура становится способом организации досуга, а спорт —

значимым средством самореализации.

Поэтому

привлечение

их

к

занятиям физической культурой — это путь к гармонизации российского

общества в целом.



В раздел образования