Напоминание

"Речевое развитие"


Автор: Сысолятина Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО КШИ "ЕКК" ДОУ № 565
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи в ДОУ 565 Екатеринбург

Воспитатель Сысолятина С.Е.

В нашем ДОУ большое значение уделяется развитию речи детей. Речь – это

особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными

процессами ,памятью ,мышлением, воображением, эмоциями. Все эти

процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном

возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «

Развитие речи». Основная цель формирование устной речи и

навыков речевого общения с окружающими на основе овладения

литературным языком своего народа.

Задачи речевого развития:

овладение речью, как средством общения;

развитие связной речи, развитие речевого творчества;

знакомство с художественной литературой;

формирование звуковой аналитико –синтетической активности.

Средства развития речи:

общение взрослых и детей;

культурная языковая среда;

обучение родной речи на занятиях;

художественная литература;

изобразительное искусство, музыка, театр;

занятия по другим разделам Программы.

Методы развития речи:

Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности-

наблюдение в природе ,экскурсии; опосредованное наблюдение-

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и

игрушкам);

Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений,

заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без

опоры на наглядный материал);

Практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации,

инсценировки, пластические этюды, хороводные игры).

Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника

являются:

ТРИЗ ( Теория Решения Изобретательских Задач) ;

логоритмика (речевые упражнения с движениями);

сочинительство;

сказкотерапия (сочинение детьми сказок );

экспериментирование;

пальчиковая гимнастика;

артикуляционная гимнастика;

мнемотехника (искусство запоминания);

синквей (нерифмованное стихотворение из 5 строк).

Развитие речи в ДОУ тесно связано с той средой, где пребывает ребенок.

Во всех группах есть речевые уголки, которые оборудованы с учетом

безопасности, возраста и разнообразия.

Речевые уголки

В группах сформированы книжные уголки, в которых целесообразно

размещена литература в соответствии с возрастом детей.

Книжные уголки

Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Ребята

учатся бережному обращению с книгами, дети в подготовительной группе

уже сами читают .

Библиотека на ковре

Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную

гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на

расширение и активизацию словаря детей

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики

Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и

театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок,

создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и

показа театральных постановок.

Театрализация

В нашем ДОУ проходят регулярно конкурсы чтецов по разной тематике,

дети с удовольствием учат стихи, придумывают атрибуты и артистично

выступают.

Конкурсы чтецов

Дети очень любят играть в сюжетно - ролевые игры,в нашем ДОУ созданы

все условия для этого. Между речью и игрой существует двусторонняя связь.

С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой

стороны – сама игра развивается под влиянием развития речи.

Сюжетно – ролевые игры

Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому

развитию воспитанников ,интерактивные доски и наглядный материал.

Занятия по развитию речи интегрированные и в игровой форме, что

способствует большому желанию детей в них учавствовать.

Занятия по развитию речи

В нашем ДОУ проходят занятия по логоритмике, где ребята под музыку

разучивают разные потешки, проговаривая ,исполняя различные потешки,

занятия проходят весело и интересно.

Логоритмика

Большую роль для развития речи играют различные наблюдения , это и на

прогулке, и в группе и на экскурсиях.

Наблюдения

Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации,беседы,

оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется

взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольника.

Консультации и беседы для родителей

Результаты деятельности по речевому развитию

Результаты деятельности по речевому развитию

В результате проделанной работы педагогов, у дошкольников наблюдается положительная

динамика речевого развития. Сравнительный анализ полученных данных диагностики показал,

что произошли существенные изменения.

2016 - 2017

2017 - 2018

2018 - 2019

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

Результаты деятельности по речевому развитию



В раздел образования