Напоминание

«Математические головоломки как пример развития интеллектуальных способностей детей


Автор: Власова Прасковья Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Таттинский лицей имени А.Е. Мординова
Населённый пункт: с. Ытык-Кюель Таттинский улус РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: «Математические головоломки как пример развития интеллектуальных способностей детей
Раздел: полное образование





Назад




АННОТАЦИЯ

на исследовательскую работу «Математические головоломки как пример

развития интеллектуальных способностей детей (на примере семьи

Боппосовых)»

Актуальность исследования: В исследовательской работе рассмотрены

вопросы

формирования

интеллектуальных

способностей

у

детей

посредством головоломок, созданных семьей Боппосовых. Представлен

теоретической материал о разновидностях головоломок и популярные

способы их решения. Рассмотрена история появления головоломок и

объяснены

причины

популярности

головоломок,

покоривших

умы

миллионов людей во всём мире. Описаны приемы развития моторики рук,

пространственного мышления, воображения, конструктивного мышления,

памяти и т.д. В работе отмечено, что данные головоломки способствуют

развитию у ребёнка не только памяти, мышления, воображения, но и влияют

на

личностные

свойства,

такие

как

усидчивость,

терпение,

целеустремленность, уверенность в себе, уверенность в своих действиях.

Головоломки, созданные семьей Боппосовых рассматриваются не как

обычная игрушка, а как головоломки, открывающие перед ребёнком целый

мир логики, ловкости и аналитического мышления.

Многие подростки свободное время проводят у экранов телевизоров,

компьютеров и электронных приставок.

Совсем забытыми оказались

спокойные настольные игры. А ведь с помощью этих игр развиваются

воображение, логическое мышление, зрительная память, мелкая моторика,

терпение. Также это возможность проводить творчески свободное время на

переменах, после уроков и надолго решить проблему семейного досуга с

пользой для всех, к тому же настольные игры можно изготовить самим из

подручных материалов.

Проблема исследования: большинство детей и подростков, да и

взрослые тоже слишком увлечены играми и т.д. на телефонах и компьютерах,

что негативно влияет на их здоровье.

1

Объектом исследования являются головоломки, созданные дедушкой.

Предметом исследования является решение головоломок как способ

интеллектуального развития без использования электронных гаджетов.

Гипотеза исследования: головоломки могут стать достойной заменой

гаджетов для подростков, если представить различные виды головоломок и

их поэтапное решение как пример.

Играя в головоломки можно стать более внимательным, научится

мыслить ясно и четко, суметь в нужный момент сконцентрироваться на сути

проблемы.

Цель исследования: рассмотреть и изучить разные виды головоломок,

заинтересовать решением головоломок, созданных семьей Боппосовых

(дедушкины головоломки).

Задачи исследования:

- изучить понятие, виды и особенности головоломок;

- изучить головоломки, созданные дедушкой;

- апробировать систему логических игр, способствующих развитию

логического мышления как структуры взаимосвязанных компонентов;

- изучить влияние игр-головоломок на развитие логического мышления

на примере семьи Боппосовых.

Методы исследования:

- теоретические: изучение литературы, поиск в сети Интернет;

- практические: опрос учащихся, решение головоломок.

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило,

требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Во-

первых,

само

слово

«головоломка».

Откуда

оно

взялось?

Слово

«головоломка» произошло от старого французского слова «Puzzle», что

означает

смутить

или

поставить

в

тупик.

Таким

образом,

слово

«головоломка» сегодня описывает несколько современных игр и задач,

предназначенных, в той или иной степени, чтобы сбить с толку или запутать

игрока(ов).

2

Существует огромное количество головоломок различного вида и какой-

либо общепринятой классификации нет, поэтому наше разделение будет

условно, но поможет нам сориентироваться в мире головоломок.

Устные головоломки. Это головоломки, условие которых может быть

передано в устной речи без привлечения каких-либо дополнительных

предметов. К ним можно отнести: загадки, шарады, парадоксы, игру данетки.

Головоломки с предметами.

Это головоломки, в которых активно

используются обычные бытовые предметы: головоломки со спичками,

монетами, карточные головоломки.

Механические головоломки. Этот вид головоломок –самый любимый

семьей

Боппосовых,

и

поэтому

именно

его

решили

представить

в

приложении подробнее всего. Механические головоломки – это класс

головоломок, которые специально были изготовлены как головоломки. Это

всевозможные проволочные головоломки, головоломки типа Кубика Рубика,

пазлы, пентамино и др.

Еще одним отдельным видом можно выделить печатные головоломки.

