Авторы: Малыгина Тамара Сергеевна, Поцепун Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Балахна Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Книжкин дом"
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА П Р О Е К ТА: «КНИЖКИН ДОМ»
ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ: 3-4года
НОМИНАЦИЯ: ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
РЕЧЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
РАЗРАБОТАЛИ
:
Малыгина Тамара Сергеевна,
Поцепун Ольга Викторовна,
воспитатели МБДОУ
«Детский сад № 20», г. Балахна
г. Балахна, 2019 г.
Тема: «Книжкин дом»
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Участники: дети, родители, воспитатели 2 младшей группы.
Продукт проекта: создание группового уголка «Книжкин дом»
Цель: вовлечение родителей в образовательную деятельность по
воспитанию у детей звуковой культуры речи
Задачи:
1.
Мотивировать родителей к участию в детско-родительском проекте
на основе выявленных проблем в развитии детей
2.
Создавать условия для организации совместной деятельности детей
и родителей на основе подготовки и показа кукольных спектаклей по
программным литературным произведениям младшего возраста
3.
В ходе совместной деятельности детей и родителей знакомить
взрослых с методами и приемами, направленными на воспитание
звуковой культуры речи у дошкольников:игровыми упражнениями на
произношении звуков в звукоподражаниях
4.
Упражнять детей в произношении изолированных звуков и в
звукоподражаниях.
Идея проекта:
В современном обществе самой необходимой функцией является общение, и
в этом дошкольный возраст не исключение. Средством общения является речь.
Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи.
Понятие «звуковая культура речи», в первую очередь, включает
формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего
необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики
артикуляционного аппарата.
Работу по воспитанию звуковой культуры речи необходимо начинать с
дошкольного возраста, т.к. систематическая работа в этом направлении
пригодится в дальнейшем для обучения в школе. Проблемы в устной речи
ребенка могут негативно сказаться на формирование письменной речи в школе.
Все недостатки и минусы, которые возникают у дошкольников нужно устранять
сразу, ведь именно в этом возрасте речь еще можно исправить, а главное
нарушения в речи преодолеваются легче и быстрее, чем в другие периоды
взросления. Есть случаи, когда детям не устраняли недостатки в речи в
дошкольном возрасте, ссылаясь на то, что само пройдет, в школе научат. Это
глубокое заблуждение, дети так и остались с речевыми дефектами в речи, и в
школе обучение из-за этого им давалось тяжело.
Анализ развития детей в младшей группе показал, что основные проблемы
на начало учебного года были связаны с развитием активной речи – у 76 %,
наиболее актуальными для младших дошкольников стали трудности со
звукопроизношением. Эта информация была озвучена на 1-м родительском
собрании. Родителям было предложено принять непосредственное участие в
процессе по воспитанию звуковой культуры речи у детей. Начались поиски
путей осуществления совместной работы. В результате было найдено
универсальное средство – детская книга, а точнее, сказочные и литературные
персонажи детских книг. Звуковые игры с ними должны помочь ребенку в
формировании правильного звукопроизношения.
Мы познакомили родителей с программным перечнем детской литературы, в
соответствие с которым взрослые начали создавать разные виды детских
театров. Был создан даже снежный театр по сказке «Колобок». Его персонажей
мы сфотографировали, из их изображений оформили настольный театр.
Родители приходили в группу, разыгрывали спектакль с помощью сказочных
персонажей, масок, а мы предлагали детям и взрослым поиграть с помощью
«веселого язычка» в игры со сказочными персонажами. Эти игры мы оформили
в виде картотеки «Игровые упражнения по сказкам на произношении звуков
в звукоподражаниях»и предлагали родителям для проведения дома в процессе
чтения детских книг.
Итогом проекта стало создание группового уголка «Книжкин дом», в
котором представлены детские книги, созданные родителями кукольные театры
по этим книгам и картотека звуковых игр со сказочными героями.
