Автор: Гнездилова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 8
Населённый пункт: город Оха. Сахалинская область
Наименование материала: конспект мастер -класса на РИП
Тема: мастер -класс "Игры с логическими блоками Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи
Мастер – класс по новой игровой технологии
«Игры с логическими блоками Дьенеша»
Воспитатель: Гнездилова Т.А.
Цели: познакомить педагогов района и области с игровой технологией
«Логические блоки Дьенеша»; вызвать желание применить технологию в
своей работе с детьми.
Оборудование и материал: мультимедийная установка, презентация
«Праздник в городе блоков»; учебно – игровое пособие «Логические блоки
Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики»,
«Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики-2», «Блоки Дьенеша для
самых маленьких», «Блоки Дьенеша для самых маленьких – 2», серия Блоки
Дьенеша для старших (5-8 лет) «Спасатели идут на помощь», серия Блоки
Дьенеша для старших (5-8 лет) «Поиск затонувшего клада», серия Блоки
Дьенеша для старших (5-8 лет) «Праздник в стране Блоков»; фломастеры,
листы бумаги; монетка.
Уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас в нашем
детском саду и хочу вам рассказать о
новой игровой технологии - логических
блоках Дьенеша. Логические блоки
Дьенеша давно и заслуженно заняли одно
из почётных мест среди «правильных»,
общепризнанных развивающих игр. Это действительно очень эффективный
методический материал для всестороннего развития детей. В первую очередь
– для формирования элементарных математических представлений.
Венгерский профессор Шербуркского университета Золтан Дьенеш пришёл
к удивительному открытию – созданию «новой математики» для самых
маленьких, потому что захотел сделать свою любимую науку лёгкой и
доступной детям. Педагогическая программа по блокам Дьенеша получила
широкое распространение в разных странах мира.
Слайд 2: (З.Дьенеш известен как автор игрового подхода к обучению
детей математике.
Слайд 3:
Опыт российских педагогов показал эффективность использования
логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного
возраста для:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,
размером;
• Развития сенсомоторных способностей и отношений: обследования,
сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,
классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развития творческих способностей;
• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных
задач;
• Развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания,
воображения.
На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша - это
обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В
действительности же это гораздо больше, чем просто строительный
материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического
и пространственного мышления. Это действительно очень эффективный
методический материал для всестороннего развития детей и в первую
очередь – для формирования элементарных математических представлений.
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур и ни одна из них
не повторяется. Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам:
форма, цвет, размер и толщина.
Логические блоки Дьенеша, предполагают множество игр, которое можно
придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие
памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции -
все это позволяют развивать чудесные логические блоки.
Практически все игры и занятия с блоками, можно использовать в работе
с детьми разного возраста, в зависимости от их развития.
В соответствии с принципами постепенного наращивания трудностей
предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого
манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность
самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе
манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную
форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно
начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно,
предлагать детям задания на развитие умения оперировать сначала одним
свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному
свойству).
Например: «Найдите все круглые фигуры», «Бусы для мамы»», или все
треугольные – «Сказочное солнышко» и т.п.
Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями
определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения
оперировать сразу двумя свойствами (найдите круглые, синие фигуры), затем
3-мя, и 4-мя свойствами (маленькие, круглые, синие, тонкие). Игры для
детей можно придумать самим, а можно опираться уже на готовые альбомы
«Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики». Все альбомы лежат
перед вами, вы можете увидеть, что все игры разработаны с усложнением.
Новое логическое содержание появляется по мере освоения предыдущего.
Например, «Дупло белочки» - нужно из всех блоков выбрать все квадратные,
выложить дупло, чередуя большие и маленькие блоки», « Про Белку и
Стрелку» и т.п.
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо усвоили свойства фигур,
вводится специальный код, графически изображающий данные свойства.
Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению
свойств, умение кодировать и декодировать информацию.
Давайте рассмотрим, что из себя представляют символы логических блоков.
Слайд 4
Итак, геометрическая фигура представляет форму блока. Цветное пятно –
цвет, женская фигура - толщину, дома – величину.
Далее, когда ребята уже научатся свободно пользоваться кодовыми
карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не
квадратной формы, значит круглый, или треугольный, или прямоугольный;
не красный, значит любого другого цвета и т.д.).
Сначала можно по кодированным карточкам выложить дорожки, затем
задание усложняется, и ребята выкладывают целые картинки, разгадывая
разные шифры.
Слайд 5, 6
Логические блоки Дьенеша тем и хороши, что строгое следование одного
этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста
начинается работа с блоками Дьенеша, а также от уровня развития детей,
педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Любую игру с
блоками можно проводить как соревнование между двумя (3) командами.
