Напоминание

проект "Книжкин дом"


Авторы: Малыгина Тамара Сергеевна, Поцепун Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Балахна Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Книжкин дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТЕМА П Р О Е К ТА: «КНИЖКИН ДОМ»

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 3-4года

НОМИНАЦИЯ: ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

РАЗРАБОТАЛИ

:

Малыгина Тамара Сергеевна,

Поцепун Ольга Викторовна,

воспитатели МБДОУ

«Детский сад № 20», г. Балахна

г. Балахна, 2019 г.

Тема: «Книжкин дом»

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

Участники: дети, родители, воспитатели 2 младшей группы.

Продукт проекта: создание группового уголка «Книжкин дом»

Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность по

воспитанию у детей звуковой культуры речи

Задачи:

1.

Мотивировать родителей к участию в детско-родительском проекте

на основе выявленных проблем в развитии детей

2.

Создавать условия для организации совместной деятельности детей

и родителей на основе подготовки и показа кукольных спектаклей по

программным литературным произведениям младшего возраста

3.

В ходе совместной деятельности детей и родителей знакомить

взрослых с методами и приемами, направленными на воспитание

звуковой культуры речи у дошкольников:игровыми упражнениями на

произношении звуков в звукоподражаниях

4.

Упражнять детей в произношении изолированных звуков и в

звукоподражаниях.

Идея проекта:

В современном обществе самой необходимой функцией является общение, и

в этом дошкольный возраст не исключение. Средством общения является речь.

Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи.

Понятие «звуковая культура речи», в первую очередь, включает

формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего

необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики

артикуляционного аппарата.

Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо начинать с

дошкольного возраста, т.к. систематическая работа в этом направлении

пригодится в дальнейшем для обучения в школе. Проблемы в устной речи

ребенка могут негативно сказаться на формирование письменной речи в школе.

Все недостатки и минусы, которые возникают у дошкольников нужно устранять

сразу, ведь именно в этом возрасте речь еще можно исправить, а главное

нарушения в речи преодолеваются легче и быстрее, чем в другие периоды

взросления. Есть случаи, когда детям не устраняли недостатки в речи в

дошкольном возрасте, ссылаясь на то, что само пройдет, в школе научат. Это

глубокое заблуждение, дети так и остались с речевыми дефектами в речи, и в

школе обучение из-за этого им давалось тяжело.

Анализ развития детей в младшей группе показал, что основные проблемы

на начало учебного года были связаны с развитием активной речи – у 76 %,

наиболее актуальными для младших дошкольников стали трудности со

звукопроизношением. Эта информация была озвучена на 1-м родительском

собрании. Родителям было предложено принять непосредственное участие в

процессе по воспитанию звуковой культуры речи у детей. Начались поиски

путей осуществления совместной работы. В результате было найдено

универсальное средство – детская книга, а точнее, сказочные и литературные

персонажи детских книг. Звуковые игры с ними должны помочь ребенку в

формировании правильного звукопроизношения.

Мы познакомили родителей с программным перечнем детской литературы, в

соответствие с которым взрослые начали создавать разные виды детских

театров. Был создан даже снежный театр по сказке «Колобок». Его персонажей

мы сфотографировали, из их изображений оформили настольный театр.

Родители приходили в группу, разыгрывали спектакль с помощью сказочных

персонажей, масок, а мы предлагали детям и взрослым поиграть с помощью

«веселого язычка» в игры со сказочными персонажами. Эти игры мы оформили

в виде картотеки «Игровые упражнения по сказкам на произношении звуков

в звукоподражаниях»и предлагали родителям для проведения дома в процессе

чтения детских книг.

Итогом проекта стало создание группового уголка «Книжкин дом», в

котором представлены детские книги, созданные родителями кукольные театры

по этим книгам и картотека звуковых игр со сказочными героями.

