Автор: Григорович Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: город Инта
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Ролевая игра по правилам дорожного движения"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка классного часа
Тема: «Ролевая игра по правилам дорожного движения»
Выполнил:
Учитель начальных классов
Григорович Ирина Борисовна
Инта
2018 год
Актуализация темы
Я не случайно выбрала тему для игры «Правила дорожного движения» для
классного часа в первом классе. Эта тема очень актуальна в наши дни, когда в
каждом городе появилось множество машин, повысились их технические
характеристики. Сейчас, практически каждый день где-нибудь происходят
дорожно-транспортные происшествия, многие из них связаны с гибелью людей, в
том числе и детей. Это является основной причиной необходимости обучения
детей безопасному поведению вблизи дорог и при их переходе. Основные правила
дорожного движения необходимо знать каждому человеку, независимо от того,
водитель вы или пассажир, велосипедист вы или пешеход. Также важноэти
правила соблюдать, чтобы сберечь свою жизнь и здоровье, а также жизнь и
здоровье окружающих.
Бывает так, что даже взрослые порой не соблюдают правила дорожного
движения, а что тогда говорить про детей? Переходя через дорогу, ребенок может
быть отвлечен на другой объект, интересующий его, он может неожиданно выйти
на дорогу, не заметив опасности. Бывает, что дети играют на проезжей части или
катаются на велосипеде по дорогам, предназначенным для движения машин. Не
все, но очень многие переходят дорогу не по пешеходному переходу, бывает даже
не смотря по сторонам, или же не на тот сигнал светофора. Такие ошибки порой
могут привести к несчастному случаю.
Задачей взрослых, окружающих маленьких школьников, является в первую
очередь, научить пользоваться этими правилами. Также необходимо быть
примером для ребенка в соблюдении правил дорожного движения, так как дети в
этом возрасте часто подражают взрослым, копируя порой отрицательные
привычки и действия.
Именно поэтому данная тема очень актуальна, ее нельзя оставлять без внимания.
Все взрослые люди, будь то родители или другие родственники, будь то
воспитатели или учителя, каждый должен понимать, что важно рассказать
ребенку все основные правила дорожного движения. Необходимо научить детей
пользоваться ими, и самое главное, донести информацию о необходимости
соблюдения правил в целях собственной безопасности и безопасности других.
2
Пояснительная записка
Форма проведения классного часа: игра
Место проведения классного часа: школьный двор
Время проведения – 5 часов.
Игра –форма деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально
закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки
и культуры.
Педагогическая находка данной разработки в том, что игра позволяет без
особого воздействия на детей, донести до них очень важную информацию,
полезные действия и многие знания, необходимые в жизни. Играя, дети пробуют
себя в различных ролях, учатся общаться, помогать другим людям и уважать их.
В игре по безопасности дорожного движения на импровизированной дороге дети
попробуют себя в роли водителей, велосипедистов, регулировщиков и пешеходов.
В этой игре нет победителей и проигравших, главная цель игры заключается в
том, чтобы попробоватьна практике понять и научится правильным действиям на
проезжей части.
Цели:
1)
Сформировать у детей представление о безопасности дорожного движения
при передвижении по улицам и дорогам.
2)
Воспитать у детей уважение к другим участникам дорожного движения.
Задачи:
1)
Повторить и закрепить знания правил дорожного движения.
2)
Углубить знания о правилах дорожного движения.
Ожидаемый результат:
дети в процессе игры закрепятуже знакомые плавила
дорожного движения, выучат новые и научатся применять их на практике.
Оборудование:
2 велосипеда;
1 жезл регулировщика;
рули (выпиленные из дерева или пластмассовые) 10 штук;
светофоры (сделанные из картона) 4 штуки;
дорожные знаки (сделанные из картона): «Пешеходный переход», «Дети»,
«Главная
дорога»,
«Уступите
дорогу»,
«Въезд
запрещен»,
3
«Ограничениемаксимальнойскорости,
«Движение
без
остановки
запрещено», «Обгон запрещен», «Велосипедная дорожка или полоса для
велосипедистов»,
«Пешеходная
дорожка»,
«Движение
велосипедов
запрещено», «Круговое движение», «Движение прямо»;
краска белая (нужна, чтобы нарисовать на асфальте дорогу, пешеходные
переходы и т.д.);
медали из картона «За знание правил дорожного движения» (по количеству
детей).
