Напоминание

Как психологическое здоровье педагога влияет на образовательный процесс"


Автор: Степанкова Надежда Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №
Населённый пункт: Московская обл г.о Подольск п.Железнодорожный ул Большая Серпуховская д 202 б
Наименование материала: Статья
Тема: Как психологическое здоровье педагога влияет на образовательный процесс"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭССЕ НА ТЕМУ:

«Как психологическое здоровье педагога

влияет на образовательный процесс»

Выполнила воспитатель

МДОУ Детский сад № 20 «Веснушки»

Г.О. Подольска Степанкова Н.С.

Содержание

1.

Введение 3

2.

Основная часть 5

2.1. Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс 5

2.2. Психологическое самосохранение педагога 8

3.

Заключение 16

4.

Список литературы 18

1.

Введение

Время

предъявляет

повышенные

требования

не

только

к

личностным качествам педагогов, но и к уровню их физического и

психологического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог

получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем

работоспособности,

активности,

творчества,

стремиться

к

совершенствованию.

Однако

у

некоторой

части

современных

педагогов по причине социальной нестабильности и личностных

причин

отмечается

состояние

эмоциональной

напряженности

в

профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении

устойчивости психических функций и понижении работоспособности.

Особенно

велико

влияние

эмоциональной

напряженности

на

деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных

факторов

профессионального

труда

вызывает

у

них

ухудшение

результатов деятельности, снижение работоспособности, появление

нехарактерных

ошибок,

снижение

показателей

психологических

процессов (памяти, мышления, внимания).

После пребывания в

напряженных педагогических ситуациях многие педагоги чувствуют

разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях

эмоциональная

напряженность

педагога

достигает

критического

момента,

результатом

является

потеря

самообладания

и

самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для

здоровья,

отравляя

организм

стрессовыми

токсинами.

Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные

решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния.

Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит

бурных эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а наоборот,

повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на

здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания.

Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные

состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств

педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма т.д.), что

негативно

сказывается

на

эффективности

деятельности

и

взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами.

2.

Основная часть

2.1.

Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда

вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий

динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность

возникающих

педагогических

ситуаций,

социальная

оценка,

необходимость осуществление частых и интенсивных контактов,

взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся

социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно

реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен

думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими

последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.

Особенно

это

значимо

в

условиях

дошкольного

образования,

где

ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока.

Большая часть рабочего времени педагога дошкольного образования

протекает

в

эмоционально

напряженной

обстановке:

Эмоциональная

насыщенность

деятельности,

постоянная

концентрация

внимания,

повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода

оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога:

появляется

нервозность,

раздражительность,

усталость,

разного

рода

недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает

критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет

себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительность).

Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения,

преодолевать вспышки гнева, недовольства, отчаяния.

Внешне

сдерживание эмоций,

когда

внутри происходит бурных

эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а наоборот, повышает

эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между

тем,

требуемая

от

педагога

дошкольного

образования

выносливость,

терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других важных качеств,

во многом обусловлены его здоровьем.

Психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний

душевный комфорт, чувство защищенности) - основной критерий успешности

и эффективности взаимоотношений педагога с детьми.

Педагог в своей деятельности должен стремиться к успешному

решению поставленных перед ним задач, независимо от воздействующих на

него

негативных

факторов,

сохранять

самообладание,

оставаться

для

воспитанников

примером

в

личностном

плане.

Однако

внешнее

сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный

процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное

напряжение и негативное сказывается на здоровье.

Педагоги как профессиональная группа отличается крайне низкими

показателями физического и психологического здоровья. По данным многих

исследований, даже у молодых педагогов частыми являются обращение в

медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-

сосудистой системы, язвенных заболеваний, желудочно-кишечного тракта,

заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для

педагогов со стажем работы 15-20 лет характерны педагогические кризисы»,

«истощение», «сгорание». В настоящее время эмоциональное выгорание

понимают как механизм психологической защиты, выработанной личностью

в

форме

полного

или

частичного

исключения

эмоций

в

ответ

на

психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет

собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку

дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

На

развитие

синдрома

«профессионального

выгорания»

