Напоминание

Дыхательная гимнастика как средство развития речи


Автор: Макаева Вера Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР" Пашинский"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дыхательная гимнастика как средство развития речи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система

- это энергетическая база для речевой системы.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает

условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения

плавности речи и интонационной выразительности.

У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:

- Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это

часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких,

стеснительных.

- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате

этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на

первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого

он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова

(мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

-Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

- Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле

слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и

ненапряженная артикуляция.

Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного

голоса.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь

воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,

надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через

нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он

ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

Дыхательные упражнения делятся на:

- игры вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки,

мельницы, предметы на воде…);

- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку,

легкие шарики…);

- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные

пузыри…);

- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);

- упражнения с проговариванием звуков.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания,

необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют

ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо

ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно

чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить

помещение, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина

или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел

хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не

стесняет движения.

4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не

напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка

положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует

формированию практических умений.

Дыхательная гимнастика для детей

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его

представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе

медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем –

медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через

рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и

наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду.

Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как

будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» -

максимально выдыхает ртом.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки

широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр»,

максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через

каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и

выдыхает воздух.

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские

развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы

дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков,

выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в

свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Полезные игры

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на

столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик,

чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после

чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки» - маленькие комочки ваты иди бумаги. Попросить

ребенка устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить

ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее,

чтобы она вращалась.

Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него,

чтобы он плыл.



В раздел образования