Автор: Голенко Анна Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Атагайская СОШ"
Населённый пункт: р.п. Атагай, Нижнеудинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: начальное образование
Доклад выступления
Тема: «Формирование читательской грамотности в начальной школе на
уроках литературного чтения».
Функциональная грамотность
Умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.
Уровень образованности, который может быть достигнут за время
школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные
задачи в различных ее сферах не только в урочной, но и во внеурочной
деятельности младших школьников.
Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она
формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной
деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их
основных направлений модернизации системы образования является обучение
учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно
использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в
жизни общества.
Применительно к современному этапу развития образования наиболее
актуальным является следующие виды функциональной грамотности: читательская
грамотность; естественнонаучная,
математическая грамотность, компьютерная
грамотность,
юридическая
грамотность,
грамотность
в
вопросах
здоровья,
финансовая грамотность, грамотность в семейно-бытовых вопросах, творческое
мышление.
Занятия
внеурочной
деятельностью
помогают
решать
задачи
эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка,
а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка ‒
и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
В
начальной
школе,
ведущей
остается
игровая
деятельность.
Использование игровых технологий помогает заинтересовать ребенка, привлечь его
внимание, проявить свои эмоции.
Одним из вариантов такой формы работы я провожу Квест-игры,
направленные на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой,
физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Здесь литературные персонажи оживают, а скучные факты и цифры
из учебников превращаются в захватывающее приключение, которое ребенок может
пережить здесь и сейчас.
Ребята получают возможность пройти испытание, взглянуть на себя по-
новому и получить бесценный опыт.
В квест-играх ребята решают логические задачи, занимаются поиском
информации,
работают
с информационными
ресурсами,
находят
полезную
информацию
и
применяют ее.
Конечной
целью
наших
занятий
является
запоминание и усвоение увиденного и услышанного в библиотеке, а также
выполняют проекты, рисунки, кроссворды. синквейн, которые благоприятно влияют
на процесс запоминания материала, увеличивается вовлеченность ребят. Во время
прохождения квеста ребенок решает задачи и испытывает позитивные эмоции
совместно с другими детьми — это дает ему позитивные воспоминания от работы
в команде, лучше запоминается материал.
Одной их составляющих функциональной грамотности считается именно
читательская грамотность – умение понимать и использовать письменные тексты,
анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Сведения , которые
получает читатель из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
На занятиях по внеурочной деятельности «Почитай-ка». Я использую
пособия для работы с текстом от издательства «Планета», которые использую с
целью формирования читательской грамотности учащихся младших классов.
Серия «Чтение с увлечением», «Учусь работать с текстом», «Тренажеры
по скорочтению», «Читательские дневники».
Из пособия «Чтение с увлечением», например, предлагаю выполнить
задание с незнакомыми словами, ребенку необходимо прочитать устаревшие
словосочетания,
определить
их
значение
и
закрасить
смысловые
пары
соответствующим цветом. Также составление рассказа по предложению, нужно
либо продолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь я
вижу, как работу с текстом, так и развитие читательского воображения. Ещеодно
интересное задание – палитра чувств. Ребенок может проанализировать. как
изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство
сменялось другим.
Из пособия «Учусь работать с текстом». Пример из пособия прочитав
отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок. ребята не только отвечают на вопросы
по содержанию, но и придумывают вопросы самостоятельно, выписывают
устаревшие слова из текста, работают с толковым словарем. Сравнивают свои
записи с Толковым словарем.
Из пособия по скорочтению предлагаю детям задания, для повышения
скорости
чтения.
Текст,
написанный
«вверх
ногами»,
без
пробелов,
с
использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами
«со странностями». Тексты с закрытой верхней частью строк, это упражнение
расширяет поле зрения и предупреждает регрессию глаз.
Из
пособия
«Читательских
дневников».
Читательские
дневники
представляют собой специальные тетради с увлекательными заданиями к каждому
произведению в рамках внеклассного чтения. Делают выводы из прочитанного,
лучше понимают и запоминают тексты. развивают читательскую культуру.
Предлагаемая система приемов и заданий способствует эффективному
изучению художественного текста на уроках литературного чтения и внеурочной
деятельности, формированию функциональной грамотности по чтению младших
школьников.
В заключение мне хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты
образов, создаваемых Вами на уроках и занятиях внеурочной деятельности,
душевного равновесия.