Этапы проекта «Книжкин дом»
этапы
Содержание деятельности
I этап
Мотивация
к
организации
проекта,
выявление
проблемы
проекта
Проведение родительского собрания:
- ознакомление с результатами развития детей, с выявленными
проблемами с развитием активной речи – у 76 %, в первую очередь со
звукопроизношением;
- обсуждение путей осуществления совместной работы по воспитанию
звуковой культуры речи у детей
II этап
Организация
работы
над
проектом
1)
анализ педагогами детской библиотеки группы;
2)
ознакомление
родителей
с
программным
перечнем
детской
литературы 2-ой младшей группы:
- русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три
медведя», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Снегурушка и
лиса», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят», русская
народная песенка «Динь-дон, загорелся кошкин дом»;
- авторские сказки «Сказка о глупом мышонке» С.Маршак, «Кто сказал
мяу» В.Сутеев,;
3)
создание родителями кукольных театров по сказкам;
4)
консультация для родителей, оформление наглядной информации
«Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»
5) подбор педагогами звуковых игр, создание картотеки игр:
звуку:
1)
игра «Поможем Снегурушке звать подружек: аууу», цель: уточнение
артикуляции и произнесения изолированного звука у, упражнение в
произношении звука ув звукоподражаниях (русская народная сказка
«Снегурушка и лиса»);
2)
игра «Тихий ветерок», создание игровой ситуации: «Выгнала лиса
зайку из его избушки. А на улице сильный ветер поднялся: у-у-у
(громкое произнесение взрослого) Холодно зайке. Сделайте ветер
потише: у-у-у (тихое произнесение детей)»,
цель: уточнение
артикуляции и произнесения изолированного звука у, упражнение в
произношении изолированного звука у,
развитие интонационной
выразительности (русская народная сказка «Заюшкина избушка»);
звуки:
игра «Лошадки», создание игровой ситуации: «Мама-мышка просит
помочь спеть колыбельную мышонку, какую песенку ему споют
лошадки?И-и-и-и»,
цель: уточнение артикуляции и произнесения
изолированного звука и, упражнение в произношении изолированного
звука и(«Сказка о глупом мышонке» С.Маршак, «Кто сказал мяу» В.
Сутеев);
звуко: игра «Зайчик», создание игровой ситуации: «Выгнала лиса зайку
из его избушки. Плачет зайчик: о-о-о (взрослый по очереди передает
зайчика детям) Как плачет зайчик?» (получивший зайчика говорит: о-о-
о, цель: уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука о,
упражнение в произношении изолированного звука о(русская народная
сказка«Заюшкина избушка»);
звукэ: игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой
ситуации: «Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами. Но
козлята осторожными стали дверь не открыли, стали маму звать: мэ-мэ.
Поможем им, чтобы мама услышала», цель: уточнение артикуляции и
произнесения изолированного звука э,
упражнение в произношении
звука эв звукоподражаниях(русская народная сказка«Волк и семеро
козлят»);
звуким, мь:
1)
игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой
ситуации: «Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами.
Но козлята осторожными стали дверь не открыли, стали маму звать:
мэ-мэ. Поможем им, чтобы мама услышала»,
цель: уточнение
артикуляции и произнесения изолированного звука м, упражнение в
произношении звука м в звукоподражаниях (русская народная сказка
«Волк и семеро козлят»);
2)
игра
«Прятки
со
щенком»,
создание
игровой
ситуации:
«Поиграем с щенком, спрячемся от него и скажем мяу. А он будет
искать, кто сказал «мяу»», цель: уточнение артикуляции и произнесения
изолированного звука мь, упражнение в произношении звука мь
в
звукоподражаниях («Кто сказал мяу» В. Сутеев);
звукип, пь:
1)
игра «Колобок», создание игровой ситуации: «Испекла баба колобок,
поставила на окошко остужать. Подуем на колобка, чтобы он
быстрее остыл: п-п-п», цель: уточнение артикуляции и произнесения
изолированного
звука
п,
упражнение
в
произношении
изолированного звука п(русская народная сказка«Колобок»);
2)
игра «Мышка», создание игровой ситуации: «Кошка зовет мышку
репку тащить, а та не бежит. Но вот «мышка вышла из норы и
пищит: пи-пи-пи-пи» Расскажите об этом кошке» (проговаривание
детьми: мышка вышла из норы и пищит: пи-пи-пи-пи»);
цель:
уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука пь,
упражнение в произношении звука пь в звукоподражаниях (русская
народная сказка «Репка»);
звукиб, бь:
1)
игра «Спасем петушка от лисы», создание игровой ситуации: «Ушел
котик на охоту, дверь неплотно закрыл. Ветер подул, стал дверью
хлопать: б-б-б. Петушок не слышит. Покажите, как стучит дверь,
чтобы петушок услышал и дверь закрыл. А то снова лиса его
украдет», упражнение: положить палец под нижнюю губу, делать
движения нижней губы вверх, вниз, произносить звук б,цель:
уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука б,
упражнение
в
произношении
изолированного
звука
б(русская
народная сказка«Кот, петух и лиса»);
2)
игра «Поможем котику догнать лису», создание игровой ситуации:
«Котик не может догнать лису с петушком. Как ему помочь? Сядем
на
машину:би-би-би.