4
Ролевая игра по правилам дорожного движения для 1 класса
Ход классного часа:
I.
Подготовительный этап (4 часа):
Учителю заранее необходимо подготовить место для игры:
1)
Нарисовать дороги, пешеходные переходы и два перекрестка.
2)
Сделать дорожные знаки, светофоры и медальки «За знание правил
дорожного движения».
3)
Расставить дорожные знаки и светофоры на импровизированной
проезжей части.
Также следует заранее распределить роли в игре (нужно выбрать двух
велосипедистов, регулировщика, а также водителей и пешеходов). В процессе
игры роли можно поменять, чтобы каждый мог попробовать себя в каждой из
предложенных ролей.
II.
Начальный этап (10 минут):
1)
Объяснение необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Ребята, а знаете ли вы почему очень важно соблюдать правила
дорожного движения?
Ответы детей (да)
В наше время в каждом городе появилось много машин,
улучшились их характеристики. Сейчас, практически каждый
день
происходят
дорожно-транспортные
происшествия,
во
многих из них гибнут люди, в том числе и дети. Чаще всего это
происходит, когда водители не соблюдают скоростной режим
или когда пешеходы переходят дорогу в неположенном месте.
Также и переход не на тот сигнал светофора очень часто
приводит к дорожно – транспортному происшествию. Вот
поэтому очень важно соблюдать правила дорожного движения!
Соблюдая правила дорожного движения, вы сможете сберечь
свою жизнь и жизнь окружающих.
А вы соблюдаете правила дорожного движения?
Ответы детей
2)
Проверка знаний знаков дорожного движения.
Ребята, а знаки дорожного движения вы знаете?
Ответы детей (да)
Вот сейчас мы это и проверим.
5
Учитель указывает на установленные знаки, а дети говорят их название. Если
дети ошибаются, то правильный ответ называет учитель.
3)
Проверка самых необходимых правил дорожного движения.
А расскажите мне как правильно переходить дорогу!
Ответы детей (нужно переходить по пешеходному переходу,
нужно посмотреть по сторонам, нужно убедиться, что водитель
останавливается, чтобы вас пропустить)
А если есть светофор, то на какой свет нужно переходить дорогу?
Ответы детей (на зеленый)
А знает ли кто с какого возраста можно передвигаться на
велосипеде по дорогам?
Ответы детей (с 14 лет)
4)
Учитель объясняет правила игры и раздает все необходимые предметы.
Ребята, а теперь мы с вами поиграем! Правила нашей игры очень
простые: вы попробуете себя в роли водителей, велосипедистов,
регулировщиков и пешеходов. В роли водителей вы должны
правильно проезжать по дорогам, в роли пешеходов вы должны
правильно переходить через дорогу, в роли велосипедистов вы также
должны ездить правильно, а регулировщик должен регулировать
движение. В этой игре нет победителей и проигравших, ваша главная
цель состоит в том, чтобы попробовать на практике, понять и
научится правильным действиям на проезжей части. Сейчас я раздам
вам все необходимое для нашей игры и покажу как правильно
регулировщик должен регулировать движение и как велосипедисты
предупреждают, куда они собираются ехать. Учитель раздает детям
оборудование для игры, а затем показывает жесты регулировщика и
велосипедистов.
III.
Основной этап – проведение игры (35 минут):
Дети в роли водителей и велосипедистов проезжают по импровизированной
проезжей части (по задумке игры одному велосипедисту более 14 лет, а
второму менее 14 лет), пешеходы переходят через дороги. Движение на одном
из перекрестков регулирует регулировщик, а на втором перекрестке движение
регулируется светофором (так как светофор выполнен из картона, для игры
необходимо 4 взрослых человека, которые будут озвучивать цвета светофора,
один человек озвучивает один светофор). Учитель в это время наблюдает за
игрой, помогает детям избежать ошибок или исправить их. По ходу игры
учитель меняет роли, давая детям попробовать каждую из ролей.
6
IV.
Заключительный этап (15 минут):
1)
Учитель подводит итоги игры, объясняет ошибки.
2)
Учитель награждает всех учеников картонными медальками «За
знание правил дорожного движения».
3)
Учитель читает стихотворение Ю. Яковлева:
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
7