Напоминание

мастер -класс "Игры с логическими блоками Дьенеша"


Автор: Гнездилова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад № 8
Населённый пункт: город Оха. Сахалинская область
Наименование материала: конспект мастер -класса на РИП
Тема: мастер -класс "Игры с логическими блоками Дьенеша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ ЦРР – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

Мастер – класс по новой игровой технологии

«Игры с логическими блоками Дьенеша»

Воспитатель: Гнездилова Т.А.

Цели: познакомить педагогов района и области с игровой технологией

«Логические блоки Дьенеша»; вызвать желание применить технологию в

своей работе с детьми.

Оборудование и материал: мультимедийная установка, презентация

«Праздник в городе блоков»; учебно – игровое пособие «Логические блоки

Дьенеша»; альбомы: «Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики»,

«Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики-2», «Блоки Дьенеша для

самых маленьких», «Блоки Дьенеша для самых маленьких – 2», серия Блоки

Дьенеша для старших (5-8 лет) «Спасатели идут на помощь», серия Блоки

Дьенеша для старших (5-8 лет) «Поиск затонувшего клада», серия Блоки

Дьенеша для старших (5-8 лет) «Праздник в стране Блоков»; фломастеры,

листы бумаги; монетка.

Уважаемые коллеги!

Я рада приветствовать вас в нашем

детском саду и хочу вам рассказать о

новой игровой технологии - логических

блоках Дьенеша. Логические блоки

Дьенеша давно и заслуженно заняли одно

из почётных мест среди «правильных»,

общепризнанных развивающих игр. Это действительно очень эффективный

методический материал для всестороннего развития детей. В первую очередь

– для формирования элементарных математических представлений.

Венгерский профессор Шербуркского университета Золтан Дьенеш пришёл

к удивительному открытию – созданию «новой математики» для самых

маленьких, потому что захотел сделать свою любимую науку лёгкой и

доступной детям. Педагогическая программа по блокам Дьенеша получила

широкое распространение в разных странах мира.

Слайд 2: (З.Дьенеш известен как автор игрового подхода к обучению

детей математике.

Слайд 3:

Опыт российских педагогов показал эффективность использования

логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного

возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов,

размером;

• Развития сенсомоторных способностей и отношений: обследования,

сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию;

• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

• Развития творческих способностей;

• Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных

задач;

• Развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания,

воображения.

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша - это

обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В

действительности же это гораздо больше, чем просто строительный

материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического

и пространственного мышления. Это действительно очень эффективный

методический материал для всестороннего развития детей и в первую

очередь – для формирования элементарных математических представлений.

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур и ни одна из них

не повторяется. Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам:

форма, цвет, размер и толщина.

Логические блоки Дьенеша, предполагают множество игр, которое можно

придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие

памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции -

все это позволяют развивать чудесные логические блоки.

Практически все игры и занятия с блоками, можно использовать в работе

с детьми разного возраста, в зависимости от их развития.

В соответствии с принципами постепенного наращивания трудностей

предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого

манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность

самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе

манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную

форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно

начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно,

предлагать детям задания на развитие умения оперировать сначала одним

свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному

свойству).

Например: «Найдите все круглые фигуры», «Бусы для мамы»», или все

треугольные – «Сказочное солнышко» и т.п.

Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями

определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения

оперировать сразу двумя свойствами (найдите круглые, синие фигуры), затем

3-мя, и 4-мя свойствами (маленькие, круглые, синие, тонкие). Игры для

детей можно придумать самим, а можно опираться уже на готовые альбомы

«Блоки Дьенеша для малышей. Маленькие логики». Все альбомы лежат

перед вами, вы можете увидеть, что все игры разработаны с усложнением.

Новое логическое содержание появляется по мере освоения предыдущего.

Например, «Дупло белочки» - нужно из всех блоков выбрать все квадратные,

выложить дупло, чередуя большие и маленькие блоки», « Про Белку и

Стрелку» и т.п.

В старшем возрасте, когда дети уже хорошо усвоили свойства фигур,

вводится специальный код, графически изображающий данные свойства.

Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению

свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Давайте рассмотрим, что из себя представляют символы логических блоков.

Слайд 4

Итак, геометрическая фигура представляет форму блока. Цветное пятно –

цвет, женская фигура - толщину, дома – величину.

Далее, когда ребята уже научатся свободно пользоваться кодовыми

карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не

квадратной формы, значит круглый, или треугольный, или прямоугольный;

не красный, значит любого другого цвета и т.д.).

Сначала можно по кодированным карточкам выложить дорожки, затем

задание усложняется, и ребята выкладывают целые картинки, разгадывая

разные шифры.

Слайд 5, 6

Логические блоки Дьенеша тем и хороши, что строгое следование одного

этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста

начинается работа с блоками Дьенеша, а также от уровня развития детей,

педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Любую игру с

блоками можно проводить как соревнование между двумя (3) командами.

