Напоминание

" Работа над звуком"


Автор: Чудина Ирина Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Тамбовская область , г. Рассказово
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: " Работа над звуком"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей « Детская школа искусств города Рассказово»

Отрытый урок по теме:

«Работа над звуком»

Разработчик: преподаватель

фортепианного отделения

Чудина Ирина Михайловна

Рассказово 2019

Тема урока: Работа над звуком.

Цель урока: Развитие навыков звукоизвлечения.

Задачи урока:

Образовательные-систематизировать и обобщить знания ученика о звуке.

Развивающие-показать практические пути приобретения навыков

звукоизвлечения.

Воспитательные - воспитание интереса и осознанного отношения к

звукоизвлечению.

Тип урока - комбинированный.

Форма урока -традиционная.

Участник урока- Хомуткова Вика 2 кл.

Возраст ребенка 10 лет.

Методы ведения-музыкально- теоретический, аналитический, наглядно-

слуховой, практический.

Оборудование: просторный светлый зал, два фортепиано.

Структура урока:

I. Организационный момент. Представление темы, участника урока.

II. Теоретические сведения.

III.Практическая работа на примере произведений:

-И.С. Бах. Двухголосная инвенция C dur

-А.Лешгорн. Этюд, соч.66

-Р.Глиэр. Колыбельная, соч.38

IV. Подведение итогов.

Содержание

1.Введение

2.Теоретическая часть

3.Практическая часть

4.Заключение

5.Список используемой литературы

1.

Введение

«Идеал музыканта-полное развитие

рук в

гармонии с полным

развитием интеллекта….»

А. Серов

В музыки, как и в каком другом искусстве, раскрывается внутренний мир

человека, его творческие способности. Прививая любовь к музыке,

педагогвоспитывает художественный вкус, интеллект, творческую

инициативу ученика.

Общение педагога с учеником выходит за рамки профессионального, но

главным, всеже, является процесс работы над произведением, в котором

ученик с помощью педагога старается раскрыть художественный смысл,

образы музыкального произведения через звук.

Звуковая выразительность является воспитательным исполнительским

средством для воплощения музыкально-художественного замысла, поэтому

работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения

игре на фортепиано.

Начало этой работы относится первым шагам, совершенствование же не

имеет предела.

2

Главное условие успешного решения, как самых элементарных, так и

сложнейших звуковых задач в развитии способности слышать музыкальную

ткань.

С точки зрения исполнительского слышания, нет незначительных элементов

- для уха все составные части имеют равные права. Во многих случаях для

более глубокого и тонкого выражения музыки решающей является

способность услышать мельчайшие, как-бы второстепенные детали.

Способность слышать музыку во всем ее объеме от главных линий до

мельчайших деталей зависит от музыкального воспитания пианиста, в

частности от его слухового развития .

Непосредственное воздействие на решение звуковых задач оказывают два

фактора:

1.Дослушивание звука до конца.

2.Ощущение горизонтального движения и развития музыки.

Работа над приёмами звукоизвлечения должна проводится с самого начала

обучения. Уже на первых уроках, во время упражнений на звукоизвлечение и

постановку рук. Следует научить ребенка слушать затухающий звук и вести

его кончиком пальца пока он длится. При переносе руки на другую клавишу,

ученик должен стараться нести вместе с рукой звук, создавая непрерывный

процесс дослушивания и переноса.

Ребенку лучше давать задания не ставить палец на клавишу, а брать,

извлекать звук; не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук; не

поднимать руку, а брать дыхание. В дальнейшем умение слушать звук в

сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего

легато, цельности музыкальной фразировки, живому развитию музыкальной

ткани.

В решении звуковых задач большую роль играют различные приемы и

способы звукоизвлечения. Основные недостатки в исполнении кантилены в

большинстве случаев связаны с прослушиванием звука и недостаточным

ощущением движения мелодии. Одно из условий достижения кантилены

заключается в слаженной работе выразительного движения пальцев, которые

играя мелодию, как-бы переступают, легко погружаясь до дна клавиш.

Переступать следует без толчка, как-бы вливая один звук в другой.

Переступающие пальцы как-бы ведут руку, которая перемещая опору, как-бы

подкрепляет каждый из них и. в то же время, сохраняет плавное движение,

как-бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и рук передает

звуковую глубину, а мелодии связанность. Перемещение опоры происходит

как-бы внутри руки, следующей за пальцами, а внешнее движение руки

весьма незначительно.

Также живые кончики пальцев должны быть связаны со всей системой

пластического аппарата, вплоть до корпуса, что способствует достижению

большого диапазона звуковой выразительности, не нарушая при этом

слитной певучести мелодии и сохраняя контуры фразировки.

Звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как на конце

растения и, как цветок, лишенный поддержки « изнутри», звук теряет

глубину, певучесть и становится сухим и колючим. Исполнение же

становится статичным, и оживить его не могут ни преувеличенная

нюансировка, ни излишняя жестикуляция. И то, и другое приводит к

вычурности и манерности.