Поможем
котику
догнать
лису»,
цель:
уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука бь,
упражнение в произношении звука бьв звукоподражаниях (русская
народная сказка «Кот, петух и лиса»);
звукит, ть:
1)
игра-имитация
«Молоточки
тук-тук-тук»,
создание
игровой
ситуации «Поможем зверям построить новый теремок», упражнение
на
артикуляцию
звука
т,
упражнение
в
произношении
звукоподражания
тук-тук-тук,цель:
уточнение
артикуляции
и
произнесения изолированного звука т, упражнение в произношении
звука тв звукоподражаниях(русская народная сказка«Теремок»);
2)
игра-имитация
«Маленькие
молоточки
тюк-тюк-тук»,
создание
игровой ситуации «Поможем зверям построить новый теремок»,
упражнение на артикуляцию звука ть, упражнение в произношении
звукоподражания тюк-тюк-тюк,цель:
уточнение артикуляции
и
произнесения изолированного звука ть, упражнение в произношении
звука тьв звукоподражаниях(русская народная сказка«Теремок»);
звукид, дь:
1)
пропевание песенки «Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом»,
создание игровой ситуации: «Дома у кошки пожар, пропоем песенку
«Динь-дон, динь-дон, загорелся кошкин дом», чтобы разбудить
кошку»,цель:
уточнение
артикуляции
и
произнесения
изолированных звуковд, дь, упражнение в произношении звуковд,дь
в звукоподражаниях ( «Кошкин дом»С.Маршак);
звукик, кь:
1)
пропевание песенки «Вышла курочка гулять», создание игровой
ситуации «Курочка- ряба снесла простые яички, вывела цыпляток и
пошла с ними гулять», упражнениев произнесении звука
к,
упражнение
в
произношении
звукоподражания
ко-ко-ко,цель:
уточнение артикуляции и произнесения изолированного звука к,
упражнение в произношении звука кв звукоподражаниях(русская
народная сказка«Курочка-ряба»);
2)
создание игровой ситуации «Курочка –ряба зовет цыпляток ко-ко-ко,
а маленькие цыплята отвечают ке-ке-ке», упражнение в
произнесении звука кь, упражнение в произношении
звукоподражания ке-ке-ке, цель: уточнение артикуляции и
произнесения изолированного звука кь, упражнение в
произношении звука кь в звукоподражаниях (русская народная
сказка «Курочка-ряба»);
звукф:
1)
подвижная игра «Раздувайся пузырь», цель: уточнение артикуляции
и
произнесения
изолированного
звука
ф,
упражнение
в
произношении
изолированного
звука
ф(русская
народная
сказка«Соломинка, лапоть, пузырь»);
звукв:
игра «Поможем козлятам прогнать волка», создание игровой ситуации:
«Выздоровел волк и снова пришел к избушке с козлятами. Идет и воет
тихонько: в-в-в-в. Козлята его не слышат. Давайте громко повоем как
волк, чтобы козлята услышали и спрятались»,
цель: уточнение
артикуляции и произнесения изолированного звука в, упражнение в
произношении
звука
вв
звукоподражаниях(русская
народная
сказка«Волк и семеро козлят»);
игра
«Кто
как
говорит?»,
цель:
уточнение
артикуляции
и
произнесения изолированного звука з, упражнение в произношении
звуков к, мь, пь, г в звукоподражаниях «кукареку», «ква», «мяу»,
«пи-пи-пи», «гав»;
игра
«Спой
колыбельную?»,
цель:
уточнение
артикуляции
и
произнесения изолированного звука и, упражнение в произношении
звуков к, мь, пь, г, х в звукоподражаниях «ква», «мяу», «пи-пи-пи»,
«га-га», «хрю-хрю»;
игра «Спой песню колобка, как волк (лиса)», цель: развитие речевого
дыхания, интонационной выразительности;
создание игровой ситуации: «Спроси голосом Михайлы Потапыча
(Елизаветы Петровны, Мишутки): Кто ел из моей чашки (кто сидел на
моем стуле, кто спал на моей кровати)?»,
цель: развитие речевого
дыхания, интонационной выразительности
III этап
Практическая
деятельность
по
реализации
проекта
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов:
- показ родителями кукольных спектаклей;
- проведение воспитателями звуковых игр с детьми и родителями
IV этап
Презентация
продукта
проекта
Выставка для детей и родителей группового уголка «Книжкин дом»,
звуковые игры детей и родителей с персонажами кукольных театров.