Этапы проекта «Книжкин дом»

этапы

Содержание деятельности

I этап

Мотивация

к

организации

проекта,

выявление

проблемы

проекта

Проведение родительского собрания:

- ознакомление с результатами развития детей, с выявленными

проблемами с развитием активной речи – у 76 %, в первую очередь со

звукопроизношением;

- обсуждение путей осуществления совместной работы по воспитанию

звуковой культуры речи у детей

II этап

Организация

работы

над

проектом

1)

анализ педагогами детской библиотеки группы;

2)

ознакомление

родителей

с

программным

перечнем

детской

литературы 2-ой младшей группы:

- русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три

медведя», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и

лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», русская

народная песенка «Динь-дон, загорелся кошкин дом»;

- авторские сказки «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак, «Кто сказал

мяу» В.Сутеев,;

3)

создание родителями кукольных театров по сказкам;

4)

консультация для родителей, оформление наглядной информации

«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

5) подбор педагогами звуковых игр, создание картотеки игр:

звуку:

1)

игра «Поможем Снегурушке звать подружек: аууу», цель: уточнение

артикуляции и произнесения изолированного звука у, упражнение в

произношении звука ув звукоподражаниях (русская народная сказка

«Снегурушка и лиса»);

2)

игра «Тихий ветерок», создание игровой ситуации: «Выгнала лиса

зайку из его избушки. А на улице сильный ветер поднялся: у-у-у

(громкое произнесение взрослого) Холодно зайке. Сделайте ветер

потише: у-у-у (тихое произнесение детей)»,

цель: уточнение

артикуляции и произнесения изолированного звука у, упражнение в

произношении изолированного звука у,

развитие интонационной

выразительности (русская народная сказка «Заюшкина избушка»);

звуки:

игра «Лошадки», создание игровой ситуации: «Мама-мышка просит

помочь спеть колыбельную мышонку, какую песенку ему споют

лошадки?И-и-и-и»,

цель: уточнение артикуляции и произнесения

изолированного звука и, упражнение в произношении изолированного

звука и(«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак, «Кто сказал мяу» В.

Сутеев);

звуко: игра «Зайчик», создание игровой ситуации: «Выгнала лиса зайку

из его избушки. Плачет зайчик: о-о-о (взрослый по очереди передает

зайчика детям) Как плачет зайчик?» (получивший зайчика говорит: о-о-

о, цель: уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука о,

упражнение в произношении изолированного звука о(русская народная

сказка«Заюшкина избушка»);

звукэ: игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой

ситуации: «Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами. Но

козлята осторожными стали дверь не открыли, стали маму звать: мэ-мэ.

Поможем им, чтобы мама услышала», цель: уточнение артикуляции и

произнесения изолированного звука э,

упражнение в произношении

звука эв звукоподражаниях(русская народная сказка«Волк и семеро

козлят»);

звуким, мь:

1)

игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой

ситуации: «Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами.

Но козлята осторожными стали дверь не открыли, стали маму звать:

мэ-мэ. Поможем им, чтобы мама услышала»,

цель: уточнение

артикуляции и произнесения изолированного звука м, упражнение в

произношении звука м в звукоподражаниях (русская народная сказка

«Волк и семеро козлят»);

2)

игра

«Прятки

со

щенком»,

создание

игровой

ситуации:

«Поиграем с щенком, спрячемся от него и скажем мяу. А он будет

искать, кто сказал «мяу»», цель: уточнение артикуляции и произнесения

изолированного звука мь, упражнение в произношении звука мь

в

звукоподражаниях («Кто сказал мяу» В. Сутеев);

звукип, пь:

1)

игра «Колобок», создание игровой ситуации: «Испекла баба колобок,

поставила на окошко остужать. Подуем на колобка, чтобы он

быстрее остыл: п-п-п», цель: уточнение артикуляции и произнесения

изолированного

звука

п,

упражнение

в

произношении

изолированного звука п(русская народная сказка«Колобок»);

2)

игра «Мышка», создание игровой ситуации: «Кошка зовет мышку

репку тащить, а та не бежит. Но вот «мышка вышла из норы и

пищит: пи-пи-пи-пи» Расскажите об этом кошке» (проговаривание

детьми: мышка вышла из норы и пищит: пи-пи-пи-пи»);

цель:

уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука пь,

упражнение в произношении звука пь в звукоподражаниях (русская

народная сказка «Репка»);

звукиб, бь:

1)

игра «Спасем петушка от лисы», создание игровой ситуации: «Ушел

котик на охоту, дверь неплотно закрыл. Ветер подул, стал дверью

хлопать: б-б-б. Петушок не слышит. Покажите, как стучит дверь,

чтобы петушок услышал и дверь закрыл. А то снова лиса его

украдет», упражнение: положить палец под нижнюю губу, делать

движения нижней губы вверх, вниз, произносить звук б,цель:

уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука б,

упражнение

в

произношении

изолированного

звука

б(русская

народная сказка«Кот, петух и лиса»);

2)

игра «Поможем котику догнать лису», создание игровой ситуации:

«Котик не может догнать лису с петушком. Как ему помочь? Сядем

на

машину:би-би-би.

