Напоминание

Сложение и вычитание смешанных чисел


Автор: Абраменко Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №468
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель математики Абраменко Е.Н.

Урок в 5 классе по теме:

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

Учебные:

Познакомить

учащихся

с

алгоритмами

сложения

и

вычитания

смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.

Продолжить работу по развитию вычислительных навыков.

Развивающие:

Развитие умения решать задачи изученных видов.

Создание условий для формирования мыслительных операций.

Воспитательная:

Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Дата, классная работа.

- Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. И какой же ответ?

(Астрид Линдгрен)

Д/з.

1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.

18 -И 7 -А 14 -Р 11 -Т 9 -С 21 -Д

5 5 5 5 5 5

1 2/5 1 4/5 2 1/5 2 4/5 3 3/5 4 1/5

А С Т Р И Д

2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.

41/2-Д 2 3/7-Н 4 9/10-Р 32/5-И 14/6-Г 2 2/8-Е 3 ¾ -Л 5 1/6-Н

- А кто такая Астрид Линдгрен? Какую сказку написала эта шведская

писательница? («Малыш и Карлсон)

- Но к сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.

Письмо:

Ребята,

я

полетел

искать

старательных,

внимательных,

трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.

- Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним

математические задания.

Первое задание.

III. Устный счет

1. Решение цепочек (стр. 175, № 1111).

2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7

5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9

15

4

1

7

5

17

7

9

2

10

6

49

10

2

0

8

31

6

Л

И

Н

Д Г

Р

Е

Н

2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и

неправильные дроби)

9 5 8 10 24 15 7 12

8 12 11 6 13 16 7 25

- Какие дроби называются правильными?

- Какие дроби называются неправильными?

- Как по-другому представить неправильные дроби?

- Из чего состоит смешанное число?

IV. Актуализация знаний.

Найдите лишний пример:

2/8 + 3/8 14/12 – 7/12 7/9 + 1/9 3 1/7 + 2 3/7 18/27 -5/27

- Попробуйте сформулировать тему урока (Сложение смешанных чисел))

- Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание

смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем правила.

V. Исследование

Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Все

учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и

справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное

правило.

Задание 1. Выполнение сложения 2 ½ + 3

Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4

Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6

Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4

Справка

1.

К целой части прибавить целую часть.

К полученной целой части прибавить дробную часть.

Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.

2.

К целой части прибавить целую часть.

К дробной части прибавить дробную часть

К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.

Сформулировать правило сложения смешанных чисел.

3.

Из целой части вычесть целую часть.

Из дробной части вычесть дробную часть

К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.

Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.

4.

Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в

виде неправильной дроби.

Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.

Вычитаем отдельно целые части и дробные части.

К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.

Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби,

причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.

VI. Обмен информацией.

-Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что

общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с

дробными частями.)

- Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.

- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел.

Стр. 174 учебника, правило

VII. Применение

3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7

- Как убедиться, что сложение выполнено правильно? (Вычитанием).

Сделать проверку.

54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7

VIII. Физкультминутка

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IX. Закрепление изученного материала

1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим

примеры и соотнесем их с ответами.

3 7/13 – 4/13= 4 – В

5 2/5+1/5= 7 4/6 – О

10 2/3-6= 3 3/13 – У

2 2/7+2 4/7= 4 6/7 – Е

8 5/9-3= 5 5/9 – Х

3/6+7 1/6 = 4 2/3 – П

7 4/5-3 4/5= 5 3/5 – С

У С

П Е

Х О В

«Охота за пятерками»

2. Работа над задачами.

а) Стр. 175, №1115.

-

Прочитайте задачу.

-

Сколько конфет в одной коробке?

-

Сколько конфет в другой коробке?

-

Как ответить на вопрос задачи?

-

Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)

б) Стр. 175, № 1116.

-

Чему равна длина красной ленты?

-

Что сказано про длину белой?

-

Что значит на 2 1/5 м короче?

-

Как будете решать эту задачу?

Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)

Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные,

помогаете друг другу.

(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и

вернулся.

X. Итог урока (вопросы Карлосона).

Что такое смешанное число?

Как сложить смешанные числа?

Как вычесть смешанные числа?

Это вам поможет справиться с домашним заданием.

XI. Домашнее задание: Стр. 178, № 1136,1137

XII. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные

числа.)

-Оцените свой успех на уроке. ( «Мордочки»).

-Учитель оценивает работу учащихся.



В раздел образования