Напоминание

Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ


Автор: Васильева Сардаана Иннокентьевна
Должность: учитель родного языка, дитературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) село Аргас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ
Раздел: полное образование





Назад




Методическая работа «Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ»

Ф.И.О._Васильева Сардаана Иннокентьевна_

Должность _учитель родного языка и литературы __

Место работы _Республика Саха (Якутия___

МКУ «Кобяйский улус(район)

МБОУ «Куокуйская СОШ»__

К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические

и психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Нарушение одной из функций приводит ребенка к проблемам в развитии только при

определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие

нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один

глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения

подобного рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими

людьми, не мешают им овладевать учебным материалом и обучаться в общеобразовательной

школе. Ребенок же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в

особых условиях, в специальном лечении и образовании.

В нормативно-правовой документации дети с ограниченными возможностями

здоровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть

соответствующие основания. В Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия

для признания гражданина инвалидом:

1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное

заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или

возможности

осуществлять

самообслуживание,

самостоятельно

передвигаться,

ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься

трудовой деятельностью);

3. необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина [22].

Этим

же

законом

функция

определения

инвалидности

возлагается

на

Государственную службу медико-социальной экспертизы.

Министерством

труда

и

социального

развития

РФ

и

Министерством

здравоохранения (от 29.01.97) утверждена классификация нарушений основных функций

организма человека:

1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления,

речи, эмоций, воли).

2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).

3. Нарушения статодинамической функции.

4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,

обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Если мы говорим о детском возрасте, то дети, относящиеся к первым трем

категориям, составляют большую часть из общего количества детей-инвалидов, имеющих

инвалидность. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной

степени) или нарушения в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и

обучения.

В психолого-педагогической литературе используется несколько понятий той

категории детей, которые относятся к системе специального образования.

Дети с нарушениями в развитии - дети, отстающие в физическом и психическом

развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие

нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного,

речевого).

Дети с отклонениями в развитии - дети, которые имеют перечисленные выше

отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени,

чем у детей с нарушениями в развитии.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, у которых нарушения в

развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями.

Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической

литературе также часто используется термин "проблемные дети".

В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых

образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности

социальной адаптации ребенка) у ребенка ограниченными возможностями определяется

степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):

2

1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций,

которые, согласно Инструкции, являются показателем к установлению инвалидности у

ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений

функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают

возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у

взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций

органов и систем,

приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии

необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных

мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого) .

Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует перечень

заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

1.Нервно-психические заболевания занимают второе место (32,8 %). Среди детей с

данными болезнями 82,9% составляют дети с умственной отсталостью.

Наиболее распространенные заболевания этой группы детские церебральные

параличи, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы,

умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие

стадии идиотии или имбецильности), болезнь Дауна, аутизм.

Термин "умственная неполноценность" включает в себя два значимых компонента,

которые

"должны

рассматриваться

в

соответствии

с

биологическим

возрастом

и

соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость, находящаяся ниже

среднего

уровня

и

присутствующая

с

раннего

возраста;

значительное

ослабление

способности приспособиться к социальным требованиям общества" /61/.

У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые нарушения всех

сторон

психической

деятельности:

памяти,

внимания,

мышления,

речи,

моторики,

эмоциональной сферы. Однако после специальных упражнений и занятий они могут

достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей требует, в основном,

вмешательства специалистов в области педагогики и реабилитации (соответственно

педагогов и социальных работников) в тесном контакте с семьей.

Термин

"психическая

неполноценность"

употребляется

для

обозначения

многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние на эмоциональные функции и

поведение. Оно характеризуется неуравновешиваемостью эмоций различных видов и

степеней сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и коммуникацией, а

так

же

скорее

ошибочно

направленной,

а

не

только

несоответствующей

3

приспособляемостью. Чаще всего такие заболевания возникают внезапно и принимают

форму острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических изменений или

употребления наркотиков, переживания тяжелого или длительного стресса, психологических

конфликтов, а так же в результате других причин .

Однако бывает сочетание умственной отсталости с психической недостаточностью

и другими осложнениями.

Это создает определенные сложности при диагностике

заболеваний

и

работе

с

такими

детьми

и

требует

от

специалистов

хорошей

подготовленности, обученности. Осложнения могут появиться при рождении или позже.

Можно выделить следующие причины их появления: плохой уход за детьми с умственной

отсталостью, восприимчивость такого ребенка к нагрузкам, стрессам, невниманию со

стороны лиц, к которым они особенно привязаны и т.п.

2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время они занимают лидирующее

положение в структуре детской инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в

хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями. Часто это связано с

поздней выявляемостью нарушений и недостаточными мерами реабилитации.