Более сложные звуковые задачи встречаются в многоплановой музыке,

представляющей как-бы гомофонно-полифоническую структуру, в которой

составляющие элементы(голоса) играют достаточно самостоятельную роль, и

в одной руке их может быть более одного. В работе над такими

произведениями требуется музыкально слуховое развитие и слаженная

работа всех звеньев пианистического аппарата.

В работе над звуком чрезвычайно большое значение имеет педаль. На

первоначальном этапе необходима точность педализации, осмысление и

ограничение ее, умение добиваться певучести легато без помощи педали. В

дальнейшем педализация становится живым творческим процессом,

связанным с индивидуальностью, мастерством, интуицией исполнителя.

Так же, говоря о работе над звуком нельзя не сказать о дыхании.

Музыка без дыхания мертва, но нужно вовремя, в полном соответствии с

музыкальной фразировкой. С характером звуковой задачи. Своевременность

дыхания помогает ярче выразить музыку и облегчает двигательно -

техническую задачу исполнителя. Правильное дыхание всегда связано с

дослушиванием звука или пауз

3

В инвенциях Бах ставил на первый план не только художественный

аспект .С помощью них оттачивают технику полифонии, приобретают

навыки связаного, мелодического проведения голосов.

И.С. Бах. Двухголосная инвенция C dur.

1. Проигрываем, говорим о жанре, стиле, структуре ,форме.

2.Говорим о строении темы, чем выражены тема и противосложение,

используемые штрихи.

Задачи исполнения едины: восьмые исполнить приемом подснятияна едином

движении кисти, шестнадцатые- исполнить связано, движение от слабой

доли( можно на слоги(веди-веди-веди-веди).

3.Обозначаем и прорабатываем технически трудные места и важные

моменты, а именно:

А)посыл темы с движением;

Б)противосложение достаточно певуче, тоже с движением;

В) украшение( мордент)- не пугает, не мешает, вливается в движение, пальцы

упругие;

Г) полный ансамбль голосов слушать совпадения;

Д)особое внимание каденциям;

Е) упражнение на достижение активности в пальцах, ансамбль в руках при

разных вариантах взаимодействия длительностей и штрихов, на

переключение внимания, смену ролей.

Р.Глиэр-русский - советский композитор. Большое место в творчестве

занимают пьесы-миниатюры для детей. Многие с программным названием.

Пьесы сложные, многослойность и в мелодической линии и в

сопровождении.

Р.Глиэр, соч.31 Колыбельная(кантилена).

1.Проигрываем, говорим о характере, строении, форме произведения.

2.Определяем трудности в работе над сопоставляющими элементами.

3.Прорабатывааем технически трудные моменты:

А)аккорды максимально стройные. Исполнять сдвижением. Все внутренне

подготовленные.

Б) синкопа - достаточно певучая, мягкая, но не тяжелая, неповоротливая,

тормозящая движение.

В) стараться услышать всю многоплановую фактуру.

Г) больше мелодии и сопровождения, главная роль и подчинительная.

Д) следить за дыханием.

Е) педализация свободная, но точная, свободная - т.е. мягкая, аккуратная.

Карл Альберт Лешгорн- немецкий композитор музыкант -педагог. Наиболее

известные сочинения - этюды для развития беглости. Цель технического

развития беглости. Цель технического развития-преобретение больших

возможностей для выражения художественного замысла.

К. А. Лешгорн, соч.66 .Этюд Adur.

1.Проигрываем, определяем художественные задачи: провести единую

линию через весь объем(форма 3хчастная), достаточно протяженный, создать

единую композицию.

2.определить как единый элемент развития, движение триолями и

четвертными.

3.Определить наиболее трудные задачи, проработать:

А) прослушивать все звуки в пассажах, но вести к конечной точке, используя

правильную постановку руки, мобильный 1ый палец, направляющее

движение руки.

Б) в аккордах следить за стройностью, движением, но не ускорением.

Заключение

Одной из важнейших задач пианиста является овладение фортепианным

звуком во всей его красоте и многообразии, во всем огромном богатстве

оттенков и разных видов звукоизвлечения, которые только возможны на

фортепиано. Педагог должен воспитать у учащегося ощущение качества

звучания, стремление посредством правильного звукоизвлечения достигать

благозвучия и разнообразия в оттенках, что позволяет достичь больших

возможностей в раскрытии художественного замысла произведения.

Список используемой литературы

1.Бирмак А. О художественной технике пианиста. М. Музыка, 1973

2.Достал Я. Ребёнок за роялем. М.. Музыка, 1981

3.Мирская Б. О работе над кантилленными произведениями в старших

классах ДШИ и ДМШ. М. 1985

4.Милич Б. Воспитание ученика- пианиста. К., Музыка Украина,1982

5.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., Советский композитор,1989

6.Щапов А. Фортепианная педагогика. М., Советская Россия, 1960



В раздел образования