Или включать в занятия по ФЭМП или конструированию. Можно
придумывать различные зашифрованные задания для ребят, используя
разные сюжеты. Например, разного рода путешествия, конкурсы или квесты.
Или же, вставлять задания с блоками Дьенеша в интеллектуальный ринг по
разным игровым технологиям.
Слайд 7
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями
и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с
точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям
относятся: выявление свойств и их абстрагирование, сравнение,
классификация, обобщение, кодирование и декодирование. А также
логические операции «не», «и», «или».
Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала
элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них
способность действовать в уме, осваивать представления о числах и
геометрических фигурах, пространственную ориентировку. А самое
главное, играть этими блоками будет интересно и малышам от двух-трех лет
и ребятам 6-7 лет, некоторые игры заинтересуют школьников и даже
взрослых.
На этом, пожалуй, остановлюсь с теорией, перейдем к практике и немного
поиграем.
Итак, я приглашаю вас на праздник в город Блоков. Но попасть в него не
так просто: город находится на острове, чтобы до него добраться, нужно
построить мост. А из каких блоков мы его построим? Чтобы найти камни,
нам нужно решить примеры. Внимание на экран.
Слайд 8
Перед вами 8 разноцветных вертикальных
дорожек, у каждой свой номер и свой пример.
Горизонтально расположены карточки -
символы. Каждый символ под своим номером.
Итак, решаем первый пример: 2+2=4. Ищем
символ формы под № 4 и узнаем, что первый
камень имеет прямоугольную форму.
Спускаемся ниже ко второму примеру 5+1 = 6,
значит наш камень желтого цвета. Далее
узнаем, какой толщины желтый прямоугольник, решаем пример: 5+5 =10,
значит наш камень толстый. И теперь нам осталось узнать какого размера
наш камень: 1+2= 3, смотрим на символ - и узнаем, что камень маленького
размера. Далее выполняем задание самостоятельно.
Мост построили. Проверяем.
Слайд 9
По мосту прошли и к воротам подошли.
Слайд 10
А ворота на запоре, чтобы их открыть, требуется приложить усилия и
подобрать ключи к каждому замку.
Ну, что ж, молодцы ворота открыли и в город вошли.
Обратите внимание, какие необычные здания в этом
городе,
Слайд 11
давайте сфотографируем их. Чтобы фотографии
получились, нужно внимательно их рассмотреть,
раскодировать и из блоков собрать. (выполнение)
Молодцы, удачные фотографии у вас получились. Вот так незаметно мы
пришли на Площадь цветов.
Слайд 12
Но вот беда, жители этого города остались без садовников и поэтому
клумбы стоят пустые. Давайте сделаем жителям подарок и украсим клумбы
цветами. Для этого возьмем логические кубики.
Слайд 13
Подбрасывая кубики, узнаем, какой формы, цвета и размера будут наши
цветы.
(выполнение)
Замечательно все справились. Смотрите, какие красивые клумбы у нас
получилось. Сейчас мы еще вокруг клумб выложим красивые дорожки, и я
думаю, что для жителей города мы сделаем хороший подарок к празднику.
Слайд 14
Посмотрите внимательно на схему №1. На ней хорошо видно, что каждое
свойство имеет свой «домик». Схема №2 подскажет
нам, какие именно фигуры надо выбирать для
дорожки. Всего в дорожке будет 12 плиток: их форма
и цвет закодирована в первом столбике схемы, размер
во втором и цвет в третьем. Давайте вместе выберем
первую плитку (смотрим схему № 2, вариант первый).
Дальше продолжаем сами. Справились, проверяем.
Слайд15
Жители города вам благодарны за оказанную помощь и ждут вас на
праздник. А как обычно проходит праздник в городе? Устраиваются
народные гуляния с играми, эстафетами, приглашением
артистов, фокусников и т.д. К нам тоже приехал фокусник, в
роли фокусника выступлю я, вы готовы мне помогать?
Слайд 16
Итак, вам нужно загадать любой блок,
зарисовать его свойства и показать мне -
фокуснику, а я должна отгадать и показать этот
блок вам. Берем фломастеры и приступаем к
делу.
(проводится игра «Фокус» )
Следующая игра: «Найди клад»
Я выстраиваю ряд из разных блоков. Сейчас вам нужно закрыть глаза, а я в
это время спрячу монетку под один из блоков. Вам нужно будет найти
«клад», задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «ДА» или
«НЕТ». Готовы? Тогда начнем.
И, последняя игра: «Кто быстрее».
1 команда выкладывает дорожку из тонких фигур, чередуя по размеру:
большие, маленькие, 2 – из толстых. Готовы? Начали.
Вот и закончилась наше путешествие в город Блоков. Надеюсь, что вам
понравилось. От души советую вам применять логические блоки Дьенеша в
своей работе с детьми.