В эту группу заболеваний входят различные заболевания, патологические состояния

и пороки развития органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез легких ) , почек

и органов мочевыделения , желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей

(циррозы печени , хронический агрессивный гепатит,

непрерывно-рецидивирующий

язвенный процесс и т.п. ), сердечно-сосудистой системы (в том числе пороки сердца и

крупных

сосудов),

системы

кроветворения

(

лейкозы,

болезнь

Верьегофа,

лимфогранулематоз и т.п.), опорно-двигательного аппарата (полиартриты и т.п.).

Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни,

сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация

рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности

ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется

за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях , где

ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми.

Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков,

формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного

ребенка [7, с. 48] .

3. Поражение и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения

до 0,08 в лучшем видящем глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. Дети с

заболеваниями этой составляли 20% от общего числа детей-инвалидов.

Психическое развитие детей с дефектами зрения в значительной степени зависит от

времени возникновения патологии и от времени начала специальной коррекционной работы,

4

а это (психического развития ) дефекты могут быть компенсированы за счет раннего и

широкого использования функций сохранных анализаторов.

4. Онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли 2 и 3

стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения,

включающего

радикальную

операцию;

неподдающиеся

лечению

злокачественные

новообразования глаза, печени и других органов.

5. Поражения и заболевания органа слуха. По степени снижения слуха различают глухих

и слабослышащих. Среди глухих можно выделить так же две группы в зависимости от

наличия или отсутствия у них речи. Число детей с этим заболеванием относительно

невелико, они составляют около 2% всех детей-инвалидов .

6. Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.

7. Эндокринные заболевания.

Таким образом, можно было убедиться, что существует довольно большой перечень

заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно "оставляют свой след"

на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни,

создавая определенные "барьеры" на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни,

к их интеграции в общество.

Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ

Требования к кадровым условиям организации образования обучающихся с ОВЗ и

инвалидностью

Процесс обучения лиц с особыми образовательными потребностями должен

обеспечиваться квалифицированными специалистами. Для каждой категории детей с ОВЗ

для каждого варианта адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС

начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования с умственной

отсталостью установлены требования к кадровым условиям. Помимо требований ФГОС, есть

приказ № 1015, который предусматривает нормативы штатной обеспеченности для

организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей

учащихся из расчета по одной штатной единице:

- учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с

ОВЗ;

- учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ;

- педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ;

- тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ.

Согласно профессиональному стандарту педагога (педагогическая деятельность в

сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)»,

утвержденному приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н, «…каждый

5

педагог (начального общего, основного общего, среднего общего образования) должен знать

и уметь применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивные),

необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся, в том числе с

детьми с особыми образовательными потребностями (аутистами, детьми с синдромом

дефицита внимания и гиперактивностью и др.) и детьми с ограниченными возможностями

здоровья…».

В

связи

с

изложенным

все

педагогические

работники,

не

имеющие

дефектологического

образования,

обязательно

должны

пройти

курсы

повышения

квалификации по вопросам работы с детьми с ОВЗ. Также для обеспечения качественного

психолого-педагогического сопровождения и образования обучающихся с ОВЗ разработан и

утвержден приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н профессиональный

стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»; разработаны и размещены на

сайте Минтруда России проекты профессиональных стандартов «Педагогдефектолог»,

«Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и

ограниченными

возможностями

здоровья»;

в

рамках

профессионального

стандарта

«Специалист

в

области

воспитания»

разработана

обобщенная

трудовая

функция

«Тьюторское сопровождение обучающихся». Таким образом, вне зависимости от варианта

организации образования обучающегося с ОВЗ (инклюзивно, в отдельном классе или

коррекционной школе) к педагогическим работникам, осуществляющим его обучение,

предъявляются идентичные требования. При этом требования к организационно-штатной

структуре коррекционной и инклюзивной школы будут различаться в зависимости особых

образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Так, в инклюзивную школу могут

добавиться штатные единицы ассистента, тьютора, учителя-логопеда, педагога-психолога,

учителя-дефектолога соответствующей специализации.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» дано следующее

определение: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для

всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и

индивидуальных

возможностей».

