Автор: Гальянова Маргарита Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 709 ДО № 3
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект непосредственной обрзовательной деятельности по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №709»
Дошкольное отделение № 3
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
"Перелетные птицы".
Подготовила воспитатель:
Гальянова М.А.,
Москва, 2017
Цель:
обобщение полученных знаний по теме "Перелетные птицы".
Задачи:
1. закрепить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем
виде.
2. развивать мышление, речевую активность, слуховое и зрительное
внимание, мелкую моторику.
3. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам,
закладывать основы экологического воспитания.
Материалы:
картинки с изображением птиц,
разрезные картинки с изображением птиц,
мяч.
Ход занятия:
Воспитатель:
Из далёких жарких стран
Гости к нам весной спешат
Кто это? … (перелётные птицы)
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и,
если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет — стоите
спокойно.
Внимание! А теперь загадки:
После каждой загадки дети объясняют:
Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной
птице?
Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец — чёрный …
(Грач)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко
Значит дождик где-то близко
(Ласточка)
На шесте дворец
Во дворе певец
А зовут его
(Скворец)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет
(Жаворонок)
Гнезда не строит никогда
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает
(Кукушка)
Это старый наш знакомый
Он живет на крыше дома -
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту
(Аист)
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Цапля, журавль)
Дидактическое упражнение:
«Что могут делать птицы?»
Ходят, клюют, летают, выводят, прыгают.
Физкультминутка.
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (Указательный палец на губы).
Чёрные сидят грачи (Присели).
Разместились в гнёздышке, (Показать руками гнездо перед собой).
Распушили пёрышки, (Встать, руки в стороны).
Греются на солнышке, (Погладить себя по рукам).
Головой вертят, (Повороты головой вправо, влево).
Полететь хотят. (Руки в стороны – взмах).
Кыш! Кыш! Улетели! (Хлопки, руки в стороны, бег на носочках).
Полетели, прилетели (Летают).
И опять все в гнёзда сели. (Присели).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с изображением птиц,
рассказывает о перелётных птицах, а затем несколько детей по желанию
рассказывают о понравившейся птице:
Ласточка — «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет
на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост
похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Лебедь — прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв
средней длины и красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суше в
камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными
травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка — птица с буровато-серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в
чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых
гусениц).
Скворец — красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост,
длинные крылья, прямой длинный клюв, черный — у самочки, ярко-желтый
— у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьет в дуплах деревьев. Хорошо
поет, подражает голосам других пернатых.
Грач — черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, уничтожает вредных
насекомых.
Журавль — крупная и сильная птица. Шея длинная и тонкая, голова
небольшая, клюв длинный, прямой, узкий, ноги очень длинные, с длинными
четырьмя пальцами. Живет на больших болотах. Умеет держаться на воде,
красиво и высоко летает. Питается насекомыми, червями и мелкой рыбой,
семенами, почками, корешками. Голос — громкий крик — курлыканье.
Перелет совершает без перерыва днем и ночью.
Жаворонок — маленькая сильная птица с большой головой и коротким
клювом, длинными крыльями и короткими ногами.
Живет в полях, степях и пустынях. Последним улетает осенью и первым
прилетает весной. Может резко взлетать и камнем падать вниз. Питается
насекомыми, хлебными зернами и семенами. Хорошо поет.
Пальчиковая гимнастика:
"Птицы прилетают"
С наступлением весны,
Птицы прилетают. (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие
пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются).
А грачи у лужицы (Ладони раскрыты, соединены чашечкой).
Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кистями рук).
Журавли летят торопятся, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд. (Пальцы рук в замок ладони открыты).
Игра “Собери картинку”.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на
которых изображены перелетные птицы.
– Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
(Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную
опору в виде целостной картинки).
– Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это грач.
– Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
– Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные
картинки в конверты, а целые положите поближе.
Игра с мячом: «Один — много».
Грач — грачей,
птица — птиц,
стриж — стрижей,
аист — аистов,
жаворонок — жаворонков,
скворец — скворцов,
трясогузка — трясогузок,
журавль — журавлей,
гусь — гусей,
утка — уток,
селезень — селезней,
ласточка — ласточек,
соловей — соловьев,
лебедь — лебедей,
кукушка — кукушек,
гнездо — гнезд,
яйцо — яиц,
птенец — птенцов.
Упражнение «Закончи предложение»:
– Все люди любят слушать соловья, потому что… (он замечательно поёт).
– Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что… (птицы их
уничтожают).
– Птиц нужно любить и охранять, потому что… (они приносят большую
пользу: украшают природу, замечательно поют и т.д.)
– Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что
… (можно их поранить).
– Нельзя разрушать гнёзда, потому что …(птицы выводят в них птенцов).
– Нельзя уничтожать насекомых, потому что … (птицы питаются
насекомыми).
– Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов, потому что … (мама-
птица сама о них позаботится).
Рефлексия
– Вы ребята – молодцы!
– Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?