Напоминание

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»


Авторы: Повторайко Анна Адреевна, Треглазова Светлана Григорьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ № 39
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ

безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в

соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле

острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное

удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной,

познавательной,

половой,

потребности

во

сне),

которые

способствующие

эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов

ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать

опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с

нами, взрослыми.

Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и

защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными

сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что

помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о

существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить

стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед,

пока их нет.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами,

является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование

у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к

своему здоровью.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из

легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового

образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и

обучения. В нем говорится:

"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом

здоровье

и

соблюдать

правила

безопасности

жизнедеятельности;

владеть

двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью,

понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой,

развитие двигательной активности и формированию физических качеств".

С этой целью в ДОУ организована и проводится санитарная просветительная

работа с педагогическим коллективом по закаливанию детей, по профилактике

заболеваний, создается оптимальный режим двигательной активности и проведения

лечебно-оздоровительных

мероприятий,

направленных

на

повышение

сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. В

профилактику

введены

различные

формы

физического

воспитания:

утренняя

гимнастика, физкультура на воздухе, спортивные соревнования, закаливающие

процедуры. Закаливание проводится соответственно возрасту детей, с учетом их

индивидуальных потребностей, состояния здоровья. Для закаливания используются

факторы внешней среды (солнце, воздух, вода), кинезиологическая гимнастика,

точечный массаж, психо гимнастика, дыхательная гимнастика. Методы и средства

закаливания изменяются с учетом сезона года, температуры воздуха. В результате

проводимых

лечебно-профилактических

мероприятий

достигнуты

снижение

заболеваемости.

В соответствии с задачами Программы развития в ДОУ (второй этап

программы

)

для улучшения и поддержания здоровья детей уделяется большое

внимание закаливанию и физическому воспитанию детей.

Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни

и основ

безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста:

Придание

оздоровительной

направленности

всей

организации

жизнедеятельности ребенка в детском саду.

Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и

мотивации к здоровому образу жизни.

Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков ,поддерживающих

и сохраняющих здоровье.

Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и

бережном отношении к своему здоровью.

Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;

Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту

или в других экстремальных ситуациях.

Применительно к ребенку:

обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и

воспитание

валеологической

культуры,

как

совокупности

осознанного

отношения ребенка к здоровью и жизни человека.

знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.

валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно

и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

умение оказать элементарную медицинскую , психологическую самопомощь и

помощь.

Применительно к взрослым –

содействие становлению культуры здоровья.

валеологическое просвещение родителей.

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к

своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно

распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:

непосредственно организованную деятельность

организацию игр

общение

художественно-речевую деятельность

изобразительную деятельность

познавательно-практическую деятельность

максимальное использование наглядности

Вся

жизнедеятельность

ребенка

в

дошкольном

учреждении

должна

быть

направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные

физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная

деятельность педагога и ребенка в течение дня.

А также не только дошкольники должны оздоравливаться, но и педагогический

состав. Поэтому в ДОУ был разработан проект.

-

Цель: разработка системы работы по здоровьесбережению в ДОУ (основной) .

-

Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта .

Реализация проблемы через активное внедрение различных форм работы с детьми:

1.

Перспективное

планирование

занятий,

совместной

деятельности

и

самостоятельной с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Проведение НОД с использованием валеологических задач.

3. Комплекс мер по оздоровлению.

4. Выявление уровня знаний родителей по данной теме.

5. Ознакомление с правилами сохранения здоровья в досуговой деятельности.

6. Анкетирования, индивидуальные и групповые консультации, тренинги.

(с родителями и сотрудниками)

6. Реализация проблемы через активную работу с педагогами: - Мастер-класс,

семинары-практикумы, обмен опытом. Решение проблемы во взаимодействии с

родителями:1. Консультации, беседы, папки-передвижки, дни здоровья, совместные

досуги, дни открытых дверей.

В рамках задач проекта педагогами и специалистами были разработаны:

1

«Система работы по развитию чувства ритма дошкольника» музыкальный

руководитель Зарипова М.М

2

«Творческая группа педагогов разработала в соответствии с возрастными

особенностями: утреннюю гимнастику, прогулочные карты, картотеки игр

разной направленности и подвижности.

4.

Организованы

кружки:

«Природа

и

дизайн»

-

старший

воспитатель,

«Хореография»

музыкальный

руководитель,

как

профилактика

психоэмоционального здоровья дошкольников.

5.

Цикл занятий на учебный год музыкальным руководителем Зариповой М.М.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду,

отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Развивающие формы оздоровительной работы

В младшей группе:

(закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для

формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики

плоскостопия, психогимнастика)

В старшей группе

игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре,

перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с

помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.

Художественно-спортивные упражнения для девочек (художественная

гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)

В подготовительной группе:

(катание

на

роликовых

коньках,

волейбол,

бадминтон,

настольный

теннис ,городки)

Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало

лишь

увеличить

удельный

вес

движений

в

жизни

ребёнка,

хотя

на

фоне

прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К

успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит

от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства

необходимо насыщать предметно-развивающую среду , в которой должны быть

атрибуты, символика , терминология , ритуалы и обычаи валеологического характера.

Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной

охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми

для

этого

практическими

навыками

и

умениями.

Тщательно

продуманная

развивающая

среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности,

проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды

взрослыми

позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную

деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В

этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное -

она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически

закрепить их.

Оздоровительные занятия, беседы

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья;

• развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование потребности в двигательной активности;

• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных

заболеваний;

• приобретения навыка правильного дыхания;

• привитие навыков элементарного самомассажа;

• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия,

ориентации в пространстве);

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты,

самокритичности) и др.

Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения

человека, вопросы, связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими

здоровье.

Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит

быть здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым.

Итак, в течение года дети получали элементарные знания о строении своего

организма и навыки ухода за своим телом.

Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить

безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные

жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать

нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых

человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в

той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками

поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме:

эксперементы. проблемные ситуации.

• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;

• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;

• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;

• при работе с утюгом – различные виды тканей.

Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ

закрепления информации. «»Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит

народная мудрость.

Познавательный цикл всех мероприятий

Задачи:

1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями

(строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях

органов).

2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.

3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного

поведения.

4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать

опасных положений.

5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных

представлений о поведении человека в различных ситуациях.

6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные

ситуации жизни человека.

7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы

и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.

8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей,

умения сравнивать и обобщать.

9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.

10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил

личной гигиены в повседневной жизни детей.

Результаты внедрения

технологий по обучению дошкольников навыкам

здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и

родителей ДОУ.

2.

Взаимодействие

специалистов

ДОУ

с

организациями

физкультурно-

оздоровительной работы.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих

технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.

Формирование

нормативно-правовой

базы

по

вопросам

оздоровления

дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению

здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в

ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.

На данный момент организовано дополнительное образование бесплатный

кружок «Школа мяча», воспитатели и дошкольники знакомятся со скандинавской

ходьбой,

с

йогой,

которую

проводит

педагог

с

подготовительной

группой,

воспитатели посещают в вечернее время, а также педагоги занимаются спортом в

свободное от работы время.

На 2020 – 2021 учебный год в плане ДОУ каждый педагог выбрал технологию по

которой будет проходить работа с дошкольниками, а также для повышения

уровня профессиональной компетентности педагогов. Что соответствует Программе

развития на втором этапе.

Список литературы

1.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход,2000.

2.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

3.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового

населения России”

4.

Сивцова

А.М.“Использование

здоровьесберегающих

педагогических

технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

5.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

педагога”

6.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по

основам

безопасности

жизнедеятельности

детей

старшего

дошкольного

возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

7.

Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность

дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного

возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.



В раздел образования