Автор: Козюкова Елена Олеговна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГАУ ДО СО Детская школа искусств г.Серова
Населённый пункт: город Серов, Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Особенности работы концертмейстера в хоровом классе в Детской школе искусств.
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы концертмейстера в хоровом классе в
Детской школе искусств.
Начну с того, что актуальность этой темы очень важна для меня,
т.к. концертмейстерской деятельностью я занимаюсь с 18 лет. А
вообще концертмейстер – это самая распространенная профессия
среди пианистов. Искусству аккомпанемента и вопросу
концертмейстерской деятельности посвящены исследования
Крючкова, Люблинского, Шендеровича. В настоящее время начали
проводиться различными школами и педагогами конкурсы
концертмейстерства и музицирования. Но именно как работать
концертмейстером в детском коллективе никто не учит и поэтому
весь опыт работы концертмейстера я нарабатывается путем своих
проб и ошибок.
Концертмейстерское мастерство – не упрощённая разновидность
ансамбля, а предмет, который не только изучает законы
взаимодействия родственных видов искусства, но и способствует
их ещё большему сближению.
Анализируя свой опыт я выбрала для себя тему творческой работы:
особенности работы концертмейстера в хоровом классе .
целью определила для себя – выявить особенностей работы
концертмейстера путем анализа своей работы в хоровом классе.
Исходя из цели мной были поставлены следующие задачи:
1.выявить особенности деятельности концертмейстера в хоровом
классе;
2.определить задачи
3.обобщить свой опыт
4. обозначить результаты своей деятельности
5.разработать план работы концертмейстера
Деятельность концертмейстера включает в себя несколько
областей: это и творческие и педагогические и психологические
пункты.
Надо сказать, что концертмейстерская работа в хоровом классе
отличается от работы концертмейстера работающего с
инструменталистами(струнниками и духовиками), вокалистами,
хореографией – тем более у меня была возможность сравнить и
сопоставить особенности работы. На сегодняшний день я работаю
концертмейстером в хоровых группах школьного возраста – хор
под руководством Сивковой Н.Ю. «Мальчиши». Мы работаем по
образовательным программам составленных специально для этих
групп согласно целям и задачам обозначенных этими программами.
Каждое полугодие проводятся отчетные концерты для родителей. А
так же концерты: ко дню музыки (октябрь), 8 марта, Дню Победы.
Т.е. концертмейстер должен всегда быть готов к концертным
выступлениям или мероприятиям.
Понятие концертмейстер включает в себя нечто большее чем
существует понятие аккомпаниатор, а именно: (какими умениями и
навыками должен обладать концертмейстер)
-распевание
-разучивание партии
-уметь контролировать качество исполнения
-знание специфики
-подготовка и участие к конкурсам
Что должен уметь концертмейстер при работе с детьми:
Развитие личностного потенциала способствует методическая
работа и работа в области освоения современных исполнительских
приемов. Современный концертмейстер уже должен иметь опыт
работы с синтезатором, владеть навыками работы с фонограммой и
различной аппаратурой, и может применить данные навыки в
практической деятельности.
Обобщая свой опыт концертмейстера я могу сделать вывод, что
особенности работы концертмейстера в хоровом классе
заключается в том чтобы пианист – концертмейстер смог
обьединить в себе совокупность профессиональных и
организаторских способностей. Найти баланс между своими
педагогическими и испонительскими качествами и направить их на
развитие своей деятельности.
ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Работа концертмейстера требует достаточно обширных знаний,
умений и навыков. Успешной она будет в том случае, если пианист,
помимо технической оснащенности обладает так называемыми
концертмейстерским комплексом. Этот комплекс складывается из
нескольких составляющих.
Важные составляющие концертного комплекса – исполнительская
чуткость, гибкость, корректность в отношении к партнеру.
Важным моментом в воспитании концертмейстера является
формирование профессиональной мобильности. (Пианист-солист
выносит на сцену прочно выученные произведения.
Концертмейстер же, в силу специфики своей деятельности, иногда
не имеет достаточно времени на детальную работу. А порой
выходит на концертную эстраду, читая с листа незнакомое
произведение. Поэтому воспитание концертмейстерской
мобильности должно занимать центральное место в
педагогическом процессе концертмейстерского класса. )
Мобильность появляется в первую очередь в умении быстро
ориентироваться в нотном тексте. Приобретается данный навык
благодаря регулярному чтению нот с листа.
Концертмейстерская мобильность предполагает умение
транспонировать музыкальное произведение. Особое широкое
применение транспонирование находит в вокальной практике.
Концертмейстер должен быть музыкантом в некотором смысле
универсальным. Совместное музицирование с исполнителями на
разных инструментах, а также с различными голосами выдвигают
перед ним ряд проблем, связанных с тембро-динамическим
балансом. Концертмейстер должен учитывать особенности
солирующего инструмента или голоса (динамику, туше,
артикуляцию и т.д.). ему необходимо знать динамические
возможности, тембровые особенности различных инструментов и
голосов, знать характерные особенности звукоизвлечения, игровые
приемы того или иного инструмента. Важно для концертмейстера
хорошо понимать индивидуальную манеру и возможности солиста.
Это поможет ему найти правильное звучание собственного
инструмента. Все эти знания необходимы для достижения
естественного темброво-динамического баланса.
Концертмейстер должен знать штриховую и артикуляционную
специфику струнных, народных, духовых инструментов. Звуковое
и штриховое единство – главная задача ансамблевого исполнения.
Перед пианистом стоит еще одна проблема – умение грамотно
исполнять камерный, камерно-вокальный, оркестровый и оперный
репертуар. Концертмейстер, исполняющий партию оркестра,
должен знать стилевые особенности данного произведения, состав
оркестра, вступления группы инструментов, обладать чувством
формы.
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является
концертмейстерское исполнительство. Оно даст возможность
достаточно полно судить об индивидуальных особенностях
концертмейстера. В основе этой деятельности лежит принцип
интерпретации. Интерпретация музыкального произведения
представляет собой творческую деятельность, сотворчество с
композитором, где раскрывается объективное содержание
исполняемого произведения и отражается субъективное понимание
его исполнителем. Концертмейстерская практика не только дает
возможность закрепить полученные знания, но и приобрести
навыки практической работы.
Важнейшим видом практической деятельности музыканта является
концертмейстерское исполнительство. Оно дает возможность
достаточно полно судить об индивидуальных особенностях
концертмейстера. В основе этой деятельности лежит принцип
интерпретации. Интерпретация музыкального произведения
представляет собой творческую деятельность, сотворчество с
композитором, где раскрывается объективное содержание
исполняемого произведения и отражается субъективное понимание
его исполнителем. Концертмейстерская практика не только дает
возможность закрепить полученные знания, но и приобрести
навыки практической работы.
Итак, концертная деятельность очень многомерна. Она состоит из
разных знаний и умений, необходимых хорошему концертмейстеру
и решает разнообразные творческие задачи, связанные с
музыкальным исполнительством.
ВЫВОД: Концертмейстерская деятельность - это область,
которая мало изучена, о которой мало говорят, в которой в
большей степени всё достигается путём личного опыта, наработкой
умений, навыков чисто концертмейстерских, начиная с самого
элементарного - чтения с листа, знания гармонии и элементарной
теории музыки, и таких как: концентрация внимания, слуховой
контроль, музыкальное мышление, выдержка и самообладание и
многое-многое другое.