Напоминание

"Игровая деятельность дошкольников как средство развития двигательной активности"


Автор: Плыкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56
Населённый пункт: Московская область город Химки
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Игровая деятельность дошкольников как средство развития двигательной активности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»

Консультация для родителей:

«Игровая деятельность дошкольников

как средство развития двигательной

активности»

Подготовила воспитатель:

Плыкина Е,В.

г.о. Химки

«Чтобы сделать ребенка умным и

рассудительным,

сделайте

его

крепким

и

здоровым:

пусть

он

работает,

действует,

бегает,

кричит,

пусть

он

находится

в

постоянном

движении».

Жан Жак Руссо

Деятельность, направленная на здоровьесбережение ребёнка должна быть

интегративной,

использоваться

в

различных

областях

совместной

деятельности с ребёнком. Движения, организуемые в организованной

деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний.

Особенно это относится к заболеваниям сердечно- сосудистой системы,

опорно – двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной

нервной системы.

Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришёл к выводу, что

недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье

детей, но и снижает их умственную работоспособность.

Двигательная активность может помочь и решить проблемы по

раскрепощению ребёнка, обучению чувствования, пробуждению

эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.

Общие методические принципы:

I.

Планирование двигательной активности.

II.

Создание специальной для двигательно- игровой деятельности

предметно- пространственной развивающей среды. Проектирование

двигательно – игровой деятельности осуществляется при соблюдении

основных принципов построения предметно – пространственной

среды:

Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной

деятельностью детей;

Организация «зон приватности»;

Предоставление права и свободы выбора;

Создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

Полифункциональность использования помещения и оборудования;

Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

III.

Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в

специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой

деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

IV.

Проведение занятий в занимательной, интересной детям игровой

форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

V.

Осуществление индивидуального подхода к ребёнку, уважение к

личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её

особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с

дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости

движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более

эффективно , так как не ущемляется потребность дошкольника в

природной подвижности.

Основным средством укрепления здоровья, формирования

двигательных навыков ребенка и повышения работоспособности

детского организма является общий двигательный режим, который

предусматривает ежедневную двигательную деятельность детей в

разных организационных формах. Двигательная деятельность является

фактором, благоприятно влияющим на рост и развитие организма,

отражающим его функциональное состояние, так как именно движения

относятся к одной из важнейших биологических потребностей

человека. Деятельность ребенка должна быть разнообразная по видам

(двигательная, учебная, игровая), а также по составу движений и

физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и

утомления детей. Двигательная деятельность способствует повышению

оздоровительной и общеразвивающей эффективности физического

развития дошкольников. Она предполагает сочетание организованной

и самостоятельной форм активности детей. Чтобы обеспечить

оздоровительный эффект самостоятельной двигательной активности,

воспитателю необходимо владеть опосредованными методами

руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты,

как: организация физкультурно-игровой среды (достаточное

пространство для движений, разнообразие, количество, частую

сменяемость физкультурных пособий и т.д.); закрепление в распорядке

дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в

обязательном порядке во время утреннего приема, до и между

занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и

семье; владение воспитателем специальными (опосредованными)

методами активизации двигательной активности детей. Воспитатель

должен:

наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе

наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и

гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь

трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает

утомление;

предусмотреть каждому из детей место для движений,

оберегать это пространство;

привлечь детей к размещению

физкультурных пособий в групповой комнате, на участке и

стимулировать этим самым желание двигаться;

снять напряжение,

скованность отдельных детей похвалой, совместным движением,

помочь выбрать пособие и место для движений;

без навязывания

объединить в совместной деятельности детей разной подвижности,

предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих;

обыграть

все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск

различных видов и способов движений;

при знакомстве с новой

игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям

несложные активные движения перемещения в пространстве,

гиперподвижным – более сложные, требующие точности,

сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды

лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.);

отдавать

предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям,

стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их

расположение в пространстве; обеспечить не только сменяемость в

течении недели, но и в течении дня;

никогда не ограничивать

чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в

бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию;

иногда включаться

в совместную игру и кем-либо из детей или показать пример движений

с игрушкой, предметом, пособием;

периодически строить вместе с

детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении

детей материала и преодолевать их по-разному; Выполнение

указанных несложных правил не только будет способствовать полному

удовлетворению биологических потребностей в движении, но и

обеспечит эмоционально – психологических комфорт ребенку. В

организованных формах физкультурной деятельности следует:

индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать

интересы и возможности детей при выполнении физических

упражнений;

искать методы оптимизации двигательной активности,

которая должна составлять 60% от общего времени занятия. В

учреждении дошкольного образования предусматриваются

специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей:

физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).

Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается

буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое

значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По

мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является

необходимым условием формирования всех систем и функций

организма. Двигательная деятельность и мозговая активность

определяют в значительной степени высокую умственную

работоспособность и становятся одним из условий и физической

работоспособности. Увеличение двигательной активности благотворно

сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В

экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое

внимание уделяется использованию средств физического воспитания с

целью коррекции психических и психомоторных отклонений. При

недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и

объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов.

Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к

нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков

импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних

органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях

психических функций, обменных процессах на уровне клеток.

Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно

сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно

говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании

здорового ребенка. Для организации двигательной активности в группе

необходимостью становится создание спортивного центра

(физкультурного уголка). Главная задача физкультурного уголка –

развитие культуры движений, развитие разнообразия движений,

двигательного творчества и качества движения. Физкультурный уголок

организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с

пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и

движения для занятия. Это повышает эффективность занятий

физической культурой.

В заключение хотелось бы отметить, что эффективность

оздоровительной работы с детьми способствует собственная

физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и

активный участник детских подвижных игр и физических упражнений,

когда он стимулирует двигательную активность детей собственным

примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней

гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно

применить для коррекции и укрепления собственного физического

состояния.



В раздел образования