влияют

внешние и внутренние факторы. К внешний факторам провоцирующим

синдром,

относят:

хроническую

напряженную

психоэмоциональную

деятельность,

связанную

с

интенсивным

обращение

и

эмоциями;

завышенные нормы контингента (например, количество детей в группе);

нечеткую

организацию

и

планирование

деятельности;

повышенную

ответственность за выполняемые функции (за благополучие воспитанников);

неблагополучную

психологическую

атмосферу

профессиональной

деятельности

(конфликтность

в

системе

«руководитель-подчиненный»,

«коллега-коллега», «педагог-ребенок»); психологически трудный контингент

(дети

с

акцентуациями

характера,

неврозами,

психологическими

особенностями

возраста;

нарушители

дисциплины).

В

результате

воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных

ресурсов:

«не

обращать

внимания»,

«беречь

нервы»,

то

есть

к

эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.

К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального

выгорания»

относятся

склонность

к

эмоциональной

ригидности.

«Эмоциональное

выгорание»

быстрее

возникает

у

тех,

кто

более

эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких ,

чувственных,

отзывчивых,

развитие

симптомов

«выгорания»

проходит

медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у

людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности

слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с

повышенной

ответственностью

за

исполняемые

обязанности.

Каждая

напряженная

ситуация

в

профессиональной

деятельности

оставляет

глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание,

мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы

истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам

психологической защиты.

Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация

к

профессиональной

деятельности.

В

таком

случае

не

проявляется

сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы

«выгорания» - безразличие, равнодушие, душевная черствость.

Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные

ситуации

агрессивно,

несдержанно.

К

«сгорающим»

относят

и

«трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает

до самозабвения.

2.2.

В связи с вышеизложенными факторами стоит вопрос об охране

здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как

достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие,

укрепить здоровье педагогов? Сохранению и восстановлению

психологического здоровья педагога в значительной степени

способствует формирование положительного самовосприятия,

самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как

способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагога самого себя является одним из

важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако многие

исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает

неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе.

Внутренние

источники

данных

негативных

явлений

необъективное

восприятие

ситуации,

низкая

самооценка,

недостаточная

степень

самоуважения.

Высокий

уровень

самопринятия

(принятие

себя как

уникальной

индивидуальности,

обладающими

не

только

достоинствами,

но

и

слабостями недостатками, обуславливает положительное отношение к

другим. Педагог,

принимающий себя как личность, индивидуальность,

стремиться

к

самореализации.

Она

предполагает

определение

своих

положительных

качеств

и

перспектив,

осознание

себя

творческой

индивидуальностью,

определение

индивидуальных

путей

профессионального самосовершенствования.

Осознанная потребность в

самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности

является одним из условий развития сохранения психологического здоровья

педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением,

педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение

детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует

развитию

у

них

таких

личностных

качеств

как

доброжелательность,

отзывчивость, уверенность в себе.

Значительное

число

напряженных

ситуаций

в

процессе

педагогического

воздействия

поражает

консерватизм,

шаблонность

поведение педагога, которые постепенно переходят в черты характера,

отражаются на мыслительных процессах.

Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу

работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от

ситуации,

находить

нестандартные

решения

сложных

педагогических

ситуаций.

Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной

программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее

перестройки. Ригидность мышления, его чрезмерная логичность – это то, что

мешает педагогу изменять стратегию своего поведения в зависимости от

ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных

педагогических

ситуаций.

В

ситуации

решения

мыслительных

задач

ригидность проявляется в привязанности к привычному (отработанному)

способу действия, в неспособности изменить установку.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности предполагает легкость

перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации.

Проявление

педагогической

гибкости

считаются:

способность

создавать

разнообразные

идеи

в

неопределенной

ситуации,

менять

освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть

объект

под

новым

углом

зрения,

умение

свободно

переносить

и

трансформировать приобретенный опят в новые ситуации. Гибкость ума

проявляется

в

использовании

предлагаемый

идей,

даже

если

они

противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных

ситуаций.