Это те головоломки, для которых необходима бумага и карандаш. Они могут

быть напечатаны или нарисованы. К таким головоломкам относятся, самые

разнообразные

кроссворды,

ребусы,

головоломка

какуро,

японские

кроссворды, различные геометрические и математические головоломки и

многие другие.

1. Танграм. Первая игра-головоломка. Появившаяся в Китае более 4000

лет назад. Из семи разных частей одного квадрата нужно составлять

разнообразные фигуры. Известно около семи тысяч различных комбинаций.

Правила этой игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все

семь частей; при этом они не должны перекрываться. Суть этой игры не

только и не столько в собирании первоначальной фигуры – из разрезанных

кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей,

животных,

предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т.д. Способствует

развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции,

3

наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета,

величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

2. Ребусы.

Это способ изображения слова с помощью рисунков.

Отдельная часть слова шифруется рисунком предмета, имеющего похожее

написание или произношение. Правила чтения ребусов не сложны: просто

нужно отгадать зашифрованное слово.

Ребусы – не только забава для читателей журналов и газет. В языках с

иероглифической

письменностью,

по

принципу

ребуса

записываются

иностранные имена и названия предметов.

Слово «ребус» латинского происхождения и обозначает оно «при

помощи вещей». Ребусами называют загадочные картинки, которые состоят

из изображений различных предметов. Если прочесть названия этих

предметов в соответствии с определёнными несложными правилами,

получается зашифрованная ребусом фраза. Сложность ребуса в том, чтобы

правильно отгадать названия всех нарисованных предметов.

Ребусы зародились в давние времена. В Средние века ребусы были

составной частью геральдики. Очень часто нарисованные на гербе предметы,

если их названия произнести одно за другим, образовывали фамилию.

Так, на гербе основателя Ордена иезуитов, Игнатия Лойолы, были

изображены два волка и чайник. Произнесённые вместе, эти два слова давали

фамилию обладателя герба.

Принцип, положенный в основу ребусов – запись слов и даже фраз с

помощью рисунков, многократно использовался и используется. Например,

мы каждый день видим на улице те или иные дорожные знаки, которые с

помощью простого рисунка пиктограммы сообщают нам, в каком месте на

пешеходный переход, где проезд транспорта запрещён, и какая максимальная

скорость на данном участке дороги. Есть языки, которые используют

картинки в качестве письменности. Например, в китайском языке каждый

иероглиф – это картинка, изображающая слово. Конечно, картинка совсем не

реалистичная, но зато её можно быстро нарисовать, всего несколькими

4

движениями кисти. Некоторые слова записываются в виде двух-трёх

иероглифов.

3. Головоломки со спичками. Решение логических задач со спичками –

прекрасный способ с пользой провести свободное время, тренируя при этом

свою логику и смекалку. Из спичек можно составить всевозможные

прямоугольные

фигуры,

превращая

одну

фигуру

в

другую,

путем

перекладывания спичек; даже теоремы можно доказывать используя спички.

Головоломки со спичками известны очень давно, первые из них появились

около 3 тысяч лет назад в Китае, задолго до появления самих спичек и

являются одной из самых распространённых категорий головоломок с

небольшими

предметами.

Тогда

уже

существовали

геометрические

упражнения с фигурами, составленными из бамбуковых палочек одинакового

размера. Однако до наших дней дошли лишь немногие из древних задач.

Некоторая популярность вернулась к задачам со спичками в конце XIX

века – тогда это было популярным развлечением. В это время вышла книга

шведского педагога Софуса Тромгольта «Игры со спичками. Задачи и

развлечения», которая вскоре была переведена на русский язык и издана в

1907 году. Эта книга практически полностью охватывала все виды задач, игр,

фокусов и развлечений со спичками. Однако, большая часть условий задач

была сформулирована некорректно, было много небезопасных заданий с

поджиганием

спичек,

а

также

банальных

арифметических

задач

на

вычисление. Сейчас сборника С. Тромгольта нет даже в центральных

библиотеках

крупных

городов,

эта

книга

стала

библиографической

редкостью, недоступной современному читателю.

В 1926 и 1939 годах вышли две небольшие брошюры Я.И. Перельмана,

где

содержались

некоторые

задачи

со

спичками,

связанные

с

геометрическими фигурами. Также были изданы книги Е.И. Игнатьева «В

царстве

смекалки»

(1908),

Я.И.

Перельмана

«Веселые

задачи.

101

головоломка

для

юных

математиков»

(1916),

Б.А.

