Автор: Плыкина Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 56
Населённый пункт: Московская область город Химки
Наименование материала: Консультация для родителей.
Тема: "Игровая деятельность дошкольников как средство развития двигательной активности"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 56 «РОМАШКА»
Консультация для родителей:
«Игровая деятельность дошкольников
как средство развития двигательной
активности»
Подготовила воспитатель:
Плыкина Е,В.
г.о. Химки
«Чтобы сделать ребенка умным и
рассудительным,
сделайте
его
крепким
и
здоровым:
пусть
он
работает,
действует,
бегает,
кричит,
пусть
он
находится
в
постоянном
движении».
Жан Жак Руссо
Деятельность, направленная на здоровьесбережение ребёнка должна быть
интегративной,
использоваться
в
различных
областях
совместной
деятельности с ребёнком. Движения, организуемые в организованной
деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний.
Особенно это относится к заболеваниям сердечно- сосудистой системы,
опорно – двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной
нервной системы.
Врач и педагог В.В. Гориневский в исследованиях пришёл к выводу, что
недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье
детей, но и снижает их умственную работоспособность.
Двигательная активность может помочь и решить проблемы по
раскрепощению ребёнка, обучению чувствования, пробуждению
эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Общие методические принципы:
I.
Планирование двигательной активности.
II.
Создание специальной для двигательно- игровой деятельности
предметно- пространственной развивающей среды. Проектирование
двигательно – игровой деятельности осуществляется при соблюдении
основных принципов построения предметно – пространственной
среды:
Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной
деятельностью детей;
Организация «зон приватности»;
Предоставление права и свободы выбора;
Создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;
Полифункциональность использования помещения и оборудования;
Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.
III.
Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в
специально организованной деятельности, т.е. на занятиях, в игровой
деятельности и в самостоятельной деятельности детей.
IV.
Проведение занятий в занимательной, интересной детям игровой
форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
V.
Осуществление индивидуального подхода к ребёнку, уважение к
личности ребёнка, вера в его способности и возможности.
Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её
особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с
дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости
движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более
эффективно , так как не ущемляется потребность дошкольника в
природной подвижности.
Основным средством укрепления здоровья, формирования
двигательных навыков ребенка и повышения работоспособности
детского организма является общий двигательный режим, который
предусматривает ежедневную двигательную деятельность детей в
разных организационных формах. Двигательная деятельность является
фактором, благоприятно влияющим на рост и развитие организма,
отражающим его функциональное состояние, так как именно движения
относятся к одной из важнейших биологических потребностей
человека. Деятельность ребенка должна быть разнообразная по видам
(двигательная, учебная, игровая), а также по составу движений и
физических упражнений, что является профилактикой перегрузок и
утомления детей. Двигательная деятельность способствует повышению
оздоровительной и общеразвивающей эффективности физического
развития дошкольников. Она предполагает сочетание организованной
и самостоятельной форм активности детей. Чтобы обеспечить
оздоровительный эффект самостоятельной двигательной активности,
воспитателю необходимо владеть опосредованными методами
руководства, которые предусматривают такие обязательные моменты,
как: организация физкультурно-игровой среды (достаточное
пространство для движений, разнообразие, количество, частую
сменяемость физкультурных пособий и т.д.); закрепление в распорядке
дня времени для самостоятельной двигательной деятельности в
обязательном порядке во время утреннего приема, до и между
занятиями, на прогулке, после сна, в вечернее время в детском саду и
семье; владение воспитателем специальными (опосредованными)
методами активизации двигательной активности детей. Воспитатель
должен:
наблюдая за детьми, видеть каждого. В процессе
наблюдения особое внимание следует обратить на мало- и
гиперподвижных детей, на разнообразие движений, уметь
трансформировать их в игровую деятельность, что предупреждает
утомление;
предусмотреть каждому из детей место для движений,
оберегать это пространство;
привлечь детей к размещению
физкультурных пособий в групповой комнате, на участке и
стимулировать этим самым желание двигаться;
снять напряжение,
скованность отдельных детей похвалой, совместным движением,
помочь выбрать пособие и место для движений;
без навязывания
объединить в совместной деятельности детей разной подвижности,
предоставив один предмет (мяч, обруч, скакалку) на двоих;
обыграть
все новые игрушки и физкультурные пособия, вести совместный поиск
различных видов и способов движений;
при знакомстве с новой
игрушкой показать в первую очередь малоподвижным детям
несложные активные движения перемещения в пространстве,
гиперподвижным – более сложные, требующие точности,
сдержанности, осторожности (упражнения в равновесии, все виды
лазанья, бег по ограниченной площади и т.п.);
отдавать
предпочтение сборно-разборным пособиям и конструкциям,
стимулирующим выбор способа действий, чаще менять их
расположение в пространстве; обеспечить не только сменяемость в
течении недели, но и в течении дня;
никогда не ограничивать
чрезмерную подвижность ребенка, но при этом необходимо внести в
бесцельный бег сюжет, содержание, мотивацию;
иногда включаться
в совместную игру и кем-либо из детей или показать пример движений
с игрушкой, предметом, пособием;
периодически строить вместе с
детьми «полосы препятствий» из всего имеющегося в распоряжении
детей материала и преодолевать их по-разному; Выполнение
указанных несложных правил не только будет способствовать полному
удовлетворению биологических потребностей в движении, но и
обеспечит эмоционально – психологических комфорт ребенку. В
организованных формах физкультурной деятельности следует:
индивидуализировать двигательные и физические нагрузки, учитывать
интересы и возможности детей при выполнении физических
упражнений;
искать методы оптимизации двигательной активности,
которая должна составлять 60% от общего времени занятия. В
учреждении дошкольного образования предусматриваются
специальные формы работы для обеспечения активного отдыха детей:
физкультурные досуги, праздники, дни и недели здоровья (каникулы).
Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается
буквально на всех направлениях жизнедеятельности человека. Особое
значение двигательная активность имеет в детском возрасте. По
мнению физиологов, гигиенистов, врачей, в этот период она является
необходимым условием формирования всех систем и функций
организма. Двигательная деятельность и мозговая активность
определяют в значительной степени высокую умственную
работоспособность и становятся одним из условий и физической
работоспособности. Увеличение двигательной активности благотворно
сказывается на функциональном состоянии головного мозга. В
экспериментальных исследованиях зарубежных авторов большое
внимание уделяется использованию средств физического воспитания с
целью коррекции психических и психомоторных отклонений. При
недостаточной двигательной активности снижается обмен веществ и
объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов.
Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к
нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков
импульсов от работающих мышц нарушает работу всех внутренних
органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях
психических функций, обменных процессах на уровне клеток.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно
сказывается на защитных силах организма. Следовательно, можно
говорить о ведущей роли двигательной активности в воспитании
здорового ребенка. Для организации двигательной активности в группе
необходимостью становится создание спортивного центра
(физкультурного уголка). Главная задача физкультурного уголка –
развитие культуры движений, развитие разнообразия движений,
двигательного творчества и качества движения. Физкультурный уголок
организуется для того, чтобы дети заранее (до занятия) знакомились с
пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и
движения для занятия. Это повышает эффективность занятий
физической культурой.
В заключение хотелось бы отметить, что эффективность
оздоровительной работы с детьми способствует собственная
физическая активность педагога, когда он не только организатор, но и
активный участник детских подвижных игр и физических упражнений,
когда он стимулирует двигательную активность детей собственным
примером. Оздоровительные возможности прогулки, утренней
гимнастики и других форм физического воспитания педагогу полезно
применить для коррекции и укрепления собственного физического
состояния.