Изучение

рассматриваемого

феномена

востребовано

практикой,

констатирующей,

что

педагог

зачастую

не

готов

к

большим

интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое

поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа

работы

у

него

возрастает

стереотипность,

шаблонность

мышления,

закрепляются

защитные

психологические

механизмы,

ведущие

к

повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения,

ригидности поведения. Всё это препятствует взаимопониманию педагога и

ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих

методов и приемов:

при

обсуждении

педагогических

проблем

в

дискуссиях

с

коллегами применять примеры мозгового штурма: при обмене

мнениями

отказаться

от

критики

высказываний

других,

постараться высказать в короткий срок как можно большее число

идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их

реализации;

Самоанализ педагогических ситуаций – подобрать несколько

решений к определенной

ситуации (развитие вариативности

поведенческих

реакций

в

нестандартных

условиях,

рефлексивный анализ собственного поведения);

развитие креативности (решение психологических загадок и

задач

с

нахождением

нестереотипных

ответов,

поиск

альтернативных

способов

подхода

к

одной

ситуации

с

использование разнообразных приемов, абсурдных решений и

т.п.)

самоанализ

поведения

в

сложных

жизненных

ситуациях,

осознание

нерациональности

импульсивных

поведенческих

реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный

анализ эмоций.

упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро»,

«карандаш» и

«медведь». Необходимо

составить

как

можно

больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти

три слова.

Придумать как можно больше вариантов использования не по

прямому

назначению

следующих

предметов:

утюг,

пуговица,

канцелярская скрепка, банан.

Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать

для

них

как

можно

больше

общих

признаков,

стремится

к

нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных

признаков предметов.

Педагогическая

гибкость

является

таким

психологическим

феноменом,

который,

проявляется

в

условиях

проблемной

ситуации,

заставляет

педагога

произвести

перестройку

сформированных у него умственных операций, в зависимости от

требований, дает возможность приспособиться к неблагоприятным

факторам деятельности, проявляя подвижность. Нестандартность

мышления и поведения. Основными элементами педагогической

гибкости. Способствующими ее развитию, являются: вариативность,

нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора

творческая

активность

личности.

Именно

они

обеспечивают

эффективную

адаптацию

личности

к

требованиям

ситуации,

способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее

оптимальных способов деятельности.

Важным аспектом работы по сохранению психологического

здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции.

Необходимость саморегуляции возникает,

когда профессионал

сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него

проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в

состоянии

повышенного

эмоционального

и

физического

напряжения,

что

побуждает

его

к

импульсивным

действиям,

находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей,

администрации. В настоящее время для саморегуляции психических

состояний

используются

разнообразные

методы:

дыхательная

гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная

тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно,

рационально распределять свои силы в течение каждого дня,

адекватно

управлять

собой

в

соответствии

со

сложившейся

ситуацией.

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во

время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

дыхательные упражнения успокаивающей направленности

(характеризуются постепенным удлинением выдоха до

продолжительности удвоенного вдоха).

Сосредоточение

внимания

и

воображения

на

определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и

других ощущениях). Например, при первых признаках

напряженности представить внутри себя, на уровне груди,

мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя

возникающую

отрицательную

энергию

и

внутреннее

напряжение, связанное с нею.

Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации

воображения

и

дыхательных

упражнений.

Например,

можно

использовать

следующий

прием

перед

предстоящей неприятной беседой: глубоко вздохнуть, во

время выдоха резким движением в воображении, как бы

сорвать напряженную маску со своего лица. После этого

начинать беседу.

Активизация чувства юмора, - пытаться увидеть комическое

даже в сложной, серьезной ситуации, простить партнеру

его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

Отвлечение – постараться, как можно ярче представить

ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее

спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

Переключение на интересную деятельность. Любимое

занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении

в коре головного мозга образуется доминантный очаг

возбуждения, который обладает способностью тормозить

все остальные очаги, подчинять себе всю деятельность

организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для

успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту

или же создать новую, конкурирующую доминанту. В

основе

«нездоровых»

моделей

поведения

лежат

иррациональные мысли и убеждения.

Они ведут к

неконструктивным

переживаниям,

не

способствуют

преодолению

стресса

и

повышают

риск

выгорания.

