Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Автор: Голенко Анна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Атагайская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Атагай, Нижнеудинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад выступления

Тема: «Формирование читательской грамотности в начальной школе на

уроках литературного чтения».

Функциональная грамотность

Умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Уровень образованности, который может быть достигнут за время

школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные

задачи в различных ее сферах не только в урочной, но и во внеурочной

деятельности младших школьников.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она

формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной

деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их

основных направлений модернизации системы образования является обучение

учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно

использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в

жизни общества.

Применительно к современному этапу развития образования наиболее

актуальным является следующие виды функциональной грамотности: читательская

грамотность; естественнонаучная,

математическая грамотность, компьютерная

грамотность,

юридическая

грамотность,

грамотность

в

вопросах

здоровья,

финансовая грамотность, грамотность в семейно-бытовых вопросах, творческое

мышление.

Занятия

внеурочной

деятельностью

помогают

решать

задачи

эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка,

а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка ‒

и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В

начальной

школе,

ведущей

остается

игровая

деятельность.

Использование игровых технологий помогает заинтересовать ребенка, привлечь его

внимание, проявить свои эмоции.

Одним из вариантов такой формы работы я провожу Квест-игры,

направленные на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой,

физически здоровой, с активной познавательной позицией.

Здесь литературные персонажи оживают, а скучные факты и цифры

из учебников превращаются в захватывающее приключение, которое ребенок может

пережить здесь и сейчас.

Ребята получают возможность пройти испытание, взглянуть на себя по-

новому и получить бесценный опыт.

В квест-играх ребята решают логические задачи, занимаются поиском

информации,

работают

с информационными

ресурсами,

находят

полезную

информацию

и

применяют ее.

Конечной

целью

наших

занятий

является

запоминание и усвоение увиденного и услышанного в библиотеке, а также

выполняют проекты, рисунки, кроссворды. синквейн, которые благоприятно влияют

на процесс запоминания материала, увеличивается вовлеченность ребят. Во время

прохождения квеста ребенок решает задачи и испытывает позитивные эмоции

совместно с другими детьми — это дает ему позитивные воспоминания от работы

в команде, лучше запоминается материал.

Одной их составляющих функциональной грамотности считается именно

читательская грамотность – умение понимать и использовать письменные тексты,

анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения , которые

получает читатель из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

На занятиях по внеурочной деятельности «Почитай-ка». Я использую

пособия для работы с текстом от издательства «Планета», которые использую с

целью формирования читательской грамотности учащихся младших классов.

Серия «Чтение с увлечением», «Учусь работать с текстом», «Тренажеры

по скорочтению», «Читательские дневники».

Из пособия «Чтение с увлечением», например, предлагаю выполнить

задание с незнакомыми словами, ребенку необходимо прочитать устаревшие

словосочетания,

определить

их

значение

и

закрасить

смысловые

пары

соответствующим цветом. Также составление рассказа по предложению, нужно

либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь я

вижу, как работу с текстом, так и развитие читательского воображения. Ещеодно

интересное задание – палитра чувств. Ребенок может проанализировать. как

изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство

сменялось другим.

Из пособия «Учусь работать с текстом». Пример из пособия прочитав

отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок. ребята не только отвечают на вопросы

по содержанию, но и придумывают вопросы самостоятельно, выписывают

устаревшие слова из текста, работают с толковым словарем. Сравнивают свои

записи с Толковым словарем.

Из пособия по скорочтению предлагаю детям задания, для повышения

скорости

чтения.

Текст,

написанный

«вверх

ногами»,

без

пробелов,

с

использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами

«со странностями». Тексты с закрытой верхней частью строк, это упражнение

расширяет поле зрения и предупреждает регрессию глаз.

Из

пособия

«Читательских

дневников».

Читательские

дневники

представляют собой специальные тетради с увлекательными заданиями к каждому

произведению в рамках внеклассного чтения. Делают выводы из прочитанного,

лучше понимают и запоминают тексты. развивают читательскую культуру.

Предлагаемая система приемов и заданий способствует эффективному

изучению художественного текста на уроках литературного чтения и внеурочной

деятельности, формированию функциональной грамотности по чтению младших

школьников.

В заключение мне хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты

образов, создаваемых Вами на уроках и занятиях внеурочной деятельности,

душевного равновесия.



В раздел образования