Поможем

котику

догнать

лису»,

цель:

уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука бь,

упражнение в произношении звука бьв звукоподражаниях (русская

народная сказка «Кот, петух и лиса»);

звукит, ть:

1)

игра-имитация

«Молоточки

тук-тук-тук»,

создание

игровой

ситуации «Поможем зверям построить новый теремок», упражнение

на

артикуляцию

звука

т,

упражнение

в

произношении

звукоподражания

тук-тук-тук,цель:

уточнение

артикуляции

и

произнесения изолированного звука т, упражнение в произношении

звука тв звукоподражаниях(русская народная сказка«Теремок»);

2)

игра-имитация

«Маленькие

молоточки

тюк-тюк-тук»,

создание

игровой ситуации «Поможем зверям построить новый теремок»,

упражнение на артикуляцию звука ть, упражнение в произношении

звукоподражания тюк-тюк-тюк,цель:

уточнение артикуляции

и

произнесения изолированного звука ть, упражнение в произношении

звука тьв звукоподражаниях(русская народная сказка«Теремок»);

звукид, дь:

1)

пропевание песенки «Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом»,

создание игровой ситуации: «Дома у кошки пожар, пропоем песенку

«Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом», чтобы разбудить

кошку»,цель:

уточнение

артикуляции

и

произнесения

изолированных звуковд, дь, упражнение в произношении звуковд,дь

в звукоподражаниях ( «Кошкин дом»С.Маршак);

звукик, кь:

1)

пропевание песенки «Вышла курочка гулять», создание игровой

ситуации «Курочка- ряба снесла простые яички, вывела цыпляток и

пошла с ними гулять», упражнениев произнесении звука

к,

упражнение

в

произношении

звукоподражания

ко-ко-ко,цель:

уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука к,

упражнение в произношении звука кв звукоподражаниях(русская

народная сказка«Курочка-ряба»);

2)

создание игровой ситуации «Курочка –ряба зовет цыпляток ко-ко-ко,

а маленькие цыплята отвечают ке-ке-ке», упражнение в

произнесении звука кь, упражнение в произношении

звукоподражания ке-ке-ке, цель: уточнение артикуляции и

произнесения изолированного звука кь, упражнение в

произношении звука кь в звукоподражаниях (русская народная

сказка «Курочка-ряба»);

звукф:

1)

подвижная игра «Раздувайся пузырь», цель: уточнение артикуляции

и

произнесения

изолированного

звука

ф,

упражнение

в

произношении

изолированного

звука

ф(русская

народная

сказка«Соломинка, лапоть, пузырь»);

звукв:

игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой ситуации:

«Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами. Идет и воет

тихонько: в-в-в-в. Козлята его не слышат. Давайте громко повоем как

волк, чтобы козлята услышали и спрятались»,

цель: уточнение

артикуляции и произнесения изолированного звука в, упражнение в

произношении

звука

вв

звукоподражаниях(русская

народная

сказка«Волк и семеро козлят»);

игра

«Кто

как

говорит?»,

цель:

уточнение

артикуляции

и

произнесения изолированного звука з, упражнение в произношении

звуков к, мь, пь, г в звукоподражаниях «кукареку», «ква», «мяу»,

«пи-пи-пи», «гав»;

игра

«Спой

колыбельную?»,

цель:

уточнение

артикуляции

и

произнесения изолированного звука и, упражнение в произношении

звуков к, мь, пь, г, х в звукоподражаниях «ква», «мяу», «пи-пи-пи»,

«га-га», «хрю-хрю»;

игра «Спой песню колобка, как волк (лиса)», цель: развитие речевого

дыхания, интонационной выразительности;

создание игровой ситуации: «Спроси голосом Михайлы Потапыча

(Елизаветы Петровны, Мишутки): Кто ел из моей чашки (кто сидел на

моем стуле, кто спал на моей кровати)?»,

цель: развитие речевого

дыхания, интонационной выразительности

III этап

Практическая

деятельность

по

реализации

проекта

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов:

- показ родителями кукольных спектаклей;

- проведение воспитателями звуковых игр с детьми и родителями

IV этап

Презентация

продукта

проекта

Выставка для детей и родителей группового уголка «Книжкин дом»,

звуковые игры детей и родителей с персонажами кукольных театров.



В раздел образования