Иррациональные убеждения характеризуются сильными

неприятными

переживаниями

гнев

беспомощность,

растерянность, раздражение. Часто в них используются

слова «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны и

предполагают неудачный исход «я этого не выдержу», «я

не смогу этого сделать», « у меня ничего не получится». Их

смысл принизан безнадежностью, беспомощностью.

Для

профилактики

и

преодоления

негативных

эмоциональных

состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в

рациональные.

Для этого их необходимо во время выявлять и

систематически замещать на рациональные убеждения.

Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из

его все деструктивные речевые обороты, обращения к себе. В которых

сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на

успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не

понимает».

Необходимо

заменить

их

на

конструктивные

или

позитивные,

способствующие

мобилизации

внутренних

психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных

силах.

После заручиться позитивными высказываниями про запас,

научится думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на

негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому

поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных

стрессов.

Для сохранения и поддержки здоровья педагога необходимо

применять:

Лечебно-оздоровительные упражнения:

- Упражнения для позвоночника

- Упражнения для осанки

- Упражнения для шейного отдела позвоночника

Следить за своим физическим здоровьем:

- Полноценное питание

- Достаточный сон

- Соблюдение правил личной гигиены

- Режим труда и отдыха

- занятие спортом

Соблюдать психоэмоциональное равновесие:

- позитивное мышление

- оптимизм

- управление эмоциями

- доброжелательное отношение к людям

- любовь к себе.

Рекомендации для психологического самосохранения педагога:

Начинайте каждый день с чувства радости.

Поддерживайте это состояние в течение дня.

Прежде, чем дать волю гневу, сосчитайте до 10.

Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.

Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам.

Питайтесь регулярно и разнообразно

Исключайте жаренную, жирную пищу алкоголь.

Увеличьте

употребление

овощей,

фруктов,

рыбы,

мяса,

молочных

продуктов.

Не переедайте на ночь

Спите не менее 8-ми часов в сутки

Занимайтесь физическими упражнениями

Старайтесь больше бывать на свежем воздухе

Любите свою душу и тело.

Старайтесь окружить их комфортом.

3.

Заключение

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально

построить

свою

индивидуальную

программу

профессионального

самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет

физическое и профессиональное творческое долголетие.

Программа

профессионального

психологического

самосохранения может иметь следующие пункты:

Активная позиция в профессиональной жизни ( перестать

чувствовать жертвой обстоятельств), а именно реализация

себя как активной личности в активной профессиональной

среде;

Готовность

к

постоянному

самоизменению,

лабильность

установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

Укрепление

в своей личности

тех ее качеств, которые

особенно

необходимы

и

востребованы

в

современном

обществе

(готовность

к

включению

в

новые

проекты,

укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих

силах);

Создание оптимистической профессиональной перспективы,

усиление

авторства

своей

жизни

даже

в

сложных

обстоятельствах;

Поддержание у себя позитивной Я- концепции себя как

профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих

положительных качеств;

Внутренняя личностная ответственность за свое психическое и

физическое здоровье;

Способность

жить

в

ладу

с

самим

собой,

внутренняя

гармония,

принятие

реальных

факторов

своей

профессиональной жизни;

Умение понять себя как индивидуальность, самобытность,

действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с

ней;

Установка на творчество даже в малоподходящих для этого

условиях («выживание через творчество»);

Владение приемами

самовосстановления (физического и

психического)

после

перегрузок,

нормализации

уровня

работоспособности;

Исключение из собственной жизни саморазрушающихся и

самопоражающих

стратегий

поведения,

усиление

своего

жизненного потенциала и жизнестойкости.

Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной

деятельности

поможет

сохранять

«рабочее»

самочувствие,

снизит

вероятность развития профессионального «выгорания», позволит быть на

дружеской ноге» со своей работой.

4.

Список литературы

1.

Н.Я Ратанова «Психологическое сопровождение инновационной

деятельности педагогов» - справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения №4 Москва, 2009

2.

Р.В. Овчарова «Техноголия практического психолога образования »,

Москва «ТЦ Сфера» 2004 г (441)

3.

Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога», Москва,

Гуманитарный издательский центр Владос», 2003 г. (476)



В раздел образования