Авторы: Повторайко Анна Адреевна, Треглазова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ № 39
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка на тему:
«Формирование навыков здорового образа жизни и основ
безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в
соответствии с ФГОС ДО»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле
острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.
Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное
удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной,
познавательной,
половой,
потребности
во
сне),
которые
способствующие
эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов
ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать
опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с
нами, взрослыми.
Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и
защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными
сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что
помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о
существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить
стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед,
пока их нет.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,
является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование
у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к
своему здоровью.
Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из
легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового
образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?
Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и
обучения. В нем говорится:
"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом
здоровье
и
соблюдать
правила
безопасности
жизнедеятельности;
владеть
двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью,
понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой,
развитие двигательной активности и формированию физических качеств".
С этой целью в ДОУ организована и проводится санитарная просветительная
работа с педагогическим коллективом по закаливанию детей, по профилактике
заболеваний, создается оптимальный режим двигательной активности и проведения
лечебно-оздоровительных
мероприятий,
направленных
на
повышение
сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. В
профилактику
введены
различные
формы
физического
воспитания:
утренняя
гимнастика, физкультура на воздухе, спортивные соревнования, закаливающие
процедуры. Закаливание проводится соответственно возрасту детей, с учетом их
индивидуальных потребностей, состояния здоровья. Для закаливания используются
факторы внешней среды (солнце, воздух, вода), кинезиологическая гимнастика,
точечный массаж, психо гимнастика, дыхательная гимнастика. Методы и средства
закаливания изменяются с учетом сезона года, температуры воздуха. В результате
проводимых
лечебно-профилактических
мероприятий
достигнуты
снижение
заболеваемости.
В соответствии с задачами Программы развития в ДОУ (второй этап
программы
)
для улучшения и поддержания здоровья детей уделяется большое
внимание закаливанию и физическому воспитанию детей.
Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни
и основ
безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста:
Придание
оздоровительной
направленности
всей
организации
жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и
мотивации к здоровому образу жизни.
Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих
и сохраняющих здоровье.
Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и
бережном отношении к своему здоровью.
Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту
или в других экстремальных ситуациях.
Применительно к ребенку:
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и
воспитание
валеологической
культуры,
как
совокупности
осознанного
отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.
валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
умение оказать элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и
помощь.
Применительно к взрослым –
содействие становлению культуры здоровья.
валеологическое просвещение родителей.
Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к
своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно
распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:
непосредственно организованную деятельность
организацию игр
общение
художественно-речевую деятельность
изобразительную деятельность
познавательно-практическую деятельность
максимальное использование наглядности
Вся
жизнедеятельность
ребенка
в
дошкольном
учреждении
должна
быть
направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные
физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная
деятельность педагога и ребенка в течение дня.
А также не только дошкольники должны оздоравливаться, но и педагогический
состав. Поэтому в ДОУ был разработан проект.
-
Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ (основной) .
-
Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта .
Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми:
1.
Перспективное
планирование
занятий,
совместной
деятельности
и
самостоятельной с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Проведение НОД с использованием валеологических задач.
3. Комплекс мер по оздоровлению.
4. Выявление уровня знаний родителей по данной теме.
5. Ознакомление с правилами сохранения здоровья в досуговой деятельности.
6. Анкетирования, индивидуальные и групповые консультации, тренинги.
(с родителями и сотрудниками)
6. Реализация проблемы через активную работу с педагогами: - Мастер-класс,
семинары-практикумы, обмен опытом. Решение проблемы во взаимодействии с
родителями:1. Консультации, беседы, папки-передвижки, дни здоровья, совместные
досуги, дни открытых дверей.
В рамках задач проекта педагогами и специалистами были разработаны:
1
«Система работы по развитию чувства ритма дошкольника» музыкальный
руководитель Зарипова М.М
2
«Творческая группа педагогов разработала в соответствии с возрастными
особенностями: утреннюю гимнастику, прогулочные карты, картотеки игр
разной направленности и подвижности.
4.
Организованы
кружки:
«Природа
и
дизайн»
-
старший
воспитатель,
«Хореография»
–
музыкальный
руководитель,
как
профилактика
психоэмоционального здоровья дошкольников.
5.
Цикл занятий на учебный год музыкальным руководителем Зариповой М.М.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду,
отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
приобщение детей к физической культуре
использование развивающих форм оздоровительной работы.
Развивающие формы оздоровительной работы
В младшей группе:
(закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для
формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики
плоскостопия, психогимнастика)
В старшей группе
игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре,
перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с
помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.
Художественно-спортивные упражнения для девочек (художественная
гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)
В подготовительной группе:
(катание
на
роликовых
коньках,
волейбол,
бадминтон,
настольный
теннис ,городки)
Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало
лишь
увеличить
удельный
вес
движений
в
жизни
ребёнка,
хотя
на
фоне
прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К
успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит
от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства
необходимо насыщать предметно-развивающую среду , в которой должны быть
атрибуты, символика , терминология , ритуалы и обычаи валеологического характера.
Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной
охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми
для
этого
практическими
навыками
и
умениями.
Тщательно
продуманная
развивающая
среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности,
проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды
взрослыми
позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную
деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В
этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,
стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное -
она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически
закрепить их.
Оздоровительные занятия, беседы
Задачи:
• сохранение и укрепление здоровья;
• развитие сенсорных и моторных функций;
• формирование потребности в двигательной активности;
• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных
заболеваний;
• приобретения навыка правильного дыхания;
• привитие навыков элементарного самомассажа;
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия,
ориентации в пространстве);
• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты,
самокритичности) и др.
Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения
человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими
здоровье.
Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит
быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.
Итак, в течение года дети получали элементарные знания о строении своего
организма и навыки ухода за своим телом.
Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить
безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные
жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать
нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых
человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в
той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками
поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме:
эксперементы. проблемные ситуации.
• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;
• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;
• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;
• при работе с утюгом – различные виды тканей.
Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ
закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит
народная мудрость.
Познавательный цикл всех мероприятий
Задачи:
1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями
(строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях
органов).
2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного
поведения.
4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать
опасных положений.
5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных
представлений о поведении человека в различных ситуациях.
6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные
ситуации жизни человека.
7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы
и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей,
умения сравнивать и обобщать.
9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.
10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил
личной гигиены в повседневной жизни детей.
Результаты внедрения
технологий по обучению дошкольников навыкам
здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и
родителей ДОУ.
2.
Взаимодействие
специалистов
ДОУ
с
организациями
физкультурно-
оздоровительной работы.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих
технологий в педагогический процесс ДОУ.
4.
Формирование
нормативно-правовой
базы
по
вопросам
оздоровления
дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению
здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в
ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.
На данный момент организовано дополнительное образование бесплатный
кружок «Школа мяча», воспитатели и дошкольники знакомятся со скандинавской
ходьбой,
с
йогой,
которую
проводит
педагог
с
подготовительной
группой,
воспитатели посещают в вечернее время, а также педагоги занимаются спортом в
свободное от работы время.
На 2020 – 2021 учебный год в плане ДОУ каждый педагог выбрал технологию по
которой будет проходить работа с дошкольниками, а также для повышения
уровня профессиональной компетентности педагогов. Что соответствует Программе
развития на втором этапе.
Список литературы
1.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход,2000.
2.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
3.
Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового
населения России”
4.
Сивцова
А.М.“Использование
здоровьесберегающих
педагогических
технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
5.
Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
педагога”
6.
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по
основам
безопасности
жизнедеятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
7.
Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность
дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного
возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.