Формирование

модели

инклюзивного

образования

основано на: создании для детей с ОВЗ «безбарьерной среды обучения», то есть

приспособление образовательной организации (территории, зданий, строений и сооружений,

включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий,

объекты физической культуры и спорта, помещения для питания и пр.) к их нуждам и

обеспечение необходимой поддержки в целях совместного обучения и воспитания детей с

ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений; наличии имеющих специальное образование

педагогов; доступности учитывающих потребности обучающихся специальных учебников и

учебных пособий, иной учебной литературы; предоставлении услуг сурдопереводчиков и

6

тифлосурдопереводчиков, тьюторов и других специалистов. К несомненным достоинствам

инклюзивного образования следует отнести то обстоятельство, что дети с ОВЗ смогут расти

и развиваться вместе с другими сверстниками, как имеющими какие-либо ограничения в

своем развитии, так и нормально развивающимися, посещать обычные учебные заведения,

заводить в них своих друзей. Такое совместное обучение благотворно влияет на

социализацию не только детей с особыми потребностями, но и детей, которые не имеют

ограничений. 45 Вне зависимости от группы ограничений, одним из важных элементов

создания благоприятной среды обучения является наличие индивидуального учебного плана,

который может разрабатываться на учебный год, либо на полгода, либо на каждую четверть.

В индивидуальном учебном плане для ребенка с ОВЗ могут быть учтены: организация

обучения

в

зависимости

от

индивидуальных

особенностей

учащихся

с

особыми

образовательными

потребностями,

в

том

числе

возможность

частичного

освоения

образовательной

программы

дистанционно;

организация

индивидуального

режима

(снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели и др.);

необходимость полного или частичного присутствия тьютора /ассистента/сурдопереводчика/

тифлопереводчика в образовательном процессе; организация коррекционно-развивающих

занятий с психологом, логопедом, дефектологом и другими специалистами. Необходимо

отметить, что для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью трудовое

обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по

социально-бытовой

подготовке

детей

к

самостоятельной

жизни.

В

этой

связи

в

индивидуальном учебном плане таких обучающихся следует предусмотреть максимально

возможное количество уроков технологии.

Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ребенка с ОВЗ в селе

Аргас

Взаимодействие

семьи

и

школы-

важнейшее

условие

успеха

в

процессе

формирования детей с ОВЗ, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители

становятся единомышленниками. Цель: объединение усилий педагогического коллектива и

родителей в формировании ребенка с ОВЗ как личности, через создание оптимальных

условий, форм совместной работы школы и семьи. Задачи:

Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и

условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с

родителями.

Организация совместной деятельности педагогов и родителей в развитие личности ребенка с

ОВЗ.

Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в

учебно-воспитательном процессе школы.

7

Семья- это первая общественная ступень в жизни человека.

Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности

каждого ребенка с ОВЗ.

Изучение воспитательных возможностей семей.

Повышение педагогической культуры родителей.

Общая

заинтересованность

учителей

и

родителей

в

организации

гуманной

педагогической Среды вокруг каждого ребенка с ОВЗ.

Умение координировать усилия семьи и школы.

Группы родителей:

Первая

группа: родители

помощники

в

воспитательной

работе

с

детьми.

Они

добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут

помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-

воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже

– открыто, чаще - скрыто.

Основные направления сотрудничества школы с родителями

Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты;

конференции;

индивидуальные и тематические консультации;

родительские собрания и другие)

Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс

( дни открытых дверей;

дни творчества детей

и их родителей;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

помощь в организации и проведении внеклассных дел ;

шефская помощь)

Участие родителей

в управлении

учебно-воспитательным процессом

(участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета;

участие в работе общественного совета содействия семье и школе)

Индивидуальные

Групповые

8

Коллективные

Формы взаимодействия педагогов и семьи

посещение на дому

приглашение в школу

индивидуальные консультации педагога

переписка

родительский лекторий

тематические консультации

классные детские мероприятия

родительские вечера

классные родительские собрания

общешкольные родительские собрания

дни открытых дверей

концерты

выставки учебных работ

творческие отчеты

Формы организации общения с родителями:

- информационно-аналитических формы;

- досуговые формы;

- познавательные формы;

- наглядно-информационные формы.

Принципы взаимодействия семьи и школы

Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и

взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и

семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий

– принцип

сопереживания,

уровень

доброжелательности

двух

сторон

при

взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна

помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей

двух разных сфер в едином деле с детьми.

Критерии эффективности работы педагогов с родителями

в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе,

престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

9

в среднем и старшем звеньях – сформированность понимания сильных и слабых

сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения

в саморазвитии.

Классный руководитель должен:

Установить доброжелательные отношения с родителями

Помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире

Совместно с родителями выработать единый взгляд на ребенка, основанный на

доверии к его личности.

Определить совместные требованиях к ребенку, не ущемляя его права

Постоянно информировать родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и

успехах, продвижении в развитии ребенка.

Выявлять причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями

стремиться к их устранению.

Организовывать педагогическое просвещение родителей, стремясь к повышению их

педагогической культуры.

Организовывать, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего

развития индивидуальности ребенка.

Привлекать родителей к участию в совместной с детьми деятельности

Несколько правил при работе с родителями

Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от педагога

нечего скрывать.

Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе

(говорить в индивидуальной беседе).

Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность,

тактичность, требовательность.

Помни правило: ребёнок – главная цель общения.

Положительный результат для детей

Лучшая посещаемость

Лучшая успеваемость

Социальное становление

Положительный результат для родителей

Лучшее знание школьной программы

Ощущение своей значимости в школе

Повышение самооценки

10

Повышение родительской компетенции

Улучшение общения с детьми

вообще и в школе в частности

Положительный результат для учителя

Повышение авторитета

Повышение удовлетворенности своей работой

Улучшение межличностных отношений

Таким образом, взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка с

ОВЗ в нашей школе зависит, прежде всего, от того, как складываются взаимодействие

взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и

результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут

союзниками.

Заключение

Данная

проблема

имеет

практическую

значимость,

которая

заключается

в

оптимизации социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в

Кобяйском улусе, расширении форм и методов социальной помощи им.

В Кобяйском улусе в последние годы наметилась тенденция улучшения социальной

поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Этому

способствовал

ряд

обстоятельств,

в

частности,

укрепление

и

расширение

законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-

инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация

массового

сознания

россиян,

еще

недавно

представлявших

инвалидность

лишь

в

медицинском

аспекте,

динамичный

рост

числа

центров

реабилитации

детей

с

ограниченными возможностями.

Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов, развитию

социально-реабилитационных услуг. В рамках федеральной целевой программы "Дети-

инвалиды" центры реабилитации детей с ограниченными возможностями получают

необходимое реабилитационное оборудование и авто транспорт.

В результате написания данной курсовой работы была достигнута цель по выявлению

особенностей организации и взаимодействия социальной работы в интересах с детьми с

ограниченными возможностями здоровья в Кобяйском улусе.

1. Необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении социально –

технологических процедур, которые влияют на выбор процедур и методов социальной

работы. В результате чего становится ясным, что социальная работа должна учитывать

особенности формирования и развития детской инвалидности.

11

2. Принцип профилактической направленности является одним из ведущих принципов

работы с данной категорией.

3. Создание условий жизни и развития, самореализации детей с ограниченными

возможностями здоровья, независимо в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие

возможности для сохранения и укрепления здоровья, социализации и реабилитации,

материального благополучия, свободного доступного образования, воспитания, реализации

своих способностей.

Исследование выявило, что во – первых: общая характеристика детей с ограниченными

возможностями здоровья включает в себя: такие особенности, как:

1.

Нарушение

жизнедеятельности,

ограничение

возможностей,

несоответствие

возрастным

нормативам

и

возможностей

адекватного

преодоления

пограничных

и

патологических процессов, в результате чего нарушается процесс адекватной адаптации к

условиям среды, социализация и реабилитация ребенка, приводящие к ограничению

жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

2. Высокую мобильность детского здоровья от нормы к патологии и обратно.

3. Влияние различных постнатальных событий или условий жизни на конечные

результаты развития, степень сохранности или утраты здоровья. Качество процессов

развития

ребенка,

реализация

или

не

реализация

генетически

детерминированных

потенциалов тесно связаны со степенью оптимальности среды развития.

4. Еще одной важной особенностью детской инвалидности является ее рост.

5. В структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее заболеванию первое

место принадлежит болезням нервной системы и органов чувств, второе место занимают

психические расстройства, среди которых одна треть приходится на долю умственно

отсталых, третье - врожденные аномалии развития.

Во вторых, исследование выявились следующие проблемы детей с ограниченными

возможностями здоровья:

1. Социально – психологические проблемы (полноценной социализации, социально –

психологической депривации, адаптации, реабилитации)

2. Социально – педагогическая, проблема воспитания и обучения, выбора форм и видов

обучения.

3. Социально - экономическая проблема (доступности материальных ресурсов, уровень и

качество жизни, проблемы организации занятости членов семьи и т.п.)

Данная работа позволяет сделать определенные выводы:

1) при инклюзивном обучении прохождение этапов коррекционно-развивающей

деятельности в сопровождении специалистов повышает активность и компетентность

родителей во взаимодействии с ребенком;

12

2) у родителей необходимо формировать осознание того, что их активные действия,

ответственность и включенность в сопровождение выступают важным условием развития

ребенка;

3) в результате работы отмечается положительная динамика в представлениях

родителей о потенциале ребенка, наблюдается рост компетентности родителей в оказании

целесообразной помощи своему ребенку;

4)

полученные

результаты

позволяют

осуществлять

в

нужном

направлении

дальнейшую работу по формированию и повышению уровня компетентности родителей их

продуктивному взаимодействию как со своим ребенком, так и с коллективом школы в целом.

13



В раздел образования