Автор: Михушкина Марина Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №565 Кировского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Синдром эмоционального выгорания педагога"
Раздел: среднее образование
Синдром эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под
воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к
истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных
эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция
организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от
негативных эмоций.
Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х.
Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния
здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно
находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении
профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе
“человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники,
юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные
исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с
негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и
поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают
повышенное эмоциональное напряжение.
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального
выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей
условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и
безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих
эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в
“пламя”.
Почему же происходит подобное явление, какие факторы провоцируют
эмоциональное выгорание? Эти факторы разделяются на внешние и
внутренние. Внешние факторы это:
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая
деятельность
связана
с
интенсивным
общением,
постоянно
подкреплять эмоциями разные аспекты общения.
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело
профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети
с аномалиями характера,
нервной системы и с задержками
психического развития.
Дестабилизирующая
организация
деятельности:
основные
ее
признаки общеизвестны – нечеткая организация и планирование
труда,
недостаток
оборудования,
плохо
структурированная
и
расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического
шума» - мелких подробностей.
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды
партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к
своим
обязанностям,
лежит
нравственная
и
юридическая
ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров–
учащихся, пациентов, клиентов и т.д. (например, школьный учитель:
за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь
значимы, что к следующему рабочему дню психические ресурсы
практически не восстанавливаются).
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной
деятельности: она определяется двумя основными обстоятельствами
–
конфликтностью
по
вертикали,
в
системе
«руководитель-
подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега-коллега».
Нервозная обстановка побуждает одних рассчитывать эмоции, а
других – искать способы экономии психических ресурсов.
К
внутренним
факторам,
обуславливающим
эмоциональное
выгорание, относят следующие факторы:
Склонность к эмоциональной ригидности. Кто менее реактивен и
восприимчив,
более
эмоционально
сдержан.
Например,
формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у
людей
импульсивных,
обладающих
подвижными
нервными
процессами.
Интенсивное
восприятие
и
переживание
обстоятельств
профессиональной деятельности. Учителя спустя 11 – 16 лет
приобретают
энергосберегающие
стратегии
исполнения
профессиональной деятельности.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной
деятельности:
здесь
имеется
два
аспекта.
Во-первых.
Соответствующее
настроение
стимулирует
не
только
эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие,
равнодушие, душевную черствость. Во-вторых., человек не привык,
не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые
по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности.. Увеличивается
вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к
исполняемым обязанностям.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он
проходит три стадии:
Стадии синдрома эмоционального выгорания
1 стадия: Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание
каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например,
выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию
т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий, ощущение
«загнанности в клетку»,неудовлетворенность собой, тревоги и депрессии.
Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание,
называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». Первая стадия
может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия: Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении
(в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист
общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже
пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели,
появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно
к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений»,
увеличение числа простудных заболеваний).
Повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с
полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия: Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря
интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение
постоянного отсутствия сил.
Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
МЕТОДЫ ПОМОЩИ
1.
Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические
упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух,
воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани
(русская, финская), солярий, инфракрасное излучение.
2.
Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда,
витамины.
3.
Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической
обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.