Автор: Дюкарева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 54"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Использование мнемотехники в развитии связной речи
детей старшего дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний
день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми
нарушениями остается стабильно высоким. Главной задачей развития
связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта
задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ
литературных произведений, составление описательных рассказов о
предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих
рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по
картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе
над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких
результатов, решила использовать в работе с детьми по формированию
связной речи – такую методику, как мнемотехника.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В
речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение;
Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
Употребление нелитературных слов и выражений;
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
Трудности в построении монолога: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами;
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. Д;
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников –
очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,
грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных
событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией,
необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным,
занимательным, развивающим.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л.
В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин
помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые
с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана
высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный
психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного
размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов
высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного
материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и
совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей
связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание,
сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники
решаю следующие задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с
помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки,
стихи по мнемотаблице.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность,
наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные
признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание,
воображение, память (различные виды).
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач
сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно
переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное –
нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы
нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей. Я их использовала для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при работе с чистоговорками и скороговорками,
при заучивании стихов.
Для
систематизирования
знаний
детей
о
сезонных
изменениях
использовала модельные схемы, мнемотаблицы по блоку "Весна".
Опираясь на опыт педагогов, разработала мнемотаблицы для составления
описательных рассказов о птицах, животных. Данные схемы помогают
детям
самостоятельно
определить
главные
свойства
и
признаки
рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения
выявленных
признаков;
обогащают
словарный
запас
детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Дети
любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро
запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек
вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и потешек,
использовала приём мнемотехники, ориентированный на наглядно- образное
мышление детей. Суть заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого
ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит
стихотворение целиком. На начальном этапе предлагала готовую план -
схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс
создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Для составления описательных рассказов о гжельской и хохломской росписи
использовали мнемотаблицы.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все
психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не
располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы
описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку
очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять
признаки предмета.
Творческие рассказы.
Существенную помощь оказывали мнемотаблицы при составлении детьми
рассказа или сказки, так как предложение придумать рассказ или сказку дети
обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не
однообразные, логично построенные, использовали мнетаблицы.
Пересказ.
Пересказывали также с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех
действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на
правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений. Ему принадлежит особая роль в формировании
связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность
умение строить предложения.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строила в три этапа:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа
по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети
должны уметь самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю разнообразные
дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми,
необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она
была им понятна.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у
детей с использованием метода – мнемотехники дает свои результаты, и
поэтому, чем раньше учить детей рассказывать или пересказывать,
используя данный метод, тем лучше подготовим их к школе, так как связная
речь является важным показателем умственных способностей ребенка и
готовности его к школьному обучению.