Или включать в занятия по ФЭМП или конструированию. Можно

придумывать различные зашифрованные задания для ребят, используя

разные сюжеты. Например, разного рода путешествия, конкурсы или квесты.

Или же, вставлять задания с блоками Дьенеша в интеллектуальный ринг по

разным игровым технологиям.

Слайд 7

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями

и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с

точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям

относятся: выявление свойств и их абстрагирование, сравнение,

классификация, обобщение, кодирование и декодирование. А также

логические операции «не», «и», «или».

Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала

элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них

способность действовать в уме, осваивать представления о числах и

геометрических фигурах, пространственную ориентировку. А самое

главное, играть этими блоками будет интересно и малышам от двух-трех лет

и ребятам 6-7 лет, некоторые игры заинтересуют школьников и даже

взрослых.

На этом, пожалуй, остановлюсь с теорией, перейдем к практике и немного

поиграем.

Итак, я приглашаю вас на праздник в город Блоков. Но попасть в него не

так просто: город находится на острове, чтобы до него добраться, нужно

построить мост. А из каких блоков мы его построим? Чтобы найти камни,

нам нужно решить примеры. Внимание на экран.

Слайд 8

Перед вами 8 разноцветных вертикальных

дорожек, у каждой свой номер и свой пример.

Горизонтально расположены карточки -

символы. Каждый символ под своим номером.

Итак, решаем первый пример: 2+2=4. Ищем

символ формы под № 4 и узнаем, что первый

камень имеет прямоугольную форму.

Спускаемся ниже ко второму примеру 5+1 = 6,

значит наш камень желтого цвета. Далее

узнаем, какой толщины желтый прямоугольник, решаем пример: 5+5 =10,

значит наш камень толстый. И теперь нам осталось узнать какого размера

наш камень: 1+2= 3, смотрим на символ - и узнаем, что камень маленького

размера. Далее выполняем задание самостоятельно.

Мост построили. Проверяем.

Слайд 9

По мосту прошли и к воротам подошли.

Слайд 10

А ворота на запоре, чтобы их открыть, требуется приложить усилия и

подобрать ключи к каждому замку.

Ну, что ж, молодцы ворота открыли и в город вошли.

Обратите внимание, какие необычные здания в этом

городе,

Слайд 11

давайте сфотографируем их. Чтобы фотографии

получились, нужно внимательно их рассмотреть,

раскодировать и из блоков собрать. (выполнение)

Молодцы, удачные фотографии у вас получились. Вот так незаметно мы

пришли на Площадь цветов.

Слайд 12

Но вот беда, жители этого города остались без садовников и поэтому

клумбы стоят пустые. Давайте сделаем жителям подарок и украсим клумбы

цветами. Для этого возьмем логические кубики.

Слайд 13

Подбрасывая кубики, узнаем, какой формы, цвета и размера будут наши

цветы.

(выполнение)

Замечательно все справились. Смотрите, какие красивые клумбы у нас

получилось. Сейчас мы еще вокруг клумб выложим красивые дорожки, и я

думаю, что для жителей города мы сделаем хороший подарок к празднику.

Слайд 14

Посмотрите внимательно на схему №1. На ней хорошо видно, что каждое

свойство имеет свой «домик». Схема №2 подскажет

нам, какие именно фигуры надо выбирать для

дорожки. Всего в дорожке будет 12 плиток: их форма

и цвет закодирована в первом столбике схемы, размер

во втором и цвет в третьем. Давайте вместе выберем

первую плитку (смотрим схему № 2, вариант первый).

Дальше продолжаем сами. Справились, проверяем.

Слайд15

Жители города вам благодарны за оказанную помощь и ждут вас на

праздник. А как обычно проходит праздник в городе? Устраиваются

народные гуляния с играми, эстафетами, приглашением

артистов, фокусников и т.д. К нам тоже приехал фокусник, в

роли фокусника выступлю я, вы готовы мне помогать?

Слайд 16

Итак, вам нужно загадать любой блок,

зарисовать его свойства и показать мне -

фокуснику, а я должна отгадать и показать этот

блок вам. Берем фломастеры и приступаем к

делу.

(проводится игра «Фокус» )

Следующая игра: «Найди клад»

Я выстраиваю ряд из разных блоков. Сейчас вам нужно закрыть глаза, а я в

это время спрячу монетку под один из блоков. Вам нужно будет найти

«клад», задавая мне вопросы, на которые я могу отвечать только «ДА» или

«НЕТ». Готовы? Тогда начнем.

И, последняя игра: «Кто быстрее».

1 команда выкладывает дорожку из тонких фигур, чередуя по размеру:

большие, маленькие, 2 – из толстых. Готовы? Начали.

Вот и закончилась наше путешествие в город Блоков. Надеюсь, что вам

понравилось. От души советую вам применять логические блоки Дьенеша в

своей работе с детьми.



В раздел образования