Автор: Сысолятина Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СО КШИ "ЕКК" ДОУ № 565
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевое развитие"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи в ДОУ 565 Екатеринбург
Воспитатель Сысолятина С.Е.
В нашем ДОУ большое значение уделяется развитию речи детей. Речь – это
особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными
процессами ,памятью ,мышлением, воображением, эмоциями. Все эти
процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном
возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «
Развитие речи». Основная цель формирование устной речи и
навыков речевого общения с окружающими на основе овладения
литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
овладение речью, как средством общения;
развитие связной речи, развитие речевого творчества;
знакомство с художественной литературой;
формирование звуковой аналитико –синтетической активности.
Средства развития речи:
общение взрослых и детей;
культурная языковая среда;
обучение родной речи на занятиях;
художественная литература;
изобразительное искусство, музыка, театр;
занятия по другим разделам Программы.
Методы развития речи:
Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности-
наблюдение в природе ,экскурсии; опосредованное наблюдение-
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по картинам и
игрушкам);
Словесные (чтение и рассказывание художественных произведений,
заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без
опоры на наглядный материал);
Практические (дидактические игры и упражнения, игры-драматизации,
инсценировки, пластические этюды, хороводные игры).
Приоритетными технологиями речевого развития дошкольника
являются:
ТРИЗ ( Теория Решения Изобретательских Задач) ;
логоритмика (речевые упражнения с движениями);
сочинительство;
сказкотерапия (сочинение детьми сказок );
экспериментирование;
пальчиковая гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
мнемотехника (искусство запоминания);
синквей (нерифмованное стихотворение из 5 строк).
Развитие речи в ДОУ тесно связано с той средой, где пребывает ребенок.
Во всех группах есть речевые уголки, которые оборудованы с учетом
безопасности, возраста и разнообразия.
Речевые уголки
В группах сформированы книжные уголки, в которых целесообразно
размещена литература в соответствии с возрастом детей.
Книжные уголки
Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Ребята
учатся бережному обращению с книгами, дети в подготовительной группе
уже сами читают .
Библиотека на ковре
Педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную
гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на
расширение и активизацию словаря детей
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики
Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах игровой и
театрализованной зоны, подобраны атрибуты и маски для постановок сказок,
создан кукольный театр. В группах имеются ширмы для обыгрывания и
показа театральных постановок.
Театрализация
В нашем ДОУ проходят регулярно конкурсы чтецов по разной тематике,
дети с удовольствием учат стихи, придумывают атрибуты и артистично
выступают.
Конкурсы чтецов
Дети очень любят играть в сюжетно - ролевые игры,в нашем ДОУ созданы
все условия для этого. Между речью и игрой существует двусторонняя связь.
С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой
стороны – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Сюжетно – ролевые игры
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому
развитию воспитанников ,интерактивные доски и наглядный материал.
Занятия по развитию речи интегрированные и в игровой форме, что
способствует большому желанию детей в них учавствовать.
Занятия по развитию речи
В нашем ДОУ проходят занятия по логоритмике, где ребята под музыку
разучивают разные потешки, проговаривая ,исполняя различные потешки,
занятия проходят весело и интересно.
Логоритмика
Большую роль для развития речи играют различные наблюдения , это и на
прогулке, и в группе и на экскурсиях.
Наблюдения
Педагоги планируют индивидуальные и групповые консультации,беседы,
оформляется наглядная информация в родительском уголке. Организуется
взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольника.
Консультации и беседы для родителей
Результаты деятельности по речевому развитию
Результаты деятельности по речевому развитию
В результате проделанной работы педагогов, у дошкольников наблюдается положительная
динамика речевого развития. Сравнительный анализ полученных данных диагностики показал,
что произошли существенные изменения.
2016 - 2017
2017 - 2018
2018 - 2019
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
Результаты деятельности по речевому развитию