Кордемского

«Математическая смекалка» (1950) и другие, в которых имелось по одной

главе задач со спичками. В некоторых книгах зарубежных авторов тоже

5

встречаются подобные задачи, к примеру, у американца Ч.Б. Таунсенда, где в

аналогичных задачах спички заменены карандашами, гвоздями, сигаретами,

зубочистками и т. д. Сейчас книги Я.И. Перельмана и Б.А. Кордемского

переизданы, также можно встретить «спичечные» задачи в современных

сборниках.

В наше время есть очень много разных головоломок. Но, наш дедушка

Владимир Трофимович Боппосов, сделал головоломки своими руками в 1993

году, когда еще головоломки не были так широко распространены. И сейчас

мы, внуки с гордостью и с удовольствием разгадываем их всей семьей.

Деревянная головоломка.

Эти деревянные головоломки сделаны из брусков своими руками. Задача

головоломки – разобрать и собрать все его детали в исходную фигуру. Эти

головоломки представляют собой деревянный узел. Состоит из 3, 4, 5, 7

деревянных брусочков, зацепленных друг за друга. Деревянная головоломка

– это многофункциональный тренажер, стимулирующий одновременно

логику, пространственное мышление и мелкую моторику рук.

Металлическая головоломка.

Эти головоломки сделаны из подручных средств – металлических

проволок, гвоздей, веревок и т.д. Металлическая головоломка развивает

внимательность, мышление, смекалку и мелкую моторику рук. Проволочные

головоломки представляют собой две или более деталей из изогнутой

проволоки, которые переплетаются друг с другом. Для решения необходимо

расцепить детали, а затем соединить их вновь.

Шахматная доска.

В этой игре дедушка специально соорудил стол с ящиками и вместо

шахматных фигур сделал лесных зверей, чтоб заинтересовать детей.

Практическая часть исследовательской работы.

Участвовали на улусном фестивале «Тааттаҕа Өркөн Өйү сайыннарыы».

Проводили с братьями конкурс головоломок «Өркөн өй».

Игра «Металлическая головоломка».

6

Цель игры: развивать умственные способности детей, познавательных

процессов восприятия, памяти, внимания и воображения.

Описание игры: Проволочные головоломки представляют собой две или

более изогнутые проволоки, которые переплетаются друг с другом.

Участники за 10 минут должны расцепить детали, а затем соединить из

вновь. В течение этого времени игрок должен расцепить наибольшее

количество проволок, за каждую – выставляется балл.

Игра «Деревянная головоломка».

Цель игры: развитие логики, образного мышления, сообразительности,

мелкой моторики рук.

Описание игры: сборка и разборка определенной конструкции из

составных частей. Она состоит из нескольких деревянных брусков, которые

необходимо сложить в единую конструкцию, а затем разобрать ее по частям.

Игра «Шахматная доска».

Цель игры: развитие логики, образного мышления, сообразительности.

Описание игры: участники игры должны на время собирать шахматную

доску из многоугольных фигур, из которых нужно сложить квадрат. Каждая

фигура игры должна складываться из многоугольных частей и при этом они

не должны перекрываться.

Проведен опрос среди участников конкурса «Өркөн өй». (Результаты

опроса отражены в диаграммах). Всего участников опроса: 19.

7

По результатом опроса всем понравились головоломки. Металлическая

головоломка оказалось самой трудной среди участников. По мнению

участников головоломка развивает мышление, логику и ум. После игры

большинство участников, выбрали головоломки, чем игры в смартфоне.

Выводы

Проведя исследовательскую работу, узнали историю происхождения

головоломок, их виды, а также познакомились с большим количеством

головоломок, задач и научились их решать. А также заинтересовались

дедушкиными головоломками, приняли участие в проведении игры «Өркөн

өй» и провели анкетирование среди участников игры.

Таким

образом,

можно

смело

констатировать,

что

нужно

чаще

заниматься решением занимательных задач и головоломок.

При выполнении исследовательской работы понадобились не только те

знания, которые имеются, но и необходима работа с дополнительной

литературой.

Играя в головоломки можно стать более внимательным, научиться

мыслить ясно и четко, суметь в нужный момент сконцентрироваться на сути

проблемы.

В процессе работы над исследованием, рассмотрели лишь малую часть

замечательных головоломок, которые придумали математики разных времён.

Занимательные

задачи-головоломки

‒ это надежное,

проверенное

временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи

развивают разум также, как занятия физкультурой развивают тело. Эти

задачи существовали и приносили пользу и радость людям во все века.

Материалы

этой

научно-исследовательской

работы

могут

быть

использованы на уроках математики, наглядной геометрии, конструирования

и в свободное время для общения с друзьями.

8



В раздел образования